Античные писатели
Статьи на букву "Л"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

ЛАБЕОН

Лабеон, Марк Анцистий; Labeo, Marcus Antistius, римский писатель и правовед, ум. ок. 10 г. н. э. Один из наиболее выдающихся римских юристов эпохи Августа, сын Пакувия Лабеона, тоже правоведа. Республиканец по политическим убеждениям, последовательно занимал государственные должности вплоть до претора, после чего отверг дарованное ему Августом консульство. Получил основательное образование в разных областях науки, в частности, в грамматике и философии, а глубже всего изучил право. - Л. был плодовитым писателем. Он оставил после себя ок. 400 произведений. Из цитат у других юристов нам известны следующие заглавия: О священном праве (De iure pontificio libri XV) в 15 книгах; Письма (Epistulae), заключавшие в себе ответы на вопросы; Соответственное решение (Pithana) - сборник заключений по индивидуальным случаям; Ответы (Responsa), представляющие сборник юридических суждений. Л. был также автором комментария к преторскому эдикту и комментария к Праву XII таблиц. В правовых произведениях Л. выказал независимость суждения и показал себя смелым новатором. После его смерти были изданы Посмертные книги (Libri posteriores), приблизительно в 40 частях, и их пересказ в 10 книгах. О произведениях Л. до нас дошли лишь опосредованные сведения. В одно время с Л. работал Атей Капитон. Они высказывали различные взгляды на систему правовых знаний, что нашло свое отражение в создании двух соперничавших юридических школ. Вероятно, от Л. ведет свое происхождение школа прокуланов - названная так по имени Прокула, законника периода правления Клавдия. Взгляды, провозглашавшиеся этой школой, несомненно, представляли собой наследие учения Л., как развитием учения Капитона была, по-видимому, школа сабинианов. Авторитет Л. у современников и потомков, как и его влияние на развитие права, огромны и неоспоримы.

ЛАБЕРИЙ

Лаберий, Децим; Laberius, Decimus, ок. 106-43 гг. до н. э., римский поэт и мимограф. Происходил из всаднического сословия. Поскольку римские законы запрещали эквиам выступать на сцене под угрозой лишения этого звания, Л. не стал актером. Принужденный Цезарем сыграть в миме, в специальном прологе он высказал свои сетования и отразил всю горечь унижения. Однако Цезарь возвратил ему перстень и достоинство всадника, которое он утратил, сыграв роль. От пьес Л. сохранились не связанные между собой фрагменты и 43 названия, свидетельствующие о разнородности содержания. Некоторые из них, как например, Льстец (Colax), Горшечница (Aulularia) или же Близнецы (Gemelli), указывают на взаимную связь мима с другими сценическими жанрами: паллиатой, тогатой, ателланой. Фрагменты говорят о том, что свои сюжеты Л. черпал в повседневной жизни. Он выводил в произведениях представителей различных общественных слоев и профессий, например, Рыбак (Piscator), Сукновал (Fullo). Л. использовал в мимах живой язык, сдабривая его нелитературными выражениями. Чтобы рассмешить зрителя часто использовал непонимание, вытекающее из двусмысленности выражений или игры слов, что заинтересовало позднейших грамматиков. Гораций очень высоко оценил творчество Л., поставив его наравне с Луцилием.

ЛАКТАНЦИЙ

Лактанций, Луций Цецилий Фирмиан; Lactantius, Lucius Caecilius Firmianus, ок. 250-ок 330 гг. н. э., латинский философ и писатель. Родился, по-видимому, в Африке. Там же получил риторическое образование. Император Диоклетиан призвал его в свою восточную столицу Никомедию в Вифинии как прославленного оратора, чтобы он исполнял там обязанности ритора. В Никомедии Л. обратился в христианство. Когда Диоклетиан издал в 303 году эдикт о преследовании христиан, Л. принужден был оставить свой пост, а возможно, и покинуть город, опасаясь репрессий. В это же время он берется за перо, чтобы с его помощью защищать гонимую религию. После победы Константина Великого был призван им обучать императорского наследника Криспа, который вскоре погиб от руки отца. - Л. является автором произведений: Основы божественного учения (Divinae Institutiones), О погибели преследователей (De mortibus persecutorum), О Божьем творении (De opificio Dei), О гневе Божьем (De ira Dei), сокращенного варианта Основ (Epitome Divinarum Institutionum), возможно, также поэмы О птице Феникс (De ave Phoenice), аутентичность которого оспаривается. Л. был прекрасным знатоком латинской и греческой литературы, а также древней философии. Он открыто признавал, что в своих сочинениях хочет подражать языку Цицерона. Очевидно, хотя он не сравнялся с римским мэтром, его стиль и язык часто приближаются к лучшим образцам латинского языка классической эпохи. Стиль Л., однако, чрезвычайно неоднороден: наряду с великолепно выдержанными отрывками можно увидеть фрагменты, демонстрирующие отклонения от латыни «золотого века» и выказывающие черты более позднего времени. Несмотря на это, Л. был выдающимся стилистом эпохи средней и поздней Империи, очевидно возвышающимся над другими авторами. Его называли «христианским Цицероном». Зато он не был изощренным теологом или глубоким философом, а риторическое образование наложило свой отпечаток на способы представления фактов. Сочинения Л., несмотря на все это, имели большое значение в истории античной философии и латинской литературы: мы обнаруживаем в них множество сведений о разных авторах, порой единственных.

ЛАМПРИДИЙ

Лампридий, Lampridius, убит после 475 г. н. э., римский поэт и оратор, учитель риторики в Бурдигалии (совр. Бордо). Состоял в дружеских отношениях с Сидонием Аполлинаром, который считал его вторым Горацием, а возможно, и Пиндаром. Л. писал речи на случай, риторические этюды, эпиграммы и стихи в подражание Вергилию и Горацию. Произведения Л. не сохранились.

ЛАТИНСКАЯ ИЛИАДА

«Латинская Илиада» (Ilias latina), латинский пересказ Илиады (см. Гомер) в 1070 гекзаметрах, созданный в I в. н. э. Автором его, если следовать указаниям, содержащимся в самом тексте, является некий Италик (Силий Италик7 или, возможно, Бебий Италик). Л.И. излагает действие Илиады довольно свободно: кн. I-V оригинала переданы 537 стихами, кн. XIII - только семью, кн. XVII - четырьмя. Кроме того она содержит дополнения и изменения, достойные какого-нибудь автора пособия по мифологии. Язык носит следы влияния Вергилия и Овидия. Л.И., по-видимому, еще в древности читали в школах, она была очень популярна в средневековье под заглавием Homerus Latinus (Латинский Гомер).

ЛАТИНСКИЕ ПАНЕГИРИКИ

«Латинские панегирики», «Panegyrici latini» - этим названием обозначали обычно в многочисленных рукописях сборник 12 хвалебных речей в честь разных императоров. Сборник открывает самая ранняя речь, написанная в 100 г. н. э. Плинием Младшим в честь Траяна, за ней следует самая поздняя - речь ритора Паката (Latinus Pacatus Drepanus), друга Авзония и Симмаха, в честь императора Феодосия (389 г. н. э.). Под девятым номером в этом сборнике сохранилась речь Эвмения. В XV-XVIII вв. П.Л. считались образцом придворного красноречия и часто издавались.

ЛАЭВИЙ

Лаэвий, Laevius, I в. до н. э., римский поэт. Автор Любовных игр (Erotopaegnia) в 6 книгах на мифическую и эротическую тематику. «Пегнии» (от греч. paegnia) представляли собой легкие, шутливые произведения, которые весьма охотно создавали александрийские поэты. Названия некоторых произведений (не все из них входили в состав сборника), как то Адонис, Альцест, Елена, Феникс - взяты из мифологии. Л. заботился о форме своих стихов, особенно об их метрическом разнообразии, охотно вводил новые сложные слова. Сочинение Феникс графически напоминало крылья птицы. Важнейшая заслуга Л. состоит в перенесении в римскую литературу многих размеров, использовавшихся греческими лириками.

ЛЕВ I ВЕЛИКИЙ

Лев I Великий, Leo I, родом из Тосканы, папа в 440-461 гг. Благодаря переговорам с Аттилой в 452 г. добился избавления Италии от нападений гуннов, а в 455 оградил жителей Рима от вандалов. - Литературное наследие Л. включает письма и речи. Собрание писем насчитывает 173 текста, из них 30 - адресованных Л., среди остальных около 20 признаны неаутентичными, вероятно, их составил Проспер Аквитанский, начальник папской канцелярии. Письма затрагивают такие проблемы, как церковная дисциплина, церковное право, защита веры и борьба с ересями, установление дат Пасхи. Кроме писем сохранилось 96 речей, произнесенных в качестве проповедей. Их тематика вращается вокруг теологических вопросов, в основном - христологии и христианских обрядов. Сакраментарий (Sacramentarium Leonianum, называемый также Veronense; VI или VII в. н. э.) является произведением неизвестного компилятора. Язык Л. - классический, стиль простой и торжественный. Л. писал ритмизованной прозой. Хорошее знакомство с риторикой, литературой и философией выдает в нем образованного римлянина.

