Античные писатели
Статьи на букву "М"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

МАКРОБИЙ

Макробий, Амбросий Феодосий; Macrobius, Ambrosius Theodosius, IV/V вв. н. э., римский писатель и философ. Был, вероятно (поскольку биографические данные отсутствуют), высоким государственным чиновником, связанным с группой римской чиновной аристократии, которая под предводительством Симмахов в Сенате отстаивала веру в языческих богов и стояла на страже традиционной греко-римской культуры. Авиан посвятил М. свои рассказы. - Для своего сына Евстахия М. написал Комментарий ко сну Сципиона (Commentarii in somnium Scipionis), обширный комментарий к выписке из кн. VI О государстве Цицерона. В комментарии, часто довольно отдаленно связанном с произведением Цицерона, М. излагает, опираясь прежде всего на комментарий Порфирия к Тимею Платона, свои неоплатонические взгляды на разные темы. Комментарий М. не только донес до нас обширный фрагмент произведения Цицерона О государстве, но стал важным источником изучения философии неоплатоников, с которой средневековье познакомилось именно благодаря М. Важнейшим произведением М. были Сатурналии (разговоры в период Сатурналий) в 7 книгах, не все из которых сохранились полностью. Задачей М. было донести до сына большой запас сведений, почерпнутых у греческих и римских авторов, имена которых часто не названы, но прежде всего - Плутарха и Геллия. Эти сведения М. изложил в Форме литературного симпосиона, картину которого Платон представил в Пире. Самые выдающиеся представители тогдашней римской интеллигенции, среди них оратор Аврелий Симмах, разговаривают между собой в доме сенатора Веттия Агория Претекстата в канун и в течение первых трех дней Сатурналий (отсюда название произведения), традиционных римских праздников, отмечаемых в декабре. Собеседники обсуждают среди прочего происхождение и развитие Сатурналий, римский календарь, мифологические и религиоведческие вопросы; рассказывают забавные истории. Процитированный при случае стих Вергилия оповещает о том, что темой дальнейших рассуждений выбрана ученость Вергилия. Так, в кн. III-VI отдельные собеседники, в соответствии со своими вкусами, поднимают различные аспекты проблематики Вергилия, в избытке иллюстрируя выводы цитатами из древних авторов: их интересуют вопросы из области астрологии и философии, знание священного права, искусства ворожбы, риторического искусства, а также отношение Вергилия к греческим поэтам, особенно к Гомеру, равно как и к римским предшественникам, интерпретация отдельных стихов и другие мелкие вопросы. Все это переплетается с рассказами о ничтожных предметах. М. не является оригинальным исследователем, он лишь собирает и объединяет чужие мысли. Но таким образом он сохранил для нас множество отрывков из различных древних авторов, произведения которых утрачены, например, из Энния. Преклонение перед Вергилием, который к тому времени уже стал классиком литературы, доминирует у собеседников над конкретным анализом его поэзии. Несмотря на некоторые неточности, произведение М. представляется важным документом истории исследований творчества Вергилия. Только по позднейшим выдержкам нам известно произведение М. Различия и сходство латинского и греческого глагола (De differentiis et societatibus Graeci Latinique verbi).

МАКСИМИАН

Максимиан, Maximianus, ок. середины VI в., римский поэт. Происходил из Этрурии, жил в Риме, был другом Боэция. Автор 6 сохранившихся элегий; еще 6 элегий, под которыми в некоторых рукописях стоит имя М., не являются подлинными. В элегиях 1,2 и 5 предельно детально, даже с патологической точностью, М. описывает заботы, беды и недостатки старости, жалуется на удел старика, призывает смерть. Зато в 3 и 4 элегиях он с умилением вспоминает любовные приключения юности. М. знал классиков римской элегии, особенно глубоко Овидия, и подражал им. Он является последним римским элегиком. Несмотря на смелые, и даже непристойные картины, М. охотно читали в средние века, он даже вошел в канон школьного чтения.

МАКСИМ ИЗ ТИРА

Максим из Тира, Maximus, II в. н. э., греческий странствующий оратор и философ. Работал в Афинах и в Риме (вероятно, при императоре Коммоде). Начитанный в греческой литературе, гораздо хуже знал философию, кроме Платона, которого считал своим учителем. Его взгляды были мало оригинальны, он присваивал идеи других школ (кроме эпикуреизма), особенно киников. Является автором Лекций (Dialekseis), 41 философско-морализаторской лекции, которые написаны в манерном стиле, в основном с расчетом произвести эффект.

МАКСИМ ТУРИНСКИЙ

Максим Туринский, Maximus Turinensis, латинский христианский писатель, епископ Турина примерно в 408-423 гг. Автор множества утраченных теологических произведений. Сохранилось около 100 проповедей; в собраниях его сочинений многие неаутентичны.

МАЛАЛ

Малал, Иоанн; Malalas, Iohannes, 491-578 гг. н. э., греческий историк, возможно, идентичный с умершим в 577 г. Иоанном III Схоластиком, патриархом Константинополя с 565 г., либо жившим в то же время Иоанном Ритором (сирийское Malalas или Malelas означает «ритор»), прозванным Diakrinomenos. Автор сохранившегося произведения Хронография в 18 книгах, описывающего мировую историю от легендарного создания египетского царства до смерти Юстиниана (563 г.). М. писал свое произведение для монахов, в нем ярко выражены апологетические тенденции, он обогатил сочинение разного рода легендами о святых и историями о героях. Хотя М. полагал, что Геродот жил позднее Полибия, а Цицерона и Саллюстия считал латинскими поэтами, хотя он не умел ни правильно писать, ни выстроить композицию своего произведения и не смог избежать многих противоречий, его хроника содержит множество ценных исторических сведений. До XII в. она была источником и образцом для византийских хронистов и даже была переведена на церковнославянский язык.

МАНЕФОН

Манефон, Manethon, из Себеннита, IV/III вв. до н. э., греческий историк, египетский жрец, находившийся при дворе Птолемея I (он участвовал в распространении в Александрии культа бога Сераписа), а также Птолемея II, которому посвятил написанную им по-гречески историю Египта Египтика (Aigyptiaka) в 3 книгах. Она включала историю страны фараонов с древнейших времен до IV в. до н. э. Произведению М. мы обязаны списком египетских царей.

МАНИЛИЙ

I.

