«Appendix Vergiliana», собрание различных латинских поэтических произведений I. до н. э. и I. н. э., приписываемых еще с древности молодому Вергилию. Вслед за Светонием, Донат называет произведениями Вергилия следующие сочинения: Catalepton, Priapea (см. Приапеи), Epigrammata, Dirae, Ciris, Culex, Aetna. Catalepton (досл. «осколки») представляет собой собрание 14 эпиграмм (некоторые возможно, подлинные, например, 5 - прощание с риторикой) разнородного содержания, написанные разными размерами и неравнозначные по художественной ценности. Dirae (Проклятия) - это приписываемое Валерию Катону произведение из 180 гекзаметров, искусное построение которого свидетельствует о том, что оно вышло из под пера художника. Первая часть (ст. 1-103) содержит проклятия, брошенные поэтом своему дому, который он утрачивает вместе со своей возлюбленной. Следующие 80 гекзаметров производят впечатление отдельного произведения буколического характера, имеющего даже отдельное название - «Лидия» (имя утраченной возлюбленной поэта). «Кирис» (Ciris) (название морской птицы) - эпилион, посвященный Мессалу, созданный, вероятно, в его кругу. Сюжет произведения, взятый из Метаморфоз Парфения, представляет историю Скиллы, дочери Ниса, которая предательски отдала своего отца в руки Миноса и была превращена богами в морскую птицу, названную Кирис. Это сочинение, выдержанное в духе александрийской поэзии, во многих местах неясное и изобилующее изысканными выражениями, вероятно, принадлежит одному из искусных подражателей Вергилия. Комар (Culex) - эпилион, описывающий трагическую смерть комара. К спящему в жаркий полдень пастуху приближается ядовитая змея. Комар вовремя будит пастуха своим укусом, однако сам погибает от его руки. Затем он является во сне пастуху с жалобой, что погиб, спасая его жизнь и должен теперь жить в царстве теней (Аид описан в деталях), не погребенный. Пробудившись, пастух ставит комару надгробие с хвалебной надписью. Автор уподобляется молодому Вергилию, посвящающему свою поэму молодому императору Августу. Хотя Лукан, Стаций и Марциал считали поэму подлинной, это, вне сомнения, лишь подражание, интересное, однако, в качестве пародии на большой эпос (ср. Война мышей и лягушек). Этна (Aetna) представляет собой дидактическую поэму (созданную после 65 г. н. э.), в которой автор, отрекаясь от мифологических фантазий, пытается в 646 гекзаметрах объяснить причины извержений Этны. Позднее начали включать в А.В. и другие произведения: Трактирщица (Copa) изображает сирийскую трактирщицу, предлагающую путешественнику отдых в своей гостинице, вино, женщин и игру в кости; Moretum (название кушанья) - описание приготовления деревенского завтрака бедным селянином; и наконец, две не слишком удачные элегии на смерть Мецената |
«Carmen Arvale» - весьма древний латинский гимн в честь богини Деи Дии, который пели танцуя так называемые братья-близнецы (fratres arvales), коллегия из двенадцати жрецов, во второй день ежегодного празднества Арвалий. Эти праздники отмечались в мае и должны были обеспечить покровительство божеств-близнецов, их заботу о посевах, плодородии земли а также добрый урожай. «К.а.» принадлежит к наиболее древним памятникам на латинском языке. Отрывок из этой песни, уже непонятной в период империи даже священникам, мы имеем благодаря ее записи в 218 г. до н. э. |
«Carmen Saliare» - очень древняя латинская песня в честь Марса, которую танцуя пели в Риме жрецы, прозванные «саллии» (лат. salio - «танцую»), составлявшие две коллегии по 12 человек. Сохранились лишь мелкие отрывки на архаической латыни, частично непонятные. |
«Carmina Einsidlensia» - два латинских буколических произведения, которые получили свое название от содержащей их рукописи X в. н. э., найденной в Швейцарии. Буколика I (49 гекзаметров) восхваляет музыкальные таланты императора Нерона. Буколика II (38 гекзаметров) провозглашает время его правления новым золотым веком. Неизвестный автор принадлежал, вероятно, к дворцовому окружению. Некоторые приписывают авторство «К.Э.» Кальпурнию или Лукану. |
Catenae - развернутые комментарии к Священному Писанию, составленные из отрывков церковных писателей «золотого века экзегезы» (III-V). Первым создателем к. был Прокопий из Газы. Они назывались hermeneia (пояснения), eklogai eksegetikai (пояснительные заметки), synagoge eksegeseon (собрание пояснений) и т. д. Название «катены» (цепочки) является более поздним. К. создавались вплоть до эпохи средневековья. Они имели огромное значение для древнехристианской литературы, поскольку в них часто содержатся неизвестные отрывки из произведений или фрагменты из произведений писателей, известных лишь по именам. |
«Consolatio ad Liviam» (Консолация, т.е. утешительное произведение, адресованное Ливии), или «Epicedium Drusi» (Траурная песнь на смерть Друза), I. до н. э./I в. н. э., элегия неизвестного автора (474 стиха). Произведение, написанное для императрицы Ливии, сын которой Друз (отсюда другое название) погиб в Германии в 9 г. до н. э., содержит типичные для консолятивной литературы мотивы (среди прочего восхваление достоинств умершего). Дату создания трудно установить: вероятно, эта элегия была написана в связи с погребальной церемонией, но , быть может, она была создана значительно позднее, уже в I в. н. э. В ней заметно влияние Проперция и, в особенности, Овидия, которому даже пробовали приписать авторство. |