ЛЕОНИД ИЗ ТАРЕНТА

Леонид из Тарента, Leonidas, родился ок. 320 г. до н. э., греческий поэт. Один из наиболее выдающихся греческих эпиграмматиков. Рано покинув родной город, он проводил свою бродячую жизнь в нужде. Умер на родине. - От творчества Л. сохранилось ок. 100 эпиграмм в Палатинской антологии, одна - на папирусе и две - у Стобея. Большей частью это фиктивные надгробные эпиграммы, посвященные простым людям, ремесленникам, рыбакам и их труду. С этой тематикой вступает в противоречие высокий, изысканный стиль Л., который часто использует редкие слова и неологизмы, технические термины. В описаниях природы прослеживается влияние Аните. Л. писал и эпиграммы на произведения искусства и литературы, зато в его творчестве отсутствуют эротические и пиршественные мотивы. Он оказывал значительное влияние на греческих эпиграмматиков вплоть до VI в. н. э. Им восхищались римские поэты Проперций, Вергилий и Овидий, часто пользуясь его сюжетами.

ЛЕОНТИЙ

Леонтий, Leontios, из Византии, ок. 485-после 541 гг. н. э., греческий христианский писатель, монах. В Палестине и Византии принимал участие в теологических спорах. Боролся с несторианами и монофизитами, особенно с Севером Антиохийским. Принадлежал к числу наиболее талантливых теологов VI в. н. э., а его сочинения оказали большое влияние на формирование византийской теологии. Сохранились произведения: Три книги против несториан и монофизитов (Logoi oi kata Nestorianon kai Eutychianiston), Опровержение аргументов, приведенных Севером (Epilysis ton hypo Seueron probeblemenon syllogismon), Тридцать тезисов против Севера (Triakonta kefalaia kata Seueru).

ЛИБАНИЙ

Либаний, Libanios, 314-393 гг. н. э., греческий ритор. Родился в Антиохии на Оронте в знатной семье, обедневшей в результате конфискации имущества при Диоклетиане. В период обучения риторике Л. прославился трудолюбием, пять лет подряд (329-334 гг.) заучивая наизусть речи Демосфена, Исократа, Эсхина и Элия Аристида. В 336 г. уехал продолжать учебу в Афинах, где несколько лет спустя сам начал преподавать риторику, но интриги принудили его покинуть Афины (340 г.). после недолгого пребывания в Константинополе и Никее он учил риторике в Никомедии (344-348 гг.). Там он одержал победу над афинским оратором Химерием. Это укрепило его известность и стало причиной его вызова в Константинополь (встречи с ритором Фемистием). В 354 г. он переехал в Антиохию, где на протяжении 40 лет руководил риторической школой вплоть до своей смерти. Жизнь Л. мы знаем довольно хорошо из его автобиографии Жизнеописание, или О своей судьбе (or. 1, Bios e peri tes heautu tyches), написанной в 374-390 гг. Биографические сведения содержат также письма Л., датируемые 355, 357-365 и 387-393 гг. Сохранилась биография Л., написанная неприязненно относившимся к нему Евнапием. Л. был набожным язычником, посвященным в мистерии, он враждебно относился к христианству. Однако поддерживал контакты с христианами. Из его школы вышли знаменитые Отцы Церкви Василий Великий, Теодор из Мопцестии и Иоанн Златоуст. Сохранившаяся корреспонденция между Л. и Василием Великим, по большей части апокрифическая, и легенда об обращении Л. в христианство свидетельствуют о его доброжелательном отношении по меньшей мере к некоторым христианам. Из огромного наследия Л. сохранились: 64 речи, изданные лишь после смерти автора. Первые пять - это автобиографические речи. Речи 12-18, 24, 37 связаны с личностью Юлиана Отступника, важнейшей из них представляется Надгробная речь в честь Юлиана Отступника (or. 18, Epitaphios epi Iuliano; 365 г.). Речи 19-23 были посвящены восстанию антиохийцев в 387 г.; речь 30 К императору Феодосию в защиту храмов (Pros Theodosion ton basilea hyper hieron; 384 или 388 г.) донесла до нас смелое выступление против разрушения языческих святынь; речь 59 представляет похвалу императорам Констанцию II и Констансу, речь 60 (фр.) была написана по случаю пожара в храме Аполлона в Дафне под Антиохией (362 г.), речь 61 - на землетрясение в Никомедии в 358 г., а речь 11 - похвала Антиохии. Речи Л., направленные против злоупотреблений императорских чиновников, часто имели результатом снятие с постов наместников Сирии. 51 декламация Л., то есть речь на случай, интереснейшей из которых является Защита Сократа (Apologia Sokratus, dekl. 1), являющаяся ответом на Обвинение Сократа (Kategoria Sokratus, 393/2 гг. до н. э.) софиста Поликрата, Вступительные упражнения (Progymnastata), включающие в себя анекдоты, рассказы, похвалы, описания, сравнения (частично неаутентичные) и Переложения речей Демосфена (Hypotheseis ton logon Demosthenus). Л. исследовал устанавливал авторскую принадлежность и исследовал стиль речей Демосфена, поэтому свой труд предварил его жизнеописанием. Сохранилась также обширная корреспонденция Л. (1544 письма), в два раза превосходящая количеством переписку Цицерона. Л. слыл мастером эпистолярного жанра, а полученные от него письма считались большой честью. С ним переписывались Аммиан Марцеллин, Фемистий и Юлиан Отступник. Под именем Л. сохранился неаутентичный учебник ведения переписки (Epistolemaioi charakteres). Многие произведения Л. утрачено полностью, среди них речи, декламации, письма, стихи. Л. писал речи на аттическом диалекте, принимая за образец Демосфена и Элия Аристида. Чувствуя себя эллином и будучи почитателем греческой культуры, он с неприязнью относился к римлянам и их культуре (не знал латыни). Л. заслужил славу у потомков. Особенно охотно читали его декламации и письма. Сегодняшнего же читателя прежде всего интересуют речи и письма. Выборка из его произведений стала каноном школьного чтения в Византии. Византийские лексикографы называют Л. Малым Демосфеном.