Манилий, Manilius, I в. до н. э./I в. н. э., автор латинской дидактической астрологической поэмы Астрономика (Astronomica) в 5 книгах, посвященной императору Тиберию. Произведение включает описание неба, объясняет основные астрологические понятия, рассказывает среди прочего о гороскопах, зависимости человеческой жизни от знаков Зодиака и астрологической географии. М. был при этом хорошим поэтом, начитанном в Лукреции, Вергилии и Овидии. Влияние Лукреция особенно заметно во вступлениях к отдельным книгам, в мифологических эпизодах (например, Андромеда и Персей в кн. V) и в удачной обрисовке человеческих характеров. М. пытается, однако, спорить с эпикурейскими взглядами Лукреция, ибо сам находил обоснование своей картины мира в философии стоиков. Он был, несомненно, ревностным читателем Посидония, заимствовал из Феноменов Арата и из произведения, приписываемого двум египетским мудрецам - Нехепсо и Петосирису (см. Астрологические сочинения). Поэму М. использовал в IV в. Фирмик Матерн.

II.

Манилий, Маний; Manilius, Manius, II в. до н. э., римский юрист. Принадлежал к сенаторской аристократии, имел значительный вес в политике, вращался в кругу друзей Сципиона Африканского Младшего, был претором в 155/154 гг., и консулом в 149 г. до н. э. Охотно давал юридические советы, а сверх того - как последний юрист столь высокого ранга - широко развил так называемую каутелярную деятельность, то есть он составлял правовые акты (например, договоры, завещания, процессуальные формулы). Из произведений М. сохранилось едва ли несколько фрагментов, и то благодаря другим писателям, в основном, Варрону и Цицерону. Вероятно, не без оснований М. вместе с Муцием Сцеволой и Юнием Брутом причислялся к трем юристам, заложившим основы гражданского права.

МАРГИТ

«Маргит» («Margites») - приписываемая древними Гомеру или Пигресу Галикарнасскому греческая героико-комическая поэма, созданная в VII или VI вв. до н. э. (фр.). Ее герой Маргит воплощал тип болтливого глупца, часто встречающийся в европейской литературе. Он разбирался во многих вещах, но во всем одинаково плохо. Не умел справляться с простейшими житейскими ситуациями. Он был сыном богатых родителей, возможно, вся поэма была попыткой социальной полемики? Некоторое видели в М. пародию на Одиссею. Аристотель утверждал, что М. является по отношению к комедии тем, чем стали Илиада и Одиссея для греческой трагедии. М. был написан на эпическом диалекте, гекзаметром с примесью ямбических триметров.

МАРК АВРЕЛИЙ

Марк Аврелий, Marcus Aurelius Antoninus, 121-180 гг. н. э., римский император и греческий философ. Происходил из состоятельного рода Анниев, с давних пор осевшего в Испании. Родился в Риме, вначале звался Марк Анний Катулл Север. После смерти отца (130 г.) был усыновлен дедом, Марком Аннием Вером. Учился живописи, философии, греческой и латинской грамматике, затем изучал риторику под руководством Фронтона и Герода Аттика. Под влиянием чтения лекций Эпиктета и трудов стоика Квинта Юния Рустика забросил риторику и полностью посвятил себя изучению стоической философии (146 г.). По приказу императора Адриана был вместе с Луцием Вером усыновлен Антонином Пием (138 г.); с этого времени он назывался Марк Элий Аврелий Вер. В 139 г. получил титул цезаря, в 145 г. женился на Фаустине Младшей, дочери Антонина Пия, после смерти которого принял власть (161 г.) и назвал соправителем Луция Вера. Во время своего правления М.А. вел многочисленные оборонительные войны. В 167-175 и 178-180 гг. лично возглавлял борьбу с германскими племенами маркоманов и квадов, а также сарматскими язигами. Вероятно, намеревался создать две новые привинции - Маркоманию и Сарматию, желая расширить границы империи до Карпат. Этим планам воспрепятствовал сначала бунт Авидия Кассия на Востоке (175 г.), а затем внезапная смерть М.А. в Виндобоне (совр. Вена). Как император М.А. заботился о развитии науки и философии - он основал в Афинах 4 кафедры философии (для академиков, перипатетиков, стоиков и эпикурейцев). М.А. враждебно относился к христианам. На годы его правления приходятся кровавые преследования (смерть апологета Юстина в Риме ок. 167 г. и Поликарпа из Смирны в 168 г.), усилившиеся в 177 г. (в основном в Лионе и Виенне в Галлии). - В последние годы жизни М.А. записал на греческом языке свои мысли и рассуждения, но он не имел намерения их опубликовать. Заметки, которым М.А. не дал никакого названия, были изданы только после смерти императора, по-видимому под заглавием Ta eis heauton (Для себя самого; в русской литературе было принято название Размышления). В кн. I Размышлений М.А. кратко характеризует родителей, родственников и учителей и рассказывает, чем он им обязан. Книги II-XII представляют собой собрание разрозненных афоризмов и свободных рассуждений, случайно связанных между собой. Они охватывают определенный круг вопросов: вселенная-бог, вселенная-человек, человеческая душа, человек-другие люди. Невозможно установить точную хронологию создания отдельных книг. Спорным является вопрос, создана ли первая книга раньше остальных. Ошибочно считалось, что М.А. пытался создать новый род литературы и найти собственные, абсолютно новые выразительные средства. Доказано, что Размышления не оригинальны ни с точки зрения содержания (М.А. идет следом за Посидонием, Сенекой и прежде всего за Эпиктетом), ни с точки зрения формы. Размышления М.А. написал простым разговорным языком той эпохи. Ими заинтересовался только император Юлиан Отступник, который взял М.А. за образец. После падения язычества интерес к произведению императора почти исчез, которое вновь получило громкую известность лишь в XVII и XVIII вв. в эпоху Просвещения (в основном в Англии, Франции и Германии). Часто к нему обращались люди, отвергнувшие христианство в поисках этических основ. Сохранилась латинская переписка М.А. с Фронтоном и разрозненные фрагменты речей.

МАРЦЕЛЛ

Марцелл, Луций Ульпий; Marcellus, Lucius Ulpius, II в., римский юрист. Заседал в личном совете императоров Антонина Пия и Марка Аврелия. М. обладал ясным, независимым, пытливым и критическим умом, что он доказал неоднократными полемиками с сочинениями Юлиана. Он написал произведения в из области так называемой «проблемной» литературы (Digestorium libri XXXI, Responsorum liber singularis), комментарий к брачному кодексу императора Августа (Ad legem Iuliam et Papiam libri VI), должностную инструкцию консула (De officio consulis) и критические замечания к произведениям Юлиана и Помпония (Notae ad Iuliani Digesta, Notae ad Pomponii Regularum librum singularem). От этих дополнений в Дигестиях Юлиана сохранилось 160 фрагментов, позднейшие юристы тоже часто ссылались на высказывания М.

