Античные писатели
Статьи на букву "Э"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

ЭВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ

Эвагрий Понтийский, Euagrios, ок. 346-399 гг. н. э., греческий христианский писатель. Родился в Понте, воспитывался у Василия и Григория Богослова. Прославился ораторским искусством в Константинополе; навсегда покинул его в 382 г. , удалившись в пустынь, где пребывал до смерти. Его многочисленные сочинения, окрашенные оригенизмом (см. Ориген) по большей части пропали или сохранились под иными названиями и только в настоящее время были открыты. Наиболее известные произведения Э., сохранившиеся в латинских, сирийских и арамейских переводах, посвящены вопросам монашеской жизни. Сочинения Э. оказали огромное влияние на позднейшую аскетическую литературу, в особенности на литературу Восточной Церкви.

ЭВАНТИЙ

Эвантий, Euantius, первая половина IV в. н. э., латинский грамматик. Автор не сохранившегося комментария к комедиям Теренция, предисловие к которому О сюжете (De fabula), представляющее собой рассуждение о комедии, было включено в комментарий Доната к тому же Теренцию. Возможно, Донат использовал и другие части комментария Э.

ЭВГИППИЙ

Эвгиппий, Eugippius, ум. ок. 533 г. н. э., латинский христианский писатель. Долгое время жил в Норике на Дунае, где стал учеником Северина. Когда в 488 г. Одоакр выселил римлян в Италию, Э. принимал участие в перенесении праха императора Северина в Южную Италию, где в Castellum Lucullanum (совр. Пиццефальконе под Неаполем) стал настоятелем монастыря. Написал сохранившийся до нынешнего дня монастырский устав для своих монахов и Жизнеописание св. Северина (Commemoratorium de vita sancti Severini; 511 г.). Сведения о раннем периоде его жизни, то есть до встречи с Северином, Э. изложил согласно с устной традицией, бытовавшей в монастыре. Жизнь св. Северина, хотя и сдобренная легендами и чудесами, остается важным документом для исследования культуры и обычаев южной части римской провинции Норик в последние десятки лет ее существования (453-488). Язык Э. простой, народный. Кроме того, Э. произвел выписки из произведений Августина, они имеют огромное значение для анализа текста Августина. Многочисленные пометки свидетельствуют о читаемости этой выборки в средневековье.

ЭВДЕМ

Эвдем, Eudemos, с Родоса, IV/III вв. до н. э., греческий философ, врач и математик. Э. был наряду с Теофрастом наиболее выдающимся учеником Аристотеля. Вероятно, работал на Родосе. Занимался физикой, математикой, этикой, стилистикой, историей математических наук и астрологии. Он писал также комментарии к сочинениям Аристотеля. В некоторых произведениях Э. приводит дословно фрагменты работ своего учителя. Труды Э. сохранились в отрывках.

ЭВМЕН

Эвмен, Eumenius, из Августодуна в Галлии, III/IV в. н. э., латинский оратор. Был начальнико императорской канцелярии, пока император Констанций Хлор не поручил ему в 297 г. надзор за школами в Августодуне. Там в 297 г. Э. произнес речь О восстановлении школ (Pro instarandis scholis), направленную в адрес управляющего лионской провинцией. Эта речь, не будучи собственно панегириком, была признана таковым (поскольку содержала множество похвал в императору Констанцию) и включена девятым номером в Латинские панегирики (Panegyrici Latini).

ЭВФЕМЕР

Эвфемер, Euhemeros или Euemeros, из Мессины Сицилийской (что более вероятно) или Пелопонесской, IV/III. до н. э., греческий писатель. Автор произведения Священная надпись (Hiera anagraphe). Оно представляло собой фиктивный отчет о путешествии по Индийскому океану, которое Э. должен был совершить по приказу македонского царя Кассандра. В ходе путешествия он предположительно открыл группу островов; наиболее подробно он описал один из них - Панхейю; в рассказе о господствующем там общественном устройстве (кастовая система, важная роль жрецов, коллективное хозяйство), возможно, ориентировался на уклад птолемеевского Египта. В храме Зевса Трифилийского Э. должен был найти надпись на золотой колонне, описывающую деяния первых царей Панхейи: Урана, Кроноса и Зевса. Их заслуги были так велики, что одним из них еще при жизни стали воздавать божеские почести, другие же (Зевс) наказали, чтобы после смерти их чтили как богов. Произведение Э. нам известно в пересказе Диодора и в латинском переводе Энния, фрагменты из которой сохранились в основном у Лактанция. Вопрос о том, считал ли Э. богами небесные тела, спорен, но важен для понимания Э. По своей литературной форме произведение примыкало к излюбленным в IV в до н. э. политическим утопиям и романам о путешествиях, например, описание Атлантиды в Критии Платона, отступление о Меропии у Теопомпа и О гиперборейцах Гекатея из Абдеры. Э. находится под влиянием древних греческих представлений (обожествление героев, например Геракла и Диоскуров, странствия богов, роль богов как изобретателей и основателей культов, склепы богов), рационалистической интерпретации мифов, политической ситуации своего времени (завоевания и статус Александра Македонского), а возможно, также под влиянием софистов. Еще в античности произведение Э. комментировали, а его автора считали географом, историком и философом. Эратосфен, Полибий и Страбон заклеймили его как лжеца. Диодор и некоторые христианские писатели признавали его историком, доксографы видели в нем философа-атеиста. Э. фигурировал в каталоге атеистов, составленном в конце II в. до н. э., предположительно Клейтомахом из Карфагена. Этим каталогом пользовались: Цицерон (при посредничестве Филона из Лариссы) и Секст Эмпирик. Точка зрения, приписывавшая Э. атеизм а также намерение уничтожить веру в олимпийских богов рационалистическим объяснением мифов и утверждением, что боги были когда-то людьми, вытекает из непонимания или из тенденциозной интерпретации сочинения Э. Цели, которые преследовал, были прежде всего политическими, но сегодня трудно утверждать, хотел ли он сделать культ правителей более справедливым и упростить принятие его греками, или же хотел дать эллинистическим властителям пример, как, поступая добродетельно по отношению к подданным, можно удостоиться божеских почестей. В меньшей степени объяснима попытка усмотрения в произведении Э. сатиры на современный ему культ владык. Труд этот оказал большее влияние на римлян (через перевод Энния, который использовали Варрон, Цицерон и латинские Отцы Церкви), чем на греков. Рационалистическую интерпретацию мифов, часто называемая эвфемеризмом по имени Э., появилась задолго до него. Мы находим ее еще у Гекатея Милетского и других ионийских логографов, а в IV. до н. э. - например, в произведении Об историях, недостойных доверия (Peri apiston) перипатетика Палефата. Религиоведо-исторический метод, хоть и назван эвфемеризмом, но не создан Э. О религиоведческой теории можно говорить еще у стоиков, однако их эвфемеризм не свидетельствует об их зависимости от Э., а скорее указывает на общие с Э. источники.

ЭВФОРИОН

Эвфорион, Euphorion, из Халкиды на Эвбее. Родился в 275 г. до н. э., греческий поэт. Получил афинское гражданство. По приглашению Антиоха III Великого приехал к его двору в Антиохию, где стал хранителем библиотеки. Был плодовитым автором поэм, написанных в основном гекзаметром. Многие фрагменты открыли нам папирусы, среди них и фрагменты произведений: Проклятия (Arai e poteriokleptes) и Трак (Thraks); обе представляют собой поэмы проклятий, призываемых на действительного или вымышленного врага. Подобный характер имели Тысячи (Chiliades), поэма в 5 книгах. Мы знаем также множество других названий и эпиграммы, сохранившиеся в Палатинской антологии. Последователь Каллимаха, Э. довел до абсурда поэтическую манеру александрийских поэтов, стараясь писать как можно туманнее и используя неизвестные варианты мифов и преданий. Его язык тоже изобилует редкими выражениями, которым Э. часто придает значение, нигде более не встречающееся. Он оказал значительное влияние на Никандра, на римских неотериков, позванных Цицероном «певцами Э.», на Тибулла и Проперция, а также на Овидия и в определенной степени на Вергилия и Нонния. Э. был автором нескольких прозаических сочинений, свидетельствующих о его исторических интересах, среди них Об Истмийских играх (Peri Isthmion), Исторические заметки (Historika hypomnemata).

ЭВХЕРИЙ ЛИОНСКИЙ

Эвхерий Лионский, Eucherius, ум. ок. 450 г. н.э., латинский христианский писатель. Происходил из христианской семьи. Получил хорошее образование. Ок. 427 г. с согласия жены и сыновей ушел в монастырь на мысе Лерин. Вскоре был призван епископом в Лион (ок. 431 г.). В 441 г. вместе с сыновьями-епископами принимал участие в синоде в Оранге. Э. написал 2 труда: Духовные наставления (Formulae spiritualis inteligentae) - попытка аллегорического пересказа Св. Писания, и Две книги поучений для Салония (Instructiones ad Salonium) - комментарии к наиболее трудным текстам Библии с лингвистическими пояснениями. Оба эти произведения имеют большое значение для истории латинского текста Библии в средневековье. Э. является также автором сочинения Мучения аканейских праведников, описания мученичества так называемой Фиванской Лиги (286 г.) в Акане (совр. Сент-Мориц). Ценным документом аскетической жизни в Галлии являются два письма Э.: Хвала пустыни (De laude eremi) и О презрении мира и мирской философии (De contemptu mundi et saecularis philosophiae; 432 г.).

