Античные писатели
Статьи на букву "Х"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

ХАМАИЛЕОН

Хамаилеон, Chamaileon, из Гераклеи Понтийской, ок. 340-270 гг. до н. э., греческий философ школы Аристотеля. Автор не сохранившихся философских трудов Об удовольствии (Peri hedones), О пьянстве (Peri methes), Protreptikos (сочинение, призывающее к изучению философии) и трактата О богах (Peri theon). Х. работал также над монографией о Гомере и поэтах VI в. до н. э. (Алкмане, Сапфо, Стесихоре и др.); занимался Эсхилом, а возможно, Софоклом и Еврипидом. Х. пытался составить жизнеописания изучаемых авторов на основании упоминаний в их собственных произведениях и при помощи аллюзий на них в других литературных произведениях (например, в комедиях), сделавшись таким образом одним из творцов так называемой перипатетической биографии. Х. не был вдумчивым исследователем: он собрал множество недостоверных сведений, явившись причиной возникновения большого числа позднейших литературных легенд.

ХАРИСИЙ

Харисий, Флавий Сосипатр; Charisius, Flavius Sosipater, ок. сер. IV. н. э., латинский грамматик. Автор Грамматики (Ars grammatica) в 5 книгах, из которых сохранились целиком кн. II и III, остальные же - с довольно значительными пробелами. В книге II рассказывается о 8 частях речи, книга III представляет собой дополнительные сведения о глаголе. Х. был компилятором, который порой просто переписывал используемые источники; наиболее часто цитируемые им грамматики - Реммий Палемон, Юлий Роман и Комиан.

ХАРИТОН

Харитон, Chariton, предположительно, I в. до н. э., датируется также I или II в. н.. э., греческий писатель. Автор романа в 8 книгах о Харее и Каллирое, наиболее древнего из сохранившихся целиком греческих романов. Согласно сведениям, содержащимся во вступлении к произведению, Х. происходил из Афродитеи в Карии, был секретарем оратора Афинагора. Содержание романа Х. составляет любовная история, разыгравшаяся на Сицилии в V. до н. э. В ней участвуют исторические личности (персидский царь Артаксеркс II, его жена Статира, сиракузский стратег Гермократ, отец героини). Х. весьма свободно трактует историю, допуская множество неточностей и анахронизмов, однако местный колорит передает очень точно. Композиционная техника Х. проста: он излагает события в хронологическом порядке, без отступлений и вставок. Порой он повторяется, часто автор предсказывает события, которые должны произойти. Х. знакомо и искусство ретардации. Типажи героев разнообразны, хорошо охарактеризованы, показано даже их внутреннее развитие, почти нет «белых» и «черных» героев; сами главные герои не лишены определенных недостатков. Выразительно обрисованы также фигуры второстепенных героев, принадлежащих к низшим общественным слоям, что является редкостью в греческой литературе. Приключения героев, хотя и необычные, не представляются неправдоподобными. Язык Х. ясен и прост. Его произведение не предназначалось для интеллектуальной элиты, но было обращено к среднему читателю. Поэтому оно пользовалось устойчивым успехом. Х. читали в Египте еще в VII в. н. э. Благодаря своей простоте, блестящей характерности образов, ясному изложению событий и их правдоподобию, крепкой мотивации приключений этот первый сохранившийся греческий роман выгодно отличается от прочих.

ХВАЛА ГОСПОДУ

«Хвала Господу» («Laudes Domini») - поэма, написанная в начале IV в. н. э. (316-323 ?). В 148 гекзаметрах описывает чудо, произошедшее в стране эдуев в Галлии, и прославляет Христа, который вместе с Отцом сотворил мир и искупил грехи людей. В последних 6 стихах автор молится о победе императора Константина Великого и благословении его двора. Л. Д. - одна из самых древних сохранившихся христианских поэм. Язык поэмы простой и ясный, но сухой и лаконичный. Поэма содержит многочисленные реминисценции из Вергилия. Написана правильным стихом. Допускается, что неизвестный автор был ритором или учеником риторической школы в Августодуне (совр. Отон во Франции).