МАРЦИАЛ

Марциал, Марк Валерий; Martialis, Marcus Valerius, из Библа в Испании, ок. 40-104 гг. н. э., римский эпиграмматик. Получив основательное образование в риторической школе в родной Испании, в 64 г. переехал в Рим. Там он завязал отношения со знатными семействами по большей части испанского происхождения: Сенеками, семействами Юния Галиона и Аннея Мелия, отца поэта Лукана. Также он подружился с корифеями литературного и культурного мира: Силием Италиком, Квинталианом, Плинием Младшим, Ювеналом, Фронтином. Особенно он хлопотал о налаживании отношений с императорским двором и высокими особами, посвящая им свои (часто полные униженности и лести) произведения. Хотя трудолюбие и несомненный поэтический талант помогли ему завладеть скромным домиком в Риме и небольшим имением под Номентаном, он так и не смог достичь полной материальной независимости и никогда не прекращал добиваться внимания сильных мира сего. В 98 г. при помощи Плиния Младшего, который оплатил путешествие, М. возвратился на родину. Там богатая почитательница его таланта Марцелла подарила ему сельское имение, дав возможность вести спокойную и обеспеченную жизнь. Еще в юности М. пробовал силы в поэзии, но первые его произведения пропали. Он работал, как представляется, только в одном поэтическом жанре - эпиграмматическом и довел его до высшей точки развития. Сегодня нам известно 15 книг эпиграмм М., которые делятся на три группы: не имеющая номера книга Эпиграмматон (Epigrammaton liber), известная также под названием Книга зрелищ (Spectaculorum liber), в которую вошли эпиграммы, написанные в 80 г. и в последующие годы; кн. XIII и XIV изданные в декабре 85 или 86 г. и кн. I-XII (из них первые 11 были созданы в Риме до 98 г., а кн. XII - в Испании в конце 101 или в начале 102 г.). Книга зрелищ включает эпиграммы, связанные с играми, организованными Титом по поводу открытия построенного им амфитеатра, названного Колоссием. Из нее сохранилось только 33 коротких эпиграммы, описывающие великолепие амфитеатра, эпизоды празднования его открытия, сражения гладиаторов, экзотических животных и т. д. Кн. XIII, названная Подарки (Xenia) содержит короткие стихи, выполняющие роль надписей на подарках, которыми обмениваются друзья в дни Сатурналий; подобные же произведения, посвященные безделушкам, разыгрываемым во время пира и уносимым домой, составляют кн. XIV под названием Гостинцы (Apophoreta). Эти сборники были предварены вступительными произведениями, объясняющими назначение идущих после них эпиграмм. Книги I-XI М., видимо, издавал постепенно, некоторые книги отдельно по несколько раз, производил изменения в повторных изданиях. Это богатое собрание эпиграмм (1557), известное по последней редакции М. и им самим разделенное на книги закрепил за ним место мэтра мировой литературы. М., одаренный наблюдательностью и остроумием, показал потомкам ряд деталей, складывающихся в красочный образ общественно-культурных отношений и нравов эпохи. На фоне прекрасных публичных и частных зданий шумной столицы тогдашнего мира - Рима, поэт показывает повседневную жизнь людей разных общественных прослоек, партий и профессий: очерчивает фигуры сенаторов, всадников, но также и представителей низших общественных слоев - рабов и ремесленников. В карикатурном виде представляет он философов, лекарей, певцов, ведет в баню, на рынок и т. д. Особенно удачно он представляет характерные черты человеческих типов: баловня судьбы, паразита, мошенника, пройдохи и т.д. По понятным соображениям он не называет имен современников, которые являются предметом его насмешек, в таких случаях он пользуется символическими именами: Селий - прихлебатель-паразит, Фиденций - плагиатор и т.д. М. говорит о том, что он осуждает ошибки, но не людей. Чаще всего он показывает такие слабости и изъяны, как доносительство, наглость выскочки, излишества в моде, сексуальные злоупотребления и шалости. Он описывает окружающий его мир с большим реализмом, долей иронии и меткой критики, но обращается и к собственным мыслям, чувствам и переживаниям. Иногда у него проскальзывают автобиографические детали, например, упоминание о своей отчизне, о своей земельной собственности и т.д. Относительно много и с воодушевлением говорит он о собственном поэтическом творчестве и об искусстве; рассказывает о судьбах своих публикаций. Разнородное содержание он оформил разными стихотворными размерами; наиболее часто использовал элегических дистих, пользовался также холиямбом (вслед за Катуллом), ямбическим триметром, дактилическим гекзаметром и др. Эпиграммы М. отличает стройная и продуманная композиция, их глубинный смысл часто раскрывается через игру слов, они лишены искусственной риторичности, знаменательной для литературы того времени. Хотя М. и ориентируется на творчество своих римских предшественников: Катулла, Домиция Марса и др., перенимая у них поэтическую фразеологию, но делает это так, что заимствования незаметны. Также и в тех эпиграммах, где он подражает греческим поэтам, М. проявляет свою индивидуальность и нередко превосходит образцы. Можно возражать против панегирического, а порой и подобострастного характера его поэзии, но все же М. является, несомненно, оригинальным художником. Он пользовался известностью на протяжении всей античности и в новое время.

МАРЦИАН КАПЕЛЛА

Марциан Капелла, Martianus Felix Capella, первая половина V в. н. э., римский энциклопедист. Юрист из Карфагена, автор своего рода энциклопедии в 9 книгах, произведения, известного под названием Брак Филологии и Меркурия (De nuptiis Philologiae et Mercurii), в котором проза перемежается стихами, как в менипповой сатире (см. Менипп из Гадары). Сочинение М.К. рассказывает о семи областях современной ему науки, о так называемых семи свободных искусствах: грамматике, диалектике, риторике, геометрии, арифметике, астрономии и музыке. Варрон, первый римский энциклопедист, добавлял к программе обучения молодого римлянина также архитектуру и медицину, которые М.К. сознательно исключил из своего произведения. С целью разнообразить содержание пособия (предназначенного для сына) М.К. воспользовался аллегорической повестью о свадьбе Меркурия и Филологии, символа науки, которая после обожествления на Олимпе получает от Аполлона в качестве свадебного подарка семь служанок, упомянутые семь искусств (I и II кн.). В основной части произведения (III-IX кн.) отдельные аллегорические образы в соответствующих нарядах и с соответствующими атрибутами показывают новой госпоже свои умения. Вступительная часть изобилует поэтическими вставками (42 вставки различными метрами), зато вторая, энциклопедическая, написана малопонятной, искусственной прозой; предложения в ней очень длинные (одно из них насчитывает 180 слов). Сведения из различных областей знания, составленные в краткий энциклопедический свод, поданы сухо, порой представляются механической компиляцией разных источников, не только произведений Варрона, но и сочинений греческих и римских авторов, имен которых М.К. - согласно тогдашнему обычаю - не приводит. Хотя М.К. был посредственным писателем, его высоко ценили в средневековье, поскольку его произведение содержало всю сумму знаний, входивших в школьную программу того времени. Оно служило школьным учебником, его комментировали и переводили. Аллегорический способ раскрытия темы (заимствованный у Апулея) оказал большое влияние на аллегорическую поэзию средних веков.