ЛИВИЙ

Ливий, Тит; Livius, Titus, 59 г. до н. э.-17 г. н. э., римский историк. Происходил из состоятельной семьи из Патавии (совр. Падуя). В ранней молодости приехал в Рим, где получил хорошее образование. Посвятил себя изучению философии, истории и риторики. Близкие отношения связывали его с Августом. Он сам не принимал деятельного участия в политической жизни. Л. был автором не сохранившихся диалогов историко-философского содержания и тоже не сохранившегося риторического произведения, которому придал форму письма к сыну. Вероятно, он излагал в нем свое писательское кредо: в качестве образцов совершенного стиля он называл из греческих авторов Демосфена, а из римских - Цицерона. После 27 г. до н. э. начал работать над историей Рима: История Рима от основания города (Ab urbe condita libri) в 142 книгах. Это произведение обхватывает историю Рима с легендарных времен до современной автору эпохи, до смерти Друза, пасынка Августа, то есть до 9 г. н. э. Можно предположить, что Л. не окончил своей работы, поскольку смерть Друза не является рубежом в истории Рима. Сохранилось полностью 35 книг: кн. I-X, или первая декада, которая описывает историю Рима с самого начала до 293 г. до н. э., то есть до III Самнийской войны, кн. XXI-XLV, третья, четвертая и половина пятой декады, охватывающие римскую историю от 218 до 167 гг. до н. э., то есть от начала II Пунической войны до конца III Македонской войны. Сохранились также фрагменты кн. XCI, описывающие войну с Серторием, и фрагменты кн. CXX с описанием смерти Цицерона. Л. трудился над своим произведением на протяжении сорока лет, поэтому трудно установить даты написания отдельных его частей. Однако есть определенные основания предполагать, что первые книги были созданы между 27 и 25 гг. до н. э., что кн. IX была написана до 20 г. до н. э., а последние книги - только после смерти Августа, то есть после 14 г. н. э. На этом автор, возможно, хотел завершить свою историю, но умер, не доведя дело до конца. Существующее разделение Истории на вышеперечисленные декады (как и на пентады) относится, предположительно, к IV в. н. э. Столь объемное произведение подвергало испытанию терпение читателя, поэтому быстро начали создаваться его краткие пересказы. Значительнейшими из сохранившихся пересказов являются так называемые Периохии (Periochae, возможно, IV в. н. э.), в которых последовательно излагались все книги (утрачены периохии к кн. CXXXVI и CXXXVII). В своем произведении Л. опирался на более ранних писателей, особенно младших анналистов: Луция Элия Туберона, Гая Лициния Мацера и Валерия из Анция (в основном в первой декаде), а также на Фабия Пиктора, Кальпурния Пизона, Клавдия Квадригария и Полибия. Достоверность фактов, изложенных Л., варьируется в зависимости от источников, по отношению к которым он не всегда был достаточно критичен. Верный традиции всей античной историографии, Л. воспринимал свой труд прежде всего как литературное произведение с явственно выраженными патриотическими тенденциями. Главной его целью было описание величия древнего Рима, чтобы ярче показать его упадок. Он пытался найти в минувших веках образцы для подражания, а также людей и ситуации, благодаря которым Рим обрел свою мощь; упускал из виду далеко идущие последствия римской империалистической политики, гражданских войн, крупных общественных переворотов. Зато он верил в нравственные ценности и именно в них видел залог возрождения Рима. Со своим произведением он, таким образом, примкнул к общим стремлениям, вдохновлявшим эпоху Августа. Ибо Август желал оздоровить римское общество, деморализованное долгими гражданскими войнами предшествующих эпох, и для достижения этой цели годились самые разнообразные средства, среди прочего и литература. Все это должно было привести Л. к идеализации римского прошлого. Главным героем его произведения стал populus Romanus (римский народ). Общественно-политическую борьбу между патрициями и плебеями Л. описал с точки зрения аристократа. Он воспринимал римскую историю изолированно от истории других народов, особенно италийских племен, что является несомненным недостатком этого сочинения. Исповедуя взгляды стоиков, Л. верил в продигии, то есть чудесные явления, и в фатум. В истории его прежде всего интересовали выдающиеся единицы. Он характеризовал своих героев через их действия, но чаще - через их речи. Эти речи Л. отделывал чрезвычайно тщательно, и их прекрасная форма является исключительно его заслугой. В сохранившихся книгах мы находим около 40 речей. Талант повествователя Л. и его умение драматически представить события позволили ему создать полный жизни образ прошлого, хотя бы и не всегда согласующийся с историческими документами. Стиль Л. является примером великолепной прозы, приближающейся к уровню Цицерона; присутствуют также черты поэтического стиля.. Хронологически он представляет собой промежуточный этап между классическим стилем и так называемой латынью серебряного века Империи. Л. быстро добился славы. С уважением говорят о нем такие писатели, как Сенека Старший, Сенека Философ, Квинтиллиан и Тацит. Произведение Л. использовали Валерий Максим, Анней Флор, Лукан и Силий Италик.

ЛИВИЙ АНДРОНИК

Ливий Андроник, Луций; Livius Andronicus, Lucius, ок. 284-ок. 204 гг. до н. э., первый римский поэт, грек по происхождению. После взятия римлянами Тарента в 272 г. был пленником привезен в Рим. Был учителем сыновей нобилей, среди них Луция Ливия Салинатора, который его освободил и в качестве патрона дал свое имя. - С дидактической работой Л. А. была непосредственно связана его ранняя литературная деятельность. Для своих учеников он перевел на латинский язык Одиссею Гомера, использовав сатурнический стих. Эта книга долгое время была для римлян основным учебником родного языка. От перевода Л. А. сохранились лишь фрагменты. Основной областью литературной деятельности Л. А. было драматическое творчество. В сентябре 240 г. во время Ludi Romani Л. А. первым в Риме поставил греческую трагедию и комедию в латинской обработке, поэтому 240 г. до н. э. обычно считают датой рождения римской литературы. Л. А. обрабатывал прежде всего трагедии. От его творчества сохранились отдельные фрагменты и названия трагедий: Ахилл, Эгисф, Аякс-копьеносец (Aiax mastigoforus), Андромеда, Даная, Троянский конь (Equos Troianus), Гермиона, Тесей и неясное название Ино. Образцом Л. А. послужили греческие трагедии V в. до н. э. (Эсхил, Софокл, Еврипид). Из комедийного творчества Л. А. сохранилось едва ли 6 отрывков и названия комедий, называемых fabula palliata: Гладиолус (Gladiolus), Актер (Ludius) и неясное заглавие Verpus или Vargus (Обрезанный или Кривоногий), или даже Virgo (Дева). Кроме обработки греческих драм, Л. А. занимался также режиссурой и актерским делом. В 207 г., чтобы умилостивить разгневанных богов, он написал по просьбе коллегии жрецов парфенион по греческому образцу, то есть песню для хора девушек, исполненную в храме Юноны, царящей на Авентине. Л. А. создал поэтический язык драматургии, Эпопеи и лирики. В благодарность за заслуги Л. А. был отдан храм Минервы на Авентине, чтобы там встречались для общих молитв и решений разных вопросов актеры и поэты, пишущие для сцены. Они собирались там, создав Коллегию поэтов и актеров.

ЛИГДАМ

Лигдам, Lygdamus, род. в 43 г. до н. э., римский поэт. В кн. III Тибуллова корпуса (см. Тибулл) сохранилось 6 элегий под именем Л. Предполагают, что Л. - это псевдоним поэта из круга Мессалы. Л. пытались отождествить с Тибуллом, Проперцием, братом Овидия, а также с Овидием, но ни одна из этих гипотез не нашла полного подтверждения. Известно только, что Овидий и Л. родились в один год, поскольку в одной из элегий Л. называет годом своего рождения 43 год. Свои произведения он посвятил Низе, жене или любовнице, которая его покинула. Он описывает видение подземного мира, куда его вскоре сведет горе, приводит многочисленные мифологические сравнения, пытается даже отречься от Венеры, чтобы найти успокоение у Бахуса. Форма стихов Л. правильна, но они чересчур риторичны, мало искренни, а следовательно, скучны.

ЛИКОФРОН

Ликофрон, Lykophron, из Халкиды на Эвбее, первая половина III в. до н. э., греческий поэт. В Александрийской библиотеке он составлял каталог греческих комедиографов, плодом этого труда явилось произведение О комедии (Peri komodias). Л. был автором многочисленных трагедий (см. Трагическая Плеяда), от которых сохранилась лишь пара названий и один незначительный фрагмент, и сатировой драмы Менедем, сохранившейся фрагментарно. Целью написания произведения было восхваление философа Менедема, учителя и друга Л., хотя в описании его пира хватает и шуток в его адрес. Целиком сохранилось произведение под заглавием Александра (другое имя пророчицы Кассандры). Это насчитывающий 1474 ямбических стиха драматический монолог, произносимый стражем, охраняющим заключенную в узилище Кассандру, в котором он излагает ее отцу, царю Трои Приаму, содержание ее пророчеств. Монолог этот имеет характер расширенной речи посланника из трагедии. Он делится на 4 части. После пролога, в котором говорится о похищении Елены, войне и падении Трои, следует часть о невзгодах греков, которые не вернулись в свои дома, затем описание страданий тех, кто сумел возвратиться. В последней части поэт рассказывает о вечной вражде между Азией и Европой. Поэма написана в типичной александрийской манере, исполнена учености. Содержание ее эпическое, почерпнутое из известных мифов и местных преданий, с особым вниманием к Италии и Великой Греции (среди прочего основание Рима Энеем или его потомками), в то время как интонация и способы высказывания придают поэме патетико-лирический характер. Язык изобилует редкими словами, часто встречающимися только у Л. Стиль умышленно туманный, полный аллюзий, страны обозначены мало известными местными названиями гор, рек, а особенно часто описываются при помощи вымышленных эпитетов. Вместо прямых выражений используются эвфемизмы. Все это, а также неустанная погоня за неизвестными и чуждыми сюжетами, привело к тому, что все произведение является одной большой загадкой, предназначенной для чтения в узком кругу исключительных знатоков и ученых поэтов с определенными интеллектуальными интересами. Об Александре упоминает Овидий; в I и II вв. н. э. грамматики пробовали в школах разгадывать загадки этого произведения, а наибольшим успехом оно пользовалось в византийскую эпоху, о чем свидетельствуют многочисленные схолии и комментарии. Сегодня выдвигаются основательные аргументы в пользу создания Александры в первые годы II в. до н. э. (стих 1146, вероятно, говорит о победе Рима над Македонией, возможно, о битве под Кенокефалом в 197 г. до н. э., завершившей II Македонскую войну). В этом случае следует предположить, что Александру написал другой Ликофрон, живший на рубеже III и II вв. до н. э.

