Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "А" (часть 46, Апо - Апр)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "А" (часть 46, Апо - Апр)

Предыдущая страница Следующая страница

Апосатурний

- см. Апогей.

Апосафранин

- см. Сафранин и Феназины.

Апосиопезис

(греч. - т. е. умолчание, у римлян reticentia) - так в поэзии и риторике называется остановка в середине предложения, когда известная часть мысли остается недосказанной и слушатель сам должен ее угадать. Известный случай А. встречается в "Энеиде" Вергилия: "Quos ego!" (1, 139).

Апосорбиновая кислота

- см. Сорбин.

Апоспория

- устранение спор из цикла развития организма. А. встречается у некоторых папоротников, причем на листьях их вместо спор развиваются непосредственно заростки.

Апостазиэи

(Apostasieae R. Br.) - небольшое, близкое к орхидным семейство однодольных растений с мелкими пазушными цветками и длинными узкими листьями. Сюда относится всего два рода, свойственные Индийскому архипелагу и Японским островам: Ароstasia Blum. и Neuwiedia Blum.

Апостат

(греч.), т. е. отщепенец - так называли преимущественно вероотступников, отсюда апостазия - вероотступничество; взятое в этом смысле слово "А." - позорное. (см. Ренегат). Во время гонений на христианство вероотступники делились на sacrificati - приносившие в доказательство своего возвращения из христианства в язычество жертву языческим богам, traditores, - выдававшие гонителям книги Священного Писания, thurificati - воскурявшие фимиам перед богами и статуею императора, libellatici - получавшие от языческих властей ложные свидетельства (libella) о жертвоприношении, acta facientes - когда отпадение их было только констатировано протоколом. За вероотступничество церковь налагала различные наказания. В древние времена вероотступников навсегда отлучали от церкви или подвергали продолжительному публичному покаянию. Позднее церковные власти лишали вероотступников имений и всего имущества, ссылали их и нередко казнили. - Апостазией называют также переход из одной христианской религии в другую. Переходы из римской церкви в протестантскую наказывались сожжением, и до сих пор для таких апостатов существуют различные светские наказания. Ср. "Gothofred, Paratition zu Cod. Theodos. XVI, 7. Binghami Ovig. eccies" (vol. VII, p. 268 etc.).

Апостема

(Apostema) - см. Hарыв.

Апостериори

(A posteriori) - см. Априори (A priori).

Апостиль

(новолат.) - дополнение к документу, требующее для своей действительности тех же законных порядков, что и главный документ. Вообще же А. - примечание на полях книги.

Апостол Даниил Павлович

Статья большая, находится на отдельной странице.

Апостол Христов

Апостол (греч. посланник) - так назывались 12 лиц, избранных И. Христом для распространения Его учения. Они были постоянными спутниками и учениками И. Х. и после его смерти стали во главе христианских общин. Имена их, по Ев. Матфея (X, 2), - Симон, Петр, Андрей, Иаков (сын Зеведея), Иоанн, Филипп, Варфоломей, Фома, Матвей, Иаков (сын Алфея), Леввей, прозванный Фаддеем (по Ев. Луки, вм. него Иуда Иаковлев), Симон Зилот и Иуда Искариот. Самостоятельная деятельность этих апостолов начинается со дня сошествия на них Св. Духа; первоначально она была сосредоточена в Иерусалиме, а потом апостолы стали распространять христианство и среди язычников. Возникшие в церкви разногласия по поводу иудеохристиан и христиан из язычников были прекращены на апостольском соборе в Иерусалиме. Сведения о деятельности апостолов до 64 г. находятся в книге "Деяний Апост.". Дальнейшая судьба А. мало известна: ап. Павел претерпел мученическую смерть в Риме, равно как и апостол Петр; ап. Иаков, по преданию, был епископом Иерусалимским; ап. Иоанн, по единогласному преданию малоазийской церкви, действовал в Ефесе, ап. Филипп в Гиерополе. Предания о дальнейшей деятельности других апостолов имеют меньшую степень достоверности. Католическая церковь имеет особый праздник "разделения апостолов" для проповеди Евангелия разным народам (festum divisionis apostolorum), 15 июля. Название "апостол" присвояется еще другим 70 ученикам И. Христа (Лук. X, 1). Называют также апостолами и позднейших проповедников христианства - Бонифация и Ансгария. Как в церкви православной, так и католической установлены в честь апостолов праздники, первые начала которых восходят к отдаленной христианской древности. В церкви православной в воспоминание апостолов установлен особый пост, начинающийся с понедельника после Недели всех Святых и продолжающийся до 29 июня (праздн. Петра и Павла). Изображения апостолов, особенно Петра и Павла, занимают видное место в древних памятниках хр. искусства. Фаррар, "Первые дни христианства" (СПб., 188 8); его же, "Жизнь и труды св. ап. Павла" (СПб., 1887 г.).

Апостол, богослужебная книга

- богослужебная книга греко-российской церкви, содержащая в себе деяния и послания апостольские с разделением их на зачала и главы и предназначенная для чтения в церкви при богослужении; в ней находится указатель апост. чтений, приуроченных к дням церковного года, и другие необходимые сведения. Определенный порядок церковных чтений из Деяний и Посланий ап. сложился не ранее VII в. Ср.: "Историческое обозрение богослуж. книг греко-росс. церкви" (Киев, 1836); прот. К. Т. Никольский, "Обозрение богослуж. книг по отношению их к церковному уставу" (СПб., 1856).

Апостол, по всей вероятности, должен был войти в переводные славянские книги уже на первых порах при Кирилле и Мефодии, но, подобно Евангелию, из А. начали сперва делать выдержки, и сборники таких выдержек назывались праксапостолами. Только потом стали пополняться тексты и, подобно тетраевангелиям, появились целые Апостольские деяния. Самыми древними и поэтому самыми важными в лингвистическом отношении памятниками этого рода служат следующие целые или отрывочные памятники: Охридский А., вывезенный В. И. Григоровичем из Охриды; большая часть его написана кирилловским, маленький же отрывок глаголическим письмом. Теперь он хранится в Румянцевском музее и состоит из 111 листов в четвертку. Текст его очень неполон; глаголическая часть напечатана Шафариком, кирилловская - Срезневским в "Древних памятниках юсового письма". Там же охарактеризован и язык рукописи. Слепченская книга апостольских чтений: 6 листов этой книги вывезены Григоровичем из Слепченского монастыря и находятся в Румянцевском музее; остальная, гораздо большая часть в 140 листов принадлежала Шафарику, после его смерти досталась Верковичу и хранится теперь в Белграде. Рукопись писана в четвертку крупным уставом на греческом палимпсесте, двумя почерками. Часть из Румянцевского музея издана Срезневским в "Памятниках юсового письма". Македонский, или Струшицкий, А. писан позже предыдущих, вероятно в начале XIII в., состоит из 83 листов, которые сначала принадлежали Шафарику, а потом попали в Чешский музей в Праге. Памятник этот описан Срезневским в "Сведениях и заметках о малоизвестных и неизвестных памятниках" и там же напечатан его отрывок. Замечательно, что и тут, как и в Охридском А., заметны следы глаголицы, так же как и там вперемежку с кириллицей. Четыре листка Мануиловской книги апостольских чтений, вероятно XIII в., описаны у Срезневского в "Памятниках юсового письма". К этому же времени относятся три памятника, где апостольские чтения перемешаны с евангельскими - это так называемое Белградское и два Хлудовских Апостоло-Евангелия. На границе XIII и XIV в. стоит один Хлудовский А., помеченный 35 и несколько маленьких отрывков. Русские списки А. не восходят далее XIII в.; самым древним надо считать текст в списке Синодальной библиотеки 1220 г.; здесь находится и толкование на некоторые послания. Памятник этот описан Буслаевым в "Материалах", Горским и Невоструевым в их "Описании рукописей Синодальной библиотеки" и Воскресенским в его "Исследовании об Апостоле". Из XIV в. более замечательны: 1307 г. список Синодальной библиотеки, описанный Горским и Невоструевым, а также Воскресенским, написанный Диомидом для псковского Пантелеймоновского монастыря. В послесловии этого памятника встречаются места, напоминающие "Слово о полку Игореве". К этому же времени относится А. Синодальной библиотеки, написанный между 1309 и 1312 г. в Новгороде Максимом Станимиром. Уже в этих списках, равным образом как и в двух Типографских апостолах XIV в., замечается новая редакция, отличная от древней. Вообще, в XIV в. тексты начинают расходиться и, по мнению Воскресенского, составляют 3 различные редакции: первая редакция - первоначальная; ко второй принадлежат апостолы: Толстовский Имп. Публичной библиотеки и Чудовский, приписываемый св. Алексею. К третьей - принадлежит Геннадиевский список Библии; к югославянским спискам XIII и XIV в. относятся следующие списки сербской редакция: Загребский - глаголический, изданный Ягичем в "Rad jugos lav. Akad."; Шитатовацкий, изд. Миклошичем в Вене, 1853, написанный Дамианом в городе Ждрело по очень древней редакции, и, кроме того, несколько более поздних и менее важных списков, хранящихся в Белграде и в Императорской Публичной библиотеке. Здесь же надо заметить, что в основанной при Иоанне Грозном в 1553 г. первой типографии под управлением Ивана Федорова и Петра Тимофеева была напечатана первая печатная в России книга - Апостол, в 1564 году.