МАТИЙ

I.

Матий, Гай; Matius, Gaius, I в. до н. э., вероятно, сын друга Цицерона Гая Матия, с которым его пытались идентифицировать. Известно, что он был другом Августа. Написал не сохранившуюся поваренную книгу в 3 частях, включавшую советы, как организовать пир и выбрать блюда. М. разбирался и в садоводстве. Один из сортов яблок носил имя «малая Матиана». Предположительно, ввел в Риме обычай стричь садовые деревья. М. читали Колумелла и Плиний Старший.

II.

Матий, Гней; Matius, Gneius, I в. до н. э., римский поэт. Перевел на латинский язык Илиаду Гомера (фр.). Обращаясь к творчеству александрийских поэтов (Геронд), писал мимиямбы (хромым ямбом) - жанровые сценки из повседневной жизни. Сохранились немногочисленные фрагменты, свидетельствующие о поэтической изобретательности и эрудиции М.

МАЦЕР

Мацер, Эмилий; Macer, Aemilius, из Вероны, ум. в 16 г. до н. э., римский поэт. Дружил с Вергилием и Тибуллом. Овидий в Скорбных элегиях вспоминает, что еще юношей он слушал М., декламирующего свои произведения, и восхищался им. М. писал дидактические поэмы по образцу александрийских поэтов. Сюжетом поэмы Орнитогония были превращения людей в птиц и гадания по птичьему полету. В Фериаке М. писал об укусах ядовитых змей и животных, используя известное нам произведение греческого поэта Никандра из Колофона, а в поэме О травах - о лекарственных растениях. Возможно, что произведения М. использовал Вергилий, с большой вероятностью - Лукан. М. был также источником сведений для Плиния Старшего, который на него ссылается. В средневековье М. считали великим знатоком тайн природы. От названных произведений М. сохранились разрозненные фрагменты.

МЕГАСФЕН

Мегасфен, Megasthenes, IV/III вв. до н. э., греческий историк и географ. Происходил из Ионии. После долгого пребывания в восточных сатрапиях (в том числе в Персии), поехал с посольством Селевка I Никатора к царю страны Магатхи в Индии Чандрагупты (гр. Сандракот). Во время пребывания в Паталипутре (гр. Пали(м)ботра) ок. 303-292 г. собирал сведения об Индии, не отбрасывая преданий и легенд. Включил их в произведение Индика (Indika; фр.), вероятно, в 4 книгах. Приведенные главным образом у Страбона и Арриана фрагменты позволяют утверждать, что это произведение носило характер в большей степени географический и этнографический, чем исторический. С достоверной информацией о Индии и ее жителях, например, описание разделения общества на касты, административной системы, войска и т.д., смешивались легенды о завоеваниях Индии Дионисом и Гераклом, предания о сказочных народах, что в древности привело к суровой оценке всего произведения. Сопоставление сведений, изложенных М., современному состоянию знаний об Индии нередко подтверждает его достоверность. Сочинение М. послужило основой знаний об Индии в Древних Греции и Риме. Его использовали: Страбон, Диодор Сицилийский, Плиний Старший, Арриан, Сенека Философ.

МЕЛЕАГР

Мелеагр, Meleagros, из Гадары, ок. 140-ок. 70 гг. до н. э., греческий поэт. Родился в сирийской Гадаре, затем жил в Тире, под старость переехал на Кос. М. писал менипповы сатиры (не сохранившиеся) и эпиграммы, которых мы знаем приблизительно 130, почти все на эротические темы. В них мало подлинного чувства, зато много заимствованных у предшественников мотивов. Однако М. был хорошим поэтом, который умел интриговать читателя, заботился о легкости стиха, о точности и изяществе выражения мыслей. М. составил первую известную нам антологию греческой эпиграммы Стефанос (Венец).

МЕЛИТОН

Мелитон, Meliton, из Сард, II в. н. э., греческий христианский апологет. Ученик Фронтона, возможно, защищал христианство перед Антонином Вером. М. был плодовитым писателем. Сохранились разрозненные отрывки его произведений у Евсевия Кесарийского, Иеронима и Афанасия Синайского. В 1940 г. были найдены Пасхальные беседы (Eis to pathos) в полном варианте. На основании Бесед и сохранившихся фрагментов других сочинений можно утверждать, что М. был талантливым писателем и великолепным стилистом.