ЭГЕРИЯ

Эгерия или Этерия, Egeria (Aetheria), IV в. н. э., знатная женщина, родившаяся, вероятнее всего, в Галиции (Испания) или в Галлии, автор произведения Путешествие, или Паломничество по святым местам (Itinerarium или Pelegrinatio ad loca sancta). Оно представляет собой дневник путешествия по Египту и в Святую Землю, в Месопотамию, Малую Азию и Константинополь, написанный для оставшихся на родине монахинь. Э. навещает места, связанные с событиями Ветхого Завета, с житиями пустынников, могилы и памятники мученикам. Она описывает также жизнь и представляет список христианской общины в Иерусалиме. Произведение Э. является неоценимым источником для изучения религиозной жизни конца IV в., а то, что она написана на разговорной латыни дает богатый материал для исследования эволюции латинского языка. Установленной датой путешествия Э. являются 381-384 гг. В единственной рукописи произведения Э. не хватает начальных страниц, а также некоторых страниц в середине.

ЭЗОП

Эзоп, Aisopos, ок. VI. до н. э., греческий баснописец. Ему приписывается подавляющее большинство написанных прозой греческих басен. У нас нет никаких достоверных сведений о его жизни. Первое упоминание об Э., причисленном позднее к семи мудрецам, мы находим у Геродота. Вероятно, в VI в. до н. э. была создана первая (не сохранившаяся) биография Э., поздняя, уже римских времен версия которой Жизнь баснописца Эзопа, известная также как Роман об Эзопе, представила Э. невольником из Фригии, слугой Ксанфа с Самоса. После освобождения он стал самнийским советником, позднее же служил у известного своим богатством царя Лидии Креза. Он посетил также Вавилон, а умер в Дельфах, где поссорился со жрецами Аполлона, который ему затем отомстил, но привел к славе. Э. был признан создателем классической басни о животных. Басни, приписываемые Э., связаны с древней устной народной традицией, следы которой мы находим у архаических греческих поэтов (Гесиода, Архилоха). Их сюжеты и формы подвергались на протяжении веков множеству правок и изменений. Созданные, скорее всего, на ионийском диалекте и перенесенные на аттическую почву, они получили здесь окончательную обработку и уже в середине V в. до н. э. были известны как басни Эзопа. Первым издателем басен Э. был Деметрий Фалернский. Басни Эзопа составляли первое чтение в греческой школе, что привело к включению их в сборники и антологии. В V в. до н. э. началась литературная обработка басен Эзопа, наделившая их метрикой. Первые попытки, возможно, предпринял Сократ в форме элегического дистиха; Каллимах представил их в более соответствующей ямбической форме. Последним этапом развития басен Э. в Древней Греции стало творчество Бабрия. Басни Эзопа были читаемы также в Византии; издание, ставшее основой для всех позднейших, составил монах Максим Плануд ок. 1300 г. Отличительными чертами басен Э. являются краткость, простота, полное отсутствие риторических украшений. Обычно имеется вытекающая из содержания мораль, помещенная либо в конец, либо - реже - в начало произведения. Сюжеты басен Э. взяты из жизни. Они были выражением здравого смысла простых людей, а порой и протестом против общественной несправедливости. Их этика отражала представления, бытовавшие в древних обществах. Здесь нет места любви, жертвенности, самоотверженности, сила одерживает верх над законом, а в мире побеждают хитрость и обман. Форма этих поучений окрашена своеобразным юмором. Особую группу составляют этиологические басни, то есть такие, которые объясняют существование определенных явлений в жизни животных и людей. Басни Э. оказали огромное влияние на мировую литературу и имели множество подражателей. На латинский язык в ямбических стихах их перевел на рубеже I в. до н. э. и I в. н. э. Федр, ок. 400 г. н. э. сборник басен Э. издал Авиан.

ЭЙНЕСИДЕМ

Эйнесидем, Ainesidemos, с Кносса, I в. до н. э., греческий философ. Творил в Александрии. Следуя учению Пиррона, возрождает скептицизм (см. Секст Эмпирик). Сформулировал среди прочего теорию так называемых тропов, т. е. способов опровергнуть утверждения любой философской системы. У Фотия (см. Судьбы античной литературы) сохранились выдержки из труда Э. под названием Учение Пиррона (Pyrroneioi logi).

ЭЛИАН КЛАВДИЙ

Элиан Клавдий, Claudis Aelianus, из Пренесты в Лациуме, ок. 175-ок. 235 гг. н. э., греческий писатель. В Пренесте занимал пост первосвященника. Из произведений Э. мы располагаем сегодня трактатом О природе животных (Peri zoon idiotetos; лат. De natura animalium) в 17 книгах, зато Пестрые повести (Poikile historia; лат. Varia historia) в 14 книгах, начало которых сохранилось полностью, с III книги существуют лишь в отрывках. Оба этих произведения демонстрируют богатый материал из парадоксографической литературы (см. Парадоксографы), при этом трактат О природе животных рассматривает особые свойства животных, главным образом те, что свидетельствуют о мудрости природы, явленной в неразумных существах (слонах, дельфинах, собаках, змеях, пчелах); Пестрые истории включают прежде всего (за исключением 15 разделов I книги) анекдоты из жизни людей, почерпнутые в богатой литературе более раннего периода, для нас утраченной. Третьим сохранившимся произведением Э. являются Письма поселян (Epistolai agroikikai), литературные безделицы в количестве 20, навеянные новоаттической комедией и ораторами IV в до н. э. Исчезли другие произведения Э.: назидательные письма, о провидении и т. д., выдержанные в духе стоицизма, памфлет на императора Элагабала. В стилистическом отношении Э. пытался подражать Ксенофонту, за образец языка он берет аттический диалект, хотя порой мы встречаем у него койне, ионизмы и даже латинизмы.

ЭЛИЙ

Элий, Секст Элий Пет Катус, Sextus Aelius Paetus Katus, II в. до н. э., римский писатель и политический деятель. Был консулом в 198 г., цензором с 194. Ае. является автором сочинения Tripertita, которое излагало основы гражданского права. Оно содержало, кроме обязательного воспроизведения Законов XII таблиц, также так называемые legis actiones, или формулировки, касающиеся судопроизводства, а также интерпретации законов в форме ответов, которые дают юристы. Иногда его называют также Ius Aelianum. Достоинство Ае. состоит в том, что эти правовые выкладки написаны языком ясным и понятным большинству людей, что снискало ему признание Катона Старшего.

ЭЛИЙ АРИСТИД

Элий Аристид, (гр.) Ailios Aristeides, 117 (или 129?) - ок. 190 гг., греческий оратор, представитель Второй софистики (см. Софисты). Учился у лучших преподавателей своего времени, среди прочих и у Герода Аттика. Много путешествовал, произносил речи в Малой Азии, в Египте, на Родосе и в Риме. Долго жил в Смирне. Сильно болел, лечился в том числе и в Пергаме, с чем связано его особое поклонение Асклепию. Из творений Э.А. сохранилось 55 речей, среди которых: Хвала Афинам (Panathenaikos logos), Хвала Риму (Romes enkomion), Хвалебная речь храму в Кизике в Троаде (Panegirikos en Kyziko), Смирненская речь - хвала Смирне, отстроенной заново после землетрясения - (Smirnakos politikos), Hieroi logoi (праздничные речи, 6 речей автобиографического характера, связанных с болезнью А.А. и его излечением Асклепием). А.А. является также автором 7 сохранившихся речей о богах: Зевсе, Афине, Посейдоне, Дионисе, Геракле, Асклепии и Сераписе. А.А. писал также письма (не сохранившиеся). Он был аттицистом и брал за образец своих аттических предшественников. Язык А.А. изыскан, синтаксис причудлив, поэтому он представляет собой одного из самых трудных для чтения ораторов. Византийские риторы ставили его рядом с Демосфеном и Изократом, софисты IV в. пытались ему подражать. Хвала Афинам была пособием по классической греческой истории в византийских школах.

ЭМИЛИЙ СКАВР

Эмилий Скавр, Марк, Aemilius Scaurus, Marcus, ок. 163 - ок. 89 гг. до н. э., римский государственный деятель. Претор в 119 (?), консул в 115, в должности цензора в 109 г. занялся строительством дорог (Виа Эмилиа до Генуи) и мостов. Слыл выдающимся оратором. Написал воспоминания (фр.) в 3 книгах.

