Античные писатели
Статьи на букву "Ф"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

ФАБИЙ ПИКТОР

Фабий Пиктор, Квинт; Fabius Pictor, Quintus, III в. до н. э., самый старый из известных нам римских историков. В 225 г. принимал участие в войне с галлами, летом 216 г., после поражения римлян под Каннами был послан сенатом с посольством к Дельфийскому оракулу. Был автором написанной по-гречески истории Рима от поселения Энея в Италии до современных ему событий; древнейшую историю Рима описал сжато, используя италийские легенды. Датой основания города считал 747 г., что указывает на знание им греческих научных трудов по ранней римской истории. Особенно подробно он описал современные события, в частности войну с Ганнибалом. Не сохранившееся произведение было, по-видимому, написано в конце или после окончания II Пунической войны и было предназначено для тогдашнего «культурного» мира (эллинистического), являлось ответом на «филокарфагенское» описание I Пунической войны греком Филином из Акраги. Полибий и Дионисий Галикарнасский, которые использовали произведение Ф.П., подчеркивали его любовь к правде, хотя патриотическая тенденциозность и стремление подчеркнуть заслуги рода Фабиев явились причиной определенной односторонности. На Ф.П. часто ссылается Ливий. Автором латинских переводов хроник и приписываемого Ф.П. сочинения О праве понтификов (De iure pontificio) является, вероятно, Квинт Фабий Максим Сервилиан, консул в 142 г. до н. э.

ФАВОРИН

Фаворин, Favorinus, из Арелаты (совр. Арль), ок. 85-ок. 150 гг. н. э., греческий оратор, представитель второй софистики. Учился сперва в Массилии (совр. Марсель),затем, по-видимому, в Риме, был учеником Диона Хризостома. Великолепный оратор, выступал как в Риме, так и во многих греческих городах, обеспечив себе громкую известность. Говорил и писал прежде всего по-гречески. Был приближен к императору Адриану, милость которого впоследствии утратил и был изгнан на Хиос, откуда возвратился в Рим при Антонине Пии. Там он и жил до самой смерти в достатке и славе. Среди учеников и друзей Ф. были Плутарх, Герод Аттик, Фронтон, Геллий. По-видимому, он лично знал Эпиктета. Из многочисленных риторических и философских произведений Ф. сохранились две его речи в сборнике речей Диона Хризостома (речь 37 Коринфская и речь 64 О судьбе), а также на папирусе - обширные фрагменты речи На изгнание, написанной на Хиосе. Среди утраченных произведений Ф. важнейшими были два сочинения, представлявшие собой собрание выписок из богатого круга чтения автора (ср. позднейшие произведения Атенея и Элиана): Памятные записки (Apomnemoneumata) по меньшей мере в 5 книгах, использованные Диогеном Лаэртским, и Разные истории (Pantodape) в 24 книгах.

ФАЛЕС МИЛЕТСКИЙ

Фалес Милетский, Thales, первая половина VI в. до н. э., греческий философ. Фигура Ф. так обросла легендами, что у нас совсем мало достоверных исторических сведений о нем. Он прославился мудростью (был причислен к Семи Мудрецам), как практической, политической, так и теоретической. По-видимому, он предсказал солнечное затмение в 585 г. до н. э. (согласно древней традиции, которая сейчас ставится под сомнение). На основании египетских правил измерения земли, создал науку геометрию. В Ф. видели также первого философа, который задумался о природе вещей. Согласно Аристотелю, он полагал, что мир был создан из воды, приводил обоснование своей концепции. Вероятно, он признавал также отличную от этого первоначального материала силу, которая сформировала мир. Сам Ф., как представляется, ничего не писал. Существует два письма и его высказывания, цитируемые позднейшими авторами, но они в большинстве своем не аутентичны.

ФАУСТ

Фауст, Faustus, из Рица, ум. ок. 495 г. н. э., христианский латинский писатель. Родился в Британии, был монахом, а затем и настоятелем в монастыре на Лерине (Южная Галлия), а в конце концов стал епископом Рица. Противник учения Августина, принадлежал к представителям умеренного крыла пелагиан (см. Пелагий). Важнейшими его сочинениями были Две книги о благодати (De gratia libri II), О духе святом (De Spiritu Sancto). Оставил после себя 12 посланий, зато приписываемые ему проповеди подлинными не являются.

ФАУСТИН

Фаустин, Faustinus, IV-V вв. н. э., латинский христианский писатель. Представитель римского духовенства, сторонник отлученного от церкви Люцифера Каларийского, хотя и противник ариан (см. Арий) и новациан (см. Новациан). Наиболее значительным произведением Ф. является О Святой Троице, или О вере против ариан (De Trinitate sive de fide contra arianos; ок. 380 г.). Это произведение представляет собой изложение католического учения о Троице. Ф. написал также Познание веры императором Феодосием (Fieds Theodosio Imperatori oblata), в котором отрекается от заблуждений савелианизма. В сочинении О познании истинной веры и подлинного единства и о преследовании со стороны врагов истины (De confessione verae fidei et ostentatione sakrae communionis et persecutione adversantium veritatis) Ф. защищает люцифериан и сетует на гонения их католиками, а также просит императора Феодосия взять их под свое покровительство.

ФЕБАДИЙ

Фебадий, Feobadius или Pheobadius, ум. после 392 г. н. э., латинский христианский писатель. Родился в Галлии, епископ Агена. Боролся с арианизмом (см. Арий), особенно в Провансе. Сыграл главную роль на синоде в Римини (359 г.) Преписывался с Амбросием. Написал и опубликовал в виде циркуляра епископам Галлии Книгу против ариан (Liber contra arianom; 357/8 гг.), где изложил католическое учение о Троице. Произведение Ф. опирается на сочинения Тертуллиана и Хилария из Пуатье.

ФЕДР

Федр, Phaedrus, ок. 15 г. до н. э.-ок. 50 г. н. э., римский баснописец. Родился в Македонии, прибыл в Рим пленником и был освобожден Августом. В царствование Тиберия впал в немилость у императора, но несмотря на это дожил до преклонного возраста. - Автор Басен Эзопа (Fabulae Aesopiae) в 5 книгах. Ф. сделал басню, никогда до того не выступавшую в римской литературе самостоятельно, отдельным жанром, управляемым собственными законами. Его стихотворные басни, написанные ямбом, в значительной степени представляли собой обработку греческих басен, дошедших до нас под именем Эзопа. Но, наряду с баснями о животных, у Ф. встречаются и почерпнутые из других источников исторические анекдоты, новеллистические сюжеты, мифы, аллегорические повествования и т.д. Свойственная этому жанру морализаторская тенденция выражается в общей критике в духе кинико-стоической диатрибы, при помощи сатиры порицавшей не только человеческие слабости, но и общественные условия эпохи. Ф. не был признан ни при жизни, ни после смерти. Помимо туманного упоминания о каком-то Ф. у Марциала, обращение к творчеству Ф. мы встречаем лишь у Авиана ок. 400 г. Вероятно, в V в. родилась прозаическая версия басен Ф. (в 4 книгах), известная под именем Ромула (а также как Латинский Эзоп), которая была очень популярна в средневековье и позже. Произведение Ф. сохранилось с некоторыми недочетами (из первых 150 басен уцелело 94). В изданиях Ф. нового времени к его басням добавляют так называемый Appendix Perrotina, содержащий 30 басен из антологии Н. Перотта, составленной ок. 1465 г. на основе не существующей ныне рукописи.

ФЕМИЗОН ЛАОДИКЕЙСКИЙ

Фемизон Лаодикейский - см. Врачи

ФЕМИСТИЙ

Фемистий, Themistios, из Пафлагонии, ок. 317-388 гг. н. э., греческий философ и ритор. До тридцатого года жизни преподавал в школе Капитола в Константинополе, построенной Константином Великим. Здесь он снискал репутацию мудрейшего из греков, благодаря парафразам сочинений Аристотеля, в которых кратко и ясно излагал основные мысли каждого сочинения. Таким образом он сделал учение Аристотеля популярным в веках. Т. комментировал также Платона, Пифагора, стоиков, Эпикура. Он читал вслух философские диатрибы; 7 из них сохранились. Задачу философа он видел в практической политической деятельности. Равнодушный к религиозным делам, он провозглашал толерантность по отношению ко всем религиям, что снискало ему благосклонность императоров: Констанция и его наследников. Им он адресовал так называемые императорские речи, в которых подчеркивал такие достоинства правителей, как милосердие, справедливость, терпимость. Император Феодосий в 338 г. назначил Ф. префектом Константинополя и доверил ему воспитание своих сыновей. Сочинения Ф. не оригинальны. Он писал на чистом аттическом диалекте, по образцу Платона. Речи Ф. свидетельствуют о тщательной их подготовке.

ФЕНИКС

Феникс, Phoiniks, из Колофона, III. до н. э., греческий поэт. Занимался морализаторством в духе киников, используя в стихах хромой ямб, пришедший в литературу с Гиппонаксом Эфесским. Среди сохранившихся фрагментов особого внимания заслуживают: отрывок поэмы Нин, главный герой которой, легендарный ассирийский царь, богач и гуляка, признается, что после смерти он утратил все свое имущество и лежит горсткой праха в Гадесе; найденный на папирусе отрывок, в котором Ф. жалуется на несправедливость мира, поскольку богатые чаще всего глупы, а мудрецы - нищие; и наконец, Песнь ворона (Koronisma), литературная обработка народной обрядовой песни.