ЛИКУРГ

Ликург, Lykurgos, ок. 390-ок. 324 гг. до н. э., греческий оратор. Ученик Исократа, афинский политик, один из предводителей антимакедонской партии. В 343 г. вместе с Демосфеном принимал участие в посольстве в Спарту; в 338-327 гг. заведовал финансами Афин, значительно увеличил доходы государства, на месте старого деревянного театра Диониса построил новый, каменный и поставил в нем статуи Эсхила, Софокла и Еврипида. Заказал официальные экземпляры произведений трех афинских трагиков. Был уважаем согражданами за честность и бескомпромиссную борьбу со всеми проявлениями беззакония. В древности знали 15 его речей, но из них сохранилась только одна: Против Леократа (Kata Leokratus; 331 г.), содержащая обвинение некоего Леократа, состоятельного афинянина, который после поражения под Херонеей сбежал на Родос, а затем в Мегару, всюду рассказывая о гибели Афин. Эта речь , написанная в порыве патриотизма, патетична, включает много примеров из истории Афин и цитат из эпической поэзии и трагедий. Л. был причислен к канону 10 аттических ораторов.

ЛИСИЙ

Лисий, Lysias, ок. 445-380 гг. до н. э., греческий оратор. Причислен к канону 10 ораторов. Был сыном богатого сиракузца Кефала. Родился в Афинах и жил там до смерти отца (430 г.). Пятнадцатилетним мальчиком переехал в Фурии (Южная Италия), где, возможно, воспитывался у Тейсия. После 412 г. вернулся в Афины. Он был богатым человеком, совместно с братьями пользовался доходами с процветающей мастерской по выделке щитов. Был репрессирован при 30 тиранах как сторонник демократии в 404 г. Еще до ареста ему удалось бежать в Мегару, но его брат Полемарх был приговорен к смерти и казнен, а имущество конфисковано. Будучи метеком, Л. не мог играть роли в политической жизни и выступать публично, он занимался писанием речей по заказу клиентов и преподавал красноречие. В 403 г. Тразибул выступил с предложением предоставить Л. афинское гражданство в награду за деятельную помощь, которую тот оказывал изгнанным демократам, но предложение это не было принято. Древние знали более 400 заглавий речей Л., но, по-видимому, только 233 действительно ему принадлежали. До нашего времени сохранилось 34 речи, и только 25 полностью. К наиболее известным речам для частных процессов принадлежат: Защита в деле об убийстве Эратосфена (Hyper tu Eratosthenus phonu apologia) - речь в защиту Евфилета, который убил Эратосфена, уличенного в прелюбодеянии с его женой; Защита Симона (Simona apologia) - речь 392 г.; обвинение в тяжких телесных повреждениях в ссоре за обладание гетерой (Peri traumatos ek pronoias); защита Каллия, обвиненного в святотатстве (Hyper Kallia hierosylias apologia), защита перед Ареопагом обвиненного в выкорчевании пня оливки, которая была в Афинах священным деревом (Areopagitikos peri tu seku apologia); обвинение Теомнеста, который выдал своего отца трибуналу Тридцати и стал причиной его смерти (Kata Theomnestu); обвинение Эратосфена - одного из Тридцати которого Л. обвинил в том, что он стал причиной смерти его брата Полемарха (Kata Eratosphenus tu genomenu ton triakonta). Среди речей на политических процессах следует назвать О том, что не стоит менять традиционного устройства Афин (Peri tu me katalysai ten patron politeian Athenesi). Эта частично сохранившаяся речь направлена против предложений об ограничении гражданства до уровня землевладельцев. От речи Против Эргокла (Kata Ergokleus) сохранился только эпилог. Эргокл из-за своей жажды славы сделался причиной неудач афинского флота. Отдельного упоминания заслуживают две большие речи, от которых сохранились лишь отрывки: Олимпийская (Olympikos) и Эпитафия (Epitaphios). Первая из них, очевидно, произнесенная в Олимпии в 388 г., содержит предостережение против опасности, грозящей Афинам с востока (персидский царь) и с запада (тиран Сиракуз). Эпитафия, посвященная памяти павших в Коринфской войне, имела чисто литературный характер и никогда не была прочитана. Ее долгое время считали неаутентичной. Сегодня преобладает мнение, что все же ее автором был Л. Л. обладал уникальной способностью четко представлять себе характер и умением приспособить к этому характеру стиль речи. Хорошо разбиравшийся во всех риторических тонкостях, он мог полностью вжиться в ситуацию клиента, для которого писал. Древние считали его образцом простого, лаконичного стиля. Л. избегал редких и поэтических выражений, метафор, фигур и сравнений. Охотнее всего он пользовался разговорным языком, хотя и не народным. Славился чистотой аттического диалекта и изяществом (charis) речей. Его признавали самым выдающимся аттическим логографом. Он оказал большое влияние на Демосфена и стал образцом для римских аттицистов. Композиция его речей была прозрачна, лучше всего ему удавался «рассказ» о сложившейся ситуации. Ему подражали Дейнарх, Харисий, Хигесий из Магнезии, его высоко ценили Дионисий Галикарнасский и Цецилий из Калеакте. Риторическое искусство Л. пользовалось у древних большим почётом.

ЛИТЕРАТУРА ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ

I.

Греческая: Весьма разнородна. На раннем этапе развития была тесно связана с историей и этнографией (см. Ионийские логографы, Гекатей Милетский, Геродот, Гелланик, Ктесий), и даже после ее выделения географии в отдельную науку историки продолжали ею интересоваться, о чем свидетельствуют географические отступления в произведениях Полибия, Диодора Сицилийского и других. Греческая географическая литература охватывала географию физическую, описательную, математическую и картографию. Различались также ее формы: 1) periodos (обзор), periegesis (перигеза, то есть путеводитель), chorographia (описание земель) представляла собой систематическое описание страны (или стран) и содержала информацию о территории, водных путях, фауне и флоре, а также о памятниках и чудесах природы, что подразумевало включение исторических сведений; 2) periplus (плавания) были в основном описаниями морских берегов, предназначенными для мореходов, однако часто приводились сведения о странах, лежащих за портами; 3) отдельную группу составляли географо-математические произведения, опиравшиеся на астрономические и математические знания: карты, схемы расстояний, маршруты, пособия по навигации. Начало географической литературы связано с ростом колонизации в VII-VI вв. до н. э., , когда были созданы не сохранившиеся отчеты о путешествиях Колея с Самоса (660 г. до н. э.) и Евфимена (580-550 гг. до н. э.). Ок. 500 г. до н. э. анонимный мореплаватель описал побережье от Тартесса до Массилии, побережья Британии, Ирландии, Бретани и Фризии. Латинские переводы этого произведения мы находим в Ora maritima Авиена. Ок. 500 г. до н. э. писал Скилак, под именем которого сохранилось описание Средиземного моря IV в. до н. э. В IV в. до н. э. с финикийского языка на греческий описание похода Ханона (нач. V в. до н. э.) вдоль юго-западного побережья Африки; в IV в. до н. э. работали также Евдокс Книдский и Пифей из Массилии. Походы Александра Македонского привели к значительному расширению географического кругозора, а следовательно, и к развитию географической литературы. Были созданы произведения, описывающие как походы соратников самого Александра, так и его наследников (Неарха, Андросфена, Патрокла, Мегасфена). Деметрий из Каллата (II в. до н. э.) составил научную компиляцию О Европе и Азии (Peri Europes kai Asias; фр.). Живший в первой половине II. до н. э. Скимн с Хиоса написал утраченную прозаическую перигезу по странам Европы, Азии и Ливии, то есть Африки. Однако ему незаслуженно приписывают фрагментарно сохранившуюся стихотворную перигезу, созданную ок. 110 г. до н. э., которую обычно называют псевдо-Скимн. Автором не сохранившегося произведения О портах (Peri limenon), созданного в 270-240 гг. до н. э., был Тимосфен с Родоса, предводитель флота египетского царя Птолемея II Филадельфа. В тот же период появились перигезы по отдельным странам и городам: Диодора Афинского (III в. до н. э.), Гераклида, прозванного Критиком (III в. до н. э.; сохранился среди других фрагмент с описанием эллинистических Афин), Полемона (II в. до н. э.), Гелиодора Афинского (II в. до н. э.), все они пропали. Наряду с описательной географической литературой возникают работы по научной географии, опирающейся на математику и астрономию (Дикеарх, Эратосфен, с которыми спорил Гиппарх). Важное значение для развития географической литературы имели произведения Полибия и Посидония. Во II в. до н. э. появляются и исторические комментарии к произведениям Гомера (Деметрий со Скепсиса, Аполлодора Афинского, Крата из Малл). В том же столетии написал свое Плавание по Красному морю (Periplus tes Erythras thalasses) Агатархид Книдский. Творивший ок. 100 г. до н. э. в Александрии Артемидор Эфесский был автором нескольких погибших географических произведений, в которых он описывал страны от Испании до Индии. Ок. 25 г до н. э. Исидор из Харакса написал большое географическое произведение, частью которого, быть может, является сохранившееся сочинение Statmoi Parphikoi), рассказывающее о пути от Евфрата до современного Кандагара. В рукописях сохранились География Страбона, Плавание по Красному морю, географическая поэма Дионисия Перигета, географические произведения Арриана, Павсания, Птолемея и сочинение, известное под латинским заглавием Описание Великого моря IV в. н. э., описывающее Средиземное море. В VI в. н. э. представителем географической литературы был Космас Индикоплест. В том же веке был создан географический словарь Стефания Византийского.