МЕНАНДР

Менандр, Menandros, из Афин, 342-293/292 гг. до н. э., греческий комедиограф. Сын состоятельного афинянина Диопейта, учился в Лицее у Теофраста. На эфебии, соответствующей нашей воинской повинности, М. был товарищем Эпикура. Дядей М., а возможно и литературным наставником, был комедиограф Алексис, а другом еще со времен совместного обучения в Лицее - Деметрий Фалеронский, правитель Афин, поставленный македонцами в 317-307 гг. После падения его режима М. подвергался большой опасности. Однако он до самой смерти не покидал Афин, несмотря даже на то, что его приглашал к своему двору в Александрии Птолемей I. Он вел жизнь светского человека, было известно о его связях со знаменитыми гетерами Таидой и Гликерией. Он утонул, купаясь на Пирее. - М. писал очень легко и создал более 100 комедий (нам известно 109 названий, но среди них, возможно, есть и двойные заглавия), не все эти пьесы были поставлены в Афинах, а некоторые и вовсе не ставились при жизни поэта. Его сценическим дебютом был Гнев (Orge; 321 г.). М. одержал только 8 сценических побед, при жизни уступая Филемону. Громкую славу он приобрел только после смерти, став любимым писателем образованной общественности, читаемым в греко-римском мире (Египет, Галлия) вплоть до V в. н. э., которого ставили выше Аристофана и наравне с Гомером. Через римских подражателей Плавта и Теренция он стал подлинным родоначальником европейской комедии, родившейся из комедии новоаттической. Все оригинальные произведения М. пропали в эпоху поздней античности, поскольку греческая школа аттицистов признавала за образец для подражания только аттический диалект V и VI вв. до н. э., представленный в комедиях Аристофана. От творческого наследия М. осталось только большое число фрагментов. И лишь папирусы из Египта принесли более обширные куски текстов М, а в 1959 г. - единственную целиком дошедшую пьесу - Отшельника (Dyskolos). Знакомство с произведениями М. в дальнейшем становится более подробным, открытия продолжаются, их результаты подтверждают правильность высокой оценки творчества комедиографа в древности. Комедии М. мы сегодня знаем по большим отрывкам из его пьес и единственной целой пьесы, найденным на папирусах, по многочисленным мелким фрагментам (свыше 100), донесенным до нас посредством цитат, и тем же путем, через творчество других писателей, дошедшим до нас сведениям о его творчестве, по переложениям его пьес римскими последователями (произведения Плавта и Теренция). Наиболее известные нам пьесы - это уже упомянутый Отшельник, или Мизантроп (Dyskolos e Misanthropos; 316 г.), комедия характеров, рисующая образ недоверчивого и желчного старого аттического крестьянина Кнемона, целым внезапных поворотов судьбы вынужденного изменить свое неприязненное отношение к людям; Девушка с отрезанной прядью (Perikeiromene), история воина, ревнующего свою возлюбленную; Самийка (Samia), комедия со сложной интригой об отце, подозревающем, что сын увел у него любовницу и имеет от нее ребенка; Третейский суд (Epitrepontes), история распадающегося брака - молодой господин узнает о слишком ранней беременности жены, которую подозревает в добрачной связи, в то время как это он сам, не узнанный, увел ее еще девушкой с брачного пира. Эта пьеса обладает сложной интригой, ведущей в конце концов к раскрытию правды, наверное лучшая из известных нам комедий М. Рядом с ней следует поставить Щит (Aspis), комедию, в значительной части (более чем половина) дошедшую до нас в папирусах, опубликованных в 70-е годы; в ней рассказывается история афинской семьи, интрига разворачивается вокруг имущества, которым является военный доспех считавшегося погибшим юноши. У нас есть также обширные фрагменты из пьес Земледелец (Georgos), Герой (Heros), Отмеченная божеством (Theophorumene), Кифаред (Kitharistes), Льстец (Kolaks), Перинфиянка (Perinthia), Привидение (Phasma) и найденный недавно фрагмент комедий Ненавистник (Misumenos) и Сикионцы (Sikyonioi). В комедиях М. неизменно присутствуют образы отцов - старцев, суровых или снисходительных, скупых или щедрых; молодых людей - легкомысленных, образцовых или исправляющихся по ходу действия; «хороших» и «плохих» гетер; молодых дочерей горожан; разного рода рабов, от дураков, получающих побои, до хитрецов, направляющих ход событий; воинов, от несчастных влюбленных до шумных бахвалов; унаследованные от древней комедии фигуры паразитов и надутых поваров. В общем, окружение зажиточных городских семейств, космополитичное в силу устранения политических реалий эпохи. Стержнем действия является иногда раскрытие характера главного героя, чьи реакции (гнев, недоверчивость, жадность) определяют развитие действия, а иногда запутанная интрига, ведущая в итоге к соединению двух влюбленных или получение состояния, часто эти цели переплетаются. Репертуар мотивов не слишком богат: совращенные девушки, подкинутые или похищенные дети, разлученные семьи и неизбежный во всех зрелых произведениях М. момент anagnorismos (узнавания; например, узнавания родителями якобы погибших детей), но писательское искусство проявлялось в переплетении мотивов и создании на основе традиционных типажей индивидуальных, прекрасно обрисованных характеров, в которых отсутствовали крайности: ни черных, ни белых, но почти всегда наделенных какой-либо чертой, вызывающей симпатию. Атмосфера комедий М. отмечена симпатией ко всем выведенным в них образам, пониманием человеческих судеб и ситуаций, ненавязчивой дидактичностью. Это делает творчество М. явлением не столь красочным, как исполненная страстей древняя аристофановская комедия, но приятным, интересным, склоняющим к размышлениям. Философия М. смиряется с переменчивостью человеческой судьбы, которой управляют божества (самое могущественное из которых - Случай (Tyche)), проявляющие себя в людских характерах. Важнейшие требования к человеку - понимание и сочувствие другим людям. Косвенным образом эту философию раскрывают многочисленные блистательные в литературном отношении сентенции-гномы, рассеянные в пьесах. Именно из них большей частью состоят фрагменты, дошедшие до нас в цитатах, из них же складываются частью аутентичные, частью заполненные чужими, не Менандровыми, высказываниями сборники, как например Одностишия (Gnomai monostichoi), представлявшие собой учебные тексты для школ и распространенные в эпоху поздней античности и в Византийский период, которые были переведены на сирийский, арабский, старославянский языки. Комедии М. строились по определенной схеме, которая на много веков стала канонической. Содержание пьесы пояснялось в унаследованном от Еврипида прологе (иногда его произносило божество), после него следовало 5 актов, разделенных обозначенными в тексте лишь примечаниями выступлениями хора, о первом появлении которого объявлял один из актеров, но у хора не было собственного текста и он не играл никакой роли в действии пьесы. Сценические диалоги написаны ямбическим триметром, а иные части - трохеическим тетраметром. Языком М. был аттический диалект, явственно тяготеющий к разговорному языку образованных кругов Афин. Некоторые герои отмечены индивидуальным языковым стилем, в Щите даже пародируется дорийский диалект, вложенный в уста псевдолекаря. М. избегает всяческой вульгарности в выражениях, оставляя элементы грубоватого комизма лишь в сценах с поварами и рабами. Редки у него намеки на современные ему личности и события, при наличии разработанной экономической тематики отсутствуют политические аллюзии, хотя М. умеет реалистически воссоздать фон как сценических, так и происходящих за сценой событий (например, сражения с варварами, усеянное телами поле битвы в Щите). Он прекрасно воссоздает черты быта, разбирается в общественных институтах и законах, неоднократно даже определяющих действие пьесы, как в Щите и Сикионцах.