ФЕОГНИД

Феогнид, Theognis или Theugnis, из Мегары, VI в. до н. э., греческий поэт. Подименем Ф. сохранился сборник элегий, насчитывающий примерно 1400 стихов. Довольно трудно установить, какие из них и вправду являются произведением Ф., а какие написаны другими поэтами (Мимнермом, Солоном, Тиртеем). Достаточно часто встречаются повторения, а иногда и противоречия. О жизни самого Ф. нам известно немногое. Аристократ по происхождению и убеждениям, он жил в период крупных общественных перемен и долгой борьбы за власть, которая уже бесповоротно ускользала из рук старой родовой аристократии. Заклятый ваг демократии, Ф. вынужден был покинуть Мегару и удалиться в изгнание. Сборник, сохранившийся под именем Ф., открывают три обращения: к Аполлону, Артемиде, Музам и Харитам - богиням красоты. До сих пор не удалось ни выявить композиционные принципы сборника, ни разделить его на отдельные элегии. Предположительно, это конгломерат различных сентенций и произведений. Тематически в нем можно выделить три основные группы мотивов. Наиболее отчетливо прослеживается цикл элегий, адресованных молодому аристократу Кирну. Ф. излагает ему унаследованный от предков моральный кодекс аристократа, верного идеалам своего класса. В основе кодекса лежит деление всех людей согласно их происхождению на «хороших, благородных», то есть аристократов, и «злых, подлых», к которым относятся все остальные. Здесь еще нет представления о надклассовой этике. В соответствии с этой терминологией, все пороки и недостатки Ф. механически приписывает «злым», а всю полноту достоинств и добродетелей - «добрым». Первая заповедь аристократа - держаться вдали от «подлых» и общаться исключительно с аристократами. Нужно переждать злые времена демократического правления до того часа, когда придет избавитель и вернет старый порядок. В одной из элегий к Кирну Ф. вписал собственное имя, то есть отметил ее «личной печатью» (sphragis), которая должна была сохранить для потомства имя автора элегий и предотвратить изменение их содержания. К этой группе мотивов тесно примыкает следующая, прозванная «жалобами аристократа». Она состоит из разбросанных по всему сборнику сетований на трудное материальное положение, просьб к Зевсу о помощи, жалоб на новых правителей государства, аллегорически представленного в образе ладьи , управляемой нерадивыми моряками, которую носит по морю. Спасти государство Ф. призывает не только аристократов, но и «разумных подлых». И наконец, третью группу составляют застольные мотивы: дружба, правила употребления вина, любовь, молитвы перед пиром и во время него, а также застольные политические беседы, в том числе угроза набега мидян. Отдельные элегии сборника, сохранившегося под именем Ф., пели в Аттике во время пира на протяжении многих десятилетий VI и V вв. до н. э. как сколии. Многие античные писатели цитировали Ф. как моралиста, среди них Платон, Ксенофонт, Аристотель.

ФЕОДОР

I.

Феодор, Theodoros, из Гадары в Сирии, I в. до н. э., греческий ритор. Лекции Ф. на Родосе слушал будущий император Тиберий, который еще раньше познакомился с ним в Риме. Ф. писал чрезвычайно много, особенно в области риторики, грамматики, а также истории и географии. Он был аттицистом, автором знаменитого учебника риторики, в котором уделил внимание только судебным и политическим речам. Важнейшим элементом речи для него был kairos (подходящий момент, случай). Оратор, согласно Ф., мог отказаться от некоторых обязательных разделов речи, например от вступления, изложения или окончания, на своем месте должны были оставаться выводы (apodeiksis). Он показал это в сочинении О возможностях оратора (Peri rhetoros dynameos). Ни одно из многочисленных сочинений Ф. не сохранилось. Его учебник риторики, переведенный на латинский язык, был очень популярен во времена Ювенала и служил источником материала для Квинтиллиана. Ф. оказал влияние на позднейших риторов, например, Диона Прусского.

II.

Феодор, Theodoros, прозванный Лектором, VI. н. э., греческий христианский писатель, историк. Лектор при Церкви Святой Софии в Константинополе. Примерно в 530 г. составил из произведений Созомена, Сократа Схоластика и Феодорета единую историю, охватывающую период IV и V вв. до 439 г. На нее опирался Кассиодор со своим помощником Епифанием, переводя на латинский язык свою Историю, важный источник изучения истории Церкви после Константина Великого. Сохранились выдержки из другого произведения Ф. по истории 450-527 гг. н. э.

ФЕОДОРЕТ

Феодорет, Theodoretos, 386 (или 393)-ок. 466 гг. н. э., греческий теолог. Родился в Антиохии Сирийской. Примерно в 416 г. стал монахом, в 423 г. был призван на должность епископа Кира в Сирии. Усердно занимался духовными и материальными проблемами своей паствы. Когда в 430 г. Кирилл Александрийский выступил против Нестора, Ф. защищал его, а в 431 г. на Эфесском соборе выступил против его отлучения. Во время доктринальных споров проповедовал примирение, выступая, однако, против ложного понимания личности Христа. Лишенный епископского престола в 449 г., годом позже вернулся на эту должность благодаря вмешательству императора и римского епископа Льва. Был полностью реабилитирован в 451 г. на Халкедонском соборе. Но это не уберегло его произведений от осуждения в 553 г. на II Константинопольском соборе. - Как писатель он принадлежал к наиболее плодовитым в V в. н. э. Первые три книги содержат труды о вдойной природе Христа, написанные в форме диалога, а четвертая повторяет выводы трех предыдущих в форме 40 силлогизмов. Ф. является также автором произведения, первоначально приписывавшегося его проитвнику, Кириллу Александрийскому, О вочеловечении Господа (Peri tes tu Kyriu enanthoposeos). Другие догматические сочинения погибли. Большую часть литературного наследия Ф. составляют толкования и комментарии. Они делятся на две группы: комментарии к библейским книгам и пояснения к трудным текстам в форме вопросов и ответов. К первой группе принадлежат самый ранний, в духе Оригена, комментарий к Песни Песней, комментарии к Псалмам и к книгам пророков. Из комментариев к Новому Завету сохранился только один - к 14 посланиям Павла. Объяснения трудных текстов затрагивают избранные вопросы Пятикнижия Моисеева, Книги Судей, Руфи и Книг Царств. В качестве апологета Ф. писал против язычников и евреев. Сохранилось его важнейшее апологетическое произведение Лечение язв язычников, или Познание евангельской истины на основе эллинской философии (Hellenikon therapeutike e pathematon euangelikes aletheias eks hellenikes filosofias epignosis) в 12 книгах. У нас имеются также Десять речей о Провидении (Peri pronoias logoi deka). От других работ остались только фрагменты. Ф. был также историком. В Истории Божьих избранников (Philotheos historia) он привел 28 жизнеописаний людей <угодных Богу>. Продолжая произведение Евсевия Кесарийского во время Апамейского изгнания 449-451 гг.) написал Историю Церкви (Ekklesiastike historia) в 5 книгах. Это произведение охватывает период 323-428 гг., то есть до года смерти Феодора из Мопцестии; его ценность повышают использованные при его написании официальные и частные документы. В Очерке еретических заблуждений (Hairetikes kakomythias epitome) в 5 книгах Ф. привел обзор истории еретических учений. Эти заметки (важные для уточнения некоторых греческих фрагментов произведения Иренея, коорое Ф. цитирует) заканчивается описанием современных Ф. заблуждений и изложением ортодоксального учения. Ф. оставил после себя также множество писем. До наших дней дошло 232 (в XIV в. их было еще 500). Большая их часть относится к 431-437 и 447-451 гг. В переписке Ф. можно найти почти все разновидности этой литературной формы. Письма Ф. считались образцом христианской эпистолографии.

ФЕОДОР ИЗ МОПЦЕСТИИ

Феодор из Мопцестии, Theodoros, ок. 350-428 гг. н. э., греческий христианский писатель. Был учеником Либания, Диодора из Тарса, другом Иоанна Златоуста. Сначала как монах изучал Библию, затем читал проповеди в Антиохии с 383 г. В 392 г. стал епископом Мопцестии в Киликии. От богатого творчества Ф. до нас дошли немногочисленные фрагменты греческих оригиналов и переводов на латинский и сирийский языки.. Из огромного произведения О вочеловечении (Peri tes anthroposeos) в 15 книгах у нас имеются только фрагменты. Ф. комментировал многие библейские книги с исторической и филологической точки зрения. Полностью сохранились комментарии к книгам младших пророков, фрагменты комментария к 80 псалмам и (в сирийском переводе) комментарий к Евангелию от Иоанна. В латинском переводе V в. н. э. продолжили свое существование комментарии к малым посланиям Павла. В последнее время найдено в сирийском переводе 18 катехиз, которые Ф., по-видимому, произнес в Антиохии в 388 или 392 г. Утрачены аскетические произведения.