ЭМПЕДОКЛ

Эмпедокл, Empedokles, из Акраги (совр. Агридженто), ок. 495-435 гг. до н. э., греческий философ. Вел кочевую жизнь (в основном на Сицилии), выступая как философ и поэт, а порой и как маг, целитель, проповедник тайных учений. Удостаивался почти божественных почестей. Жил также в панэллинской колонии Турии (в Южной Италии) вскоре после ее основания (после 444 г.). В конце жизни, изгнанный из Акраги, умер, вероятно, на Пелопоннесе. Еще в IV в. до н. э. были сложены повествования о его жизни. Исходящая из враждебных Э. кругов история о его самоубийственном прыжке в кратер Этны получил широкое распространение в античной литературе. Э. слыл учеником пифагорейцев (см. Пифагор) и Парменида, а сам он был учителем Горгия. - Э. написал две поэмы: О природе (Peri physeos) в 2 книгах является синтезом ионийской космологии и онтологии Парменида. Эту поэму Э. посвятил своему ученику Павсанию. В Очищениях (Katharmoi) говорила душа, изгнанная из мира богов на землю и существующая там в разных воплощениях. Безупречной жизнью, воздержанием от убийства и потребления мяса люди должны открыть себе путь к высшим воплощениям, а в конечном итоге к единению с богами (явное влияние орфико-пифагорейского учения). Из этих двух поэм Э., насчитывавших 5000 стихов, сохранилось ок. 450 гекзаметров. Разделение фрагментов между двумя поэмами совершенно отчетливо. Произведения эти погибли, вероятно, на склоне античности. Э. приписывают кроме того авторство несохранившихся трагедий и медицинского трактата. Э. примирить учение Гераклита с воззрениями Парменида и Зенона Элейского. Он учил, что в природе ничто не создается из ничего и не обращается в ничто; существует лишь вечное смешение и разделение четырех вечных и неизменных «корней [rizomata] всех вещей» - огня, воздуха, воды и земли. (Э. стал создателем классического учения о четырех элементах.) Названные «корни», или элементы, связываются между собой или разделяются под воздействием двух противодействующих сил: Любви (Philia) и Раздора (Neikos). Э. принимал концепцию циклического развития мира, различая в нем четыре периода: в первом победоносная Любовь соединяет все элементы в совершенное шарообразное божественное бытие (Парменид); во втором - в царство Любви вторгается враждебный ей Раздор, и таким образом создается изменчивый мир явлений; в третьем - Раздор торжествует, разбивая весь мир вещей на четыре элемента; в четвертом Раздор борется с набирающей силу Любовью, и эта борьба, как и во втором периоде, творит изменчивый мир явлений. Э. высоко оценивал чувственное познание, но признавал, что оно бывает обманчивым. Оно основывается на том, что «воздействия», отделяющиеся от вещей, входят через поры в тела людей (правило: подобное познавать подобным) Э. также в деталях рассматривает растения, животных и людей (зачатки теории эволюции и естественного отбора), изучал строение человеческого тела (позвоночника и органов чувств) и мыслительными процессами (вместилищем мысли является пульсирующая около сердца кровь). Э. повлиял на взгляды Анаксагора, Горгия, Левкиппа, Демокрита, Платона, Аристотеля, эпикурейцев, Посидония и Лукреция.

ЭНДЕЛЕХИЙ

Энделехий, Север Санктус; Endelechius, Severus Sanctus, IV в. н. э., римский ритор и поэт. Вероятнее всего происходил из Южной Галлии. Еще до 400 г. был известным преподавателем риторики в Риме. Устойчивую славу снискал, однако, как христианский поэт. Сохранившаяся поэма Э. Падеж скота (De mortibus boum), формально ориентированный на Оды Горация, рассказывает о двух пастухах, жалующихся, что их скот гибнет от болезни. Титир (имя, известное по Буколикам Вергилия), ставший у Э. христианским проповедником, предписывает принятие христианства в качестве действенного средства против заразы. Оба пастуха тут же обращаются в христианство.

ЭНЕЙ ИЗ ГАЗЫ

Эней из Газы, Aineias, ок. 450- после 518 гг. н. э., христианский греческий писатель. Учился в Александрии, позднее в Газе преподавал риторику, право, философию. Автор диалога Теофраст (Theophrastos), в котором защищает христианское учение о сотворении мира, а также доказывает истинность положений о бессмертии души, вечной жизни и воскресении из мертвых. Труд Э. содержит множество цитат из классических авторов, особенно из Платона. Сохранилось также 25 коротких риторических письма Э. к друзьям и ученикам. В античности он слыл писателем, придерживающимся аттического стиля, но тексты его писаний этого не подтверждают: Э. посредственный стилист, а его язык искажен неаттическими оборотами.

ЭННИЙ

Энний, Квинт; Ennius, Quintus, 239-169 гг. до н. э., римский поэт, «отец римской литературы». Родился в приальпийском городке Рудии в Калабрии; из дома вынес знание приальпийского диалекта, не сыгравшего в культуре древней Италии значительной роли, а также оскийского языка, на котором говорили на юге полуострова. Из южно-италийских греческих городов, особенно из Тарента, шла греческая культура, а из не слишком отдаленного Брундизия, римской колонии примерно с 245 г., начинал распространяться латинский язык. Более правдоподобно, что Э. еще в молодости изучил греческий и латинский языки, так что мог заслуженно говорить о себе, что «у него три сердца», то есть что он знает оскийский, греческий и латинский. Во время II Пунической войны Э. служил в отрядах римских союзников; в 204 г. возвратившийся из Африки Марк Порций Катон взял Э. с собой, с Сардинии в Рим. К этому времени Ливий Андроник скорее всего уже умер, а затяжные столкновения с представителями аристократических родов затрудняли сценическую деятельность Невия, который, будучи вынужденным покинуть Рим, вскоре покинул сцену. Живя в стесненных обстоятельствах, Э. работал в Риме в качестве учителя и поэта; он читал и комментировал произведения греческих поэтов, а в особенности поэтов латинских. Учительская деятельность Э. приблизила его к аристократии, в аристократических кругах он пользовался большим уважением. В 189 г. консул Марк Фульвий Ноблиор взял Э. с собой в военный поход в Этолию. Военные действия своего покровителя, в особенности взятие этолийской столицы Амбракии, Э. увековечил в римской трагедии (fabula praetexta) Амбракия. В доказательство своей признательности сын марка Квинт Фульвий Ноблиор предоставил Э. римское гражданство. Из римских писателей того времени к кругу ближайших друзей - а возможно, и учеников - Э. принадлежал комедиограф Цецилий Стаций, с которым поэт проживал на Авентине, а также трагедиограф Пакувий, племянник Э. - На протяжении всей жизни Э. писал драмы; в 169 г., то есть в год своей смерти, он поставил трагедию Фиест (Thyestes). Нам известно примерно 20 названий трагедий Э., из которых сохранились только фрагменты (ок. 400 стихов); первоисточниками большей их части (абсолютно точно 9 из них) послужили трагедии Еврипида, рационализм и скептицизм которого в наибольшей степени соответствовали восприятию Э. Для 3 трагедий образцы предоставил Эсхил; зато не имеется переработок пьес Софокла. С особым пристрастием описывал Э. охваченных страстями героинь Еврипида: Андромеду, Гекубу и Медею. Возвращение к теме Андромеды, привнесенной на римскую сцену Ливием Андроником, повлекло за собой соперничество. С перерабатываемыми греческими оригиналами Э. поступал так же, как другие драматурги его времени; порой он производил смелые изменения, например, в следующей за драмой Еврипида Ифигении он заменил хор девушек хором воинов, а начало Медеи в сравнении с оригиналом Еврипида выявляет как сокращения, так и вставки. Сверх этого Э. написал 2 римские трагедии: Сабинянки (Sabinae) и Амбракия (Ambracia). Комедийное творчество Э. было скудным; оно содержит лишь 2 названия; в каноне комедиографов Волкаций Седигит поместил Э. на последнее место. Наиболее значительным литературным произведением Э. был исторический эпос Анналы в 18 книгах, от которого сохранилось ок. 600 стихов. Работу над эпопеей Э. начал, вероятно, вскоре после 189 г. Он описал в ней историю Рима от прибытия Энея в Италию до своего времени. Во вступлении, ориентированном на Гесиода и Каллимаха он представил свое поэтическое посвящение, рассказав сон, в котором ему явился Гомер. Книги I-III охватывали историю римских царей; войны с Пирром были описаны в кн. VI, кн. VII имела собственное вступление, в котором Э. обосновывал опущение событий I Пунической войны. Поскольку эти войны уже описал Невий, позиция Э. была признанием литературных достижений предшественника.. История пунических войн, а точнее, войны с Ганнибалом, излагалась в кн. VII-IX. Над Анналами Э. работал на протяжении многих лет, события Истрийской войны 178-177 гг. он описал в кн. XVI. Следуя за гомеровским эпосом, Э. перенял не только греческий эпический стих (то есть, дактилический гекзаметр), но пытался также как можно точнее воспроизвести особенности греческого эпического стиля, не пренебрегая даже введением словотворческих курьезов; он охотно использовал архаизмы и богатые фонетические средства ранней римской поэзии. В сохранившихся фрагментах удивляет отсутствие каких-либо упоминаний о внутренних общественных конфликтах в самом Риме; очевидно, что Э. смотрел на историю Рима глазами представителей аристократических родов, деяния которых он прославлял. В восхвалениях героев более значительное место отводилось sapientia (мудрости, уму), чем vis (силе), что уже явно свидетельствует о греческом влиянии. В других произведениях Э. тоже берет за образец греческую литературу. В поэме натурфилософского содержания Эпихарм он представил физическую концепцию Иова, которого считал попросту одним из четырех элементов, а именно воздухом. Вероятно, эти философские аналогии Э., окрашенные сильным рационализмом и религиозным скептицизмом, склонили его перевести на латинский язык прозаическую повесть грека Эвфемера. Перевод Э. носила, возможно, название Эвфемер и сохранилась в отрывках, большей частью которых мы обязаны Лактанцию. Заглавие другого произведения Влечение к философии (Protrepticus), должно было указывать на философское содержание, зато единственный отрывок из стихотворного сочинения Указания (Praecepta) не позволяет более точно определить его содержание; может быть, это была нравственно-философская поэма. Написанные ионическими метрами произведения эллинистического поэта Сотада Э. перенес в римскую литературу в поэме, озаглавленной Сота (исходная форма имени Сотад). Несомненным своеобразием отличаются написанные дактилическим гекзаметром Лакомства (Hediphagetica), образцом для которых была гастрономическая поэма Архистрата. Об эпиграмматическом творчестве Э. невозможно сказать ничего определенного; традиция донесла 3 или 4 эпиграммы в элегических дистихах, которые Э. первым ввел в римскую поэзию. Кроме того, он был автором Сатир (Satirae) в 4 книгах. Отличительной чертой этих сатир была разнородность тематики и стихотворных размеров; в них выступала диалогическая форма, например в споре смерти и жизни. Не исключено, что панегирическая и очень неоднородная версификаторская поэма Э. под названием Сципион, созданная в честь Публия Корнелия Сципиона Африканского Старшего, не была самостоятельным произведением, а принадлежала к сборнику сатир. Неизвестно также, изложил ли он вопросы латинской орфографии и грамматики, которыми он занимался, в Сатирах, или посвятил им отдельное произведение, как позднее Луцилий. Богатая и разносторонняя литературная деятельность Э., который как «второй Гомер» хотел служить не римским Каменам, но греческим Музам, привела к эллинизации римской культуры и открыла на будущее дорогу развитию латинской литературы. Велико было влияние Э. в эпике; Лукреций и Вергилий были многим ему обязаны; Анналы были национальным эпосом римлян вплоть до появления Энеиды Вергилия.