Апостол, род апелляции

(Apostoli) - так называлась прежде апелляционная просьба, по которой спорное дело решалось в высшей инстанции.

Апостолики

или апостольские братья - общее наименование различных христианских сект, протестовавших против омирщения церкви и проповедовавших возвращение к апостольской простоте. В III и IV стол. А., называемые также апотактиками, появились во многих местах Малой Азии, но скоро были уничтожены; они проповедовали, что спасения не достигнут те, кто обладает собственностью и живет в браке. В XII стол. так называлась часть кафаров (см. это сл.) на Нижнем Рейне. В XIII стол. многочисленная секта А. появилась в Италии. Жерард Сегарелли Пармский, бывший францисканец, отказался от своих имений и в 1260 г., как нищенствующий апостол, в сопровождении своих единомышленников, братьев и сестер, отправился странствовать и проповедовать раскаяние в грехах. В 1280 г. Сегарелли был схвачен, в 1286 г. освобожден, но изгнан из Пармской епархии, в 1286 г. Гонорий IV приказал уничтожить все общины, существующие без папского разрешения. Давление со стороны пап возбудило энергию А., и они открыто и громко стали указывать на недостатки омирщенной католической церкви и, руководясь апокалиптическими образами, предсказывали погибель папству. Сегарелли был снова схвачен в 1294 г. и, несмотря на свое отречение, сожжен в 1300 г. Во главе партии стал Дольчино, незаконный сын священника из Новары и его подруги Маргариты. В своих пророческих посланиях он предсказывал начало нового периода мира с 1303 г. Первый период обнимает время Ветхого Завета, второй начинается с И. Христа, третий с папы Сильвестра и императора Константина, с четвертым кончается мир, и потому он предлагал отказаться от всех благ земных и возвратиться к апостольской простой жизни, брак заменить духовным союзом мужа и жены, на место внешних предписаний и обычаев поставить свободный дух любви. Против инквизиции Дольчино допускал ложь и силу оружия; в 1304 г. с дружиной в тысячу человек он предпринял смелый набег на Верхнюю Италию, но, укрепившись на горе Цебелло, был окружен войском епископа Верчельского, изнемогал от голода и в 1307 г. с замечательным спокойствием + на костре. А. существовали в Ломбардии и Южной Франции до 1368 г. См. Кроне, "Fra Dolcino und die Patarener" (Лейпциг, 1844 г.).

Апостолическая камера

(camera apostolica) - B папской области так называлось учреждение, ведавшее папские финансы и входившее в состав папской курии.

Апостолическая канцелярия

(cancellaria apostolica) - одно из учреждений папской курии; заведует изготовлением папских булл, состоит под руководством кардинала-вице-канцлера; папские грамоты (breve) изготовляются в другом учреждении - secretaria brevium.

Апостолическое величество

- титул королей Венгрии, данный папой Сильвестром II (999-1003) в 1000 г. Стефану Святому (см. это сл.) - первому христианскому королю Венгрии. В 1758 г. папа Климент XIII возобновил этот титул для королевского дома Австро-Венгрии.

Апостолы, род

Фамилия Апостол молдавского происхождения. Павел Апостол, из молдавских бояр, поселился в Малороссии при гетмане Богдане Хмельницком. Был полковником миргородским и гетманом малороссийским, + 1668 г. Потомки его занимали разные должности в Малороссии. Последним генеральным хорунжим был Данило Петрович Апостол (в 1762 г.). Его жена была племянницею гр. Разумовских, одна из сестер Данилы Петровича была замужем за генерал-майором Матвеем Артамоновичем Муравьевым, сыну которого, Ивану Матвеевичу, дозволено именоваться (императором Александром I) Муравьевым-Апостолом. С кончиною сына Данилы Петровича, Михаила, умершего холостым, род А. в мужской линии пресекся.

Апостолы, секта

- приверженцы предопределения среди меннонитов.

Апостольские деяния или акты

Кроме канонических, имеются тоже и апокрифические Ап. деяния, вообще сходные с апокрифическими евангелиями. О них обширные сведения находим в статье свящ. И. Смирнова "Апокрифические сказания о Божьей Матери" ("Православное обозрение", 1873). Апокрифы эти главным образом занимаются историей жизни Богородицы после Вознесения Господня. В русской литературе извлечения из этих писаний пересказываются в разных популярно-исторических и нравоучительных произведениях, напр. в проповедях, прологах, синаксарях, в Четьих Минеях митрополита Макария, особенно же в Четьих Минеях святителя Дмитрия Ростовского, потом в известной книге "Жизнь Пресвятыя Девы Богородицы из книг Четьи-Миней", изданной Авдот. Глинкою (5 изд., Москва, 1857 г.), в разных учебных руководствах по священной истории, в песнопениях на праздник Успения Богородицы, сочиненных в VIII в. Космой Маюмским и Иоанном Дамаскином и в др. литературно-богословских сочинениях. Из этих апокрифов в статье об отреченных книгах в сборнике соловецком XVII в. упоминаются следующие: "Петрово-житие в пустыни 52 лета и нахождение Петрово по Вознесении Господни; что Христа отрочатем продавал и архистатиха Михаила крести и что рыбы по суху ходили". Кроме того, Тихонравов в "Памятниках отреченной русской литературы" упоминает "Павлово деяние, лжею складено", "Учение Климентово".

Апостольские деяния, книга

- пятая книга новозаветного канона, составленная сотрудником ап. Павла св. Лукою. В ней рассказывается о деятельности апостолов, особенно Петра и Павла; излагаются сведения об истории церкви Христовой от Вознесения Спасителя на небо до утверждения христианства сперва в Иерусалиме, потом в Антиохии и Риме. Некоторые из протестантских ученых проводят в своих сочинениях одностороннюю мысль, будто составитель книги имел целью оправдать идею апостола Павла о проповедании христианства язычникам без Моисеева закона и что этою целью определяется как выбор, так и изложение содержания книги. Полагают, что намек на эту идею заключается в словах, обращенных Спасителем к Своим ученикам при вознесении Его на небо: "и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли". Точно так же чудесные речи апостолов на разных языках в день Пятидесятницы истолковывают в смысле символического указания на универсальное назначение христианства. Между тем как вражда иудеев против христиан все более и более возрастает и, несмотря на вдохновенные речи и чудеса апостолов, наконец достигает крайних пределов в кровавых преследованиях, подготовляется постепенно освободительная (от Моисеева закона) миссия язычников посредством мученической кончины архидиакона Стефана, проповеди Евангелия в Самарии и на берегах Средиземного моря, обращения язычника-евнуха ап. Филиппом и Корнилия сотника ап. Петром, главным же образом, посредством обращения Павла на пути в Дамаск и его присоединения к Варнаве в Антиохии, где обращенные в христианство язычники впервые стали называться христианами; так что наконец на апостольском соборе в Иерусалиме было признано как апостолами, так и всею иерусалимскою общиною право язычников на вступление в христианство без обрезания. Отсюда начинается в Деяниях апостольских описание миссионерских путешествий ап. Павла до конца его деятельности в Риме, т. е. до лета 64 г. - времени Неронова гонения на христиан. Историческая достоверность книги Деяний ап. не подлежит сомнению; она написана очевидцем рассказываемых событий, тем же самым лицом, которому принадлежит третье Евангелие. Время и место написания не определены с точностью; первое приурочивают к 60 годам I века, второе - к Македонии, Эфесу или Риму. Литература. Шнекенбиргер, "Ueber den Zweck der Apostelgeschichte" (Берл., 1841); Целлер, "Die А." (Штутг., 1854), Лекебуш, "Die Komposition und Entstehung der А. " (Гота, 1854); Овербек в 4 изд. де Ветте, "Kurze Erkl ä rung der A." (Лейпциг, 1870).

Апостольские мужи

- так назыв. непосредственные ученики апостолов, оставившие после себя сочинения; таковы: Варнава, Климент Римский, Игнатий Антиохийский (Богоносец), Поликарп Смирнский, Папий Гиеропольский и Георгий. Дошедшие до нас отрывки из сочинения Папия, ученика ап. Иоанна, несомненно подлинны; сочинения же остальных А. мужей критика подвергает большему или меньшему сомнению. Послание Варнавы некоторые приписывают другому автору; из сочинений Климента Римского признают подлинным только его первое послание к коринфянам. Сочинение Гермия "Пастырь" приписывают не тому автору, о котором говорит ап. Павел к Римл. (XVI, 14). Оспаривают также послание Поликарпа Смирнского к финикийцам и послания Игнатия Антиохийского. Напротив, некоторые из патрологов защищают их подлинность. Как бы то ни было, во всяком случае сочинения эти имеют большую важность для древнейшей истории христианства. Лучшие издания - Котелье (два тома, Париж, 1672, и Амстердам, 1724), Якобсона (2-е изд., в 2-х т., Оксф., 1840); Гефеле (Тюб., 1839; 6-е изд. под ред. Функа, 1878); Гильгенфельда, "Novum Testamentum extra ca n onem receptum" (2-е изд., Лейпц., 1876); Дросселя (2-е изд., Лейл., 1863); Гебгарта, Гарнака и Цана "Patrum apostolorum opera" (т. 1-3, Лейпц., 1875-1877; 2-е изд., ч. 1, 1877-1878; сокращ. изд. 1877). Ср. Гильгенфельд, "Die apostolischen V ä ter" (Галле, 1853). Писания мужей апост. в русском переводе прот. Преображенского (Москва, 1762); архиеп. Филарета, "Историч. учение об отцах церкви" (2-е изд., СПб., 1882); "О 1-м Посл. к Коринфянам" соч. А. Приселкова (СПб., 1888).