ФЕОКРИТ

Феокрит, Theokritos, из Сиракуз, первая половина III в. до н. э., греческий поэт. Родился на Сицилии в Сиракузах или поблизости от них, вероятно, в последние годы IV в. до н. э. Его родители, Праксагор и Филина, происходили с Коса. Хронология жизни и творчества Ф. несяна. В юности он оставил родной город, уехал на Кос и там примкнул к кружку поэтов, собравшихся вокруг Филота. Возможно, на Косе было написано его первое произведение, идиллия XVI, Хариты, или Гиерон (Charites e Hieron), в котором Ф. просит правителя Сиракуз Гиерона II о принятии его ко двору и материальной помощи. Наиболее вероятная дата создания этого произведения - 275/274 гг. до н. э. Гиерон не удостоил поэта ответом, вследствие чего Ф. обратился к царю Египта Птолемею II. Тот пригласил Ф. в Александрию, где, по-видимому, ок. 270 г., была создана идиллия XVII Похвала Птолемею (Enkomion eis Ptolemaion), хвалебный гимн в честь владыки, вопреки традиции, гекзаметром. Ф. прожил в Александрии несколько лет (некоторые произведения отчетливо указывают на пребывание в этом городе), после чего, возможно, возвратился на Кос. Несомненно, он путешествовал и по другим городам и островам Эгейского моря, вероятно, побывал в Милете у своего друга, врача Никия. В Александрии он встретился с местными поэтами, прежде всего с Каллимахом. Он принял литературную программу последнего, но соблюдал умеренность в отношении характерной для этой программы учености. Ф., в отличие почти от всех александрийских поэтов этого периода, не занимался филологическими исследованиями. Он был очень талантливым поэтом. Под именем Ф. сохранился сборник из 30 крупных произведений, называемых идиллиями (гр. eidylion - «картинка»). Только одна треть произведений в действительности является буколиками, то есть сельскими элегиями. Значительная часть сборника (приблизительно 1/4) - это произведения позднейших подражателей. Кроме того, нам известно 25 эпиграмм Ф. Вне сомнения, это не все творчество Ф. Книга Суда называет еще произведения иного типа, которых нет в сохранившемся сборнике. Упомянутые выше идиллии XVI и XVII - это панегирики в честь правителей. Произведения XXII Гимн Диоскурам (Dioskuroi) и XXVI Вакханки (Lenai e Bakchai) - гимны богам, значительно отличающиеся по форме от традиционных гимнов. Произведениями на случай являются XVIII Эпиталама Елены (Helenes epithalamios), написанная по поводу какой-то действительной свадьбы, и XXVIII Веретено (Alakata) - стихотворение в память Теугении, жены друга Ф., врача Никия. Три произведения, XIII, XXIV, XXV, в том числе одно не аутентичное (XXV) - Гилас, Малый Геракл и Геракл, убивающий льва являются настоящими александрийскими эпилионами. Все три связаны с образом дорийского героя Геракла. Произведения XII, а также XXIX, XXX - любовные песни к юношам. Ф. известен прежде всего как создатель нового литературного жанра - буколики, пастушеской песни. В этой области он не имел литературных предшественников. Образцом Ф. послужили подлинные народные песни, которые пели сицилийские пастухи. Литературная традиция могла предоставить только двух мифических героев сельской элегии, пастуха Дафниса и Полифема, влюбленного в морскую нимфу Галатею циклопа. Обязательными для буколики элементами являются любовь и песни, а формально - пастушеский сюжет. Мотивом, заимствованный из фольклора - состязание певцов, соперничество в пении двух пастухов с наградой за победу. Однако не в каждой буколике Ф. мы находим все эти элементы. К этому важнейшему в творчестве Ф. направлению принадлежит 12 произведений (в том числе 4 не аутентичных): I Тирсис (Thyrsis e ode) - программное произведение, посвященное смерти Дафниса, мифического сицилийского пастуха, история которого была темой одного из не сохранившихся произведений Стесихора; III Песня пастуха (Komos) - монолог влюбленного пастуха с песенными вставками; IV Пастухи (Nomeis) - разговор двух пастухов, легкий и не лишенный юмора; V Пастух коз (Aipolikon kai poimenikon) - произведение, имеющее более всего народных черт, о ссоре двух пастухов-рабов, переходящая в певческий агон; VI Пастушеские песни (Bukoliastai) - состязание в пении двух друзей; VIII и IX с тем же названием и похожего характера являются позднейшими подражаниями; X Жнецы (Ergatinai e theristai) - настоящий сельский мим, героями которого являются землепашцы, которых во время жатвы развлекают разговоры о любви одного из них и пение; XI Циклоп - шутливый рецепт вызывания любви, посвященный врачу Никию, представляет собой повесть о любви циклопа Полифема к Галатее, сюжет, обыгранный впоследствии множество раз, но не выдуманный Ф., который сам заимствовал его из не сохранившегося дифирамба Филоксена из Киферы); XX Молодой погонщик (Bukoliskos) - не аутентичен, это шуточная жалоба пастуха, влюбленного в городскую девушку, на ее бесчувственность; XXVII Соблазненная (Oaristys), не аутентичный диалог пастуха и пастушки, единственное произведение, где говорит девушка. Произведение VII Праздник урожая (Thalysia) - аллегорическая буколика - предоставила ученым простор для домыслов. Здесь Ф. рассказывает о своем посвящении в поэты. Персонажи произведения - поэты под личиной пастухов. Действие происходит на Косе, ландшафт соответствует реальной топографии острова. Идиллии II, XIV и XV являются городскими мимами. II Колдовство (Pharmakeutriai), это прекраснейшее произведение александрийской эпохи, ориентированное в первой части на Софрона, как утверждают схолии, доносит до нас лирический монолог девушки, пытающейся при помощи волшебства приворожить возлюбленного. Во второй части девушка рассказывает богине Луны историю своей любви. XV Сиракузянки (Syrakosiai e Adoniazusai), другой женский мим, представляет собой сценку в духе мимиямбов Геронда. Две александрийские мещанки, по происхождению из Сиракуз, выбираются в город, чтобы посмотреть на праздник в честь Адониса. После разговора между двумя подругами, в котором они обсуждают своих мужей, поэт выводит нас на улицы Александрии и ведет к царскому дворцу, где в ходе праздника, учрежденного царицей Арсиноей II, певица с Аргоса исполняет гимн в честь Адониса. Идиллия XIV Любовь Киниски (Aischinas kai Thyonischos), это мужской мим, в котором один из героев рассказывает другому об измене возлюбленной. Друг советует ему вступить в армию Птолемея II и славит благосклонность египетского царя. Эпиграммы Ф. различаются по содержанию. Первые 6 приближаются к буколикам, остальные представляют собой надгробные эпиграммы и воззвания. Эпиграммы на поэтов (например, на Архилоха, Анакреонта, Гиппонакса) написаны их собственными метрами, остальные - элегическим дистихом. Почти все идиллии написаны гекзаметром. Использование этого метра в драматических произведениях (как буколики и мимы) - одно из нововведений, которые любили александрийские поэты. Диалект преимущественно дорийский, и лишь в эпилионах - ионийский, а в лирических произведениях - эолийский. Поэзия Ф. довольно простая, доступная даже для не очень образованного читателя, хотя и ученый нашел бы там немало эрудиции и множество аллюзий на известных авторов. Однако все это не затрудняет чтения. Жанр, созданный Ф., был популярен долгое время. В нем творили Мосх и Бион. Величайшим наследником Ф. в Риме был Вергилий, а в период упадка Империи - Кальпурний и Немезиан. В эпоху Ренессанса буколика пользовалась огромной популярностью на Западе Европы.

ФЕОН

Феон, Элий; Theon, Ailios, из Александрии, I/II вв. н. э., греческий ритор и грамматик. Автор сборника Вводные упражнения по риторике (Promnastata), вклшючающего различные виды риторических упражнений, предназначенных для ораторов, поэтов, историков и философов. Сборник сохранился не полностью. Сверх этого Ф. был автором не сохранившихся комментариев ко многим авторам, в том числе Ксенофонту, Исократу и демосфену, а также учебника риторики и сочинения, посвященного проблемам синтаксиса.

ФЕОФРАСТ

Феофраст, Theophrastos, 372-287 гг. до н. э., греческий философ и ученый. Происходил из Эреса на острове Лесбос. Был сначала учеником Платона, а затем учеником и соратником Аристотеля, после которого он руководил афинской школой. Выступления Ф. слушали в Ликее Деметрий Фалернский и Менандр. Возможно, самый разносторонний ученый древности, Ф. занимался - как и его учитель - всеми направлениями тогдашней науки. Был автором 227 трактатов по философии, этике, педагогике, логике, психологии, риторике, литературоведению, математике, астрономии, метеорологии, минералогии, зоологии, ботанике. Из этого последнего раздела сохранились 2 крупных произведения: История растений (Peri phyton historias) в 9 книгах и О происхождении растений (Peri phyton aition) в 6 книгах, в которых автор описал и классифицировал свыше 500 видов и семейств растений. При этом он был первым ученым, который изучал ботанику саму по себе, а не в практических целях. Важную роль сыграло фрагментарно сохранившееся сочинение Ф. Взгляды натурфилософов (Physikon doksai), явившееся основным источником для будущих доксографов. Значительное влияние на теорию красноречия в Греции и Риме оказали погибшие риторические произведения Ф. Среди них чаще всего цитируют сочинение О стиле (Peri lekseos), описывавшее разновидности стилей, их недостатки и преимущества. Самое сильное влияние на последующую литературу оказало полностью сохранившеся произведение Ф. под названием Характеры, собрание 30 литературных портретов, наиболее ярко характеризующих типичные человеческие недостатки, такие как лесть, болтливость, суеверность, склонность к сплетням и др. Переведенное в XV в. на латинский язык, пользовалось огромным успехом в Европе.

ФЕРЕКИД

Ферекид, Pherekydes, середина VI в. до н. э., самый древний греческих прозаик. Автор произведения Семикнижие (Heptamychos) или Пятикнижие (Pentemychos). Это был теологический трактат о рождении богов и сотворении мира, связанный с Теогонией Гесиода. Ф. пользовался ионийским диалектом, писал в сказовом стиле, простыми, короткими предложениями, как об этом можно заключить на основе единственного большого фрагмента его произведения, обнаруженного на египетском папирусе.

ФЕРРАНД

Ферранд, Ferrandus, ум. в 546/547 гг. н. э. в Карфагене, ученик Фульгенция и автор его жизнеописания, в котором прекрасно описывает жизнь в Африке под властью вандалов, что представляет как бы дополнение к сведениям Виктора из Виты. После него осталось 12 писем и Breviatio canonum (краткое собрание юридических положений).