ХИГИН

Хигин, Hyginus, II в. н. э., римский мифограф. Под именем Х. сохранился созданное во II в. н. э. пособие по мифологии. Первоначально его название, по-видимому, звучало как Генеалогии (Genealogiae), в настоящее же время оно чаще цитируется как Фабулы (Повести). Произведение состоит из 3 частей, первая из которых представляет генеалогию богов и героев, вторая содержит 220 коротких мифологических рассказов, третья - так называемые Индексы - является сопоставлением мифологических чисел. Фабулы Х. в очень малой степени принадлежат римской традиции, сведениями, содержащимися в них, он обязан какому-то более раннему греческому мифографическому произведению и, при его посредничестве, греческому эпосу, трагедии и александрийской поэзии. Поэтому они играет значительную роль в восстановлении текстов, особенно в реконструкции утраченных греческих трагедий. Произведение Х. подверглось столь значительным изменениям на протяжении веков, что воссоздание оригинального текста невозможно. Х. приписывали также астрономо-мифологическое произведение II в. н. э., в основу которого лег, вероятно, комментарий Эратосфена.

ХИЛАРИЙ ИЗ ПУАТЬЕ

Хиларий из Пуатье, Hilarius Pictaviensis, ок. 315-367 гг. н. э., латинский христианский писатель, Отец Церкви. Происходил из состоятельной языческой семьи. Получив риторическое и философское образование, занимал высокие государственные должности. Христианство принял ок. 345 г. Ок. 350 г. стал епископом Пиктавии (совр. Пуатье) в провинции Аквитания. Годы его епископства заполнены непрекращающейся борьбой с арианством на Западе. За свое непреклонное преследование ариан был сослан императором Констанцием II во Фригию (356-360 гг.). Там он знакомится с произведениями греческих теологов и закончил свое сочинение О Святой Троице (De Trinitate) в 12 книгах, в котором изложил все ортодоксальное учение о трех лицах Бога. В это время он поддерживает оживленную переписку с западными епископами. После синода в Селевкии (359 г.) он возвращается в Галлию, где организует общегалльский синод в Париже (361 г.), на котором благодаря ему почти все епископы осудили арианство. После этого остаток жизни Х. провел в Пуатье, посвятив его писательской деятельности. - Помимо эгзегетических работ, как Комментарий к Евангелию от Матфея и Псалмам, сохранились историко-полемические сочинения: К цезарю Констанцию, содержащее полемику с арианством; Против цезаря Констанция выражает протест Х. против допущенной несправедливости; Против ариан описывает опасности, которые влекут за собой ошибки ариан; О синодах - произведение, важное для исследования арианских споров. Письма Х. утрачены. Из собрания его гимнов сохранилось только три сильно испорченных фрагмента. Заслугой Х. является его вклад в учение о Троице и ознакомление Запада с теологической наукой Востока. Он был первым автором гимнов на Западе. Из-за его бескомпромиссной позиции по отношению к арианам его прозвали «Западным Афанасием».

ХОРИКИЙ

Хорикий, Chorikios, из Газы в Палестине, ок. 500-ок. 590 гг., греческий оратор. Был учеником Прокопия и наследником его кафедры риторики в Газе, христианином, автором нескольких сохранившихся похвальных речей в честь светских и церковных сановников (среди них 2 речи в честь епископа Маркиана содержащие описание церквей в Газе и их росписей), погребальных (над могилой матери, на смерть Прокопия) и свадебных (для своих учеников) речей. Написал также 14 лекций - диалектик (dialekseis) и школьных декламаций - мелетий (meletai). Представляет интерес юношеская апология Х. В защиту мимов (Hyper ton en Dionysu ton bion eikonizonton), представляющая ценный источник для изучения античных драматических форм. Аттицист, писал в риторическом стиле, старательно избегая несоответствий и используя акцентирующие паузы (клаузулы).

ХОРИЛИЙ

Хорилий, Choirilos, с Самоса, V в. до н. э., греческий эпик. Умер при дворе Архелая в Македонии. Х. был автором исторического эпоса о персидских войнах (фр.). Образцом и источником для Х. было произведение Геродота. Х. пытался представить современную ему историю при помощи эпической техники Гомера. Немногочисленные сохранившиеся фрагменты свидетельствуют о его таланте и оригинальности.

ХРЕСТОМАТИЯ ПРОКЛА

«Хрестоматия Прокла» - введение в греческую литературу и анализ ее жанров, содержавшее также пересказы (эпитомы) эпических поэм троянского цикла, составленное неким Проклом, возможно, грамматиком II в. н. э., или неоплатоником V в. н. э. Сохранились выдержки из двух первых книг в так называемой библиотеке Фотия и эпитомы эпического цикла в некоторых рукописях Илиады Гомера. Прокл, несомненно, уже не имел доступа к самим циклическим поэмам, а использовал какие-то мифографические произведения или более ранние пересказы. Несмотря на это, его эпитомы являются важнейшим источником при установлении содержания троянского цикла.