Апостольские обходы

Или, точнее, "Апостольстии обходы, что приходили к граду, обретоша человека орюща волы и просиша хлеба, он же иде в град хлеба ради; апостоли же без него взоравше ниву и насеявше и прииде с хлебы и обрете пшеницу зрелу". Множество подобных рассказов обращается в русском народе уже с XI в. По мнению Порфирьева, предания эти обязаны своим происхождением еретическим проповедникам и писателями. Апокриф "Апостольские обходы" с приведением его заглавия в полной форме упоминается в статье об отреченных книгах, находящейся в одном из Соловецких сборников XVII в. Об этом писал тоже Афанасьев в сочинения "Народные русские легенды".

Апостольские постановления

Апостольские постановления (Λιαταγαί των αγιων αποστόλων) и Правила (κανόνες) - начертание церковных правил и установлений в форме апостольских предписаний. Сюда относятся постановления, касающиеся взаимоотношений между разными званиями, прав и обязанностей лиц духовных, их избрания и посвящения, церковных праздников, постов, молитв, порядка и содержания богослужения; здесь изложены также правила и обряды крещения и евхаристии, постановления о катехуменате, вдовах, сиротах и мучениках, о домашней жизни мужчин, женщин и девственниц. Все эти постановления восходят своими корнями к древнейшим преданиям церкви; но с течением времени под влиянием местных обычаев отдельных церквей они были значительно изменены и расширены. Известный под именем "Constitutiones apostolicae" сборник приписывается Клименту Римскому и состоит из восьми книг. Критика различает в его составе три отдельные сборника, из которых первый обнимает собою первые шесть книг, второй - седьмую, третий - восьмую, дошедшую до нас в неисправном тексте. Подобные сборники известны также и на языках коптском, эфиопском и сирийском. Новой науке удалось определить первоначальные составные части сборника, и она признала, что зерно его восходит к тому отдаленному времени, когда еще не были строго разграничены и определены названия епископов и пресвитеров, и явилось первоначально в самой Азии около половины II века. Первая составная часть сборника (1-6 кн.) явилась в конце III в.; но позднее была несколько переработана. Окончательную редакцию рассматриваемого греческого сборника, в его настоящем виде, относят к V в. Нечто подобное произошло и с апостольскими правилами ("Canones apostolicae"), содержанием которых служат краткие указания церковных порядков. Основа их имеет очень древнее происхождение, но многие частности добавлены были впоследствии. В конце V-го или в начале VI в. они были переведены Дионисием Малым с греческого на латинский язык и дополнены африканскими канонами и распоряжениями римских епископов. Сборник этот положен в основу действующего канонического права римской церкви. Греческая церковь к 50-ти правилам, принятым римскою церковью, присоединяет еще 36, так что число всех апостольских правил простирается здесь до 85, которые и утверждены на соборе Трулльском (692 г.). Иной счет правил в древних церквах - александрийской, сирской и абиссинской. Литература: Дрей, "Untersuchungen ü ber die Konstitutionen und Kanones der Apostel" (Тюб., 1832); Бунзен, "Hippolitus und seine Zeit" (немец. изд., 2 т., Лейпц., 1852-1853); Бикель, "Geschichte des Kirchenrechts" (1843); Краббе, "Ueber den Urspr. u. d. Inhalt der apost. Konstit." (Гамб., 1829). По вопросу об интерполяции сборника ср. Тюб, "Theol. Quartalschrift" (1880, стр. 378); Брюкнер, " Ü eber die Zusammensetzung d. Liturgie in 8 Buche d. apost. Konsul." (Studien u. Kritik. 1883, 1; ср. там же замечания Клейнерта); прот. Благоразумов, "Постановления апостольские" ("Правосл. обозр.", 1862, т. VII-VIII); Заозерский, "Об источн. права Православной церкви" ("Приб. к Твор. св. о.", 1889, I); новое же изд. греч. "Постановлений А." де Лягарда (Лейпц., 1862); "Постановления А." в русском переводе И. Н. (Казань, 1864); текст и изъяснение правил апостольских в "Опыте курса церковного законоведения" арх. Иоанна (т. 1, СПб., 1851 г.).

Апостольский

- общее название всего, что идет непосредственно от апостолов или удерживает апостольский характер. Так, православно-кафолическая церковь называется апостольскою (Ecclesia apostoica) в том и другом смысле. Апостольское предание (см. Предание) - т. е. идущее от апостолов; апостольские послания Нового Завета (14 посланий апостола Павла и так наз. соборные послания); в достоверности посланий к римлянам, коринфянам и галатам никогда не было сомнений (за исключением неосновательной критики Бруно Бауера). Послания ап. Павла, за исключением посланий к Тимофею и Титу, во II-м веке, были собраны гностиком Маркионом и изданы в очень искаженном виде под названием "Апостоликон ".

Апостольский собор - собрание апостолов в Иерусалиме в 51 или 52 г. ("Деяния апостолов" XV); поводом к созванию его служил поднятый вопрос о том, возможно ли принятие в христианство язычников без еврейского обрезания. На этом соборе было безусловно признано право свободной языческой миссии, о чем свидетельствует также и ап. Павел (Галат. II). - Апостольские общины - так назывались христианские общины, основанные непосредственно самими апостолами; из них самые обширные и влиятельные: в Иерусалиме, в Антиохии, Эфесе, Коринфе, Риме и Константинополе.

Апостольский символ

- древнейший из трех вселенских, т. е. принятых всею христианской церковью, символов или исповеданий веры. По одному древнему преданию, восходящему по крайней мере к IV веку, символ этот составлен самими апостолами в Иерусалиме, при чем каждый из апостолов внес в него свою долю. Но уже начиная с XV в. стали высказываться сомнения относительно личного составления его самими апостолами. Тем не менее, основа его несомненно очень древняя. Предполагают, что он имеет генетическую связь с крещальным исповеданием веры, очень древним по своему происхождению. Позднее внесены в него некоторые добавления, так что последняя редакция его, по мнению некоторых, относится к V в. На Западе символ этот употреблялся при крещении. Лютер сократил его. В церкви греческой он был постепенно вытеснен из богослужебной практики символом никейским. Литература: Каспари, "Ungedruckte unbeachtete und venig beachtete Quellen zur Geschichte des Taufsymbols und der Glaub e nsregel" (3 т., Христиания, 1866-75); его же, "Alte und neue Quellen zur Geschichte des Taufsymbols und der Glaubensregel" (Христиания, 1879); А. Ган, "Bibliothek der Symbole und Glaubensregel der alten Kirche" (2 изд., Бресл., 1877); Кравуцкий, "Das apos t ol. Glaubensbekenntniss" (1872); Вигье, "Lе symbole des ap ô tres (1864); Никола, "Le symb. des apô tres" (1867); И. Чельцов, "Древние формы символа веры" (СПб., 1869).

Апостроф

(греч.) - знак ('), ставящийся вместо выпущенной гласной в начале, середине или в конце слова или же при слиянии двух слов; в немецком языке, напр.: "wie's ist, h ä tt'ich"; иногда же этот знак означает родительный падеж в словах, кончающихся на s, напр. "Demosthenes' Reden".

Апострофа

(ботан.). - Хлорофилловые зерна, смотря по условиям освещения, занимают различное положение в клетке. При умеренном освещении хлорофилловые зерна находятся на верхней и нижней поверхности клеток, плашмя к свету. Такое положение их носит название эпистрофы. При слишком ярком свете, а также в темноте хлорофилловые зерна переползают на боковые стенки клетки, переходят в положение А.

Апострофа

(греч.), или метабазис, т. е. перестановка - первоначально это было техническим выражением аттического судебного языка и означало тот момент, когда оратор отвертывался от судьи и обращался с речью к подсудимому. Вообще же как риторический прием А. значит обращение к отсутствующему или к предметам неодушевленным и отвлеченным, как будто к живым.

Апотактики

- см. Апостолики.

Апотеций

- плодовое тело диокомицетов (см.) и гимнокарпических лишаев (см.).

Апотома

- слово, употребляемое некоторыми математиками для означения разности между двумя несоизмеримыми величинами, напр. (√2) - 1. В геометрии это слово имеет то же значение: так, разность между диагональю квадрата и его стороною есть апотома.