ФЕСПИЙ

Феспий, Thespis, из Икарии (община в Аттике), VI в. до н. э., создатель греческой трагедии. Ф. поставил первую трагедию во время празднования Великих Дионисий в Афинах в 61 олимпиаду (536-533 гг. до н. э.). Вероятно, он ввел первого актера, который читал пролог и мог вести диалог с хором и его корифеем.

ФЕСТ

Фест, Festus, IV в. н. э., римский историк. Был высоким чиновником (так называемый magister memoriae) при дворе императора Валента (364-378 гг.) и по его пожеланию написал Очерк истории римского народа (Breviarium rerum gestarum populi Romani) в двух частях, с момента основания Рима до современных ему времен. В 1 части он в хронологическом порядке описал развитие римской империи, во 2 - восточные войны, особенно с парфянами, восхваляя попутно заслуги Валенса. Произведение вышло после заключения мира с готами в 369 г. Это очерк римской истории, подобный современному ему очерку Евтропия, однако еще более сжатый. Автор опирался на анонимную историю императоров, на Ливия и Флора. Его же впоследствии использовали позднейшие историки: Аммиан Марцеллин, Исидор Севильский и Иордан. Ф. иногда безосновательно отождествляют с поэтом по имени Руфий Фест Авиен или с проконсулом Азии 372 г.

ФЕСЦЕНИНЫ

Фесценины (Fescennini versus), италийские народные стихи или песни в форме сатирических диалогов между молодыми людьми. Чаще всего это были импровизации, полные язвительных и метких острот. Они выросли на почве италийских народных обрядов. Ф. чаще всего сочинялись по случаю свадеб и сельских праздников окончания жатвы и сбора винограда, где их исполнители выступали в масках, обмениваясь насмешливыми куплетами. Подходящим моментом для создания ф. могли быть также триумфы вождей-победителей. Этимология названия ф. связывается повсеместно с названием города Фесценниум (или Фесценния). Существует и менее популярная теория, связывающая название ф. со словом fascinum - «магия, волшебство». Долгое время метрической формой ф. был сатурнический стих. Благодаря красочному диалогу, сопровождавшемуся живой жестикуляцией, фесценины включали многие элементы драматического действия комического характера. Ученые усматривают в них истоки национальной римской драматургии. Поскольку ф. были импровизированными, они не сохранились в первоначальной форме. Однако память о них жила в римской литературе довольно долго. В более поздние времена фесценинами называли все сатирические произведения.

ФИЗИОЛОГ

«Физиолог», «Physiologos» - название греческого произведения неизвестного автора, которое, по-видимому, было создано в Александрии между II и IV вв. н. э.; оно содержит фантастические рассказы о животных, растениях и минералах, реальных и сказочных (единорог, Феникс). Пояснения часто носят характер христианской аллегории (например, пеликан, по легенде, кормящий птенцов собственной кровью, как символ Христа Искупителя) Это сочинение, соединяющее греческие и восточные элементы с христианской символикой природы, оказало огромное влияние на раннехристианскую и средневековую литературу, его много раз перерабатывали и переводили на другие языки. На латынь оно было переведено еще на рубеже IV/V вв.

ФИЛАРХ

Филарх, Phylarchos, из Афин (или из Навкратиса), III в. до н. э., греческий историк. Продолжая труд Иеронима Кардийского и Дуриса Самосского, в своем произведении История (фр.) в 28 книгах он описал историю эллинистического мира от похода Пирра на Пелопоннес (272 г. до н. э.) до смерти Клеомена III (219 г. до н. э.). Ф. стремился прежде всего произвести эффект и взволновать читателя живым и драматичным рассказом. Ценность его произведения несколько снижают морализаторские отступления и общая антимакедонская тенденция. Сочинение Ф. использовали в своих трудах Плутарх, Помпей Трог и Атеней.

ФИЛЕМОН

Филемон, Philemon, из Сиракуз, ок. 361-ок. 262 гг. до н. э., греческий комедиограф. За свою долгую жизнь, в основном проведенную в Афинах, где он получил гражданство (некоторое время он жил также в Александрии), написал 97 комедий. От них сохранилось 64 названия, например, Братья (Adelphoi), Вавилонянин (Babylonios), Купец (Emporos), Коринфянка (Korinthia), Юноша (Ephebos), Рыжий (Pyrrhos), Воин (Stratiotes). Самые ранние его пьесы принадлежали еще средней комедии, затем он постепенно перешел к новой комедии. Он одержал множество побед над Менандром. Сохранилось почти 250 фрагментов комедий Ф. Они менее разнородны метрически, чем комедии Менандра. Его пьесы переводились Плавтом, например, Купец (Mercator), а в Афинах ставились долгое время после его смерти. Будущее присудило ему второе место среди представителей новой комедии после Менандра.

ФИЛЕТ

Филет или Филит Косский, Philetas или Philitas, ок. 320-после 270 гг. до н. э., греческий ученый и поэт. Был основателем поэтического кружка на острове Кос, где, вероятно, провел всю жизнь. Воспитывал наследника египетского трона Птолемея II Филадельфа. К числу его учеников и друзей принадлежали: Зенодот, Гермесианакс и, по-видимому, Феокрит. Ф. не мог похвастаться хорошим здоровьем, а его необычайная худоба была объектом шуток. Как личность знатная и прославленная он заслужил памятник на Косе. Как ученый филолог (называемый порой грамматиком) Ф. интересовался так называемыми глоссами, то есть редкими словами, требующими пояснений. Сохранилось 30 фрагментов его филологического труда Нерегулярные глоссы (Ataktoi glossai), объясняющего гомеровские, диалектные слова, а также технические термины. Ф. писал эпиграммы, элегии и другие поэтические произведения. Сохранилось 5 заглавий: Деметра, Гермес, Телеф, Эпиграммы и Безделушки (Paignia). Деметра представляла собой элегическую поэму, в которой описывались странствия богини, в частности ее пребывание на Косе. Гермес - эпилий, из которого, благодаря переложению Парфения, до нас дошла история романа Одиссея с дочерью повелителя ветров Эола, закончившегося для девушки быстро и несчастливо. Об остальных произведениях мы почти ничего не знаем. Возможно, Ф. был автором любовной элегии, посвященной возлюбленной по имени Баттис (или Биттис), но это была не субъективная элегия, имя возлюбленной могло содержаться в посвящении. Вызывает сомнение и само существование этой элегии.

ФИЛИПП

Филипп, Philippos, из Фессалоник, I в. н. э., греческий поэт, эпиграмматик. Работал в Риме. В нашем распоряжении имеется примерно 80 его эпиграмм, среди них довольно мало оригинальных, большинство написано в подражание Леониду из Тарента. Приблизительно в 40 г. Ф., подобно Мелеагру Гадарскому составил новую антологию эпиграмм, которую тоже назвал Стефанос (Венок). В нее были включены эпиграммы поэтов, писавших после Мелеагра, представленные в алфавитном порядке согласно именам авторов.

ФИЛИСТ

Филист, Philistos, из Сиракуз, ок. 430-356/355 гг. до н. э., греческий историк. Приближенный тиранов Сиракуз Дионисия I (который, тем не менее, в 386 г. удалил его в изгнание) и Дионисия II, автор исторического труда, известного позднее под заглавием Сицилика (Sikelika) в 13 книгах. Книги I-VII охватывали историю Сицилии до 406/405 гг. до н. э., кн. VIII-XIII - правление Дионисия II, причем смерть не позволила Ф. закончить эту последнюю часть. От произведения Ф. осталось лишь несколько фрагментов, его сведениями пользовался при посредстве Эфора и Тимея также Диодор. Ф. получил в древности признание, которое подтвердили в своих сочинениях Цицерон, Квинтиллиан, Дионисий Галикарнасский.

ФИЛИТ КОССКИЙ

См. Филет.

ФИЛОГЕЛ

«Филогел» (прим. перевод: «Любитель посмеяться»); «Philogelos» - собрание 265 шутливых историй, написанных, по-видимому, между III и V вв. н. э. Авторами сборника, вероятно, были Гиерокл и Филагрий. Книга Суда приписывает его мимографу Филистиону (возможно, он был создателем первого варианта этого сборника). Ф. был построен, хотя и непоследовательно, по принципу выделения типовых категорий главных героев, ведущему свое происхождение из комедии и сатирической эпиграммы. Ярче всего представлен здесь тип «умника», далее следуют шутник, брюзга, глупец, трус, галерея голодающих и обжор. Менее обширную группу составляют так называемые региональные типы - карикатурные образы жителей отдельных городов, таких как Абдеры, Кима, Сидон. Сборник содержит множество реалий повседневной жизни.

ФИЛОДЕМ

Филодем, Philodemos, из Гадары, род. после 110-ум. в 40-35 гг. до н. э., греческий поэт и философ, эпикуреец (см. Эпикур). Приблизительно в 75 г. прибыл в Италию в сопровождении Л. Кальпурния Пизона, на вилле которого в Геркулануме он провел впоследствии много времени в окружении молодых эпикурейцев. Был знаком с Цицероном, а возможно, и с Горацием и Вергилием. Ф. является автором примерно 30 совершенных в поэтическом отношении эпиграмм, по большей части эротических, сохранившихся в Палатинской антологии. Ф. писал также философские произведения, до XVIII в. было известно только одно название такого труда. В 1752-54 гг. на вилле I в. н. э. в Геркулануме, принадлежавшей, вероятно, другу Ф. Пизону, нашли 800 обугленных папирусных свитков. Благодаря этому открытию нам теперь известны фрагменты более чем 30 произведений Ф., которые, несмотря на малую оригинальность, представляют большую историческую ценность для исследователей античной философии, в особенности потому, что они представляют собой компиляции работ более ранних авторов, а в полемике Ф. часто дословно цитирует своих противников. Внимания заслуживают среди прочих сочинения: О поэмах (Peri poiematon) в 5 книгах и О музыке (Peri musikes) в 4 книгах, в которых Ф. старается решить вопрос, являются ли функции поэзии и музыки исключительно эстетическими, или могут быть и педагогическими. Труд О риторике (Peri rhetorikes) доказывает бесполезность этой дисциплины. В произведениях О богах (Peri theon) и О набожности (Peri eusebeias) в 2 книгах Ф. излагает свои теологические взгляды. Труд Об Эпикуре (Peri Epikuru) является биографией этого философа, иллюстрированной его перепиской с друзьями. История философии (Ton philosophon syntaksis) представляет собой этюд по истории греческой философии, где представлена история отдельных школ. Ф. писал также популяризаторские работы в русле эпикурейской философии, трактаты в форме диатриб, в которых главным образом поднимал этическую проблематику.