ХРИСИПП

Хрисипп, Chrysippos, из Солои, ок. 277-ок. 208 гг. до н. э., греческий философ, вероятно, семитского происхождения. Родители Х. прибыли на Кипр из Тарса в Киликии. Как сообщает Гален, греческому языку он научился позднее, отсюда ошибки в его сочинениях. Слушал в Афинах лекции Аркесилая и учеников основателя Стои Зенона, Аристона и Клеанфа. В платоновской Академии у Аркесилая и Лакида приобрел навыки диалектики, однако ближе ему было учение стоиков, поэтому после смерти основателя Стои Зенона он поступил в эту школу и вместе с Клеанфом, тогдашним руководителем этой школы, боролся против скептицизма Академии и защищал стоицизм от ее нападок. Руководил школой стоиков после Клеанфа (232-208). За лекции брал плату и нажил значительное состояние, однако жил скромно. Гордился присвоенным ему афинским гражданством, зато не принял приглашения к александрийскому двору. В древности говорили, что если бы не было Х., не было бы и Стои. Действительно, именно он развернул стоическую доктрину в систему и создал канон школы, который с небольшими изменениями просуществовал до ее конца. Х. чрезвычайно много писал. Оставил приблизительно 705 книг, из которых до наших дней дошли лишь фрагменты. Каталог его наиболее известных произведений, составленный Диогеном Лаэртским, включает 161 название из области логики и этики, однако он неполон, в нем недостает трудов по физике и ок. 10 названий трактатов по логике. Поэтому трудно с точностью установить, какие именно постулаты стоической доктрины ведут свое происхождение от Х., а какие от Зенона и других философов этой школы. Общие принципы стоицизма представляются следующими. Вслед за Ксенократом стоики разделяли философию на три раздела: логику, физику и этику. Представляется, что Х. занимался в основном этикой, и что логика обязана ему своим названием. Он также заложил основы так называемой фразовой логики. Логику стоики определяли как науку о знаках и о том, что они означают. Она охватывала все, что было связано с понятием логоса - то есть с мыслью и языком. Она делилась на диалектику и риторику. Диалектика включала в себя логику в узком значении и грамматику. Современная грамматическая номенклатура происходит в значительной степени именно от стоиков. Мы обязаны им выделением 6 частей речи (Хрисипп), родов, чисел, падежей, наклонений, времен и залогов. Риторике Х. посвятил 4 книги, в которых выделил 5 достоинств речи: хороший греческий язык, ясность, краткость, соответствие задаче и точный подбор слов; предписывал избегание общих мест, варваризмов и солецизмов. В отношении познания стоики занимали сенсуалистическую позицию. Истину мы познаем посредством ощущений, через восприятие причем Клеанф понимал восприятие как отпечатки предметов в духе. Х. же, развивая далее эту теорию, говорит уже не об отпечатках, но об изменениях, происходящих в душе, и утверждает, что мы познаем не данную вещь и даже не состояние духа, но изменения, происходящие в этом состоянии. При помощи восприятия создаются понятия, одни спонтанно, другие в результате целенаправленной рефлексии. Критерием истины становятся лишь те наблюдения (восприятия), которые совершенно ясны и неопровержимо убедительны: они должны быть сделаны в нормальном состоянии наблюдаемого предмета, с нужного расстояния, должны быть достаточно долгими и обязательно сверяться с другими наблюдениями. Стоики назвали их каталептическими наблюдениями. На их основании мы выносим справедливое и основательное суждение о вещи - каталептическое суждение. Основой стоической физики было убеждение, что все сущее, следовательно, весь мир, материален. В противовес дуалистическим системам Платона и Аристотеля, провозглашая единство материального мира, стоики создали монистическую философскую систему. Существует лишь то, что действует и подвергается воздействию, действовать же и подвергаться воздействию могут только материальные тела. Душа, Бог, форма и даже добродетели, согласно стоикам, материальны. Различия между телами происходят от различной напряженности проникающей тела пневмы. Что такое пневма? Как и Аристотель, стоики различали два начала в телах: пассивное - to paschon, и активное - to poiun. Пассивное начало - материя, тождественная аристотелевской материи; активное же начало, которое у Аристотеля было представлено нематериальной формой, стоики признавали также материальным и называли пневмой. Пневму, представляющую собой чрезвычайно тонкую материю, стоики сравнивали с огнем, воздухом и дыханием (греч. pneuma). Она пронизывает весь материальный мир, придавая ему форму и создавая различия вещей. Вследствие этого любая материя несет действующее начало в себе, а не ищет его вовне. Движение пневмы называется тоническим движением, и от его интенсивности зависит состояние пневмы: где оно наиболее слабое, там тела мертвы, наибольшая его интенсивность отличает разумные существа. Действия пневмы с одной стороны предопределены (законы природы), с другой же - целенаправленны и разумны, находятся в соответствии с Логосом. Мир представляет собой единое целое, является как бы одним организмом. Он вечен и бесконечен, следовательно природа его божественна. Божественна также пневма, а поскольку она пронизывает все тела, то каждая вещь тоже божественна. Бог существует не вне мира, но в нем самом, идентичен с ним (стоический пантеизм). Богов, в которых верили люди, стоики рассматривали как аллегорические фигуры. Они говорили также о круговороте вещей: после периода, когда праматерия все более разделяется и становится все более разнообразной, вновь наступает время, когда все возвращается к единству праматерии. Этот процесс повторяется вечно. Это учение вело к фатализму. Стоики, однако, защищали свободную волю каждой личности, утверждая, что кто действует в согласии со своей природой, то есть разумно, тот свободен. Умение поступать в соответствии с разумом есть добродетель, которая является единственным благом и обеспечивает счастье. Все остальное - богатство, сила, красота, здоровье - должно оставлять мудрого равнодушным. Существует лишь одна добродетель - знание, мудрость (sofia). Х. выделял, однако, 4 основные добродетели: благоразумие, мужество, умеренность и справедливость. Им соответствуют 4 наиболее губительных состояния, являющихся причиной всякого зла: зависть, жадность, уныние и сомнение. Идеал, приводящий к счастью, был естествен для мудреца, но его нелегко было достигнуть обыкновенным людям. Для них позднейшие стоики создали так называемое учение о благах. Оно разграничивало те вещи, которые соответствуют природе и достойны поощрения (proegmena): талант, быстроту ума, телесное здоровье, уважение людей, - от тех, которые нужно не раздумывая отбросить (apoproegmena): жажда славы любой ценой, чрезмерное богатство и т. д. Существуют еще вещи - в прямом значении этого слова - безразличные, как например, иметь четное или нечетное число волос. Этика стоиков, предлагавшая человеку идеал индивидуального совершенствования внутреннего мира, не прошла, однако, мимо социальных аспектов человеческой жизни. Общественный инстинкт точно так же присущ человеческой натуре, как, например, инстинкт самосохранения. Он проявляется во взаимной предупредительности, защите и поддержке, дружбе и любви - все это греки обозначали. Все люди несут в себе это начало, общественную необходимость, являются членами одного организма, гражданами единого государства-мира. Эти космополитические идеалы, как и убеждение о равенстве всех людей, которые приходятся друг другу братьями, стоики разделяли с киниками. Социальные аспекты доктрины стоиков развили позднее другие философы, благодаря им стоицизм стал философией, наиболее популярной в Риме. Через своих римских последователей он оказал огромное влияние на всю европейскую культуру.