Апофегмата

(греч.) - краткие остроумные изречения, сборники которых являются у нас уже в XVII в. в переводе с польского языка. В польской литературе уже в XVI веке явились "Apophegmata albo Przipowieść i przipadie, s których si ę moze wi ele rzeczy przestrzecz", изд. 1562 г. Другой такой же сборник, Витковского, относится к началу XVII века, третий, послуживший образцом русскому, написан Бенятом Будным и издан в начале XVII стол. п. з. "Kr ótkich a w ę zlowatych powie ś ci, które po grecku zowi ą Apophegmate ksi ąg czworo". Их русский рукописный перевод XVII в. тоже представляет четыре книги, из которых первая заключает в себе изречения философов, вторая - царей и полководцев, третья - лакедемонян, четвертая - честных женщин; изложение их анекдотично, так как каждое поучение или изречение мотивировано коротеньким рассказом. В 1711 г. рукопись была напечатана п. з. "Кратких, витиеватых и нравоучительных повестей книги три. В них же положены различные вопросы и ответы, жития и поступки, пословицы и беседования различных философов древних. Переведены с польского на словенский язык. Повелением же Царского величества напечатаны в Москве лета Господня 1711 в марте". Второе издание было 1716 г., М., дальнейшие: СПб., 1723, 1745, 1763, 1765, 1781. Во всех этих печатных изданиях только три книги, между тем как в рукописи четыре.

Апофема

- длина перпендикуляра, опущенного из центра правильного многоугольника на одну из его сторон; апофема равна радиусу вписанного в данный многоугольник круга. А. также называли наклонную сторону конуса.

Апофеоз

(греч.) - обоготворение или возвеличение человека в божество. У греков это часто случалось в древние времена героического периода. Лиц, выдающихся своими подвигами, называли героями (полубогами) и после их смерти им приносили жертвы и устраивали празднества. Обыкновенно, подобные же почести устраивали предводителю или основателю колоний, причем собирались все жители возникшего на этом месте города. После Пелопонесской войны стали преклоняться перед военачальниками и вождями и им даже при жизни воздавали божеские почести. Так, в греческих государствах М. Азии в честь лакедемонского вождя Лизандра устроили празднества и приносили жертвы. Подобные же почести устраивались эллинами и варварами в честь Александра Великого, называвшего себя сыном Зевеса. Эта безнравственность, возникшая на Востоке, нашла себе последователей и в самой Греции среди т. н. диадохов; так, в Афинах в 307 г. Димитрий Полиоркет и его отец Антигон названы "спасителями", "божествами" и в честь их назначены особые жрецы. У римлян А. или, как они называли, Consecratio, встречается впервые при Юлии Цезаре, не считая мифического периода (Ромул, прославленный как Quirinus, необоготворенный человек, а вернее, бог, по сказанию обратившийся в человека). Юлию Цезарю еще при жизни оказывали божеские почести, а после смерти сенат решил причислить его имя "Divus Julius" к бессмертным богам. То же было сделано для Августа и для других императоров; почитание же их при жизни как богов совершалось только в провинции, но не в Риме.

Апофиз

(греч.) - так называют концевые части у длинных костей. В раннем возрасте эти концевые части отделяются от средней части кости или тела ее (диафиз) хрящевыми пластинками, и тогда они называются эпифизами, а после окостенения этих пластинок и слияния эпифизов с диафизом они получают название апофиз.

Апофиза

- вздутая часть стебелька (seta) спорогония у лиственных мхов, которая образует шейку коробочки (у Splanchnum, Politrichuin и др.).

Апофизы

- разветвления жил или штоков изверженных горных пород (напр. гранитов, базальтов) или руд, вообще боковые ветви всяких трещин в горной породе, заполненных минеральными веществом (см. Жилы).

Апофиллит

или ихтиофтальм (т. е. рыбий глаз, названный так вследствие перламутрового блеска на базальной плоскости) - минерал из группы цеолитов. Кристаллы А. представляют как бы кристаллы квадратной системы, состоящие из призмы и пирамиды, но оказываются состоящими из многих неделимых одноклиномерной системы. Длиннопризматические или таблитчатые, бесцветные, водянисто-прозрачные кристаллы, также белые ("альбин"), желтоватые, розовые, бурые, полупрозрачные; твердость лежит между плавиковым шпатом и апатитом; уд. в. = 2,8 - 2,46. По химическому составу это водный силикат, состоящий из кремнезема, извести, воды, с небольшою примесью калия и фтора. По опытам Велера, порошок А. растворяется в воде при температуре в 180° - 190° и давлении в 10-12 атмосфер; при охлаждении снова кристаллизуется. Красивые друзы А. встречаются в пустотах вулканических пород, напр. на Исландии, на Ферерских островах, в Богемии, долине Фасса в Тироле, в Шотландии; также в Ост-Индии, в рудных жилах Андреасберга и т. д.

Апохинен

- см. Хинидин.

Апохинин

- С 19 Н 22N2 О 2 + 2Н 2 О - получается при нагревании хинина (см.) с соляной кислотой уд. веса 1,125 до 140-150°:

C20H24N2O2 + НСl = C 19H22N2O2 + СН 3 Сl

и выделяется из разведенного раствора при действии аммиака; для очищения обесцвечивается в уксуснокислом растворе животным углем и вновь осаждается аммиаком. А. представляет аморфное, белое, с горьким вкусом и щелочной реакцией вещество, легко растворимое в эфире, хлороформе и воде, а в свежеосажденном состоянии - также в растворах аммиака и щелочей. Плавится при 160°.

Вл. Долголенко.

Апохлороз

- утрата окраски организмом, для которого характерно присутствие красящих веществ.

Апохлоротические расы

- такие расы организмов, которые отличаются от нормальных утратою окраски.

Апоцинеи

(Apocineae R. Br.) - семейство из подкласса сростнолепестных растений. Относящиеся сюда деревья, кустарники и многолетние травянистые растения содержат обыкновенно горький и едкий млечный сок, вредный для здоровья. Листья простые и цельнокрайние, супротивные или мутовчатые, без прилистников; цветки редко одиночные в пазухах листьев (Vinca, барвинок), обыкновенно в метелках или ложных зонтиках, обоеполые, правильные; чашечка пятизубчатая или пятираздельная, венчик сростнолепестный, с воронкообразною трубочкою, на отгибе которой имеется нередко мохнатый или бахромчатый придаточный венчик. Пять свободных тычинок чередуются с лопастями венчика и прикреплены к его трубочке. Между венчиком и завязью имеется более или менее развитый железистый диск. Завязь верхняя, двугнездная, с одним, реже двумя столбиками, многосемянная; плод - раскрывающаяся коробочка, ягода или костянка. Около 900 видов этого семейства распространены по всему земному шару.

Апоцинум

(Apocynum L.) - род из семейства Apocyneae. Листья цельные и цельнокрайние, цветы мелкие, окрашенные, венчик колокольчатый, в зеве с пятью острыми зубчиками или лопастями, тычинки очень короткие, с стреловидными пыльниками, цветоложе с пятью медовыми железками, завязь из двух плодолистиков с общим головчатым рыльцем, плод двойная коробочка, набитая мелкими семенами, снабженными на верхушке пучком волосков. Род этот богат более или менее ядовитым млечным соком. Много видов свойственны Северной Америке, некоторые встречаются в Азии, один только вид, A. venetum L., в Европе у Адриатического моря и в Восточной России. Этот вид (вероятно, и другие) известен на Востоке под названием кендырь и служит в Центральной Азии для приготовления очень тонкой и прочной ткани. Длина стебля кендыря доходит на берегах озера Балхаша до четырех и более аршин. Волокна кендыря употребляются киргизами только на выделку веревок, весьма прочных. Приходя на зимовки глубокою осенью, киргизы находят растение уже вполне созревшим. Кендырь обминают как коноплю; волокно легко отстает от древесины, т. к. растение собирается позднею осенью, даже зимою из-под снега. Из пуда добывается от 3-5 фунт. волокна. Опыты тканья с кендырем удались очень хорошо. Кендырь отлично принимает беление, имеет блестящий, шелковистый вид и может быть отлично применен к приготовлению тканей. Мясистый корень кахетинского A. Juventus Lour. возвращает, по мнению туземных врачей, молодость, если его употреблять долгое время.

Апоцинхен

- см. Цинхен.

Аппалачи

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аппалачи

- индейские племена, населявшие Флориду и Луизиану южнее племен алконкин и ирокезов, живущих на В. от Миссисипи. Они распадались по языку на три семейства: катауба, чероки (чирокезы) и чоктау-мускоги. К последним принадлежали: крики, шикасау, семинолы, утчи, остатки натчезов, алибамы и др. Они поклонялись солнцу и считали его престолом храбрых. Собственно аппалачами звали племя, жившее во Флориде при Аппалачской бухте и погибшее после долгой борьбы с испанцами и англичанами, в 1726 г.

Аппалачикола

- приморская гавань североамерик. штата Флориды и главное местечко графства Франклин; лежит на высоком берегу при устье р. А. До междоусобной войны здесь велась значительная торговля (преимущественно бумагопрядильными изделиями), впоследствии прекратившаяся. В 1860 г. жителей насчитывалось 1904, в 1870 году - всего 1129 человек.

Аппалачикола

- река Сев. Америки, занимающая вместе с притоками бассейн в 52600 кв. км. Она берет начало на границах Флориды и Георгии, образуясь из слияния р. Чаттагучи и р. Флинт, протекает пространство в 160 км, впадает в залив Св. Георгия вблизи береговых островов Св. Винцента и Св. Георгия, отсюда идет на В. в Аппалачскую бухту у полуострова Флориды, на С.В. Мексиканского залива. Чаттагучи, главный приток р. А., протекает 880 км, берет начало на северной границе Флориды, вблизи источников Саванны и Теннесси, и составляет отчасти границу между Георгией и Алабамой; река же Флинт вытекает из середины Георгии.