ФИЛОКСЕН

Филоксен, Philoksenos, из Киферы, 435/434-80/379 гг. до н. э., греческий поэт, один из создателей нового дифирамба. Ученик поэта Меланиппида с Мелоса. Некоторое время находился при дворе Дионисия Старшего в Сиракузах. Известнейшим произведением Ф. был Циклоп (Kyklops; фр.), которого пародирует Аристофан в Плутосе. Ф. был новатором в области музыки: он ввел в дифирамб сольную партию в сопровождении лиры.

ФИЛОН

Филон, Philon, из Лариссы, ок. 159-ок. 80 гг. до н. э., греческий философ. Со 109/108 гг. до н. э. руководитель Академии в Афинах, которую он оставил в 88 г. до н. э. и уехал в Рим, где его лекции слушали Лутаций Катулл и Цицерон. В это время лучший ученик Ф. Антиох Аскалонский взбунтовался против науки своего наставника, что привело к конфликтам в Академии. Сам Ф. исповедовал скептицизм Аркесилая и Карнеада, пытаясь однако избегать их крайностей. Согласно Ф., задачей философа является деятельность, подобная деятельности врача, она сформулирована в этической программе из пяти пунктов, конечной целью которой было достижение счастья отдельной личности. Все сочинения Ф. утрачены, его учение мы находим в большом отрывке у Стобея и в некоторых произведениях Цицерона.

ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

Филон Александрийский, Philon, до 10 г. до н. э.-после 40 г. н. э., греческий философ. Происходил из богатой и влиятельной еврейской семьи (его брат был поверенным в делах и банкиром иудейского царя Ирода Агриппы, а племянник стал римским прокуратором Иудеи). Зимой 39/40 г. Ф. приехал в Рим во главе посольства александрийских евреев, чтобы просить императора Калигулу о защите. В Риме, согласно легенде, Ф. повстречался с апостолом Петром. Ф. был эллинизированным евреем, уже не знавшим еврейского языка, и в гораздо большей степени воспитанным на греческой философии (Платоне, Аристотеле, Посидонии и неопифагорейцах), чем на иудаизме. Ф. нигде не упоминает об основных понятиях еврейской религии (например, об избранности еврейского народа Богом). Ему чужды и еврейские законы, о которых говорят раввины. Ф. хотел указать евреям и язычникам путь к познанию истинного Бога и праведной жизни. Он оставил множество произведений, названия которых цитируются обычно в латинском варианте (оригинальная греческая форма опускается). Сочинения Ф. можно разделить на: 1) философские; 2) историко-апологетические; 3) комментарии и толкования; 4) систематико-теологические. Философские сочинения Ф., подлинность которых порой оспаривается, сохранились лишь частично (Quod omnis probus liber sit - Каждый праведник свободен; De aeternitate mundi - О вечности мира) или в переводах (Alexander sive de eo quod rationem habeant bruta animalia - Александр, или О том, что неразумные звери обладают разумом; De providentia -О провидении). Среди историко-апологетических сочинений Ф. важными источниками изучения истории александрийских евреев и Римской Империи в правление Калигулы являются: Против Флакка (Contra Flaccum), произведение (его начало не сохранилось), в котором Флакк, бывший префект Египта, размышляет в изгнании о своем трудном положении, усматривая в нем наказание за преследование александрийских евреев; а также Посольство к Гаю (Legatio ad Gaium), представляющее собой часть более крупного произведения О добродетели (De virtutibus), описывающего преследования евреев (мы находим здесь и описание неудачного посольства Ф. к Калигуле). Апологетический характер имели сочинения: О жизни Моисея (De vita Mosis) в 2 книгах, представляющее Моисея идеальным правителем, законодателем, священником и пророком и общая апология евреев, от которой сохранилась только часть первой книги (под греческим названием Apologia hyper Iudaion - В защиту евреев), в которой содержатся сообщения о ессеях; возможно, частью общей апологии евреев было также сохранившееся сочинение О созерцательной жизни (De vita contemplativa), где описывается жизнь еврейской секты терапевтов в египетской пустыне. Для комментариев Ф.: аллегорического комментария к Книге Бытия (начинающемся от Быт. 2,1), основного произведения Ф., сохранившегося с некоторыми пробелами, а также краткого комментария к Пятикнижию (возможно, неоконченного) в форме вопросов и ответов, от которого сохранился (в армянском переводе) только комментарий к книгам Бытия и Исхода; как и в систематико-теологических сочинениях, таких как О сотворении мира (De opificio mundi), перечне библейских патриархов (сохранились отрывки об Аврааме и Иосифе) и трудах о законах Моисея, отправной точкой для Ф. всегда была греческая Септуагинта, текст которой, включая акценты и знаки препинания, он считал боговдохновенным. Ф. пытался также доказать, что содержание Пятикнижия можно примирить с философией и разумом. Для этой цели он воспользовался аллегорическим толкованием, издавна применявшимся стоиками к поэмам Гомера, и привнесенное в иудаизм Аристобулом (например, Ф. представил патриархов как типы стоических идеалов добродетели). Однако Ф. не был сторонником исключительно аллегорической интерпретации библейских текстов. Он полагал, что законы Моисея и ритуальные предписания сохраняют обязательную силу. По мнению Ф., человек должен стремиться к познанию сущности Бога и воссоединению с ним. Этого можно достигнуть только через экстаз, который является актом божественной милости, заслужить которую можно молитвами и чистотой жизни и помыслов человека. Ф. был создателем градуальной александрийской метафизики (Бог-Логос-материальный мир). Логос (понятие, соединяющее в себе элементы стоицизма, еврейского учения о мудрости и египетской мифологии) был соединяющим звеном между Трансцендентным (Богом) и материальным миром. Взгляды Ф., по-видимому, не оказали влияния на еврейскую мысль. Зато они столкнулись с интересом со стороны христиан, которые признавали Ф. почти Отцом Церкви. К трудам Ф. обращались Климент Александрийский, Ориген, Амбросий (которого называли латинским Филоном) и Августин. Применение аллегорической интерпретации Библии и соединение библейского откровения с философским анализом открыло дорогу дальнейшему развитию христианской теологии и философии. Несмотря на малую оригинальность, Ф. сыграл большую роль в истории древней мысли как посредник между эллинистической философией, с одной стороны, и христианством и неоплатонизмом - с другой.

ФИЛОН ВИЗАНТИЙСКИЙ

Филон Византийский, Philon, III или II вв. до н. э., греческий писатель, механик. Сведения о его жизни отсутствуют. Он написал Механику (Mechanike syntaksis) в 9 книгах, из которой полностью сохранился только раздел О метательных машинах (Belopoliika), а в отрывках разделы о военной и осадной технике (Paraskenastika и Poliorketika). В арабском переводе и латинском пересказе до нас дошла Пневматика. В утраченных книгах Механики рассказывалось об общих принципах механики, в основном под практическим углом зрения, затем о рычагах, строительстве портов, конструкцих автоматических приспособлений. Ф. оказал большое влияние на Герона Александрийского. Его произведение является одним из первых памятников на литературном койне и самым красноречивым свидетельством достижений греческой техники. Под именем Ф. (псевдо-Филон) сохранилось произведение О семи чудесах света (Peri ton hepta theamaton), слабое в литературном отношении описание шедевров античного искусства и техники, датируемое гораздо более поздним временем (V в. н. э.?).

ФИЛОСТОРГИЙ

Филосторгий, Philostorgios, греческий историк. Родился В Бориссе в Каппадокии, на двадцатом году жизни прибыл в Константинополь, где познакомился с арианином Евномием, горячим сторонником которого был до самой смерти. Написал Историю Церкви (Ekklesiastike Historia) в 12 книгах, охватывавшую 300-425 гг. н. э., из которой сохранилось несколько фрагментов. Согласно Фотию, это была тенденциозная история, отличавшаяся живописностью и риторичностью.