II.

Римская: Римляне не интересовались теоретической географией и не внесли большого вклада в ее развитие. Они опирались в основном на греческие образцы. Географические произведения писали: Варрон Реатин и Варрон Атацин. Цицерон тоже был автором Хорографии. Первым сохранившимся латинским географическим произведением является Хорография Помпония Мелы. Географические сведения использовали в своих сочинениях Плиний Старший и Сенека Младший. К высшим достижениям римской географической литературы принадлежит Германия Тацита. В III. н. э. географией занимался Солин. В последующие века следует назвать еще Описание всего мира и стран и Эгерию. Кроме того в Риме составлялись различные карты и маршруты, то есть путеводители по обширной Римской империи. До наших дней сохранились фрагменты (несколько десятков) комментария к карте Агриппы (I в. до н. э.), итинерарий Антонина (ок. 200 г. н. э.), путеводитель по Иерусалиму (338 г. н. э.) Кроме того мы имеем так называемую Карту Певтингера (которая носит имя правителя Певтингера), карту, выполненную в XII/XIII вв. согласно оригинальной римской карте.

ЛИЦИНИЙ КРАСС

Лициний Красс, Луций; Licinius Crassus, Lucius, римский политик и оратор, 140-91 гг. до н. э. Занимал ряд общественных должностей, среди них консула (95 г.) и цензора (92 г.). Вначале был представителем партии популяров, а в конце жизни стал сторонником оптиматов. В риторике упражнялся, переводя на латинский язык греческие речи. Был одним из величайших ораторов до Цицерона. Говорил на прекрасном языке, отличался чувством юмора; его стиль был красочным, но вместе с тем лаконичным. По оценке Цицерона он приближался к идеальному оратору. Известностью пользовались его обвинительные речи против Папирия Карбона (119 г.), речь по делу нарбоннской колонии и речи, произнесенные в Сенате незадолго до смерти, против Марция Филипа. Из речей Л.К. сохранились только фрагменты. Характеристику Л.К. дал Цицерон в Бруте (143 г.), а в диалоге О красноречии вывел его в роли своего собеседника.

ЛИЦИНИЙ МАЦЕР

Лициний Мацер, Гай Лициний Мацер Кальв; Gaius Licinius Macer Calvus, 82-47 (или 46) гг. до н. э., римский оратор и поэт. Сын анналиста Гая Лициния Мацера и друг Катулла. Как оратор был аттицистом, то есть сторонником простого, лишенного украшений стиля. Обменивался письмами с Цицероном, полемизируя в его лице с представителем другого направления в риторике. В 54 г. выступил в процессе против обвиненного в злоупотреблениях Ватиния, которого защищал Цицерон. В I в. н. э. была известна еще 21 его речь. Как поэт Л.М. принадлежал к кругу неотериков. Сохранились фрагменты из произведения Л.М. на смерть жены или возлюбленной Квинтилии и эпилион Ио.

ЛОНГ

Лонг, Longos, II (или начало III) в. н. э. Автор идиллического романа Дафнис и Хлоя (Ta kata Dafnin kai Chloen) в 4 книгах. Исполненное простоты и очарования действие происходит на острове Лесбос, вблизи Митилены, среди полей и лесов, на фоне которых разворачивается история двух подброшенных детей, воспитанных пастухами: их пробуждающаяся любовь, разлука, страдания и разочарования, обретение родителей и свадьба, явившаяся исполнением желаний и наградой верности. Это повествование существенно отличается от шести других сохранившихся греческих романов. Его автор, знаток литературы, ученый грамматик, возможно, происходящий с Лесбоса, очевидно читал произведения своих предшественников, многое из них почерпнул, однако смог создать полностью оригинальное и единственное в своем роде произведение. Он порвал с традицией странствований героев по дальним краям и морям - действие происходит только на Лесбосе, ограничил число сопутствующих мотивов, концентрируя внимание на любовной сюжетной линии; он избегал также характерных для других греческих романов развернутых декламаций и монологов. Быть может, самим замыслом описания совместной жизни двух детей и расцветающей в них любви Л. был обязан известному из папирусных фрагментов Роману о Нине. Но вместо дворца Л. поместил своих героев в лесбосской деревне, отсылая таким образом к буколической поэзии Феокрита, что прослеживается также в выборе имени главного героя, которого он называет Дафнисом. У Феокрита искал он и красок для своего полотна. Хотя описания природы у Л. несколько манерны, в них чувствуется, однако, искренняя любовь автора к деревне и ее очарованию, а возможно, и тоска по всему этому живущего в городе писателя. Дафнис и Хлоя нашли родителей и могут теперь жить вместе с ними в Митилене, но возвращаются в село, ибо предпочитают мир пастухов, в котором они выросли. Это окончание романа напоминает Эвбейскую речь Диона, славящего простоту и чистоту жизни людей на лоне природы. Поэтому жизнь Л., вероятно, нужно датировать II в. В пользу того же свидетельствует стиль, отмеченный симметричностью и гладкостью. Перед глазами читателя в романе Л. проходит целая галерея различных человеческих типов: пастухи, крестьяне, рыбаки, воины, пираты, а также городские жители - большие господа, паразиты и женщины легкого поведения. Все эти образы представлены чрезвычайно пластично, несмотря на изысканную лаконичность. Л.-стилиста отличает искусная простота. Тщательно подобранные со всем писательским искусством выражения производят впечатление спонтанности и непосредственности. Описывая любовь Дафниса и Хлои, умело маневрирует между невинностью и натурализмом, а порой и нарочитой фривольностью. Это действительно прекраснейший из греческих романов. Он оказал большое влияние на литературу. Л. читали и любили уже в Византии. Западная Европа познакомилась с ним благодаря французскому переводу Амио (1559 г.). Знаменитыми последователями Л. были Т. Тассо (драма Аминта), Бернарден де Сен-Пьер (роман Поль и Виргиния) и прежде всего Гесснер.

ЛОНГИН

Лонгин (лат. Кассий Лонгин), Longinos (лат. Cassius Longinus), 210-273 гг. н. э., греческий ритор и философ. Работал в Афинах, по-видимому, был руководителем Академии (см. Платон) в 250-267 гг. В 267/268 г. уехал в Пальмиру по приглашению царицы Зенобии, которую поддерживал советами в ее стремлении к независимости. После победы императора Аврелиана над Зенобией Л. был приговорен к смерти и казнен. Единственным сохранившимся произведением Л. является Искусство красноречия (Rhetorike techne). Л. писал также многочисленные филологические труды (в основном касающиеся поэм Гомера). Большое значение имело его произведение Филологические чтения (Philologoi homoliai). Наиболее выдающимся учеником Л. был Порфирий, который покинул его в 262 г., перейдя к Плотину. В средневековых рукописях под именем Л. сохранилось незаслуженно приписываемое ему сочинение О возвышенности.