МЕНИПП ИЗ ГАДАРЫ

Менипп, Menippos или Menippos, из Гадары в Сирии, первая половина III в. до н. э., греческий философ, киник. Согласно мало правдоподобным сведениям, он родился рабом. Благодаря М. киническая философия нашла свое литературное выражение. Все его произведения были написаны с истинно кинической иронией. От них сохранились лишь разрозненные отрывки и 3 названия: Завещания (Diathekai), содержащие юмористическую трактовку фиктивных завещаний, Письма богов или богами сложенные (Epistolai kekompseumenai apo tu ton theon prosopu), положившие начало этой разновидности эпистолярной литературы (ср. Героиды Овидия), Вести из Подземелья (Nekya), предствляющие собой пародию на сошествия в Аид (такие «сошествия» мы находим, например, в XI книге Одиссеи Гомера или в Лягушках Аристофана). Вероятно, М. написал аналогичное произведение о путешествии на небо, которому подражают Лукиан в Икаромениппе и Сенека Философ в Отыквлении божественного Клавдия. Содержание произведений М. составляли кинические этические учения, критикующие людей и богов. Это содержание он излагал иронично, весело и юмористически, вводя в свои сочинения комедийные мотивы, пародии на эпос и трагедию. Благодаря этому он получил у древних прозвище spudogeloios (Насмешник). Писал прозой, перемежавшейся со стихами, создав таким образом характерную литературную форму, так называемую мениппову сатиру. Оказал большое влияние на позднейших авторов. Его брали за образец Мелеагр из Гадары, Сенека, Луцилий, Марк Теренций Варрон, Лукиан, Петроний, Марциан Капелла и Боэций.

МЕСОМЕД

Месомед, Mesomedes, с Крита, II в. н. э., греческий лирический поэт. Вольноотпущенник императора Адриана, один из немногочисленных лириков той поры. До некоторого времени были известны 2 эпиграммы М., включенные в антологии, и 3 гимна: Обращение к Музе (Prooimion eis Musan), К Солнцу (Eis Helion), К Немезиде (Eis Nemesin). Сопровождаемые в рукописи нотами, они являются ценным источником для изучения античной музыки. В 1906 г. были опубликованы еще 8 произведений М. Частью это гимны (природе, Исиде), частью - описательные стихотворения, как например, 2 стиха о солнечных часах. К наиболее удачным принадлежит произведение, посвященное путешествию по Адриатике, и другое - в котором рассказывается о губке, подаренной поэтом своей возлюбленной. М. использует разноообразные лирические метры, пишет правильным языком, в котором многое напоминает древних лириков.

МЕССАЛА

Мессала, Marcus Valerius Messala Corvinus, 64 г. до н. э.-примерно 13 г. н. э., римский оратор и государственный деятель. После смерти Цезаря сначала принимал участие в борьбе с Октавианом, но позднее перешел в его лагерь. В битве при Акции (31 г. до н. э.) командовал частью флота Октавиана. Впоследствии он участвовал во многих военных кампаниях. В 27 г. до н. э. за ним было признано право на триумф за победу над аквитанцами в Галлии. Он был членом коллегии авгуров, исполнял должности смотрителя водопроводов (curator aquarum) и префекта города (praefectus urbi), которую сложил с себя через 6 дней. Хотя у него никогда не было разногласий с Октавианом, а во 2 г. н. э. он сам внес предложение присвоить ему звание pater patriae (Отец Отчизны), после 27 г. до н. э. М. уже не принимал деятельного участия в политической жизни. Зато он собрал вокруг себя поэтов (Тибулл, Лигдам, Сульпиций, позднее - Овидий, Эмилий Мацер). М. был одним из выдающихся ораторов своего времени. Он писал также воспоминания и философские трактаты.

МЕФОДИЙ

Мефодий, Methodios, из Олимпии, III в. н. э., греческий христианский философ. Епископ Олимпии Ликийской, автор сочинения Пир десяти дев (Symposion ton deka parthenon). Это диалог по образцу Пира Платона. М. поднимает в нем проблематику безбрачной и супружеской жизни. Из других сочинений М. сохранились только фрагменты. Хотя сам М. был платоником, использующим аллегорию, подражавшим Платону в форме и в содержании, он первый выступил против Оригена, а также против Плотина и Порфирия.

МЕЦЕНАТ

Меценат, Гай Цильний; Maecenas, Gaius Cilnius, 70-8 гг. до н. э., римский государственный деятель и писатель. Происходил из аристократического этрусского рода из Арретия (совр. Ареццо), хотя семья отца уже несколько поколений подряд жила в Риме и принадлежала к всадническому сословию. Он рано оказался в ближайшем окружении Августа, стал его советником и поверенным. В политической деятельности выказал подлинный талант и энергию. Умер после долгой болезни, завещав свое огромное состояние Августу. - М. занимался также литературой. Он написал диалоги, среди них Прометей (фр.), автобиографию О развитии тела (De cultu suo; фр.), в которой выступают Вергилий, Гораций и Мессала, Похвалу Октавии (In Octaviam; фр.) Создавал также стихи по форме о тематике ориентированные на Катулла. Язык и стиль М. поражали современников (Августа) и последующие поколения (Сенеку Философа) неотчетливостью и небрежностью, неологизмами, чересчур смелыми переносами. Но гораздо значительнее собственного творчества М. была та всесторонняя поддержка, которую он оказывал собиравшимся вокруг него молодым талантам. К его окружению принадлежали: Вергилий, Гораций, Проперций, Варий Руф, Эмилий Мацер. В этом кругу царила доброжелательная дружеская атмосфера, рождавшаяся из уважения индивидуальных вкусов и личной независимости, хотя и не исключено, что некоторые произведения создавались также по желанию М. Имя М. стало для потомков синонимом защитника и покровителя, в особенности покровителя всякого рода артистов и тружеников пера.

МИЛЕТИЙСКИЕ ПОВЕСТИ

«Милетийские повести» («Milesiaka» или «Milesiakoi logoi») - сохранились фрагментарно. Собрание весьма вольных любовных и приключенческих новелл, автором которого был Аристид Милетский. Название происходит от города Милета, который был и местом их действия. Принцип построения сборника неизвестен. Неизвестно также, составляли новеллы своего рода законченное повествование (обрамляющий принцип), или были объединены только личностью рассказчика, а возможно, это был роман с новеллистическими вставками. Может быть, Аристид не был автором этих повестей, а только собрал в пределах одного сборника новеллы различного происхождения. М. перевел на латинский язык Сисенна. Они были очень популярны в Риме, особенно среди воинов. Примером милетийской повести может быть рассказ о вдове из Эфеса, включенный Петронием в его роман Сатирикон и некоторые новеллы в Метаморфозах Апулея.