ФИЛОСТРАТ

Филострат, Philostratos, это имя носили несколько представителей новой софистики II/III вв. н. э., принадлежавших к одному лемносскому семейству. Тождество имен привело к неразрешимым до сего дня трудностям в установлении как авторства отдельных сочинений, так и фактов, относящихся к определенным лицам, и связывающих их родственных уз. Мы даже точно не знаем, сколько было Ф.; четыре или три (это последнее число приведено в Книге Суда). Мы представляем здесь четырех Ф., согласно повсеместно распространенному мнению: Ф. 1, сын софиста Ф. Вера, II в. н. э., тоже софист. Он написал 14 комедий, 43 трагедии, произведение О трагедии (Peri tragodias) в 3 книгах и 4 речи. Возможно, он также является автором сохранившегося диалога Нерон, в котором два философа, Музоний и Менекрат, спорят о проекте Нерона провести канал на Истме. Некоторые приписывают ему и сочинение О спорте (Peri gymnastikes) (см. Ф. 2). Ф. 2, Флавий, сын предыдущего, ок. 178-ок. 248 гг. н. э. Воспитывался в Афинах и в Риме. Совершил множество путешествий, в ходе которых исполнял софистические декламации. В правление Септимия Севера жил в Риме, примкнул к кружку ученых и писателей, образовавшемуся вокруг жены императора Юлии Домны. Сопровождал императора в его путешествии в Галлию, после 217 г. вернулся в Рим. Женатый на Аврелии Мелитине, имел от нее сына, который впоследствии стал сенатором, и дочь, жену Ф.3 Его сочинения большей частью сохранились. По желанию Юлии Домны написал биографию Аполлония Тианского, а затем Жизнеописания софистов (Bioi sophiston), посвященные Антонию Гордиану, проконсулу (следовательно, до 238 г., когда Гордиан стал императором). Он рассказывает в них о софистах, начиная приблизительно с 100 г. н. э. и до своих современников. Диалог О героях (Heroikos) - это разговор о культе героев, восходящий к Гомеру. Ф.2, вероятно, был автором софистического труда О спорте. В первой части он излагает сведения из истории спорта, во второй - дает указания тренерам, от которых требует некоторых медицинский познаний. Лучшим произведением Ф.2 являются Картины, описание коллекции картин в Неаполе, с рассказом об отдельных произведениях искусства (такое описание было излюбленным риторическим упражнением) и восхвалением мастеров живописи. Картины представляют собой вступление к короткому теоретическому трактату о живописи. Что касается сборника посланий (73 письма), не все они принадлежат Ф.2 Несомненно, его творением является 73, адресованный императрице Юлии Домне, а возможно, и 64 любовных письма, содержащих новеллистические мотивы. Порой Ф.2 приписывают также диалог Нерон (см. Ф. 1). Ф. 3, прозванный Лемнийским (полное имя: Луций Флавий Филострат), сын Нервиана, был, как представляется, племянником или двоюродным внуком Ф. 1 и зятем Ф. 2. Жил в начале III в. н. э. Большую часть жизни провел в Афинах. После 222 г. жил в Риме. Умер на Лемносе и там был похоронен. К произведениям Ф. 3 среди прочих причисляют Панафейскую речь (Panathenaikos), Троянскую речь (Troikos), Риторические упражнения (Meletai), письмо к Аспазию из Равенны об искусстве эпистолографии. Существовали также Картины, датируемые более поздним периодом, чем аналогичное произведение Ф. 2, от которого уцелели описания лишь 17 картин. Его автор, тоже Ф., называет Ф. 2 своим дедом. По-видимому, это был Ф. 4, о котором мы более ничего не знаем.

ФИЛОХОР

Филохор, Philochoros, из Афин, ок. 345-260 гг. до н. э., аттидограф. На протяжении многих лет исполнял в Афинах должность жреца-прорицателя (гр. mantis). По-видимому, был казнен по приказу Антигона Гоната. Величайшим произведением Ф. была Аттида (Atthis; фр.) - история Аттики в 17 книгах, шесть их которых охватывали 1000-летний период от первых афинских царей до 317 г. до н. э., а 11 остальных - 50 лет жизни самого Ф. Ф. приводил в Аттиде также факты из области литературы и искусства. Многочисленные сохранившиеся фрагменты принадлежат первым 4 книгам. Они написаны просто, стиль не риторичен. Высокой оценкой своего труда Ф. обязан также хронологическому принципу его построения, основанному на списках афинских царей и архонтов, а также своей обширной эрудиции и пытливости. Ф. использовал труды Геродота, Фукидида, Эфора и Теопомпа, однако ему удалось сохранить самостоятельность суждений. Он также был автором труда Аттические надписи (Epigrammata Attika), вероятно, первого известного нам собрания надписей. Ф. написал также множество других не сохранившихся работ исторического и историко-литературного содержания, например, О гаданиях (Peri mantikes), Об афинских мистериях (Peri mysterion ton Athenesi), Об афинских агонах (Peri ton Athenesin agonon), О жертвах (Peri thysion), О мифологии Софокла (Peri ton Sophokleus mython), О Еврипиде (Peri Euripidu) и другие.

ФИРМИКУС МАТЕРНУС

Фирмикус Матернус, Юлий; Firmicus Meternus, Iulius, из Сиракуз на Сицилии, IV в. н. э., латинский писатель. Происходил из сенаторской семьи. Автор созданного в 335-337 гг. произведения Учение (Mathesis) в 8 книгах, посвященного астрологии, которое он посвятил своему другу Лоллию Мавортию, наместнику Кампании. Мы обнаруживаем в нем там защиту астрологии и объяснение основных понятий этой науки. Ф.М. масло знаком с техническими деталями, зато подвержен влиянию стоиков и неоплатоников. Его произведение знали и читали в средние века. Затем, в 346-350 гг., Ф.М. написал трактат О заблуждениях языческих религий (De errore profanarum religionum), в котором он призывал императоров Константина и Констанца преследовать языческие религии как безнравственные и небезопасные.

ФЛАВИЙ

Флавий, Гней; Flavius, Gneius, конец IV. до н. э., один из первых реформаторов римского права, эдил в 304 г.. сын вольноотпущенника и секретарь цензора Аппия Клавдия Слепого. В соответствии с замыслом Аппия, Ф. огласил в 304 г. на форуме календарь на весь год: так называемый deis fasti, то есть дни, в которые разрешалось проводить судебные процессы и собирать толпы народа, и dies nefasti - ни, в которые эти действия были запрещены. Не менее важным реформаторским действием Ф. было оглашение им собрания формул судопроизводства, так называемых legis actiones, известных позднее под названием Гражданского права Флавия. Знание этих формул до того времени составляло прерогативу жрецов.

ФЛЕГОН

Флегон, Phlegon, из Тралл в Карии, II в. н. э., греческий историк и парадоксограф. Был вольноотпущенником императора Адриана. Написал 16 книг Олимпийские победители и хроника (Olimpionikon kai chronikon synagoge) - всемирную историю со времен первой олимпиады (776 г. до н. э), наиболее подробно описывая в ней правление Адриана и уделяя внимание выдающимся событиям. В отдельном произведении О чудесах и долгожителях (Peri thaumasion kai makrobion) более всего места он отвел зловещим греческим и римским историям (например, об упырях). Посредственный писатель, он, однако, был довольно популярен у жадных до чудес читателей средних веков.

ФЛОР

Флор, Луций Анней; Florus, Lucius Annaeus, II в. н. э., римский историк. Произведение Ф. известно как Выдержки из Тита Ливия, но его настоящее название, вероятно, звучало как Римские войны (Bella Romana), в 2 книгах, было создано, по-видимому, при императоре Адриане. Оно не является пересказом Ливия, которого Ф. использует, отличается как содержанием, так и концепцией истории Рима. Кроме Ливия, Ф. обязан своими сведениями и другим авторам, среди них Саллюстию, Цезарю, Непоту и Сенеке Старшему. В своем труде Ф. описал войны, ведомые римлянами со времен основания города до правления Августа, то есть до сражения в Тевтобургском лесу в 9 г. н. э. В истории Рима он усматривал аналогию с периодами жизни человека: детство - это эпоха царей; юность закончилась объединением Италии перед Первой Пунической войной, зрелость продлилась до времен Августа, когда началась старость, но уже в правление Траяна появились первые признаки нового омоложения. Ф. смотрел на историю Рима с точки зрения стоической философии; для него важнее моральные оценки (справедливость и мужество римского народа), прославление римских завоеваний и побед, чем историческая правда. Произведение Ф. пользовалось у потомков большой популярностью, хотя его упрекали также в неточном цитировании используемых источников. Некоторые исследователи отождествляют Ф. с Публием Аннеем Флором, поэтом африканского происхождения, автором частично сохранившегося диалога Вергилий - оратор или поэт (Vergilius orator an poeta).

ФОКИЛИД

Фокилид, Phokylides, из Милета, VI. до н. э., греческий поэт. Автор банальных нравственных предписаний, оформленных в элегические дистихи и гекзаметры и всегда начинавшихся формулой: «Таково мнение Фокилида». Сохранились мелкие фрагменты. Самый длинный отрывок (8 стихов) будто бы представляет собой сокращенный пересказ сатиры Симонида на женщин. Так называемые Гномы Фокилида (Gnomai Phokylidu), в 230 гекзаметрах излагающие кодекс греческой нравственности - так же как Пророчество Сивиллы и Золотые мысли (Chrysa epe), приписываемые Пифагору - вероятно, были созданы в I/II вв. н. э. в эллинско-еврейских кругах. Они были чрезвычайно популярны в эпоху Возрождения.

ФОРТУНАТИАН

I.

Фортунатиан, Аттилий; Fortunatianus, Atilius, плохо нам известный римский грамматик IV в. н. э., автор учебника метрики. Произведение Ф., поверхностное и более похожее на общее вступление к изложению самого предмета, демонстрирует тесную связь с работой Цезия Басса, вместе с которой оно закрепилось в рукописной традиции.

II.

Фортунатиан, Гай Хирий; Fortunatian, Gaius Chirius, IV в. н. э., римский ритор. Написал учебник Риторика (Ars rhetorica) в 3 книгах, предназначенный для риторических школ. Это был краткий курс тогдашнего ораторского искусства, составленный в форме вопросов и ответов, иллюстрированный примерами, особенно из Цицерона и Квинтиллиана. Основным источником для Ф. был Гермоген из Тарса.