ЛУКАН

Лукан, Марк Анней; Lucanus, Marcus Annaeus, 39-65 гг. н. э., римский поэт. Сын Аннея Мелия, племянник философа и трагика Сенеки, родившийся в испанском городе Кордубе. С 40 г. жил в Риме, где получил прекрасное риторическое образование. Учителем Л., а также поэта Персия, был знаменитый философ-стоик Корнут. Заканчивал учебу в Афинах, откуда Нерон призвал его в Рим, чтобы включить поэта, талант которого привлек его внимание, в круг ближайших друзей. Еще до достижения соответствующего возраста Л. стал квестором. Был также авгуром. Хотя Л. еще раньше блистательно декламировал по-гречески и по-латыни и пробовал свои силы в различных литературных жанрах, публично он выступил впервые в 60 г. на так называемых «Нерониях», на которых, благодаря Нерону, получил награду. После опубликования в 62/63 г. трех первых книг исторического эпоса, которые нашли признание у публики, по неизвестным причинам (возможно, из-за завистливости императора или излишней впечатлительности поэта) в его отношениях с Нероном появилась трещина. Император запретил поэту занятия своим ремеслом, поэт прочел оскорбительную для Нерона поэму и примкнул к так называемому заговору Пизона. Приговоренный Нероном к смерти, покончил жизнь самоубийством - 30 апреля 65 г. он вскрыл себе вены, декламируя стихи из своего эпоса. - Л. оставил значительное литературное наследство, от которого сохранился лишь исторический эпос. Нам известны названия погибших (предположительно 14) произведений, среди которых следует назвать сочинения на мифологические сюжеты: Илиакон (Iliakon), где на основе Илиады он представил смерть Гектора, Катахтонион (поэма о Подземном мире), поэтическая обработка мифа об Орфее и неоконченная трагедия Медея. Л. написал также 14 либретто для пантомим. На Нерониях в 60 г. он прочел Похвалу Нерону (Laudes Neronis), а после возникновения недоразумений с Нероном написал поэму, где оскорблял императора. Только по названию мы знаем сборник Silvarum libri X, включавший в себя стихотворения на случай. Сверх этого Л. писал эпиграммы, письма, риторические декламации, среди них на тему пожара Рима. Главным и единственным сохранившимся произведением Л. является исторический эпос, обозначенный в рукописях как Десять книг о гражданской войне (Belli civilis libri X), а самим поэтом названные Фарсалии. Сочинение это, первые книги которого поэт опубликовал сам вскоре после 60 г., мыслилось, вероятно, в 12 книгах (по образцу Вергилия) и, быть может, должно было завершиться трагическим финалом - смертью Катона, а может и убийством Цезаря; однако оно не было завершено, ибо действие обрывается на кн. X. Сюжет произведения представляли столкновения Цезаря и Помпея в период второй гражданской войны. Начальные книги содержали как бы экспозицию и описывали битвы, происходившие на втором плане, причем в кн.I Л. изложил причины войны, дал характеристику обоих противников и описал марш Цезаря на Рим; в кн. V-VIII, основной части эпоса, содержится описание столкновений Цезаря и Помпея на территории Греции: проход Цезаря по Греции (V кн.), поражение его под Диррахием и бегство в Фессалию (VI кн.), бегство Помпея в Африку и его смерть (VII кн.). Действие остальных книг происходит в Африке и охватывает поход Катона в Африку, особенно его драматический переход через пустыню (IX кн.) и пребывание и сражения Цезаря в Египте (X кн.). Исторические сведения об относительно недалеком прошлом Л. заимствовал в основном из произведений Ливия (из не сохранившихся кн. CIX-CXII), а возможно, и из Галльской войны Цезаря. Исторические события он описал скупо, но расширил эпос за счет многочисленных отступлений. Л. придавал мало значения историческим датам и фактам. Главные герои эпоса (Цезарь, Помпей, Катон) представлены в соответствии с республиканской традицией; Цезарь персонифицирует тиранию, Катон - свободу, Помпей же стал символом былого блеска Рима. Л. использовал в своем эпосе почти все формальные элементы и почти все мотивы древнего эпоса: сцены битв, речи, списки войск, буря на море, сцена в подземном мире, и т. д. В согласии с эпической традицией, для демонстрации учености Л. включил в свое произведение - в избыточном количестве - сильно приправленные риторикой географические, этнографические, мифологические, естественнонаучные экскурсы. Но решительно отверг гомеровско-вергилиеву традицию, отказавшись от аппарата божеств, управлявших ранее судьбами героев. Это новшество резко критиковал Петроний в Сатириконе. В отличие от традиционных эпосов здесь нет одного героя, но три протагониста (Цезарь, Помпей и Катон) играют одинаковую роль. Единство же Л. выдерживает посредством направленности действия к конечному торжеству преступления. Л., потрясенный до глубины души гражданской войной, которая привела к падению республики (защитник ее гаснущего блеска - Помпей) и победе единовластия, хочет показать ее трагические моральные последствия, когда безумие подменяет разум, преступления и беззаконие (их символизирует незаурядная демоническая и деструктивная личность - Цезарь) становятся на место закона. По мнению поэта, миром правит слепая судьба, случай (фортуна, фатум). Любимцем которой является Цезарь, а боги и люди никак не могут повлиять на ход событий. Л., однако, приходит к заключению, что в этой ситуации личности остается лишь определенная автономия, вырастающая из отрицания действительности (ею обладает стоический мудрец Катон, безуспешно сопротивляющийся единовластию, герой, в некотором смысле говорящий от имени Л.). Эти концепции Л. последовательно раскрывает на протяжении всего произведения, и таким образом Фарсалии становятся как бы анти-Энеидой, ибо поэт восхваляет в них свободу Рима, и осуждает империю. Л. пытался при помощи многочисленных поэтических описаний избегнуть скуки, грозящей читателю исторического эпоса, которому не хватало одного из наиболее традиционных средств создания художественной композиции, каким был аппарат богов. Риторическое искусство Л. находит выражение в более чем 100 речах, включенных в эпос, прекрасных ораторских композициях, а прежде всего - в риторическом и патетическом стиле (апострофы, междометия, сентенции, антитезы, сравнения, блистательные формулировки), в стиле почти барочном или маньеристическом, не лишенным преувеличений и напыщенности. Риторическая декламация и мрачный реализм в описании убийств, смерти и т.д., любование ужасами должны были потрясти слушателей или читателей. Хотя Л. тщательно выстраивал стихи, он не смог придать им плавности и изысканности. В формальном отношении Л. является наследником всей предшествовавшей ему литературной эпохи. Особенно многим он был обязан Вергилию, Овидию, Сенеке. В соответствии с риторическим характером поэмы Л. еще в древности причисляли чаще к ораторам, чем к поэтам (Квинтиллиан), критиковали его нововведения (Петроний). Тем не менее его довольно высоко ставили Стаций, Марциал, Тацит, Ювенал. Фарсалии оказали влияние не только на поэтов Империи, их читали и комментировали также в средневековье.