ЭННОДИЙ

Эннодий, Магнус Феликс; Ennodius, Magnus Felix, ок. 473-521 гг. н. э., латинский христианский писатель и поэт. Родился в Галлии, воспитание и образование получил в Южной Италии, где, вероятно, в 493 г. стал диаконом. В 496-513 гг. был помощником миланского епископа; там началась его литературная деятельность. Позднее он был епископом Павии и дважды (515 и 517 гг.) возглавлял папское посольство в Константинополь. - Из обширного, но лишенного значительных литературных достоинств прозаического и поэтического творчества Э. имеют значение в качестве исторического источника биография Житие Епифания (Vita Epiphanii), жизнеописание его предшественника в на епископском престоле, и Панегирик Теодориху (Panegyricus dictus Theodorico), в котором Э. в хронологическом порядке со значительной долей лести описал деяния короля. О жизни Э. мы узнаем из автобиографии в форме молитвы Благодарение за свою жизнь (Eucharisticon de vita sua), называемой также Исповедью, как и произведение Августина. Сохранилось сочинение Э. под заглавием Житие монаха Антония. Призвание к учению; оно содержит советы, касающиеся образования, и каталог известных образцов для подражания, указывая (в стихах и прозе) на роль риторики как основы всех наук. В 28, частью фиктивных, частью действительно произнесенных речах, написанных для разных лиц, и в 297 письмах (разделенных позднее на 9 книг), направленных различным адресатам (даже женщинам), форма преобладает над содержанием. В двух книгах сохранилось примерно 170 поэтических произведений на случай в разных стихотворных размерах (гимны, эпиталамы, эпилии, панегирики, эпиграммы), в которых Э. выказал хорошее владение формой, но мало поэтического таланта. Воспитанный в классической традиции, Э., несмотря на свои христианские пристрастия, оставался античным писателем, обильно использовал в поэзии и прозе риторику, а свои мысли выражал манерным стилем. Э. восхищались в IX и X вв.

ЭПИКТЕТ

Эпиктет, Epiktetos, ок. 50- ок. 138 гг. н. э., греческий философ. Родился рабом в Гиерополе во Фригии. Впоследствии жил в Риме среди рабов Эпафродита, секретаря Нерона. Ок. 80 г. слушал лекции известного стоика Музония Руфа. Освобожденный ок. 90 г., сам начал учить. Будучи изгнан из Рима императором Домицианом, осел в Никополе в Греции и там основал собственную философскую школу. Э. не оставил ни одного произведения, но его ученик Арриан записал учение своего мастера. Также мы находим сентенции Э. в антологии Стобея. Содержание лекций Э. можно восстановить на основании писаний Арриана. Э. понимал философию в духе стоиков как любовь и влечение к добродетели, которую он, однако, воспринимал не как практические навыки «жизни в соответствии с природой», но и как знание «о вещах божественных и человеческих», как правильное мышление, являвшееся неотъемлемым условием жизни в соответствии с природой. Однако же теория должна неизбежно подкрепляться практикой, т.е. целью, каковой является свободная и счастливая жизнь, поскольку наука, изучаемая ради нее самой, становится источником многих несчастий. Э. не придерживался последовательно стоического разделения философии на физику, этику и логику. Физикой он практически не занимался, больше места он отвел логике, а его излюбленной областью была этика. Сильное влияние на учение Э. оказал прежде всего Сократ и его учение в том виде, в каком его представили в своих сочинениях Платон и Ксенофонт. Это нашло сове выражение в этическом интеллектуализме (добродетель есть знание) и вера в правящее миром провидение, велениям которого нужно без сопротивления подчиняться. Следы влияния учения Сократа видны также в усмотрении задачи философии в воспитании добрых и счастливых людей. Э. пользовался громкой славой у современников, и многие знаменитые личности навещали его в его школе, благодаря чему он имел большое влияние на высшие круги общества.