МИМ

Мим, гр. mimos, лат. mimus - Греческое слово «мим» обозначало одновременно как само действие «подражания», так и актера-подражателя. Мим как литературный род появился из народных представлений, где подражали действительности посредством жеста-танца и слова. Развитие мима шло в двух направлениях: пантомима и короткие драматические сценки, часто с импровизированным текстом. Литературный мим родился на Сицилии. Самым древним автором мимов является Софрон из Сиракуз, а позднее творил известный нам только по имени его сын Ксенарх. Приближались к мимам народные фарсы Южной Италии (phlyakes). В других областях Греции подобные зрелища представляли актеры, которых называли dejkelistai, phallophoroi или autokabdaloi. Это были по большей части импровизированные сценки из повседневной жизни или пародии на трагедии в форме диалога или монолога. Сохранилось несколько имен авторов таких текстов, и даже несколько фрагментов. Лучше всего нам известен Ринтон Сиракузский, а только по имени - Скир, Сопатр. Разновидностью мима является также дорическая комедия Великой Греции, которую представляет Эпихарм. Мим процветал в Александрии в эллинистическую эпоху. Его ставили на сцене наряду с трагедиями и комедиями, а иногда и вместо них. Среди папирусных фрагментов сохранились почти целиком два анонимных мима II в. н. э. Один из них Харитион представляет собой примитивную пародию на трагедию Еврипида Ифигения в Тавриде, другой - Неверная жена (Moicheutria) выявляет большое сходство с V мимом Герода. Вероятно, это подсобные тексты режиссера представления или актеров; Харитион содержит также музыкальные пометки. Литературные мимы, не предназначенные для постановки, писали Герод и Феокрит. Только по именам мы знаем таких авторов, как Феникс из Колофона, Никий из Эргиссы, Метробий. В Риме мимы появляются на сцене с III в. до н. э. под названием fabula ricinata (от названия женского покрывала - ricinium). В них выступали актеры обоих полов без масок. Авторами мимов среди прочих были римский всадник со времен Цезаря Деций Лаберий, Публий Сир, Нукула. Героду подражал Гней Матий. Язык мимов был народным, тематика происходила из комедии и ателланы, образы были стереотипны (чужеземец, скупец). В представлениях наряду с текстом большую роль играли танец и музыка. В эпоху императоров мим был чрезвычайно популярен. Порой он включал в себя элементы политической критики (как мимы Марулла, направленные против Марка Аврелия и Луция Вера; см. также Катулл-мимограф). Из греческих мимографов эпохи Империи мы знаем только имя Филистона. В Византии мим (чаще в форме пантомимы) тоже пользовался большим успехом, даже у императоров: мимическая актриса Феодора стала императрицей. Поскольку представления были по большей части импровизированными, и тексты уточнялись лишь на сцене, от мимов практически ничего не осталось.

МИМНЕРМ

Мимнерм, Mimnermos, из Колофона или Смирны, вторая половина VII в. до н. э., греческий элегический поэт. М. является первым известным нам представителем типичной для Греции так называемой объективной любовной элегии, то есть такой, в которой поэт рассказывает о любовных переживаниях героев мифа или местных преданий, опосредованно выражая и свои собственные чувства (вместо того, чтобы говорить от своего лица, как это делается в субъективной элегии). В дошедших до нас фрагментах элегии поэт размышляет о бренности человеческой жизни. Ее смысл и ценность он видит только в молодости и пользовании ее благами, прекраснейшее из которых - любовь. Остаток жизни полон страданий и бед, а старый уродливый человек, немилый людям, уже не может ничему радоваться, ему остается лишь смерть (с этими убеждениями М. спорил Солон). Вслед за Гомером М. сравнивает человеческую жизнь с быстро падающими с деревьев листьями. Хрупкость и недолговечность жизни заставляют лучше ее использовать. Сохранились также фрагменты повествовательных элегий М., чаще всего мифологического содержания. Лучший из них рассказывает о золотом ложе, выкованном Гефестом, на котором Гелиос (Солнце) совершает свое еженощное путешествие по океану на Восток. В других фрагментах описывается поход Ясона за Золотым Руном и помощь Медеи. М. приписывали и военные элегии. Но похоже, что отрывки данного содержания не относятся к эпохе М., но созданы гораздо раньше, и ведут свое происхождение от произведений мифологического содержания. Такой элегической поэмой была История Смирны (Smyrneis), посвященная легендарному и историческому прошлому этого города. Возможно, к этой поэме относится фрагмент о неустрашимом герое, который в одиночку преследует убегающие в беспорядке отряды лидийцев. Произведения М. отличались музыкальностью стиха, искренними и живыми чувствами, яркой образностью. В эллинистическую эпоху творчество М. было разделено на 2 книги. Одна из них получила название Нанно (Nanno), по имени флейтистки, возлюбленной поэта. Александрийские поэты высоко ценили М., ошибочно считая его изобретателем элегии. Это заблуждение возникло, вероятно, потому, что М. был создателем нарративной (повествовательной) элегии, то есть такой, какие писали они сами. Высокое мнение о М. позаимствовали у александрийцев римские элегики.

МИНУЦИЙ ФЕЛИКС

Минуций Феликс, Марк; Minucius Felix, Marcus, II/III в. н. э., латинский христианский писатель. О нем известно только то, что он сам о себе рассказывает в диалоге Октавий (Octavius). По-видимому, он происходил из Африки. По образованию был юристом. Хорошо знал греческую и римскую литературу. По окончании учебы стал знаменитым адвокатом в Риме и принял христианство. Его друзьями были Октавий Януарий (римлянин) и Цецилий Наталис (африканец из Кирты). Оба выступают собеседниками в единственном дошедшем до нас произведении М.Ф. Октавий, которое сохранилось среди сочинений Арнобия как VIII книга его произведения Против язычников (см. Арнобий). По содержанию Октавий скорее напоминает философский диалог, чем апологию. Сущность христианства М.Ф. сводит к монотеизму, вере в бессмертие и этическому совершенству стоиков. Обоснования носят философский, а не теолого-библейский характер. Это сочинение мало оригинально, основано на произведениях Цицерона: по содержанию и диалогической форме оно напоминает О природе богов, по характеру разработки темы - О законах. Присутствуют также отсылки к стоикам: Сенеке Младшему и Посидонию. Достоинство Октавия состоит в объективности и отсутствии резких выпадов. Прекрасным языком и совершенством композиции сочинение М.Ф. превосходит все апологии II и III вв. н. э. По сей день длится дискуссия о времени создания Октавия и его соотношении с Апологетикой Тертуллиана (197 г.). Трактат О предназначении (De fato), приписываемый М.Ф., считается не аутентичным.