ЛУКИАН

Лукиан, Lukianos, из Коммагены над Евфратом, ок. 120-ок. 190 гг. н. э., греческий оратор и писатель. Происходил из бедной сирийской семьи. Вначале осваивал ремесло скульптора, которое вскоре забросил, чтобы изучать риторику и философию. Благодаря упорному труду, он в совершенстве выучил греческий язык и стал одним из наиболее выдающихся представителей так называемой второй софистики (см. Софисты) Подобно другим софистам, он много путешествовал по Малой Азии, Греции, Италии и Галлии, произнося образцовые речи во всех крупных центрах тогдашней риторики, как то Афины, Рим, Антиохия, Эфес, Смирна. Дольше всего он задержался в Массилии. Он заслужил громкую славу и заработал состояние. Ок. 160 г. ненадолго возвратился на Восток, после чего поселился в Афинах, где отошел от риторики и начал изучать Философию, при этом более всего его интересовал кинизм. Противоречивость взглядов различных философских школ привела Л. к отрицанию всякого догматизма, скептической сдержанности и критицизму. Последние годы жизни Л. провел в Египте, где исполнял должность начальника канцелярии при римском наместнике, предоставленную ему императором Коммодом. Под именем Л. сохранилось около 80 прозаических произведений, две трагические пародии и 53 эпиграммы (не все подлинные). Самыми ранними являются риторические сочинения на мифологические и исторические темы, порой выдержанные в форме фиктивных судебных речей: Фаларид (Phalaris) - о жестоком сицилийском тиране VI в. до н. э., который пожертвовал Аполлону бронзового быка, орудие казни; Дважды лишенный наследства (Apokeryttomenos) - фиктивная речь в защиту сына, которому угрожало незаслуженное лишение наследства; Тираноубийца (Tyrannoktonos) - о смельчаке, жаждавшем славы, который вместо тирана убил его сына и потребовал награды. В этот период Л. пишет остроумные парадоксальные энкомии (похвалы по ничтожным поводам): Похвала мухе (Myias enkomion), Суд гласных (Dike phoneenton). Характер риторических упражнений имели также вступления к образцовым речам, так называемые пролалии (Prolaliai). К области литературной критики относятся: Учитель риторики (Rhetoron didaskolos) - ироническое, исполненное сарказма наставление, как при помощи беспринципности и невежества можно стать влиятельным ритором; Как надо писать историю (Pos dei historian syngraphein) - забавная критика современных Л. историков. Для Л. идеалом историка может быть тот, кто соединит обаяние Геродота с объективностью Фукидида. Языковыми вопросами Л. занимается в работах Псевдософист и Лексифан. Автобиографические произведения - это Сон (Peri tu enypniu), Жизнь Демонакса (Demonaktos bios). Л. насмехается над новыми верованиями и религиозными спорами, что отражено в двух произведениях: Александр, или Ложный пророк (Aleksandros e Pseudomantis) и О кончине Перегрина (Peri tu Peregrinu teleutes) - о фанатике, покончившем с собой самосожжением (чему сам Л. был свидетелем). К группе его романов принадлежат Правдивая история (Alethes historia) - выдуманная авантюристическая история о приключениях молодых путешественников на море, пародия на фантастические приключенческие романы, и Луций, или Осел (Lukios e onos), более известный в расширенной латинской версии Апулея. Самым зрелым и наиболее характерным произведением Л. являются диалоги, особенно сатирические, большая часть которых была создана в Афинах. Пристрастие к этой форме Л. вынес из практики профессиональных риторов, учивших произносить речи «за» и «против» на фиктивных судебных процессах. Свыше 35 произведений Л. имеют форму диалога или приближаются к ней. Искусству построения диалога Л. научился у Платона, от него он порой перенимает и названия, например, Пир (Symposion) - юмористическое подражание Пиру Платона и Ксенофонта, а вместе с тем язвительная сатира на спекулятивную философию и на самих философов. Гермотим (Hermotimos) - сократический диалог. Многое Л. взял из кинической диатрибы (Бион с Борисфена), а отзвуки аттической комедии мы находим в произведениях Менипп, Икароменипп, Тимон, Рыбак (Halieus), а также в пронизанных кинической философией Разговорах мертвых (Nekrikoi dialogoi). К известнейшим диалогам Л. принадлежат: Разговоры богов (Theon dialogoi), Разговоры морских божеств (Enalioi dialogoi) и явно демонстрирующие связь с новой комедией Разговоры гетер (Hetairikoi dialogoi). Большое влияние на Л. оказал Менипп из Гадары; часто Л. выводит его собеседником в своих диалогах, а из его сатир черпает некоторые мотивы, например, мотив сошествия Зевса в Аид. Топография диалогов Л. весьма разнообразна, действие происходит на улице, в пиршественном зале, на небе, под землей, в воздухе и в воде. Галерея собеседников очень богата, здесь есть боги, люди, животные, воплощения абстрактных понятий, умершие, живые, образы исторические, вымышленные, аллегорические. Л. отличают необычайный полет фантазии и живость воображения. Невероятно начитанный, он свободно использует богатые традиции греческой литературы, поражает неисчерпаемым богатством сюжетов, острыми шутками и меткими наблюдениями. Он развлекает читателя забавными сценками, разоблачая шарлатанов, мастерски создает сатирические фигуры, критикует современную ему жизнь и людей, клеймит погоню за наживой, классовое неравенство, насмехается над философами, религиозными предрассудками, антропоморфными богами. Изысканный стилист, он пишет на аттическом диалекте и удивляет совершенством языка. Л. является одним из самых выдающихся и наиболее охотно читаемых писателей эпохи Империи. Отголоски знакомства с Л. мы видим у греческих романистов Гелиодора, Алкифрона, в эпиграммах Палладия. Его цитирует Лактанций, ценят Эразм Роттердамский и другие гуманисты. В XV в. Л. введен в программу школьного чтения.

ЛУКИЛЛИЙ

Лукиллий, Lukilios, лат. Lucuillius, I в. н. э., греческий поэт, эпиграмматик. Один из первых авторов сатирической эпиграммы. Творил в Риме, по-видимому, при Нероне. Палатинская антология сохранила ок. 100 эпиграмм Л. Среди них есть пародии на надгробные эпиграммы, охотно складывавшиеся александрийскими поэтами, сатирические эпиграммы, высмеивающие различные ремесла, изъяны характера и физические недостатки, а также определенные обычаи на пирах. Эпиграммы Л., лаконичные по форме (обычно состоящие из двух стихов), часто остроумные и свидетельствующие о наблюдательности автора, порой угнетают постоянными повторениями мотивов. Л. насмехается над аттицизмом (см. статью Судьбы античной литературы) и пишет на языке, приближающемся к разговорной речи. Творчество Л. оказало влияние среди прочих на Марциала, Палладия.

ЛУКРЕЦИЙ

Лукреций, Тит Лукреций Кар; Titus Lucretius Carus, ок. 97-55 гг. до н. э., римский философ и поэт. О происхождении и жизни Л. известно немногое, а оставленные древними биографические данные очень близки к легенде. Относительно точна только дата смерти, а также достоверно то, что в 54 г. поэма Л. находилась у Цицерона, который впоследствии ее издал. Все другие сведения о жизни Л., особенно упоминания о любовном напитке, который вызывал помрачение разума и приводил к самоубийству, следует причислить скорее к легендам. Из сохранившегося произведения Л. вытекает также то, что автор был ревностным сторонником учения Эпикура, которое хотел распространить в Риме. - Дидактический эпос О природе вещей (De rerum natura) в 6 книгах Л. посвятил некоему Гаю Меммию, претору с 58 г. Это посвящение (после обращения к Венере, которая особо почиталась в семействе Меммиев) не оказало большого влияния на художественную форму поэмы. Однако несколько неожиданно посвящение поэмы Л. человеку, который презирал латинскую литературу и, как это следует из корреспонденции Цицерона, если что-то и признавал в эпикуреизме, то ошибочно воспринятую теорию удовольствия. Произведение Л. было издано Цицероном в том виде, в каком попало в его руки. Это, несомненно, говорит в пользу самого Цицерона, который, как известно, был противником эпикурейского учения. Поэма Л. не излагает всей философской системы эпикуреизма, однако это вовсе не свидетельствует о том, что автор не закончил произведения. Ибо Л. написал поэму не в силу отвлеченного познавательного интереса, но чтобы избавить людей от страха перед богами и боязни смерти. Аргументируя тезисы о том, что боги не вмешиваются в судьбы мира и не интересуются делами людей, а также о том, что душа смертна и погибает вместе с телом. Л. мог и вовсе миновать систему Эпикура и ограничиться лекцией по физике, которая механистически объясняла все, что происходит на свете. Учение Эпикура Л. знал по греческим источникам; маловероятно, чтобы он непосредственно использовал фундаментальный труд по физике О природе в 37 книгах, скорее он удовольствовался изучением выдержек и сокращений, которые поздние эпикурейцы составляли для школьных нужд. В 6 книгах поэмы Л. описал эпикурейское видение мира и концепцию счастливой жизни: в кн. 1 он изложил учение об атомах и пустоте, в кн. 2 - о форме и движении атомов, в кн. 3 - учение о душе, в кн. 4 - теорию познания, в кн. 5 - космологию, в кн. 6 - метеорологию (о молниях, громе, тучах, дожде, о землетрясении, извержении Этны и т. д.). К самым поэтически удачным частям поэмы Л. принадлежат вступления к отдельным книгам; искуснее всего построено вступление к кн. 1, содержащее обращение к Венере, посвящение Меммию, похвалу Эпикуру, боровшемуся с пережитками народных верований (жертвоприношение Ифигении), и предостережение против жрецов; восхвалению Эпикура и его учения посвящены вступления к кн. 3,5 и 6; во вступлении к кн. 2 говорится о богатстве мудрого и о нищете глупцов. Блистательно в литературном отношении выполнены также описания развития культуры в кн. 5 и эпидемии в Афинах в кн. 6 (замыкающее поэму). Язык Л. сильно архаизован, то же относится и к стилю (среди прочего многочисленные аллитерации); дактилический гекзаметр Л более плавный, чем у Энния или Луцилия, но ему далеко еще до той изысканности, которая достигается только в поэзии августианской эпохи (Вергилий). Определенные стилистические ошибки и формальные недочеты в значительно мере проистекают от отсутствия сформировавшейся латинской философской терминологии и из общих возможностей научного стиля. Встречающиеся в поэме повторения являются отражением дидактических тенденций у Л. Интерес к поэме Л. в Риме был довольно велик, в основном в кругах людей образованных; во второй половине I в. Валерий Проб подготовил комментированное издание текста. Эпикуреизм привлек внимание Вергилия и Горация. Даже противники эпикуреизма, такие как Цицерон, Сенека Философ, Марк Аврелий, Августин, высказывались о Л. с уважением. Для христианских писателей, особенно ранних, Л. был союзником в опровержении языческой веры, хотя они часто опровергали его механическую картину мира. Несмотря на это многие объяснения Л. прочно вошли с сокровищницу христианских знаний, мы находим их у Исидора Севильского. Эпоха Возрождения восхищалась прежде всего поэтическим творчеством Л. Глубокий интерес к эпикурейской доктрине Л. вызвала в первой половине XVII в. работа П. Гассенди. Энтузиазм рационалистов эпохи Просвещения по отношению к эпикуреизму Л. стал причиной того, что довольно рано проявились и враждебные ему тенденции, родившиеся на почве реакции. Это направление открыл своим Антилукрецием кардинал М. де Полиньяк.