Аппарат для запаривания корма

Запаривание корма - прием, как известно, имеющий большое значение в хозяйстве, - можно производить без всяких дорогостоящих аппаратов. Это делается следующим образом: из самых дешевых досок изготовляется ящик в 3 1/2 аршина длины, 1 1/2 аршина ширины, 6 или 7 четвертей глубины, с дощатым дном, который закапывается в землю так, чтобы его верхние края выходили из земли на 1 вершок. В этот ящик накладывают корм, подлежащий запариванию, - напр. ухоботье, пластами в 4 вершка толщиною, слегка утаптывают, поливают рассолом (1 ф. соли на ведро воды) в количестве до трех ведер на каждый пласт и таким образом продолжают накладывать и солить каждый пласт, пока ящик окажется совершенно полным; тогда его прикрывают слегка соломой, накрывают дощатой крышкой и дают постоять четыре дня. В эти четыре дня сложенный и посоленный корм сильно согревается, и вредные для скота колючки и другие неудобоваримые части корма делаются совершенно мягкими, и скот охотно поедает их; при этом корме, как сообщается в "Землед. газете", животными охотнее поедается и солома, а если каждый посоленный пласт посыпать ржаною мукою (не более 10 ф. на весь ящик), то корм получает хлебный запах и вкус и скот поедает все с жадностью.

Аппарат, понятие

Аппарат (лат.) - совокупность приборов и приспособлений, служащих для выполнения какой-нибудь работы, сооружения или для применения науки к практическим целям; так, говорят о хирургических, химических, фармацевтических А. и т. д. Аппарат водолазный - см. Водолаз.

Аппаратная шерсть

- см. Кардная шерсть.

Аппарель

- отлогая насыпь для ввоза орудий на барбеты или валганги (см. это сл.) в крепостях и полевых укреплениях.

Аппассионато

(Appassionato, итал.) - в музыке значит страстно, живо.

Аппель

(франц. Appell) - кавалерийский сигнал, подаваемый на трубе, для сбора отдельных всадников. При фехтовании же А. означает легкое наступление, с выдвинутой ногой, показывающее при обучении, что ученик сохраняет равновесие; в настоящей же борьбе это прием, употребляемый, чтобы вызвать противника на неправильные движения.

Аппель Поль-Эмиль

(Paul-Emile Appell) - французский математик, автор лучшего современного курса теоретической механики: "M é canique rationnelle" (в трех томах; т. I, 1885, т. II, 1897, т. III, 1901), род. в 1855 г., в Страсбурге. 1873 г. поступил в Нормальную высшую школу; в 1876 г. получил степень доктора математических наук, защитив диссертацию: "Sur les propri étés des coubiques gauches et le mouvement hé licoпdal d un corps solide". С 1885 г. получил кафедру профессора рациональной механики а la Facult é des sciences de Paris. Из ряда многочисленных написанных им сочинений и мемуаров, мемуар: "Sur les int é grales des fonctions а multiplicateur et leurs applications au d éveloppement des fonctions abè liennes en series trigonometriques", написанный в 1889 г., по представлению Вейерштрасса был увенчан премией короля Швеции Оскара II.

Д. Б.

Аппельрот Владимир Германович

(1865-97) - педагог и филолог, брат Германа Г. А.; образование получил на историко-филологическом факультете Моск. унив., в котором был приват-доцентом по кафедре теории и истории искусства. Совместно с А. В. Адольфом издавал журнал "Филологическое Обозрение", в котором поместил ряд статей и рецензий. Главные труды А.: переводы (в стихах) трагедий Эсхила "Семь против Фив" (М., 1887), "Прикованный Прометей" (М., 1888) и "Персы" (М., 1888); перевод (в стихах) трагедии Еврипида "Гераклиды" (М., 1890); "Аристотель. Об искусстве поэзии" (греческий текст с переводом и объяснениями, Москва, 1893); "Употребление времен и наклонений в греческом языке" (М., 1889); "Краткий синтаксис греческого языка" (М., 1893, 2-е изд.), "Этимология греческого языка" (вместе с Н. Сперанским, М., 1893, 2-е изд.); "Великие греческие ваятели IV в. до Р. Х. т. I. Пракситель" (М., 1893, магист. диссертация).

Аппельрот Г. Я.

- педагог-писатель конца пятидесятых годов, ратовавший за новые сравнительно с институтскими начала женского образования и о развитии в народе грамотности. Статьи его об этих вопросах помещались в "Отечеств. записках" (1858), "Русской беседе" (1857) и т. д.

Аппельрот Герман Германович

- математик и механик, брат Владимира Г. А.; род. в 1866 г. По окончании курса на физико-математическом факультете Московского университета был оставлен при нем по кафедре прикладной математики. До 1895 г. занимался преподаванием математики и физики в различных среднеучебных заведениях, состоя в то же время приват-доцентом Моск. унив. В 1895 г. приглашен в Московский сельскохозяйственный институт для чтения лекций по теоретической механике сначала в качестве адъюнкт-профессора, а потом профессора. Главнейшие труды: "Некоторые теоремы о потенциале" ("Математич. Сборник", т. XIV, 1889); "Некоторые приложения теоремы, подобной теореме Грина, к уравнениям равновесия упругого изотропного тела" ("Труды Отделения Ф. Н. Общ. Люб. Естествознания, Антропол. и Этнографии", 1890); "Задача о движении тяжелого твердого тела около неподвижной точки" (М., 1893, "Унив. Известия", магистерская дисс.); "Основная форма системы алгебраических дифференциальных уравнений" ("Математич. Сборы.", т. XXIII, 1902).

Аппендикс

(Appendix, лат.) - прибавление, приложение; аппендикула - прибавочка; аппендиции или пертиненции - см. это сл.; аппендицировать - прибавлять, добавлять.

Аппендикуларии

(Appendicularia s. Copelatae) - подвижные хвостатые оболочники (Tunicata), напоминающие собой личинку прочих оболочников (см.). Тело одето студенистым чехлом и состоит из туловища и хвоста. Последний содержит хорду, 10 пар метамерно расположенных мышечных клеток и нервную цепочку, коей число узлов более числа метамер. В туловище лежит ганглий, от которого берет начало спинной нерв, переходящий в описанную цепочку, а над ганглием отоцист. За ртом следует жаберная часть (pharynx), сообщающаяся с наружной средой одной парой жаберных щелей и снабженная эндостилем; затем следует пищевод, желудок и задняя кишка, открывающаяся на брюшной стороне впереди корня хвоста. Под кишкой лежит сердце, а в задней части туловища 2 семенника и 1 яичник, причем последний не имеет яйцевода, и яйца выходят через прорыв наружу. Роды Appendicularia (Oikopleura), Fntillaria, Kowalevskia. Последний без сердца, эндостиля и задней кишки.

В. М. Ш.

Аппендицит

- см. Червеобразный отросток.

Аппенцель, кантон

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аппенцель, местечко

- главное местечко швейцарского полукантона А. Иннерроден, лежит в открытой долине Зиттера на высоте 781 м, служит сборным пунктом для народного собрания и местопребыванием кантонального правления; жителей, преимущественно католиков, 4302 чел. (1880). К достопримечательностям местечка относятся: главная церковь полукантона, старинное здание ратуши и архив с древними рукописями, знаменами и т. п. Кроме того, здесь существуют два монастыря, мужской и женский, и больница. Торговля состоит из местных полотняных и бумагопрядильных изделий. Главные курорты, где бывает много посетителей, - Гонтен, Гайс и Вейсбад.

Аппер Бенжамен

(Benjamin-Nicolas-Marie) - известный филантропический писатель, род. в Париже 10 сент. 1797 г., получил воспитание в Императорском рисовальном училище, с 1816 г. посвятил себя введению методов взаимного обучения; первые попытки были им сделаны в Северном департаменте, затем, очень успешно, - при больничных и полковых школах. В 1818 г. его вызвали в Париж и поручили устроить "Нормальную школу для офицеров и унтер-офицеров". В 1820 г. А. устроил школу в военной тюрьме Монтегю и преподавал в ней бесплатно до 1822 г., когда был обвинен за содействие побегу двух заключенных по процессу Сомюра и посажен в тюрьму Ла-Форс. По освобождении в 1825 г. А. отправился путешествовать по Франции с целью осмотреть тюрьмы, школы и другие благотворительные учреждения. В это время он основал "Journal des prisons", от 1826-30 г. В 1846 г. А. отправился за границу, где осматривал бельгийские тюрьмы и в 1847 г. - прусские. После Февр. революции он с тою же целью был в Саксонии, Баварии и Австрии. Свои наблюдения он написал в "Voyage en Belgique" (2 т., Брюсс., 1846), "Voyage en Prusse" (Берл., 1847) и "Hambourg, ses prisons et ses hospices" (Гамб., 1850). На немец. яз. "Die Gef ängnisse Spitäler und s. v. Oesterreic h, Bayern, Preussen, Sachsen, Belgien" (3 т., Вена 1851-52 г.), "Ueber Vohlth ä tigkeits und Strafanstalten" (Лейпц., 1853 г.), где он высказался ярым противником одиночного заключения; "Die Geheimnisse des Verbrechens, der Verbrecher und des Gefangnisslebens" (2 т., Лейпц., 1851 г.); "Guter Rat an meine armen Freunde, die Gefangenen" (Берл., 1850); "Ratschl äge für Direktoren, Geistliche und Aerzten von Gefä ngnissen" (Гамбург, 1851 г.). Кроме того, сочинения A.: "Dix ans à la cour du roi Louis-Philippe" (3 т., Берл., 1846) и "Voyage dans les Principaut é s Danubiennes" (Майнц, 1854 г.).