ФРИНИХ

Фриних, Phrynichos, VI/V вв. до н. э., греческий трагический поэт. Принимал деятельное участие в персидских войнах. Один из основоположников греческой трагедии, предшественник Эсхила. Первую победу Ф. одержал в 67 олимпиаду (511-508 гг. до н. э.). Самая ранняя его трагедия, известная нам по названию - Алкеста, история молодой жены царя Адмета, которую обрабатывал также Еврипид. Дважды Ф. обращался к современной ему исторической тематике. В представленной в 492 г. трагедии Взятие Милета (Miletu halosis) он описал подавление восстания ионийцев и разрушение Милета (494 г.). Пьеса потрясла зрителей. Весь театр плакал, после этого поэт был приговорен к штрафу за «напоминание о бедах родины», трагедия была запрещена. После победы над персами он написал Финикиянок (Phoinissai), сюжетным стержнем которых (как и трагедии Эсхила Персы) была битва под Саламином. Название пьесе дал хор, который состоял, по-видимому, из вдов финикийских моряков, служивших во флоте Ксеркса. В прологе выступал евнух, который, разыскивая сидения для совета персов, рассказывал о поражении. Таким образом зритель узнавал обо всем еще в самом начале, а оставшаяся часть трагедии была одним большим плачем о происшедшем. Это архаическая форма трагедии, в которой драматический момент (разработанный впоследствии Эсхилом) играл еще второстепенную роль. Финикиянки были поставлены, предположительно, в 476 г., корифеем был Фемистокл, афинский государственный деятель, активнее других призывавший к борьбе с персами и вдохновитель победы под Саламином. Не случайно и то, что в год постановки трагедии о взятии Милета тот же Фемистокл занимал должность главного архонта и высказался в пользу драмы. Из других, не сохранившихся трагедий Ф. нужно назвать еще Данаид и Египтян, поскольку тот же самый сюжет позднее использовал Эсхил в трилогии о данаидах. Ф. был первым трагическим поэтом, который ввел женские роли (актеры выступали в женских масках). Стиль Ф. отпечатался в памяти потомков как мягкий, лиричный, сладостный. Его песни были выдержаны в малоазийско-ионийском духе, Аристофан называл их «сидонским медом».

ФРОНТИН

Фронтин, Секст Юлий; Frontinus, Sextus Iulius, ок. 30 (или 40)-103 9или 104) гг. н. э., римский политик и писатель. В 70 г. был городским претором, а в 73 г. - консулом (consul suffectus), затем был назначен императорским легатом в Британию; построил там дорогу Via Iulia (Юлиеву дорогу). Во времена императора Домициана в период террора удалился от дел. К этому времени (88-96 гг.) относится большая часть его работ. По приходе к власти императора Нервы Ф. стал в 97 г. смотрителем водопроводов в Риме, в в правление Траяна - вторично стал консулом в 98 г. (consul II suffectus), а затем и в третий раз в 100 г. (consul III ordinarus). Литературная деятельность Ф. касается специальных вопросов и тесно связана с его должностными обязанностями. Из двух книг о землемерном деле, написанных в правление Домициана, сохранились только выдержки, содержащие основы математических и правовых знаний, например, О качестве почвы (De agrorum qualitate), О спорах (De controversiis). Из области военного дела дошел до наших дней трактат о военном искусстве Стратогемы (Strategemata) в 4 книгах. Он содержит примеры, иллюстрирующие греческое и римское военное искусство для использования военачальниками. В первых трех книгах были собраны сведения о действиях до, во время и после боя, равно как и во время осады. Спорной представляется подлинность четвертой книги, описывающей выдающиеся воинские маневры. Другое сочинение Ф. из той же области О военном искусстве (De re militari) утрачено. Будучи куратором водопроводов, Ф. написал сочинение О городских акведуках Рима (De aquis urbis Romae или De aquae ductu urbis Romae; 97-98 гг.), которое сохранилось почти целиком. В нем мы находим исчерпывающие данные о городских водопроводах с описанием их конструкции, и связанные с ними юридические вопросы с приложенными актами и документами. Для этой работы автор задействовал специальную греческую литературу, произведения историков и прежде всего собственные практические знания. Трактат, выдержанный в деловом стиле, представляет интерес для исследователей реалий и археологов. Во всех своих работах Ф. акцентирует внимание прежде всего на содержании, поэтому язык у него очень предметный, а стиль простой.

ФРОНТОН

Фронтон, Марк Корнелий; Fronto, Marcus Cornelius, ок. 100-166 гг. н. э., римский оратор. Происходил из Кирты в Нумидии. Сведущий в праве и риторике, занимал высокие посты вплоть до консула в 143 г. Из-за слабого здоровья оставил политику и посвятил себя работе в собственной школе риторики. Призванный к императорскому двору Антонином Пием, был воспитателем двух императоров: Марка Аврелия и Луция Вера. Пребывал там до самой смерти. Время его жизни определяют по его контактам с учеными и людьми, близким ко двору, зафиксированным в оживленной переписке. Эти письма, написанные по-гречески и по-латыни, были обнаружены только в 1815 г. на палимпсестах VI в. н. э. из Амбросианской и Ватиканской библиотек. Вопреки ожиданиям, они содержали в основном рассуждения о риторике и о языке, и гораздо меньше исторических сведений. Письма Ф. привели, однако к выявлению интересных черт характера Марка Аврелия, Луция Вера, старшей и младшей Фаустин, а также к более близкому знакомству с домашней жизнью двора Антонинов. Марк Аврелий, несмотря на большое уважение к Ф., склонялся более к философии, нежели к риторике, преподаваемой учителем. Сохранилась переписка Ф. с Марком Аврелием, в которую вошли письма, написанные в период, когда Марк Аврелий был еще наследником престола (5 книг), и во время его правления (5 книг); письма о риторике содержащиеся в сборниках О красноречии (De eloquentia) и О речах (De orationibus), в которых Ф. пытается доказать императору превосходство красноречия над философией; письма-трактаты на историко-риторические темы, мыслившиеся как вступление к трактату о войне Вера с парфянами, озаглавленные Законы истории (Principia historiae), образцом для них послужило, вероятно, описание войн с Ганнибалом у Ливия; ответ Ф. на письмо Марка Аврелия после поражения в битве с парфянами получивший название О парфянской войне (De bello Parthico); 4 письма об отдыхе в Альции, а также шутливые риторические упражнения в форме писем Похвала дыму и огню (Laudes fumi et pulveris) и Похвала небрежности (Laudes neglegentiae);и наконец, 2 письма Об утрате внука (De nepote amisso), первое из которых представляет собой короткое утешительное письмо Марка Аврелия Ф., а второе - великолепный развернутый ответ Ф., в котором он предстает нам человеком благородным, чувствительным, сочувствующим людям. Переписка Ф. с Вером содержалась в 2 книгах, с Антонием Пием - в 1 книге, которая своим характером напоминает обмен письмами между императором Траяном и Плинием Младшим К друзьям в 2 книгах, включает только письма Ф.; в них находят свое выражение его доброжелательность и заинтересованность делами друзей (1 письмо написано по-гречески). Сохранилось также собрание греческих писем, среди них корреспонденция с Аппианом и др. От речей, принесших Ф. славу оратора, ничего не сохранилось, кроме незначительных фрагментов и названий, например, Панегирики - панегирики на Адриана и Антонина Пия; из судебных речей - речь против Герода Аттика; известно также о речах против христиан, в которых Ф. усматривал врагов ораторского искусства. И наконец, мы знаем названия отдельных выступлений в сенате и других речей на случай. Ф. не создал единой риторической системы, но в своих сочинениях опирался на риторику Феодора из Гадары и использовал терминологию, находившуюся во всеобщем употреблении. В корреспонденции Ф. более всего места занимают рекомендации, касающиеся подбора слов и их места в предложении. Ф. считал, что со времен Цицерона, которого он очень ценил, распространились излишняя свобода и небрежность в подборе слов и их построении, исчезло стремление к точному формулированию мысли. Ф. проповедует возвращение к старым писателям; у них он заимствует сентенции, обороты, выражения, использует фразеологические выписки. Ф. стремился таким способом возродить латинский язык и римскую литературу. Но несмотря на эти усилия, сам он не смог избежать влияния стиля своей эпохи и писал искусственным языком, утяжеленным и местами окрашенным архаизмами. Ф. собрал около себя круг сторонников архаического стиля, которых звали по его имени фронтониями. Это пристрастие к старой литературе и тенденция искать в ней образцы появились еще во времена Августа. Одним из предшественников Ф. был Валерий Проб. В правление Адриана это движение переживает наивысший подъем. Еще долго после смерти Ф. находил последователей, а позднейшие писатели (особенно в III в. н. э.) часто брали его за образец.