ЛУСЦИЙ ЛАНУВИН

Лусций Ланувин, Luscius Lanuvinus, III/II в. до н. э., римский комедиограф из Ланувия. Соперник и антагонист Теренция, которого, возможно, пытался уничтожить, обвинив в составлении контаминаций, использовании заимствований и обращению к чужой помощи для написания комедий. От этих обвинений Теренций защищался в прологах к своим пьесам, прежде всего к Евнуху и Формионе. Л. писал паллиаты; в отличие от Плавта и Теренция, обрабатывая образцы, он не отступал от подлинника. Вероятно, комедии Страхи (Phasma) и Клад (Thesaurus) были дословным переводом греческих пьес, и потому они остались непонятными римскому читателю.

ЛУТАЦИЙ КАТУЛЛ

Лутаций Катулл, Квинт; Lutatius Catulus, Quintus, ок. 150-87 гг. до н. э., римский политик, писатель и оратор. Был избран консулом на 102 г. вместе с Марием. В 101 г. оба объединили свои войска и одержали победу над германцами недалеко от Верцелле. Хотя Марий считал победу исключительно своей заслугой, но Сенат признал за обоими вождями право на триумф. По возвращении в Рим Л.К. построил храм богини Фортуны и выстроил себе прекрасный дом на Палатине. Ненавидимый Марием, в 87 г. был внесен им в проскрипционные списки и покончил с собой. Л.К был человеком высокой культуры, всесторонне образованным, прославившимся знанием греческого языка. В качестве оратора он получил признание Цицерона, который сделал его одним из героев своего диалога О красноречии. Известна была погребальная речь Л.К. в честь матери (произнесенная, вероятно, в 103 г.). Л.К. был также автором исторических сочинений, воспоминаний О консулате и своих деяниях (De consulatu et rebus gestis suis), а также произведения, из которого сохранились отдельные фрагменты. По-видимому, это было собрание различных легенд, мифов и местных сказаний по образцу Тимея. Сверх этого сохранились еще 2 любовные эпиграммы.

ЛУЦИЛИЙ

Луцилий, Гай; Lucilius, Gaius, 180-ок 102 гг. до н. э., римский поэт, творец римской сатиры. Родился в латинской колонии Suessa Aurunca. Происходил из состоятельной семьи; его брат был сенатором, а племянница - матерью Помпея Великого. Не исключено, что Л. в свое время (на 17 году жизни) отбыл обязательную воинскую повинность, поскольку о многих выдающихся личностях шестидесятых и пятидесятых годов II в до н. э. он говорит на основании личного знакомства. Был по меньшей мере ровесником Сципиона Младшего, рядом с которым он принимал участие в Нумантинской войне. Не исполнял никаких должностей; жил в среди друзей из круга Сципиона, целиком отдаваясь литературе, что в римской культуре того времени было, несомненно, признаком распространения индивидуализма. Л. был начитан в греческой литературе и хорошо знал греческую философию. Академик (см. Платон) Клейтомах посвятил ему одно из своих сочинений; вероятно, Л. знал лично и Карнеада. Все это говорит в пользу пребывания Л. в Афинах. Богатство (имения в Южной Италии и на Сицилии, дом в Риме) позволило Л. до конца жизни сохранить определенную независимость. - Удивительным представляется то, что человек глубоко образованный и, благодаря порывистому характеру, живо реагирующий на недуги своего времени, так поздно начал литературную деятельность. Судя по всему, это случилось лишь после возвращения с Нумантинской войны, следовательно, после 133 г. Некоторые трудности встречает установление названий произведений Л. Сам автор называл свои произведения стихотворениями (poemata) или «играми» (ludus ac sermones), но цитирующие их грамматики определяют их всегда словом «сатиры» (satirae), что в архаическом написании saturae было принято наукой. Из сборника Сатиры (Saturae) в 30 кн. до нас дошло множество фрагментов, хотя иногда длиной всего в один стих (ок. 1400 стихов). На основе общего анализа использования различных стихотворных размеров и аллюзий на исторические события было выделено 3 части сборника и установлена последовательность его создания. Самой древней оказалась последняя часть сборника, то есть книги XXVI-XXX (написанные трохеями, ямбами и дактилическим гекзаметром). Нам немногое известно о кн. XXII-XXV, от которых сохранилось наименьшее число фрагментов, написанных элегическим дистихом. Позднее всего были созданы кн. I-XXI, в которых Л. использовал исключительно дактилический гекзаметр. От разнородности размеров, характерной для сатир Энния, Л. постепенно пришел к гекзаметру, который с той поры стал обязательным для сатиры стихотворным размером. Несмотря на многочисленные попытки, так и не удалось удовлетворительно составить хронологию создания отдельных сатир. Если большинство сатир Энния и Пакувия были спокойными, рифмованными повествованиями на различные сюжеты, то в сатирах Л. во много раз сильнее звучат насмешки и издевательства, в которых отражена позиция поэта, живо и непосредственно оценивающего пороки современников и недостатки современности. Такой характер, ныне называемый сатирическим, стал со времен Л. неотъемлемой чертой сатиры. Формальное разнообразие сатир Л. было довольно значительно; сохранившиеся фрагменты позволяют заключить, что в них присутствовали наррация, письмо и диалог. В кн. XXVI находилось программная сатира, в которой Л. опровергает кого-то, кто силился его отговорить от писания сатир; ее тематика напоминает сатиру II 1. Горация. Из дошедших до нас отрывков видно, что Л. писал в силу внутренней потребности, что он должен был писать так, как писал и не мог изменить характера своего творчества. Он творил для среднего читателя и поэтому писал просто. Темы ему предлагала сама жизнь. Когда в 131 г. цензор Квинт Цецилий Метелл Македонский произнес речь, в которой выступал за принудительное заключение брака, чтобы избежать снижения рождаемости, Л. ответил язвительной сатирой, сохранившиеся отрывки которой принадлежат кн. XXVI. Высмеивание женского пристрастия к роскоши было излюбленной темой греческой популярной философии, и не исключено, что Л. в этом отношении многим ей обязан. Но краски для описания женских изъянов поставляло ему его собственное окружение. На политические события Л. смотрел глазами последователей Сципиона и оценивал их как его друг. Упомянутый Метелл, находившийся в ссоре со Сципионом, назвал главой Сената Луция Корнелия Лентула Лупа. Этого Л. никогда не смог ему простить, а Лупа высмеивал даже после его смерти, представив его в сатире I представшим перед судом на собрании богов, прения которых напоминали речи сенаторов. Л. сделал Лупа ответственным также за все несчастья, обрушившиеся на Рим. Современная тематика присутствует и в сатире кн. II, в которой описан громкий процесс о вымогательствах Квинта Муция Сцеволы Авгура, зятя Гая Лелия (119 г.). В одной из сатир кн. III Л. описывал свое путешествие на Сицилию, которое вначале совершал по суше, а затем от Путеол - на корабле. Сохранившиеся фрагменты рассказывают о скудном ужине у сирийской трактирщицы на мысе Палинур. Этой сатире подражал Гораций (Сатиры I 5). Довольно часто в сатирах Л. поднимал живо дискутировавшиеся литературные вопросы, например, высмеивал высокопарный стиль трагедии, в которой выводятся на сцену различные чудовища типа летающих змей, поскольку без них эта трагедия - ничто. Возможно, это была полемика с Акцием, орфографические реформы которого Л. оспаривал в кн. IX. Кн. XVI древние грамматики назвали Коллира, поскольку в ней шла речь о подруге Л., носившей это имя. Язык сатир Л. прост и безыскусен, хотя в стилистике заметно влияние риторики; словарь отталкивается от общепринятых выражений, даже греческих, употребительных в разговорном языке. Несмотря на нарочитую простоту, облегчающую контакт с посредственно образованным читателем, Л. стремился быть также ученым поэтом, на что указывают отчетливые следы поэтики Каллимаха. Формальные недочеты, которых было немало, высмеивал Гораций, говоря в Сатирах, что Л. часто за один час диктовал 200 стихов стоя на одной ноге. Но Л. имел множество читателей; с течением времени потребовались комментарии к сатирам Л. Следы словарных толкований мы видим уже в сочинениях Марка Теренция Варрона. Влияние Л. на развитие сатиры было огромным; Гораций, хотя и критикует его с позиций августианской поэтики, признает его талант и силу выражения. Л. подражали Персий и Ювенал.

Предыдущая страница Следующая страница