ЭПИКУР

Эпикур, Epikuros, 341-271 гг. до н. э., греческий философ. Сын Неокла и Харистраты, афинянин из округа Гардетос. Родился на острове Самос, где его отец поселился как один из двух тысяч афинских колонистов, посланных туда в 352-351 гг. до н. э. Интерес к философии он проявил очень рано: четырнадцатилетним мальчиком он обратился к учителю, чтобы тот ему объяснил, откуда взялся Хаос, который по Гесиоду есть отец всего. Учитель отослал его к философам. В 15 лет Э. попал в малоазийский город Теос, где в школе Навсифана познакомился с атомизмом Демокрита, который позднее стал основой его философской системы. Через три года он оставил Навсифана и поехал в Афины, чтобы отбыть в качестве эфеба обязательную воинскую повинность (323-322 гг.). В платоновской Академии слушал Ксенократа. В 322 г. афиняне были принуждены покинуть Самос, что повлекло за собой разорение семьи Э. Отец его подался в Колон, в 322 г. туда же прибыл Э. Вначале он зарабатывал себе на жизнь как школьный учитель. На 32 году жизни (310 г.) основал собственную философскую школу в Митилене на Лесбосе, а затем перенес ее в город Лампсак у Геллеспонта. К кругу верных учеников и друзей Э. в этот период принадлежали Гермах, Метродор, Леонтий, Идоменей, Колот и Полиэн. В 306 г. Э. возвратился в Афины, где вблизи Дифилонских ворот он купил небольшой садик и основал философскую школу, прозванный Садом (Kepos). Она просуществовала до IV. н. э., сохраняя в первоначальном виде учение своего наставника и культивируя дружбу, чем и прославилась в античности. Исходной точкой и стержнем философии Э. является этика, основной задачей - указание людям пути к подлинно счастливой жизни. Счастье Э. понимает гедонистически: высшим благом является удовольствие (hedone), злом - его противоположность, боль. Человек по своей природе стремится к удовольствию и избегает боли: поэтому удовольствие и боль представляются критериями людского выбора и основой этики, определяют человеческие поступки. Гедонизм Э. - несмотря на тождественность названия - принципиально отличается от философии Аристиппа. Эпикурейское удовольствие - это прежде всего покой, отсутствие страданий, свобода от состояния неуверенности (ataraksia). Его основой является вытекающая из самого факта жизни естественная радость бытия, основанного на гармоничном движении атомов в мире людей. Отклонения в этом движении порождают боль и страдание, делающие невозможным получение других удовольствий, источником которых являются внешние стимулы. Э ввел иерархию удовольствий, он отчетливо отделял духовные удовольствия от телесных, и духовным отдавалось бесспорное предпочтение. Они более долговечны и значительно богаче, поскольку обнимают прошлое, настоящее и будущее. Нужно уметь сделать разумный выбор посреди удовольствий, а разумная мысль (fronesis) есть обязательное условие счастливой жизни. Знание освобождает человека от страхов и предрассудков, которые нарушают покой и уничтожают всякую радость. Источниками беспокойства являются: страх перед богами, боязнь смерти и ложные взгляды на добро и зло. Э. оспаривает их в знаменитых четырех постулатах (tetrapharmakon): 1) бог не страшен; 2) смерти я не ощущаю; 3) то, что является подлинным благом, легко достигается; все, что есть зло, легко уничтожить. Боги не таковы, как их себе представляет большинство людей. Они счастливы и свободны от волнений, живя в междумириях (metakosmia, лат. intermundia), им нет дела до людей. Они не думают о людях после смерти, как и не насылают кар при жизни. Следовательно, неоправданны и страх перед божеством, и боязнь посмертных мук. Нет загробной жизни, ибо человеческая душа, как и тело, складывается из атомов, на которые распадается после смерти. «Смерть ничто для нас, - говорит Эпикур, - ибо покуда мы есть, нет смерти, а когда есть смерть - нет нас». Проповедуя бренность, Э. учит людей счастливо жить. Представляется простым достигнуть счастья и удовлетворить желания и стремления. Э. делит их на три группы: 1) естественные и необходимые (телесные и духовные); 2) естественные, но не необходимые и 3) мнимые. Естественные и неизбежные телесные потребности немногочисленны, они сводятся в основном к тому, чтобы не терпеть холода, голода и жажды, их удовлетворение, однако, является непременным условием жизни, а следовательно и счастья. Духовные потребности людей требуют больших усилий. К ним принадлежит познание всех вещей и законов, управляющих миром атомов и миром человеческих переживаний, стремлений и желаний, которые с собственной точки зрения классифицирует и обуздывает эпикурейская философия. Без понимания этого невозможно психическое здоровье, а значит, и счастливая жизнь, в которой сохраняется естественный запас радостей, коим оделила нас природа. Потребности естественные, но не необходимые - это, например, любовь, материнский и отцовский инстинкты; мнимые потребности - пестование амбиций, жажда богатства и почестей, и т. д. Четвертое утверждение - «то, что есть зло, легко уничтожить» - Э. посвящает борьбе с болью. Боли нельзя избежать, возможно и нужно взять над ней верх и стараться ее смягчить терпением и твердостью духа. Претерпеваемые страдания не исключают радости, а сильная боль длится недолго, либо она убивает человека. Много места Э отвел в своих сочинениях дружбе, которая всегда культивировалась в его школе. Известное предписание «Живи один» (Lathe biosas) должно было предостеречь эпикурейцев от участия в политической жизни, обеспечить спокойное существование и создать наилучшие условия для философской работы. Искусству жить счастливо служит как физика, так и теория познания, или эпикурейская каноника. Каноника, уча ясно и правильно мыслить и делать правильные выводы, должна усовершенствовать человеческий разум в борьбе с предрассудками, должна помочь ему отличить правду от лжи. Истину мы познаем при помощи ощущений. Все человеческие впечатления и представления истинны. На их основе можно путем размышления через аналогии дойти до правды. Ошибки и заблуждения Э. приписывает не ощущениям, но суждениям, ибо свидетельства чувств должны быть правильно интерпретированы мыслью. Возможность погрешностей Э. объясняет через заимствованную у Демокрита теорию «подобий» (eidola): от предметов отрываются их точные «подобия», которые проникают в органы воспринимающего. В пути они, однако, могут изменяться, либо вследствие столкновения с другими подобиями, либо проходя через человеческие органы восприятия. Необходимо их правильное чтение и объяснение. Эпикурейцы в деталях разработали так называемый метод индуктивного мышления и описали все его ступени. Принципы своей физики Э. перенял от Демокрита, произведя, однако, ряд существенных изменений, имеющих важное значение для этики. Вслед за Демокритом, Э. учит, что бытие рождается из небытия и что вселенная состоит из атомов и пустоты. Атомы и пустота вечны и неизменны в противоположность сложенным из них телам. Атомам Э. приписывает четыре свойства: упругость, форму, величину и вес, в то время как Демокрит приписывал им только упругость, величину и форму. Вводя вес, Э. с его помощью объяснял основное движение атомов - падение. Э. также ограничил бесконечность форм атомов шестью схемами. Все атомы находятся в непрерывном движении. В одинаково податливой пустоте они падают с одинаковой скоростью, независимо от веса. Не отклоняясь от вертикали, атомы в своем падении не могли бы столкнуться. Чтобы объяснить, как получились соединения атомов, давшие начало мирам, Э. создает теорию так называемой паренклизы. Помимо падения по прямой , он приписывает атомам еще один вид движения, а именно способность к спонтанному минимальному отклонению от заданного направления. Паренклитическое отклонение действительно очень мало, однако оно имеет огромное значение как для эпикурейской физики, так и для этики. В тот момент, когда атом произвольно освобождается на миг от неизбежности падения, когда он в определенной степени ломает предназначенные ему природой рамки, в этот момент эпикурейская философия преодолевает детерминизм Демокрита. Паренклиза для атома - это то, что создает индивидуальное действие, а в области этики она является физической базой учения о свободе воли. Э. учил, что атомы, кроме упругости, величины, формы и веса, а также подвижности, не имеют иных свойств. Им не присущи такие качества, как тепло, холод, цвет, вкус, запах, не свойственны им чувства и сознание, представляющиеся свойствами определенных соединений атомов и изменяющиеся, когда изменяется данная структура. Эти качества не существуют объективно, но являются «символами» объективных структур атомов и носят характер реакций нашего сознания на внешние раздражители. Человеческая душа также материальна и, подобно всему телу, представляет соединение атомов. Атомы души круглые, гладкие, маленькие и подвижные, собственными усилиями они не могут создать соединения. Следовательно, душа не может существовать без тела, которое служит ей защитой. Она погибает в момент смерти, поскольку рассыпается соединение атомов и нарушается соответствие их движения. Э. творчески развил этическую теорию Демокрита так же, как он обогатил его физику. Гедонизм Э. сыграл в истории философии выдающуюся роль, атомистическая физика стала важной вехой на пути развития материализма. В кн. X Жизни философов Диоген Лаэртский сохранил для нас 3 письма Э.; к Геродоту (изложение физики), к Менокею (описание этики) и Главные мысли (Kyriai doksai). Сверх этого мы имеем 81 эпикурейское изречение - так называемые Gnomologium Vaticanum, а также многочисленные фрагменты из других произведений, особенно из сочинения О природе (Peri physeos) в геркуланумских папирусах.

ЭПИХАРМ

Эпихарм, Epicharmos, VI/V вв. до н. э., греческий драматический поэт. Родился, вероятно, в Сиракузах, а согласно другим источникам, в Мегаре Гиблейской на Сицилии либо на острове Кос. Предполагаемый период его жизни - 530-490 гг., а вершина литературной деятельности приходится на 500-490 гг. - Согласно Книге Суда Э. был наряду с Формием создателем сицилийской комедии (особенно греческой драмы; «драма» - от глагола dran - «действовать»), а по версии Аристотеля он первым ввел в эти пьесы фабулу. Мы знаем 35 названий пьес Э. и свыше 200 фрагментов (всего он должен был написать 52 комедии). 18 заглавий указывают на мифологическую тематику. Частым героем является Геракл-обжора, многие названия отсылают к Гомеру: Одиссей-беглец (Odysseus automolos), Циклоп (Kyklops), Троянцы (Troes).Остальные пьесы - народные комедии, например, Селянин (Agrostinos), Земля и море - что из них полезнее для человека (Ga kai thalassa),Горшки (Chytrai) - мечтания бедной женщины об обогащении путем продажи горшков, которые, однако, разбились. Загадочное название Logos kai logina («слово» или «разум» в мужском и женском роде) подчеркивает некую диалектичность тематики. Пьесы Э., короткие, насчитывающее самое большее 400 стихов, были скорей фарсами, чем собственно комедиями, и максимально приближались к миму, от которого они вели свое происхождение. В них отсутствует хор, совершенно нет фрагментов, написанных лирическими метрами, а только ямбические триметры, трохеические тетраметры и анапесты. Язык комедий Э. представляет собой литературный дорийский диалект. Предназначались эти комедии для достаточно образованной публики; на это указывают многочисленные сентенции и философские рассуждения в пифагорейском духе, а также пародии на стиль Гомера. Множество изречений Э. вошло в общее употребление в качестве пословиц, например: «Где страх, там и почет», или приписываемое Э. - «рука руку моет». Э. оказал значительное влияние на староаттическую комедию, хотя его, вероятно, и не ставили в Афинах.