ХРИСТИАНСКИЕ АПОЛОГЕТЫ

Христианские апологеты - Под этим названием объединены греческие и латинские христианские писатели, которые во II в. выступают в защиту христианства, отвечая на упреки язычников и критикуя государственную власть. Их произведения представляют также одну из первых попыток изложения и объяснения истин веры. Самым первым христианским апологетом считается Кодрат (Kodratos), живший в первой половине II в. н. э. (фр.). В отрывках сохранились также апологии Аристида, Аристона из Пеллы. Величайшим христианским апологетом был Юстин Мученик, умерший ок. 165 г. Учеником Юстина был Татиан, в отличие от своего учителя весьма враждебно настроенный по отношению к языческой культуре. Наиболее литературной была апология Афинагора из Афин. На прекрасном греческом языке написано и Послание к Диогнету, произведение неизвестного автора II в. н. э. К христианским апологетам причисляют также Гермия, автора апологетической сатиры Насмешка над языческими философами, Мелитона Сардского (фр.), Мильтиада (фр.), Теофила Антиохийского, автора сочинения под названием К Автолику. Причисляют к ним и латинских авторов Минуция и Тертуллиана.

ХРОМАЦИЙ

Хромаций, Chromatius, ум. ок. 407 г. н. э., греческий христианский писатель Епископ Аквилейский (387-407), был близок к Иерониму и Руфину, которые с ним переписывались и посвящали ему некоторые из своих сочинений. Х. был знаком с Иоанном Златоустом и также переписывался с ним. Позднее Х. защищал его перед императором Аркадием. Х. был связан с аскетическим движением в Аквилее. Из произведений Х. сохранились 25 проповедей о Евангелии от Матфея, Гомилия о 8 благословениях (Sermo de octo beatitudinibus) и 31 недавно открытых гомилии.

Предыдущая страница Следующая страница