Аппер Франсуа

- изобрел способ сохранять съестные припасы; изучал кулинарное искусство при дворе герцога цвейбрюккенского Христиана IV (+ 1775), 16 лет состоял кондитером в Париже и владетелем имения в его окрестностях, в Масси.

Апперовы консервы

Аппер рекомендует для сохранения мясных и растительных припасов положить приготовленные припасы в белые жестянки, герметически закрыть их и кипятить в соленой воде от 1/2 часа до 4 ч., смотря по величине жестянки, и, нагрев несколько более 100° Ц., оставить их в таком виде сохраняться. Этот способ был изобретен Франсуа Аппером в 1804 г.; в 1809 г. он представил его в Общество поощрения искусств в Париже, где для исследования назначили особую комиссию. Произведенные опыты доказали, что в течение 8 месяцев прекрасно сохранились: мясо с подливкой, крепкий бульон, молоко, зеленый горошек, бобы, вишни, абрикосы. Французское правительство назначило изобретателю 12000 фр. в награду с условием, чтобы он подробно разработал и напечатал свой метод. В 1810 г. вышло сочинение: "L'art de conserver toutes les substances animales et v égé tales" (5 изд., Париж, 1834). Многие пробовали несколько изменить прием Аппера, между прочим, Джонес, вставлявший в жестянки металлические трубки, соединяя их с безвоздушным пространством, куда вытягивается воздух из жестянок, пока они кипят; преимущество этого способа в том, что можно меньше кипятить мясо, отчего оно вкуснее; но при меньшем кипении консервы сохраняются хуже, и потому польза приема Джонеса очень сомнительна. Дальнейшие опыты показали преимущества консервов Аппера, очень распространенных в морских путешествиях и даже в домашнем хозяйстве, где особенно много употребляют мясные консервы. Прием А. основывается на уничтожении зародышей гниения, бактерий и т. п. организмов. До тех пор думали, что кислород спертого воздуха причинял порчу консервов, а что продолжительное кипение и влияние органического вещества обращали его в угольную кислоту - воззрение неправильное. Долгое кипение необходимо для уничтожения бактерий, и потому чем больше масса сохраняемых веществ, тем дольше их следует кипятить.

Аппетит

Словом аппетит выражают сильную степень голода или чувство приятности, вызываемое некоторыми веществами; в последнем случае А. - прихоть, направленная для удовлетворения вкусовых нервов. Обыкновенно эта прихоть является уже после насыщения, напр. после больших обедов, после жирного и сладкого, является желание съесть что-нибудь очень острое, кислое, соленое или горькое. Эта прихоть объясняется физиологической потребностью и может быть очень полезна, вызывая выделение желудочного сока и тем способствуя пищеварению, конечно, только в тех случаях, когда желудок совсем здоров, в противных случаях острые вещества могут причинить только вред. Вообще прихоти больных (и беременных) редко основываются на физиологической потребности; часто даже болезни нервной системы вызывают сильный аппетит без всякой физиологической потребности.

Отсутствие А. - явление очень частое. Почти все болезни влекут за собой уменьшение А. или полное его отсутствие, отчасти потому, что болезнь захватывает пищеварительные органы, или, если органы не затронуты, единственно от влияния нервной системы. Душевные волнения, как горе, страх, испуг, гнев и т. п., отнимают аппетит. Иногда болезни желудка не влияют на А. и бывают случаи, когда при сильных страданиях желудка А. прекрасный, и наоборот, легкие заболевания пищеварительных органов уничтожают А. Вообще по состоянию А. нельзя определять болезни желудка. Если желудок испорчен тяжелой пищей или ее излишком, то нельзя доверяться являющимся прихотям и тем еще больше раздражать больные органы; в данном случае можно рекомендовать строгую диету. Если же долгое время продолжается отсутствие А., то лучше обратиться к врачу, чтобы по возможности определить причину расстройства и узнать, насколько можно прибегать к возбудительным средствам. Укрепительных желудочных средств не существует; рекомендуемые обыкновенно средства способны только слегка возбудить деятельность желудка, по химическому составу приближаясь к составу желудочного сока.

Аппиан Александрийский

- жил при Траяне, Адриане и Антонине Пие; был сперва адвокатом в Риме, потом получил высокую государственную должность в Египте и написал по-гречески историю Рима, начиная с древних времен и кончая современной ему эпохой, где он этнографически описывает историю различных стран до их присоединения к Римской империи; всего им составлено 24 книги. Он пользовался для своего сочинения прекрасными источниками, которые, к сожалению, иногда неверно передавал. Слог у него безыскусственный, но подчас сухой. Сохранилась всего половина его книг. Старейшие издания К. и Р. Стефана (Пар., 1551 г.) и Г. Стефана (Пар., 1557 г.) содержат не все оставшиеся его произведения. Первое критическое издание составлено Швейгейзером (3 т., Лейпц., 1785), второе издание с прибавлением статей, найденных Маем в Дидо "Bibliotheca scriptorum Graecorum" (5 т., Париж, 1840); Беккера (2 т., Лейпц., 1842-43; карманное изд. Лейпц., 1853) и лучшее Мендельсона (1 т., Лейпц., 1879 г.). Немецкие переводы Диллениуса (3 т., Штутгарт, 1828) и Цейса (2 т., Лейпциг, 1 837-38). Ср. Ганнак, "A. und seine Quellen" (Вена, 1869 г.).

Аппиани Андреа

- "живописец граций"; род. в Милане 23 мая 1754 г., изучал произведения великих художников в Парме, Болонье и Флоренции, но в особенности повлияли на него художники того времени: Батони, Альбертолли и Менгс. Он посещал Рим три раза, чтобы изучить тайну рафаэлевской живописи альфреско, и скоро превзошел в этом искусстве всех современников. Его произведения (1796) красуются в куполе Sta-Maria presso S.-Celso, в Милане и на стенах и потолках замка наместника эрцгерцога Фердинанда. Наполеон сделал его придворным художником, и потому он написал почти всю королевскую семью, мног. франц. генералов, министров и др. Лучшие его произведения - стенная живопись в королевском дворце в Милане (1808-1812 г.), аллегории из жизни Наполеона и "Аполлон и Музы" в вилле Бонапарта. Из картин масляными красками знаменита "Туалет Юноны". А. + в Милане 8 ноября 1817 г.

Аппиани, князья

- князья Пиомбино, см. Пиомбино.

Аппиева дорога

(лат. Via Appia) - знаменитая дорога, проведенная у римлян для военных целей цензором Аппием-Клавдием-Цекусом в 312 г. до Р. Х.; она проходит от Рима через Бовилью, Аричию, форум Аппию, Террачину, Фунди, Формию, Минтурну, Синуессу в Капую. Значительно позже и неизвестно кем дорога была продолжена через Беневент в Бриндизи. Основание ее было прекрасно вымощено из твердых многоугольных камней, тесно вложенных друг в друга, без всякого скрепляющего цемента; о великолепной работе можно судить по уцелевшим пространствам, в особенности вблизи Террачины. Аппиева дорога была настолько широка, что два встречных экипажа могли свободно разъехаться, по бокам ее шли возвышения вроде наших тротуаров, и почти во всю длину дороги были прорыты глубокие канавы. В новейшие времена в окрестностях Рима под руководством архитекторов и топографа Канина были произведены раскопки, послужившие к освобождению от мусора многих могильных усыпальниц и мавзолеев; из капитальной же постройки дороги уцелела только внутренняя каменная кладка (1850-53 г.), о которой и писал Канин: "La prima parte della via Appia dalla porta Capena a Boville" (2 т., Рим, 1853 г.); второй том содержит планы и проекты к восстановлению древних надгробных памятников; этому изданию предшествовали работы и исследования топографа Пиетро Роза.