ФУКИДИД

Фукидид, Thukydides, ок. 460-ок. 396 гг. до н. э., греческий историк. Сын Олора (фракийское имя), афинского аристократа, получил глубокое образование (вероятно, ученик философа Анаксагора и софистов Антифона из Рамна и Продика с Кеоса). В Пелопонесской войне был стратегом, но ему не удалось воспрепятствовать занятию спартанцами города Амфиполя в 424 г., за что он был осужден афинянами на изгнание и пребывал в нем 20 лет, в основном в своих родовых владениях во Фракии, где у него был золотой прииск. По-видимому, провел некоторое время при македонском дворе. В Афины возвратился только в 404 г. до н. э., уже после взятия города спартанцами, умер несколькими годами позже. По политическим убеждениям был умеренным олигархом, в демократическом устройстве Афин при Перикле его более всего устраивала личность самого Перикла, который благодаря своему огромному авторитету долгие годы руководил государством, формально демократическим. Произведение Ф., которое сегодня известно нам под заглавием Пелопонесская война, является неоконченной историей Пелопонесской войны (431-404 гг. до н. э.). Александрийские ученые разделили его на 8 книг: Кн. I заключает в себе вступление и описывает причины войны; кн. II, III, IV и одиннадцать разделов кн. V описывают так называемую Архидемову войну (430-421 гг. до н. э.); кн. V (остальные разделы) - события после Никиева мира до 415 г.; VI и VII - Сицилийская экспедиция афинян; VIII - Афины после поражения на Сицилии, войну на побережье Малой Азии, политические перевороты в Афинах в 411 г. до н. э. Произведение обрывается 411 годом, следовательно, недостает описания последних семи лет войны. Пелопонесская война Ф. является первой в греческой историографии монографией - автор сознательно ограничил предмет своего рассмотрения исключительно историей Пелопонесской войны, исключив из историографии географию и этнографию. Он описал военные события в хронологическом порядке, год за годом, разделяя лето и зиму. В начале кн. I находится так называемая археология, или картина древнейших отношений в Греции (до и после троянской войны). Этот обзор служил историку среди прочего для доказательства того, что до Пелопонесской войны не было не могло быть более значительной. В момент начала этой войны Афины и Спарта стояли на вершине своей мощи. В войну включились все остальные греческие города, выступая на одной или на другой стороне. Война охватила также часть варварских народов. Ее протяженность во времени, масштаб поражения и катастроф, которые она за собой повлекла, ставят над всеми войнами, что велись до того дня. Археология послужила Ф. не только доказательством необычности Пелопонесской войны, но и обеспечила возможность представления на практике новых принципов исторического анализа (вычленение правды из поэтической и логографической традиций, поиск исторических свидетельств в материале, который сегодня назвали бы археологическим). В ходе дальнейшего изложения в кн. I Ф. изложил свой исторический метод, представляющийся вершиной достижений античной историографии. Автор Пелопонесской войны противостоит своим противникам, а особенно Геродоту, утверждая, что его произведение не носит легендарного характера (<чуждо басен>), оно не является произведением для развлечения слушателей, но <достоянием навеки>. Оно должно в будущем служить политикам и государственным деятелям, которые на основе знания событий прошлого могли бы легче принять решение в конкретной ситуации. Главной задачей историка, по Ф., является отыскание истины и верная передача событий. Но прийти к правде можно только через критическое рассмотрение свидетельств о событиях. Ф. производит отбор и критический анализ источников - благодаря этому он стал создателем исторической критики. Военные действия и события он описывает на основании личных наблюдений и рассказов очевидцев; однако он не довольствуется версией первого информатора, а производит вдумчивый, порой дотошный анализ различных известных ему версий данного события. Личные впечатления и свидетельства очевидцев - не единственный для Ф. источник исследования современных ему событий. Он использовал также документы и официальные дипломатические акты, не раз цитируя их в оригинале (например, протокол перемирия 423 г. до н. э., текст Никиева мира, текст афино-спартанского мира). Ф. включает в свое произведение и речи (всего их ок. 40), но приводит их, как он сам об этом предупреждает, не в дословной передаче, а выстраивает сам соответственно ситуации, хотя и придерживается смысла в действительности произнесенных речей. Часто, стараясь показать какую-либо проблему или ситуацию с различных сторон, Ф. дает слово защитникам двух противоположных мнений (например, зачинщиками войны в Афинах называли коркирейцев и коринфян, а в Спарте - коринфян и афинян, относительно Сицилийской экспедиции - Никий и Алкивиад в Афинах, Гермократ и Афинагор в Сиракузах сталкиваются в процессе произнесения 15 пар коротких речей и ответов на них). В речах этого рода Ф. неоднократно излагает собственный взгляд на скрытые причины событий. Лучшими среди речей Ф. являются речи Перикла, а особенно прославилась речь в честь погибших афинян, в которой Перикл непревзойденно описал сущность афинской демократии и ее заслуги перед греческой культурой. Речи служат также средством опосредованной характеристики лиц, которые их произносят, в чем Ф. показывает себя хорошим наблюдателем и психологом, хотя он редко прямо характеризует своих героев (исключение представляют, например, краткие характеристики Фемистокла или Никия). Психологическая глубина позволяла Ф. охарактеризовать не только отдельных людей, но и все общество (афиняне, спартанцы). Согласно Ф., судьба государства определяется поступками его жителей, подобно тому, как судьбу одного человека определяют его собственные действия. Значение Ф. основано на его прагматизме, а следовательно, стремление к познанию исторической действительности и объяснению этого положения дел действием политических, нравственных и интеллектуальных сил, исключая всякого рода сверхъестественные факторы (Ф. не верит в чудеса, пророчества, предсказания, и приводит их исключительно для отражения настроений толпы). Благодаря этому, он смог показать Пелопонесскую войну как великий исторический процесс. Он понимал, что политическое развитие должно вести к появлению держав, которые затем столкнутся друг с другом в войне. Поэтому в свете взглядов Ф. естественная экспансия Афин и столь же естественные попытки Спарты сохранить сферу своего влияния неуклонно вели к войне. Ф. верно представил внутренние причины войны (все ключевые проблемы афинской и спартанской политики), но одновременно с этим указал единственную подлинную ее причину, вытекающую из внутренней связи событий в историческом процессе: война эта началась потому, что спартанцы препятствовали дальнейшему росту мощи Афин, которые уже господствовали в большей части греческого мира. А дальнейший рост этой мощи был неотвратим, ибо на том уровне развития, которого Афины достигли к началу войны, уже невозможно было его ограничить. Мощь является, в понимании Ф., сущностью государства, в то время как Платон признавал его основой справедливость. Пелопонесская война является первым великим произведением, написанным на аттическом диалекте. Стиль страдает некоторой нестройностью (избыток мыслей выражен через еще несовершенный синтаксис), его отличает суровость, а серьезность автора нередко окрашивает его пафосом. Композиция всего произведения драматична. Вершины драматизма Ф. достиг в описании Сицилийской экспедиции афинян, представив катастрофу, надвигающуюся неотвратимо, как в трагедии. Ф. обозначил принципы историографии как литературного жанра. Он нашел многочисленных последователей, ни одни из которых не смог с ним сравниться. Произведение Ф. продолжали аноним из Оксиринха, Ксенофонт, Теопомп. Ему подражали в Риме Саллюстий, Тацит, Аммиан Марцеллин. В XV в. его перевел на латинский язык Ф. Лоренцо Валла, но этот факт не обеспечил Ф. особого успеха ни в эпоху Ренессанса, ни позже. Восхищение и признание пришли к нему только в XVIII и XIX вв., особенно в Англии. Тогда же появились переводы его произведения на все новые языки.

ФУЛЬГЕНЦИЙ

Фульгенций, Фабий Планциад; Fulgentius, Fabius Planciades, V в. н. э., римский писатель. Происходил из Африки, где и работал; не следует его смешивать с Фульгенцием, епископом Руспы, жившим на рубеже V/VI вв. н. э. В сочинении Три книги о мифологии (Mitologiarum III) Ф. объясняет «подлинный и реальный» смысл древних мифов. Интерпретацию мифов он вкладывает сначала в уста музы Каллиопы, а также аллегорических образов Философии и Урании, но в дальнейшем отступает от этого композиционного приема и вначале сам кратко излагает миф, затем часто прибегает к фантастичному, абсурдному этимологизированию, объясняя «подлинный» смысл мифа. Произведение Ф. изобилует цитатами древних авторов и благодаря этому имеет определенную ценность как источник. О значении Вергилия в свете философии (Expositio Virgilianae continentiae secundum philosophos moralis) - это аллегорико-морализаторское объяснение Энеиды, на этот раз вложенное в уста Вергилия. Для Ф. Энеида была отражением человеческой жизни. Книги I-VI откомментированы подробней, книги VII-XII - всего в нескольких предложениях. Ф. считал свою работу научным комментарием к поэме Вергилия, и хотя она не была научной, однако оказала большое влияние на аллегорическую интерпретацию Энеиды от начала средневековья вплоть до Ренессанса. Другое произведение Ф. Периоды развития мира и человека (De aetatibus mundi et hominus), должно было представлять всеобщую историю от Адама и Евы до времен императоров в 23 разделах (сохранилось 14), соответствующих буквам алфавита. При этом, описывая период, соответствующий данной букве, Ф. не использовал саму эту букву. Этот вид литературной игры Ф. первым ввел в римскую литературу. И наконец, работа Ф. Объяснение древних выражений (Expositio sermonum antiquorum) содержит объяснение при помощи цитат 62 редких латинских выражений (часто довольно замысловатых). Псевдонаучные выводы Ф. содержат множество ошибок и неточностей, а его произведения, написанные на довольно серой латыни, не представляют большого литературного интереса.

ФУЛЬГЕНЦИЙ РУСПИЙСКИЙ

Фульгенций Руспийский, Fulgentius Ruspensis, 467-533 гг. н. э., латинский христианский писатель, епископ Руспы. Родился в Телепте, получил прекрасное для своего времени образование, знал греческий язык. Стал монахом, а с 507 г. - епископом в Руспе. Изгнанный вандалами-арианами, вернулся, чтобы в качестве предводителя католиков принять участие в дискуссии с арианами в 516 г. Оставил многочисленные полемические произведения против ариан, монофизитов, семипелагиан (см. Пелагий) в защиту учения Августина. Значительным произведением Ф. является краткий синтез теологии О вере (De fide). Сохранилось также 8 его речей и 18 посланий. Ф.Р. был самым выдающимся теологом августианской эпохи Отцов. Его смешивали с современным ему писателем Фульгенцием Мифографом (Фабий Планциад Фульгенций).

Предыдущая страница Следующая страница