ЭПИЧЕСКИЙ ЦИКЛ

Эпический цикл или Циклический эпос (гр. epikos kyklos) - Этим названием еще в древности обозначали группу эпических поэм, сюжет которых составляли мифические повествования одного тематического круга (kyklos). Их создавали поэты, последователи Гомера из всех областей Греции в VIII-VI вв. до н. э. Они использовали язык и поэтическую технику Гомера, которому вплоть до V в. до н. э. приписывались все циклические эпосы. И лишь позднее появляются также имена предполагаемых авторов отдельных произведений. Трудно, однако, решить, то ли в этом надлежит видеть результаты филологических исследований эллинистических ученых, то ли скорее плоды фантастических спекуляций вроде тех, в которых преуспела перипатетическая биография. Самым известным, а быть может, первоначально единственным циклом, был троянский цикл, поэмы которого описывали троянскую войну от ее начала до смерти Одиссея. Они должны были дополнить Илиаду и Одиссею. Киприи или Киприаки (то есть кипрские повести) в 11 песнях (фр.), приписываемые Стасину с Кипра или же Хигесию из Саламина на Кипре, описывали события, предшествовавшие действию Илиады и раскрывали первопричину троянской войны, которой было перенаселение: Зевс сжалился над матерью-Землей, угнетенной тяжестью слишком многочисленных людей, и решил ее освободить посредством большой войны. Киприи рассказывают также о зачатии и рождении Елены и обо всем, что потом случилось до того момента, с которого начинается Илиада. Эта поэма считалась лучшим произведением кикликов. В свою очередь Этиопида, приписываемая Арктину из Милета, VII в до н. э., подхватывала действие в том месте, где Илиада заканчивалась, и описывала прибытие амазонок на помощь Трое, смерть их царицы Пентесилеи от руки Ахилла, поединок Ахилла с Мемноном, затем смерть самого Ахилла. Разрушение Илиона (lliu persis; фр.) в 4 песнях, приписанная также Арктину или же Лесхию с Лесбоса, и Малая Илиада (Ilias mikra) признаваемая творением Лесхия с Лесбоса или же Кинефона из Лакедемона, рассказывали о различных событиях конца войны и о разрушении Трои. Возвращения (Nostoi; фр.) в 5 песнях, приписываемые Хагию из Тройзены, дополняли Одиссею историей возвращения других героев из-под Трои. Дальнейшей судьбой самого Одиссея, а также подвигами рожденного ему Киркой сына Телегона занималась Телегония в 2 песнях, приписываемая Эвгамону из Кирены (IV в. до н. э.), предположительно самая молодая поэма цикла. Весь троянский цикл насчитывал 29 песен и примерно 18 тысяч стихов. От него уцелели только мелкие фрагменты и пересказы в так называемой Хрестоматии Прокла. Согласно некоторым данным, цикл был значительно более обширным и включал мифы от сотворения мира. В этом случае цикл открывали бы две космогонические поэмы, о которых мы более ничего не знаем: Теогония и Титаномахия (фр.), приписываемые Евмелу из Коринфа. О других поэмах этого рода наши сведения чрезвычайно скромны. Существовал также фиванский цикл, относящийся к судьбам несчастного рода Лабдакидов, а в особенности Эдипа и его потомства. К нему принадлежали Предание об Эдипе (Oidipodeia), 6 600 стихов, приписываемая Кинефону из Лакедемона, Фиваида (фр.), 7 000 стихов, повесть о походе семи вождей против Фив и братоубийственной борьбе сыновей Эдипа, а также Эпигоны (фр.), 7 000 стихов, поэма, приписываемая Антимаху с Теоса, описывающая поход сыновей семи вождей против Фив. Названия двух поэм могли бы подтвердить существование цикла о Геракле. Это Взятие Ойхалии, которое, согласно легенде, написал Гомер и подарил его авторство Креофилу с Самоса в благодарность за гостеприимство, и Фокаида, о взятии Гераклом города Орхомены в Беотии. Нам известны сверх того многочисленные поэмы, не включенные в циклы, как например, Аргонавтика, Коринфские повести (Korinthiaka), приписываемые Эвмелу из Коринфа, Данаиды (повесть о Данае и его дочерях; фр.). Сохранившиеся переложения поэм троянского цикла, немногочисленные сохранившиеся фрагменты, равно как и свидетельства о других эпосах, позволяют утверждать, что циклические поэмы строились на иных композиционных принципах, чем эпопея Гомера. В них отсутствовала единая драматическая композиция. Их отличало цепное строение, то есть произвольная связь отдельных эпизодов в соответствии с хронологией описываемых событий. Несвойственно Гомеру также пристрастие к ужасам и жестокости, полностью ему чужды и выступающие в некоторых поэмах эротические мотивы. Зато географические горизонты авторов циклических поэм были значительно шире. Поэмы эти долгое время пользовались огромной популярностью. Их значение для истории литературы, а в особенности для драмы, довольно велико, поскольку именно из них черпали свои сюжеты афинские трагики V в. до н. э. Начиная с Аристотеля их стали презирать как произведения, лишенные художественной ценности. Особенным презрением одарили их александрийские поэты, в особенности Каллимах.

ЭПОС ЦИКЛИЧЕСКИЙ

См. Эпический цикл.

ЭРАТОСФЕН

Эратосфен, Eratosthenes, из Кирены, III. до н. э., греческий писатель и ученый. Возможно, ученик своего соотечественника Каллимаха; учился также в Афинах у Зенона Кифеонского, Аркесилая и перипатетика Аристона с Хиоса. Руководил Александрийской библиотекой и был воспитателем наследника престола, впоследствии Птолемея IV Филопатра. Необычайно разносторонний, он занимался филологией, хронологией, математикой, астрономией, географией, сам писал стихи. Среди математических сочинений Э. нужно назвать произведение Платоник (Platonikos), представляющее род комментария к Тимею Платона, в котором рассматривались вопросы из области математики и музыки. Исходным пунктом был так называемый делийский вопрос, то есть удвоение куба. Геометрическое содержание имело произведение О средних величинах (Peri mesotenon) в 2 частях. В известном трактате Решето (Koskinon) Э. изложил упрощенную методику определения первых чисел (так называемое «решето Эратосфена»). Сохранившееся под именем Э. сочинение Превращения звезд (Katasterismoi), являясь, вероятно, конспектом более крупного произведения, связывало воедино филологические и астрономические исследования, вплетая в них повести и мифы о происхождении созвездий. В Георафии (Geographika) в 3 книгах Э. представил первое систематическое научное изложение географии. Он начал с обзора того, что было достигнуто греческой наукой в этой области на тот момент. Э. понимал, что Гомер был поэтом, поэтому он выступал против трактовки Илиады и Одиссеи как кладезя географических сведений. Зато ему удалось по достоинству оценить информацию Пифея. Создал математическую и физическую географию. Он также высказал предположение, что если плыть от Гибралтара на запад, то можно доплыть до Индии (это положение Э. косвенным путем достигло Колумба и подсказало ему идею его путешествия). Э. снабдил свое произведение географической картой мира, которую, по сведениям Страбона, критиковал Гиппарх Никейский. В трактате Об измерении Земли (Peri tes anametreseos tes ges; возможно, часть Географии) на основании известного расстояния между Александрией и Сиеной (совр. Ассуан), а также разницу угла падения солнечных лучей в обоих местностях, Э. высчитал длину Экватора (итог: 252 тысячи стадий, то есть примерно 39 690 км, подсчет с минимальной ошибкой, поскольку истинная длина экватора составляет 40 120 км). В объемном произведении Хронография (Chronographiai) в 9 книгах Э. заложил основы научной хронологии. Оно охватывало период от разрушения Трои (датированного Э. 1184/83 гг. до н. э.) до смерти Александра (323 г. до н. э.). Э. опирался на составленный им список олимпийских победителей и разработал точную хронологическую таблицу, в которой все известные ему политические и культурные события датировал по олимпиадам (то есть, четырехлетними периодами между играми). Хронография Э. стала основой позднейших хронологических исследований Аполлодор Афинский). Произведение О древней комедии (Peri tes archaias komodias) в 12 книгах было литературным, лингвистическим и историческим исследованием и решало проблемы подлинности и датировки произведений. Как поэт Э. был автором ученых эпилионов. Гермес (фр.), вероятно представляющий собой александрийскую версию гомеровского гимна, рассказывал о рождении бога, его детстве и вступлении на Олимп. Месть, или Гесиод (Anterinys или Hesiodos) повествовал о смерти Гесиода и наказании его убийц. В Эригоне, написанной элегическим дистихом, Э. представил аттическую легенду об Икаре и его дочери Эригоне. Это было, вероятно, лучшее поэтическое произведение Э., которое хвалит с своем трактате О возвышенности Аноним. Э. был первым ученым, который назвал себя «филологом» (philologos - любящий науку, подобно тому как philosophos - любящий мудрость).