Аппий Клавдий

- децемвир из рода Клавдия (см. Клавдий), в 452 г. до Р. Х. сделан консулом, в 451 г. избран в число децемвиров, которым было поручено после долгой борьбы установить общие законы для всех римских граждан, включая плебеев, для чего им передана верховная власть на год. Спустя год А. сумел расположить к себе плебеев, и его приверженцы были снова выбраны в децемвиры; но теперь А. стал управлять самовластно и противозаконно удержал за собою и за товарищами власть еще на год (449). В то время эквы и сабиняне вторглись в Римскую область; децемвиры повели им навстречу войска, в Риме остались только Аппий и Оппий с двумя легионами для охранения их власти; но следующее обстоятельство повлекло за собою падение А. и его товарищей. А. был влюблен в Виргинию, дочь всеми уважаемого плебея Люция Виргиния, помолвленную за народного трибуна Ицилия. Пользуясь отсутствием отца Виргинии, находившегося при войске, А. хотел обманом овладеть дочерью; его клиент, Марк Клавдий, сделал донос, что Виргиния - дочь рабыни А. и подкинута бездетному Виргинию. Виргинию схватили и привели в суд к А., который повелел ей вернуться к своему господину, т. е. к нему. Заговор открыли Нумиторий и Ицилий, дядя и жених Виргинии; опасаясь возмущения, А. оставил у них Виргинию, обещая на другой день объявить свое решение. На другой день в форум в траурной одежде явился сам Виргиний, но А., несмотря на его мольбы и просьбы, требовал свою рабыню Виргинию; тогда Виргиний просил у него разрешения в последний раз в присутствии дочери допросить ее служанку, на что А. согласился. Несчастный отец подошел к дочери, обнял ее и неожиданно вонзил ей в грудь нож. А. приказал схватить его, но Виргиний бежал, между тем в толпе послышалось неудовольствие против А., поддерживаемое сенаторами Валерием и Горацием, ненавидевшими А. за самовластие. Пришлось назначить общее собрание сената, между тем Виргиний подговорил к мести войско и, вернувшись в Рим, овладел Авентином. Децемвиры, видя, что для них все потеряно, отказались от должности, и сенат постановил восстановить прежнее правление (449). А. кончил самоубийством в тюрьме (448), Оппий последовал его примеру. - А. К. Цекус - известный цензор - см. Клавдий.

Аппингадам

- город в Нидерланд. провинции Гронинген; расположен по обоим берегам Дамштердипа и при железной дороге Дельфсиль - Гронинген; насчитывает 4150 ж., которые занимаются преимущественно мелочной торговлей и ремеслами. В городе две протест. церкви, одна католическая, а также синагога. Поселение Аппингадам получило уже в 1327 году городовое право. Дамштердип получил свое имя от канала, прорытого еще в 1598 году между Дельфсилем и Гронингеном, и отчасти следует направлению некогда протекавшего здесь ручья Фивель.

Апплеби

- главный город англ. графства Вестмореленд (см. это сл.).

Апплетон

- город в графстве Утагамия североамериканского штата Висконсин, лежит на судоходном Фокс-Ривере (Нипас) и при западной ветви железной дороги Чикаго - Норт, служит видным торговым и мануфактурным центром (бумага, железо, лес и мука). Здесь основан методистский университет (Lawrence University).

Аппликатура

- так называется в музыке установка пальцев на клавишных и струнных инструментах. Играть на скрипке в А. - значит играть в более высокой позиции (см. это сл.), чем простая, или первая по порядку скрипичной школы.

Аппликационная работа

или прикладная работа - род украшений для тканей, при чем из другой материи вырезанные украшения нашиваются цепной или другой красивой строчкой, а иногда и раскрашиваются. Часто присоединяются еще к этому вышитые плоской строчкой завитушки и узоры. См. Апплике.

Аппликационные краски

или наносные, припарные, верховые краски - так называются в красильном деле те краски, которые не осаждаются на волокне, но наносятся прямо без всякой протравы, в готовом, нерастворимом состоянии с помощью клеевого вещества. Сюда, например, принадлежат ультрамарин, швейнфуртская зелень, хромово-желтая краска (Chromgelb) и некоторые цветные лаки, которые наносятся на ткань, смешанные чаще всего с альбумином.

Аппликационные школы

(франц. é coles d'application) - высшие военные школы для специалистов в некоторых государствах; так, напр., во Франции А. школа Генерального штаба (Ecole d'application d' é tat major) находится в Париже; подобная же школа артиллерии и инженеров находилась ранее в Меце, с 1871 г. находится в Фонтенебло; школа кавалерии находится в Сомюре.

Апплике, женское рукоделие

- так называют украшение тканей, при котором вырезанные из другой материи узоры, иногда еще и разрисованные и разделанные гладью, нашиваются тамбурным или другим швом.

Апплике, краски

- или набивные краски. См. Набивка материй.

Апплике, серебро

- устаревшее название для накладного серебра (см. Накладное серебро).

Апплицировать

(француз. appliquer, англ. to apply, нем. applizieren) - этим словом означается в технологии так назыв. наложение или нанесение красок.

Апподжиато

(итал. Appoggiato, т. е. слитно) - форшлаг; означает в музыке, главным же образом в пении, соединительный переход, который связывает тоны между собою без заметного промежутка. Апподжиатура поэтому равносильна термину "портаменто" (Portamento), т. е. "кругло, полно, не прерывая", но она обозначает сильно выделяющееся "портаменто" для усиленного выражения.

Аппозиция

- так называется в грамматике присоединение существительного или прилагательного к другому существительному для более близкого определения или обособления его, напр. "мой брат - доктор", "Петр Великий". А. может, в свою очередь, иметь определения, напр. "Лессинг - один из остроумнейших писателей всех времен".

Аппозиция (ботан.)

или наложение - рост в толщину клеточных оболочек и крахмальных зерен путем наложения все новых слоев вещества. А. противополагается интусусцепции, росту путем внедрения (см.) новых частичек вещества между старыми.

Аппоматокс

- графство в североамериканском штате Виргинии, занимает площадь в 932 кв. км, с населением в 10077 жит. (1810), из коих цветных 4927. Главный город графства Аппоматокс-куртгауз, иначе Кловер-Гилль. Здесь 9 апр. 1865 года капитулировал генерал Лей с армией в 27805 ч., с 30 орудиями, 10000 мушкетами и 360 повозками. (Заслуживают упоминания еще город Петербург с населением свыше 18000 жит., 20 табачными фабриками и 50 мануфактурами).

Аппоньи

- мадьярский графский род, документальная история которого восходит до 1315 г., носил прежде имя Пееч. Магистр Фома Пееч по прозванию "Красный" получил в 1335 г. от короля поместье Киш-Эйвр (Kis-Ewr) и стал с этого времени называться также Эйври, т. е. Эйврский; в 1392 году он променял поместье Эшеклез на замок и поместье Радьи-Аппоньи (Ragy-Appony), от которого этот род заимствовал свое настоящее имя. В 1718 г. А. возведены в баронское, а затем и в графское (старшая линия 1739 г., младшая - 1808) достоинство. Граф Антон-Георг А. род. в 1751 г., + 1817 г., занимал различные административные и почетные должности. Он основал библиотеку, стоившую около миллиона гульденов и имеющую до 60 т. томов, в том числе очень ценную коллекцию альдинских изданий; в 1827 г. она была перемещена из Вены в Пресбург. Сын предыдущего, граф Антон А., род. 1782, + 1852; большой знаток и покровитель отечественной литературы, искусства и промышленности, А. посвятил себя дипломатии, был посланником в Лондоне, Риме и Париже. Его сын, гр. Рудольф II, род. 1812, + 1876 г., также служивший по дипломатической части, был сначала секретарем австрийского посольства в Париже, а затем посланником в Турине, Лондоне и, наконец, в Париже. В 1876 году по болезни оставил свой пост и + в том же году в Венеции. Двоюродный брат предыдущего, граф Георг А., род. 1808 - человек большого ума и твердого характера, занимал различные высокие должности. С самого вступления на государственную службу принадлежал к консервативной партии и был ее влиятельнейшим вождем в рейхстаге 1843-44 г. Он стремился упорядочить внутреннее управление комитатов, но не успел в этом, так как, с одной стороны, имел дело с пассивностью и даже неприязнью двора и Меттерниха и противодействием строго-аристократической партии, с другой - с сильным натиском радикалов с Кошутом во главе. После мартовских дней А. оставил политическую арену, но в 1859 г., призванный в качестве пожизненного члена в государственный совет в Вену, он выступил защитником самостоятельности Венгрии и сделался одним из влиятельнейших вождей национальной партии. Когда актом 20 окт. 1860 г. восстановлена была королевская курия как верховное судилище Венгрии, А. в качестве Jud e x Curiae был послан в Пешт, где председательствовал в конференциях курии по вопросу о реорганизации венгерских судебных учреждений. Вместе с тем он председательствовал в 1861 в верхней палате, но тотчас же по распущении ландтага в 1862 г. отказался от должности Judex Curiae. В открытый в декабре 1865 г. ландтаг А. вступил в качестве депутата нижней палаты и составил там среднюю умеренно-консервативную партию, которая после неудачной войны 1866 г. вступила на путь примирительной политики с Веной и таким образом подготовила почву для действий Деака в 1867 г. После этого А. присоединился к партии Деака; с 1869 г. он живет в уединении в Пресбурге. Его сын, Альберт Георг А., род. 1846 г., состоит депутатом венгерского рейхстага и считается одним из влиятельнейших его членов. Ныне живущий глава младшей линии гр. Густав А. род. 1804 г., наследственный владетель Корлаткеэ.