МИФОГРАФЫ

Мифографы (гр. mythographoi, лат. mythographi) - данным термином мы обозначаем греческих и латинских писателей, которые занимались сбором мифов и их толкованием. К первым мифографам мы можем причислить Гесиода (Теогония) и его подражателей, равно как и ионийских логографов (Ферекида Афинского, Ферекида из Сира, Акусилая Аргосского, Гелланика), которые практически не отделяли мифа от истории. Мифы, составлявшие содержание трагедий обрабатывали среди прочих Дикеарх и Филохор. Ко второй половине IV в. до н. э. относится основная часть сборника, сохранившегося под именем Палифата (Palaiphatos), который содержит в своем нынешнем виде 45 повествований; автор пытался интерпретировать мифы рационалистическим способом (например, указывая на недоразумение или неправильную форму какого-либо названия или имени собственного). Начиная с эллинистического периода множество филологических и антикварных трудов включают богатый мифографический материал. Мифами занимался Каллимах, как в поэтических произведениях, так и в прозаических. В изобилии сохранившиеся в средневековых рукописях руководства по мифологии относятся к более позднему времени. Среди них Библиофика, сохранившаяся под именем Аполлодора Афинского, Любовные страдания Парфения, ошибочно приписываемые Эратосфену Превращения звезд, равно как Метаморфозы Антония Либерала и Хрестоматия Прокла. Из латинских мифографов следует назвать Гая Юлия Хигина и Фульгенция. Три собрания мифов, известные как Ватиканская мифография, составленные в IX-X вв. включают в себя также более ранние материалы.

МОЛОН

Молон, Аполлоний; Molon Apollonios, из Алабанда, II/I вв. до н. э., греческий оратор и грамматик. М. жил на Родосе, где получил признание в качестве учителя красноречия. Исполняя миссию родосского посла в 81 г. до н. э., получил в римском Сенате разрешение говорить по-гречески без перевода. Он вызвал восхищение у молодого Цицерона, который в 78 г. поехал на Родос, чтобы дальше учиться у М. Цицерон превозносит педагогический талант М. в Бруте. Учеником М. был также Цезарь. М. брал за образец Гиперида, отвергал вычурный стиль и всякого рода пафос. Возможно, сам написал учебник риторики. Он был также автором речей, известных позднейшим античным писателям, исторического произведения Против иудеев (Kata Iudaion), а также сочинения Против философов (Kata philosophon).

МОСХ

Мосх, Moschos, из Сиракуз, II в. до н. э., греческий поэт. Имя, возможно, представляет собой литературный псевдоним (оно обозначает молодого бычка). Высший расцвет его таланта (akme) приходится на 150 г. до н. э. Был, вероятно, учеником Аристарха Самофракийского. Хронологически М. занимает среднее место в тройке величайших греческих буколических поэтов (Феокрит, Мосх, Бион). Сохранились 3 фрагмента из Буколик М.: первый сравнивает труд селянина с беспокойной жизнью моряка, в двух других эротическая тематика никак не связана с сельской элегией. Все они представляются лаконичными единствами, приближенными к эпиграмме. Это могли быть песни пастухов из крупных буколик. Более обширное произведение Эрос-беглец (Eros drapetes) и эпиграмма об Эросе-пахаре приближены к анакреонтикам. М. приписывают также эпилион Европа (повесть о похищении Европы Зевсом в образе прекрасного быка), а некоторые источники - и эпилион Мегара и Эпитафию на смерть Биона (Epithaphios Bionos). Последняя, несомненно, написана одним из учеников Биона и является много более поздним произведением. Спорным представляется авторство Мегары, содержание которой составляет разговор жены Геракла Мегары с его матерью Алкменой о бедах и заботах, которые им доставляет Геракл.

МУСИЙ

Мусий, Musaios, вторая половина V в. н. э., греческий поэт. Автор эпиллиона История Геро и Леандра (Ta kath Hero kai Leandron) в 348 гекзаметрах. Дествие поэмы происходит в Сесте на Геллеспонте, где находился храм Афродиты Морской. В ее жрицу Геро влюбился Леандр, живший в Абидосе, лежавшем на противоположном берегу пролива. Каждую ночь он переплывал Геллеспонт, стремясь к возлюбленной. Чтобы облегчить ему переправу, Геро выставляла на башне мерцающий факел. В одну бурную ночь Леандр утонул. Геро, увидев утром выброшенные на берег водой останки возлюбленного, бросилась с башни в море. Этот сюжет нашел поэтическое воплощение еще в эллинистическом эпосе, как об этом свидетельствует фрагмент папируса I в. до н. э., содержащий 10 стихов поэмы неизвестного автора. Историю Геро и Леандра использовал Овидий в Героидах, ее знали эпиграмматик Антипатр из Фессалоник, географы Страбон и Мела. Метрика и язык находятся под сильным влиянием Нонна, хотя его стиль, опирающийся на прозу так называемой второй софистики, значительно более прост. Сюжет мы находим во многих произведениях мировой литературы, среди прочих у Генриха Гейне и Ф. Шиллера.

МУЦИЙ СЦЕВОЛА

Муций Сцевола, Квинт; Mucius Scaevola, Quintus, прозванный Понтифекс (то есть Жрец), ок. 140-82 гг. до н. э., римский юрист. Происходил из знаменитой династии юристов. Знатоками права были его прадед Квинт Муций Сцевола (претор в 215 г. до н. э.), дед Публий (консул в 175 г. до н. э.) и отец, тоже Публий (консул в 133 г. до н. э.). М.С. сам был консулом в 95 г. до н. э. Он является единственным республиканским юристом, произведения которого (в небольших фрагментах) были включены в компиляцию Юстиниана. Правоведческое творчество М.С. подверглось значительному влиянию стоической диалектики. Он написал О гражданском праве (Ius civile) в 18 книгах и Дефиниции (Horoi) в 1 книге. О гражданском праве - первое систематическое изложение римского частного права, важнейшее юридическое произведение республиканского периода, которое оказало большое влияние на систематику позднейших трактатов о частном праве (Массирия Сабина и Гая). В первой половине II в. к нему было написано три комментария: два юридических (Гая и Помпония) и антикварный комментарий Лелия Феликса. Дефиниции М.С. были гораздо менее значительным произведением. Некоторые ученные считают его анонимным переложением труда О гражданском праве, составленным в более поздний период.

Предыдущая страница Следующая страница