ЭРИННА

Эринна, Erinna, с дорийского острова Телос, середина IV. до н. э., греческая поэтесса. Умерла молодой. В 19 лет Э. оплакивала смерть своей подруги Бавкиды. В ее честь она написала поэму Прялка в 300 гекзаметров, фрагменты которой нам известны из папируса, вспоминая проведенное вместе детство и работу за кроснами. Метрика поэмы Э. уже несколько эллинистическая, но диалект все же дорийский, окрашенный эолизмами. В Палатинской антологии сохранились 3 эпиграммы Э., две надгробные, в честь Бавкиды, и одна восхваляющая удачный портрет молодой девушки.

ЭСХИЛ

Эсхил, Aischylos, из Элевсинской общины, 525-456 гг. до н. э., греческий трагический поэт. Сын Еврофориона. Происходил из древнего аристократического рода Афин. Его молодость пришлась на времена упадка Писистратидов и закрепления в Афинах демократического строя. Э. принимал участие в персидских войнах, сражался под Марафоном (где погиб его брат Кинагир) и Саламином, возможно, и при Платеях. В трагическом агоне впервые выступил в Афинах во время 70 олимпиады (499-496 гг. до н. э.) совместно с Хорилом и Пратином; в 484 г. одержал первую сценическую победу; в 472 получил первую награду за трилогию, включавшую Персов, в 467 г. победила фиванская тетралогия; в 463, быть может, - тетралогия о Данаидах, в 458 - Орестея. Э. одержал всего 13 прижизненных побед и 15 посмертных (что было возможно лишь потому, что в виде исключения его пьесы были допущены к повторным постановкам). На 471-469 гг. приходится первое путешествие Э. на Сицилию, ко двору тирана Сиракуз Гиерона I, где он написал пьесу в честь только что основанной дорической колонии Этны - Этна или Этнеянки (Aitnai или Aitnaiai) и заново поставил Персов. По возвращении в Афины соревновался в 468 г. в трагическом конкурсе с дебютировавшим там Софоклом, который одержал над ним победу. После 458 г. во второй раз уехал на Сицилию. Там он умер в Гелии. Сохранившаяся надгробная надпись Э. единственным основанием для хвалы представляет его участие в Марафонском сражении. Согласно весьма правдоподобной версии, ее написал сам поэт (ни один другой автор не забыл бы творчества Э.), и потому эта надпись является важным свидетельством иерархии жизненных ценностей Э. Э. написал 70 трагедий и 20 сатирических драм, из которых мы знаем 79 названий. Целиком сохранилось 7 трагедий, составлявших школьное чтение в поздней античности, а также ок. 400 отрывков, к которым открытия папирусов постоянно прибавляют все новые. Сюжеты Э. черпал у Гомера и из эпического цикла. Но самой старой из известных нам трагедий Э. является не мифологическая трагедия Персы (Persai; 472), представляющая собой вторую часть трилогии. Первой частью была трагедия Финей (Fineus), третьей - Главк Потнийский (Gloukos Potnieus); за ними следовала сатирическая драма Прометей, разжигающий огонь (Prometeus Pyrkaeus). Мифологические пьесы, которые ставились вместе с Персами не имели ничего общего по своему содержанию с этой трагедией так же, как и составлявшие их фабулы мифы никак не были связаны между собой. Персы - единственная сохранившаяся трагедия на тему, подсказанную не мифологией, а современными поэту событиями. Э. описал здесь поражение, которое персы под предводительством Ксеркса потерпели в битве под Саламином (на ту же самую тему еще ранее создал трагедию Фриних). Оригинальность подхода Э. состоит во взгляде на победу греков глазами побежденных. О его глубокой человечности свидетельствует сочувствие, которое он испытывает к женам и детям врагов, оплакивающим своих близких. Главной идеей трагедии является убежденность Э. в том, что ни один человек, ни одно государство не может преступать поставленных ему богами границ, ибо такая спесь навлечет на него неминуемую беду. Именно так поступил Ксеркс и поэтому его поражение стало неотвратимым актом высшей справедливости. Персы являются также важным историческим источником, так как битва под Саламином описана здесь ее очевидцем. Фиванская трилогия: Лай (Laios), Эдип (Oidipus) и Семеро против Фив (Hepta epi Thebas; 467), которую дополняла связанная с ней сюжетно сатирическая драма Сфинкс, представляла трагедию трех поколений несчастного рода Лабдакидов. Смерти Лая и деяниям Эдипа были посвящены первые две драмы, в третьей (единственной сохранившейся) исполнялось проклятие Эдипа, брошенное сыновьям Этеоклу и Полинику: оба погибли в братоубийственной войне. Полотно обороны Фив - необходимый фон для их смерти. Центральная проблема - проблема вины и наказания. Могучий дух-мучитель Аластор, подталкивающий к концу проклятые поколения, удаляется лишь после смертельного поединка братьев, то есть после полного уничтожения рода. Сохранившееся окончание пьесы, вероятно, не принадлежит Э. В Просительницах (Hiketides; 463?), которые являются первой частью трилогии о Данаидах, центральный образ трагедии - хор 50 дочерей Даная, которые, спасаясь от брака с сыновьями Египта, ищут защиты у царя Аргоса Пеласга, на родине своей прародительницы Ио. Их просьба ставит царя перед выбором: отринуть просящих и тем самым нарушить священный закон гостеприимства или подвергнуть страну опасностям войны. Перед принятием трудного решения Пеласг спрашивает мнения людей (что представляется ярко выраженным анахронизмом; Э. переносит в мифические времена демократические институты своей эпохи). Когда объявляется погоня, царь встает на защиту девушек. Посланец Египтидов, уходя, объявляет войну. Дальнейшие судьбы дочерей Даная (принужденных к браку с сыновьями Египта, а затем убивших собственных мужей в брачную ночь) были темой других пьес трилогии: Египтяне (Aigyptioi) и Данаиды (Danaides). С этим кругом мифов соотносилась и сатирическая драма Амимона (Amimone) - имя одной из Данаид. Просительницы представляют собой трагедию в несомненно архаичной форме. Здесь преобладают партии хора, а диалог почти всегда разворачивается между актером и предводителем хора (только дважды дело доходит до короткого обмена репликами между двумя актерами). По этой причине данная трагедия до последнего времени считалась старейшей из сохранившихся. В настоящее время считается, что Э. поставил ее только в 463 г. Мы не знаем даты постановки трилогии, к которой принадлежала сохранившаяся трагедия под названием Прометей прикованный (Prometeus desmotes). Это космогоническая драма. В ней сталкиваются упорядоченный мир олимпийских богов и необузданный, надменный мир Титанов. В погибшей трагедии Прометей освобожденный (Prometeus lyomenos) наступало примирение, и Зевс, представленный в Прометее прикованном, в противоположность другим произведениям Э., жестоким и деспотичным тираном, окончательно преодолев всякое зло, явился здесь справедливым и достойным владыкой. Прометея, совершенно иначе трактуемого в произведениях Гесиода, Э. изображает героическим другом людей и инициатором всякого прогресса. К этой же трилогии, вероятно, принадлежала драма Прометей, несущий огонь (Prometeus Pyrphoros), о которой мы ничего больше не можем сказать. В Орестее (Oresteia; 458), единственной целиком сохранившейся и, вероятно, последней из поставленных в Афинах трилогии, Э. представил трагическую историю рода Атридов, легенду, известную еще из архаического эпоса и произведений поэтов-меликов (Стесихор). Однако Э. обработал старую тему по-своему. Он изобразил великую драму человека, сражающегося с роком, волей богов и собственной совестью, и одновременно (особенно в последней части трилогии) преклонился перед новым общественным порядком и его законами, воздавая при этом хвалу своей отчизне, демократическим Афинам. Первая трагедия, Агамемнон, представляет собой экспозицию всей трилогии. Песни хора говорят о более ранних событиях, которые привели Клитемнестру, жену Агамемнона, к решению убить вернувшегося из-под Трои супруга. Привезенная им пленница, пророчица Кассандра, в состоянии провидения перечисляет прошлые и будущие преступления Атридов, протягивающие через поколения цепь вины и наказания. В следующей за ней трагедии Хоэфоры (Choeforoi) первые реплики хора девушек, приносящих жертвы на могиле Агамемнона, доносят до зрителя мысль, что новое преступление требует расплаты. Орест прибывает в Аргос, чтобы по велению Аполлона отомстить за смерть отца убийством матери. Это ужасное деяние повергает его в ужас, и, преследуемый богинями мщения Эриниями, он ищет очищения у Аполлона в Дельфийском храме. Это является уже началом третьей драмы трилогии под названием Эвмениды (Eumenides). Однако, в отличие от Орестеи Стесихора, Аполлон не в силах избавить матереубийцу от Эриний. Ореста судят в Афинах человеческим судом. Это победа нового закона городов-государств над древним родовым правом, настаивавшем на кровной мести. Орест оправдан, страшные Эринии превращаются в благожелательных Эвменид, отныне чтимых в Афинах под этим именем. За этой трилогией последовала сатирическая драма Протей (Proteus), тема которой была взята из Одиссеи. Из несохранившихся драм Э. внимания заслуживают недавно открытые благодаря находкам папирусов фрагменты трагедии Мирмидоняне (Myrmidones), а также сатирическая драма Рыбаки (Diktyulkoi). Э. явился подлинным творцом греческой трагедии. Он усовершенствовал драматическую технику: ограничил участие, а следовательно и значение, хора; вывел на сцену второго актера, что сделало возможным развитие действия и оживление диалога. Использовал новые выразительные средства: блестящие описания (битва под Саламином, падение Трои), красочные повествования, представляющие события, происходящие либо внутри дворца (Агамемнон), либо далеко от места основного действия (Персы); стихомифический диалог (т. е. диалог в форме коротких вопросов и ответов). Использовал сценические паузы (Ниоба, Прометей прикованный, Кассандра в Агамемноне) для создания соответствующего настроения. Большую роль в трагедиях Э. играли музыкальные элементы, как хоровые, так и сольные партии. Э. усовершенствовал также актерский состав и разнообразил маски. Экзотические костюмы актеров в Просительницах и Персах, описания иноземных обычаев свидетельствуют об интересе поэта к варварскому миру. Трагедии Э. проникнуты морально-религиозными идеями. Поэт старался примирить традиционную греческую мифологическую этику с новой моралью, религиозное мировоззрение с гражданским. Стремился постигнуть тайну человеческой судьбы и деяний. Он верил, что человеческими стремлениями руководит провидение и что даже боги не могут противостоять судьбе. Человек, упоенный слишком большим могуществом и богатством, легко поддается чувству превосходства, которое подталкивает его к преступлению. Кара за проступок падает на виновника и весь его род. Э. делает человека ответственным за собственные действия. Страдание, согласно Э., есть единственная школа жизни, которая учит «умеренности». Основной чертой драматургии Э. является ее величественность. Эти черты отражены также в характерах героев. В сохранившихся произведениях можно проследить пути развития творчества поэта: от пьес, лишенных действия, заполненных в основном партиями хора, с однообразными характерами действующих лиц (Просительницы), до трагедий с отчетливым развитие действия и индивидуализированными образами героев (Орестея). Герои Э. обыкновенно монументальны; они обуреваемы сильными страстями, мужественны, их сила воли настойчиво ведет их к цели (Этеокл, Прометей, Клитемнестра). Стиль и язык Э. согласуются с содержанием. Возвышенность и патетичность вытекают из подбора слов и их связи. Э создает неологизмы, красочные метафоры и описания. Зато язык простых людей, появляющихся в его трагедиях (стражник в Агамемноне, няня в Хоэфорах) - обыденный и понятный. Э. добился признания как у своих современников, так и у потомков. Под непосредственным влиянием Э. находились Софокл и Еврипид, Аристофан признал его первенство в Лягушках. В эллинистическую эпоху его произведения уже не ставились; им занимались лишь грамматики и историки литературы. На драматургов нового времени Э. оказал влияние через трагедии Сенеки. Известный еще со времен Ренессанса, он возбудил особый интерес в XVIII в. Сильное влияние Э. наблюдалось в период романтизма. Английские поэты (Байрон, Шелли, Китс), основываясь на Прометее прикованном, создали и распространили представление о «прометеизме». Ближе к концу XIX в. трагедии Э. снова вышли на сцену и играются до наших дней, особенно Орестея. Влияние Э. на искусство было меньшим, чем на поэзию.