Аппоньи (дополнение к статье)

(Apponyi) - венгерские политические деятели: 1) Георг, граф (см.), ум. в 1899 г. 2) Альберт, граф, сын предыдущего. Род. в 1846 г., получил юридическое образование, много путешествовал. Состоит членом венгерской палаты депутатов, в которой считается лучшим оратором. Сперва он принадлежал к консервативной парии, но в 1878 г. образовал особую национальную партию, во главе которой стоял до 1899 г.; оставаясь на почве австро-венгерского дуализма, она находила политику Тиссы (отца) излишне уступчивой по отношению к Австрии. Министерство Сапари (1890-92) и в еще большей степени радикальное министерство Векерле (1892-94) А. поддерживал, защищая против клерикалов, между прочим, допущение гражданского брака, но восставая против его обязательности. Министерство Банффи нашло в А. ожесточенного врага. Министерство Селля он поддерживал, и в 1899 г. состоялось даже слияние национальной партии с правительственной. В 1901 г. А. был президентом палаты депутатов. После образования министерства Тиссы-сына А. вместе со своими сторонниками вышел из состава правительственной партии и в 1904 г. присоединился к партии Кошута, на правом фланге которой занял очень влиятельное место. В 1896 г. в Будапеште вышли в свет "Речи" А.

В. В-в.

Аппорт

(фр.) - так называются неденежные вклады и документы на имущества (как то: на фабрики, заводы и т. п.), которые вносятся при самом основании акционерного общества или коммандитного товарищества на акциях и взамен которых вкладчики получают известное количество акций. Когда подобного рода имущества приобретаются возникающим обществом с уплатой других ценностей, тогда получается так назыв. вступление общества во владение известным имуществом. Новый германский акционерный закон 18 июля 1884 г. устанавливает сильные ограничения для А. и этих вступлений с целью предупредить обременение обществ подобного рода имуществами, что раньше совершалось в сильной степени. Ср. Акции.

Аппретура

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аппроксимация

- см. Приближение.

Апракос

- так называется сборник евангельских чтений, выписанных из четвероевангелия с назначением на каждый праздник. Из славянских евангельских памятников А. древнее целых четвероевангелий, и поэтому они важны в лингвистическом отношении. До нас дошли памятники из числа А., принадлежащие XI столетию; есть даже такие, которые, по всей вероятности, мы можем отнести к Х веку, хотя они и не носят пометки, когда именно, кем и где были написаны. Имеются глаголические и кирилловские А.; на основании изучения их языка мы признаем, что первые древнее вторых. Из числа глаголических А. древнейшими слывут: Зографское Евангелие, хранившееся монахами в Зографском монастыре на Афонской горе, где оно было найдено Михановичем и затем монахи уступили этот славный памятник русскому правительству и теперь Зографское Евангелие хранится в Импер. публичной библиотеке. Другим тоже очень древним памятником в этом же роде служит Ватиканское, или Ассеманово, Евангелие, принадлежавшее когда-то славянским монахам одного из иерусалимских монастырей, затем в 1736 г. купленное ватиканским библиотекарем Ассемани и привезенное в Ватиканскую библиотеку, где оно и теперь хранится. Оба эти текста относятся к Х веку и имеют громадное лингвистическое значение. Из кирилловских текстов апракоса югославянской редакции очень известны так называемая Саввина книга, изданная Срезневским в "Древних памятниках юсового письма", и отрывок евангельских чтений Гредольского. Русской же редакции самым важным памятником этого рода - без сомнения, Остромирово Евангелие, древнейший памятник славянской письменности, на котором помечен год 1057, - написанное для новгородского посадника Остромира. По своему содержанию и расположению статей оно больше всего походит на Ватиканское Евангелие и Саввину книгу. К этому же разряду принадлежат: Туровская книга Евангельских чтений, хранящаяся в Виленском музее; типографская книга Евангельских чтений, замечательная тем, что представляет собою другой выбор глав, чем Остромирово Евангелие, но, к сожалению, сохранилось только в небольшом отрывке; Мстиславово Евангелие, хранящееся в московском Архангельском соборе, написанное по воле новгородского князя Мстислава Владимировича для построенной им Благовещенской церкви близ Новгорода; Юрьевское Евангелие 1119 г., хранящееся в московской Синодальной библиотеке, написанное для новгородского Юрьева монастыря и многие другие менее замечательные. Из А. спорной является кирилловская часть Реймсского Евангелия, где странным образом перемешаны признаки русского и югославянского правописания. Более подробные сведения см. Евангелие.

Апраксин двор

собственно, "торговый А. двор" - вполне упроченный народный рынок с разнообразным товаром, рядом со "Щукиным двором". Такое название этому рынку присвоено с 1740 года по фамилии владельца зданий гр. Апраксина, вмещавших в себе лавки и доставшихся ему в наследство от бабушки, гр. Разумовской. В 1862 году 28 мая огромный пожар уничтожил до 6000 №№ рынка. После пожара рынок вновь переустроен; вместо прежних деревянных и неудобных лавок выстроены каменные корпуса с трехэтажными отделениями. Теперь магазинов до 1000 №№; торговля ведется преимущественно железными и мануфактурными товарами, разными инструментами, машинами, оружием и т. п. Большие обороты ведутся также по торговле готовым платьем и серебряными изделиями, овчинами, тулупами и шляпным товаром. Значительный торг фруктами и бакалейным товаром. Торговля почти вся оптовая, с оборотом до 100 мил. руб. в год. Обороты отдельных магазинов доходят до 100000 руб. и более в год. Рынок занимает площадь в 20000 кв. саж., окаймлен с одной стороны Б. Садовой ул., а с другой р. Фонтанкою. Место, где находится ныне рынок, прежде считалось предместьем города, и здесь жил в Екатерининское время гр. Апраксин безвыездно. Ныне А. двор принадлежит графу Ан. Ст. Апраксину. См. Петербург.

Апраксины

Статья большая, находится на отдельной странице.

Апраксия

(греч.) - специфическое поражение интеллекта, состоящее в том, что больной, хотя физически и воспринимает предметы и их очертания, но не в состоянии давать себе отчета в их назначении; соединяется нередко с афазией.

Апрель

- по Юлианскому календарю 4-й, по древнеримскому 2-й месяц в году. Название А. происходит, как признавали уже и древние, от латинского глагола aperire - открывать, потому что в этом месяце в Италии открывалась, начиналась весна. У англосаксов этот месяц назывался eastermenadh, т. e. пасхальный месяц; Карл В. тоже хотел сохранить для него немецкое название остермонат (Ostermonat) - пасхальный месяц; у голландцев А. называется грасмонат (Grasmonat). В новейшее время в Германии были попытки (Эшенбург) назвать его вандельмонат, или вандельмонд (W a ndelmonat, Wandelmond). A. имеет теперь 30 дней, но при Юлии Цезаре имел только 29. В течение первых 2/3 этого месяца солнце стоит в знаке Овна, в последнюю треть - в знаке Тельца. Относительно происхождения весьма распространенного почти во всей Европе обычая обманывать 1 апреля своих знакомых, посылая их в разные стороны под различными предлогами (фр. poisson d' avril, англ. april-fool, нем. Aprilnarr, шотл. gowk), существуют различные мнения. До сих пор его обыкновенно объясняли воспроизведением судьбы Спасителя, присылаемого от Анны к Каиафе, от Пилата к Ироду. Это объяснение основывалось на том факте, что в Средние века во время праздника Пасхи, часто бывающего в апреле, эта сцена входила в состав религиозных представлений (мистерий). Другие видели в этом только намек на изменчивость апрельской погоды. В древней Германии этот обычай был неизвестен и занесен туда, как предполагает Гримм, из Франции в последние столетия. Хотя происхождение его и там еще не выяснено, но есть основание предполагать, что это остаток языческого, может быть, древнекельтского, праздника, стоявшего в связи с началом весны.

Для сельского хозяина и огородника А. один из самых деятельных месяцев. В Средней Европе в этом месяце происходит посев яровых хлебов, овощей, клевера и т. д. Тогда же начинается подчистка и посадка дерев, орошение лугов, в огородах сеют и пересаживают различные овощи. В А. же вместе с цветением растений начинается работа пчел. Важная роль, которую А. играет в экономической жизни народа, сказывается в целой массе пословиц или народных правил, относящихся к нему. Вследствие частых перемен, испытываемых погодой в этом месяце, в общежитии непостоянную погоду называют апрельской, по той же причине часто сменяющиеся желания и капризы называют апрельскими причудами.

Апретура

- см. Аппретура и Отделка изделий из волокнистых веществ.

Априлов Василий Евстафьевич

- болгарский патриот, один из главных деятелей болгарского возрождения. Род. 21 июля 1789 г. в г. Габрово, учился в Кронштадтской (в Австрии) школе; посещал недолго Венский университет, а затем действовал вместе с братом своим по коммерческой части в Одессе. Ознакомившись с соч. Ю. Венелина "Древние и нынешние болгаре" (М., 1829), А. стал изучать судьбу своих соотечественников и наконец, побуждаемый Венелиным, с которым ему удалось сблизиться, стал во главе болгарских патриотов. В Одессе создалось общество покровительства болгар, издавшее несколько учебников, составленных иером. Неофитом, открывшее 12 школ в Болгарии по образцу первой, учрежд. в Габрове, для содержания которых собран был капитал до 60 тыс. р. A. + 20 окт. 1847 г., написав насколько книг, доставивших ему большую известность: "Болгарски книжницы, или на кое Словенско племя принадлежи Кириловска-та азбука" (Одесса, 1841); "Денница новоболгарского образования" (Одесса, 1 841) и др. - (См. Венгерова, Слов. I, 706).

Предыдущая страница Следующая страница