ЭСХИН

I.

Эсхин, Aischines, из Стеффы, IV в до н. э., греческий философ. Ученик Сократа. После смерти учителя несколько лет пробыл при дворе тирана Сиракуз Дионисия; возвратившись в Афины (356), основал школу риторики, занимался написанием судебных речей на заказ. Из творений Э. сохранились лишь фрагменты 7 сократических диалогов: Мильтиад, Каллиас, Аксиох, Аспазия, Алкивиад, Телавг, Ринон, где он верно представил внешний облик и характер Сократа; в античности существовало даже мнение, что автором этих диалогов должен был быть сам Сократ, а Э. получил их после смерти учителя от Ксантиппы и издал под своим именем. В своих писаниях Э. клеймил богатство и провозглашал хвалу бедности. Его считают одним из творцов плебейской литературы (см. Антисфен). Диалоги Э. использовал Ксенофонт в сократических письмах.

II.

Эсхин, Aischines, 390-330 гг. до н. э., греческий оратор. Семья Э. разорилась во времена Пелопонесской войны. Он преподавал в начальной школе у своего отца Атромета, а затем некоторое время был трагическим актером. Принимал участие в военных походах, среди прочих на Эвбею, и в битве при Мантинее (362 г.). В дальнейшем посвятил себя политической карьере и вступил в союз с Эвбулом. Вместе с Демосфеном был в составе посольства к Филиппу II Македонскому, которое добилось заключения так называемого Филократова мира (346 г.). Это был поворотный пункт в его политической деятельности. После этого он стал ревностным сторонником Филиппа и одним из предводителей промакедонской партии. Обвиненный Тимархом в деятельности во вред государству во время переговоров с Филиппом, опередил обвинителя, приписав ему аморальные поступки и в связи с этим невозможность исполнения им служебных обязанностей, а следовательно - и безосновательность обвинения. В свою очередь, Демосфен обвинил Э. в получении взяток от Филиппа, а в 343 г. - в измене. В 340 г. Э. в качестве одного из послов на Совете Дельфийской Амфиктионии стал причиной объявления войны святой Амфиссии, таким образом облегчая македонскому царю вторжение в греческие пределы. В 337 г. Ктесифонт выступил с предложением о присуждении Демофену золотого венка за заслуги перед государством, а Э., указав на процессуальные нарушения, объявил это предложение незаконным. Демосфену удалось защитить Ктесифонта, Э. же, уплатив штраф в 1000 драхм, должен был оставить Афины. Он подался в Эфес, потом на Родос (он стал основателем так называемой родосской ораторской школы) и, наконец на Самос, где и умер. Из произведений Э. сохранилось только 3 речи: Против Тимарха (Kata Timarchu), которого он обвиняет в аморальности, мотовстве и продажности при исполнении служебных обязанностей; О превышении полномочий посла (Peri parapresbeias), где Э. защищается от упреков Демосфена, обвиняющего его в измене и сотрудничестве с Филиппом (вследствие невозможности привести доказательства предательства, а также благодаря поддержке Эвбула и других влиятельных промакедонских политиков, Э. одержал победу на процессе); Против Ктесифонта (Kata Ktesiphontos), написанная в ходе упомянутого выше дела об увенчании Демосфена. Э писал также письма (не сохранившиеся). Как человек Э. не отличался сильным характером, менял взгляды в зависимости от конъюнктуры, легко поддавался влияниям. Зато он умел убеждать и волновать слушателей, стремясь произвести сильнейшее впечатление. Э. выделялся представительной внешностью и великолепным голосом, быстротой и живостью мышления. Осуждал ораторов за чрезмерное использование жестикуляции, сам же в публичных выступлениях избегал аффектации и соблюдал меру. Речи свои часто украшал цитатами из поэтических произведений и мифов. Говорил просто, но эффектно. Античные писатели ставили его не очень высоко. Э., однако, стремился более к достижению задуманного эффекта, чем к литературному совершенству.

ЭТЕРИЯ

См. Эгерия.

ЭФОР

Эфор, Ephoros, из Кимы в Малой Азии, ок. 405- ок. 330 гг. до н. э., греческий историк. Согласно традиции, ученик Исократа. Первым из греческих историков описал всю греческую историю в произведении с тем же названием в 29 книгах (фр.). XXX кн. дописал сын Э. Демофил. Минуя мифические времена, Э. начал свое повествование с так называемого переворота Гераклидов (дорийское нашествие в XI в. до н. э.) и довел его до 341 г. до н. э. Содержание произведения было большей частью весьма толковым. Новым было также разделение его на книги, снабженные вступлением, так что каждая из них представляла собой единое целое. Не всегда достаточно критичный и мало сведущий в военном деле, Э. был наряду с Ксенофонтом, самым значительным историком IV в.. Полибий защищал его от нападок Тимея, его произведение использовали Диодор Сицилийский, Страбон, Полиэн, Помпей Трог, Плутарх, Николай Дамасский. Э. написал также историю родной Кимы, трактат о стиле и сочинение об изобретениях в 2 книгах.

Предыдущая страница Следующая страница