Античные писатели
Статьи на букву "И"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

ИГНАТИЙ АНТИОХИЙСКИЙ

Игнатий Антиохийский, Ignatios, ум. ок. 110 г. н. э., греческий христианский писатель, епископ Антиохии Сирийской, Апостольный Отец. Во время одного из гонений при императоре Траяне был арестован и приговорен к смерти (он должен был быть отдан на съедение диким зверям в Риме). На протяжении всего пути в Рим он принимал делегации местных церквей. В Смирне и Троаде написал послания к эфесянам, магнийцам, римлянам, филадельфианам, смирнийцам и послание Поликарпу. Последнее послание было адресовано Поликарпу, епископу Смирны, одному из Апостольных Отцов. Послания И., стилистически усложненные и любопытные в литературном плане, являются важным свидетельством иерархичности структуры малоазийской Церкви; они интересны для исследования борьбы с докетианской ересью, религиозной жизни христианских общин, а также мистического мученичества их автора. И. пользовался большим авторитетом в ранней Церкви, о чем свидетельствуют многочисленные переводы и цитаты.

ИЕРОНИМ

I.

Иероним, Hieronymos, из Кардии, ок. 350-260 гг. до н. .э., греческий историк. После смерти Александра Македонского принимал деятельное участие в борьбе его наследников, прозванных диадохами. Связанный с династией Антигонидов, при македонском дворе записал историю войн диадохов с момента смерти Александра (323 г.), вероятно, до смерти Пирра (272 г.). она содержала первое в греческой литературе описание древнейшей истории Рима, а возможно, также и другие географические и этнографические экскурсы. Несмотря на выраженное пристрастие к Антигонидам, произведение И. отличала редкая объективность. Описывая историю, в которой он лично участвовал, И. выказал хорошую ориентацию в политических и военных делах. Подобно Фукидиду, он старался вскрыть причины событий, и хотя включал в свое произведение речи, не стремился к риторическим эффектам и не пытался драматизировать повествование. По всем этим причинам произведение Г. стало первейшим историческим источником, которым пользовались Диодор, Арриан, Плутарх. Современная наука оценивает И. как историка очень высоко, ставя его наряду с Фукидидом.

II.

Иероним, Софроний Евсевий; Hieronymus, св., латинский христианский писатель, Отец Церкви, ок. 340-420 гг. н. э. Родился в Стридоне в Далмации. Ок. 354 г. прибыл в Рим, чтобы изучать грамматику, риторику и философию. Примерно в 366 г. принял христианство из рук папы Либерия. После окончания учебы уехал в Тревир, где познакомился с монастырской жизнью. Затем переехал в Аквилею, а в 373 г. поехал на Восток, направляясь в Иерусалим, но болезнь задержала его в Антиохии. После выздоровления два года жил в пустыни Халкис, предаваясь физическому и умственному труду. Ок. 378 г. был рукоположен в священники и вскоре после этого выезхал в Константинополь, где слушал речи Григория Богослова и изучал труды Оригена. В 382 г. прибыл на Римский синод. Завязав дружеские отношения с папой Даматом, стал его секретарем. Дамат поручил ему ревизию переводов Священного Писания. Вскоре после смерти Дамата И. покинул город. Некоторое время он пребывал в Египте, где слушал лекции Дидима Слепого, а в 386 г. навсегда поселился в Вифлееме. Здесь он основал монастырь, школу, вел благотворительную деятельность и изучал древнееврейский язык. - Писательская деятельность И. богата и разнородна по своему содержанию. Основной его заслугой является ревизия латинских переводов Священного Писания и перевод некоторых его книг. Полный латинский текст Ветхого и Нового Заветов под редакцией Иеронима позднее был назван Vulgata. Официально признанный католической церковью, он используется по сей день. И выполнил также переводы некоторых произведений Филона Александрийского, Евсевия Кесарийского (Хроники которого он дополнил описанием событий 325-378 гг.) и Дидима Слепого. И. оставил множество собственных трудов, в основном эгзегетических (многочисленные комментарии к Ветхому и Новому Заветам) и полемических. Писал он и биографии. Произведение О славных мужах (Liber de viris illustribus) рассказывает о христианских писателях (частично И. использовал материал Евсевия). Жития монахов: Житие св. Павла, Житие св. Иллариона и Житие св. Малха - и ранее названные произведения позволяют причислить И. к агиографам. Сохранилось также 59 проповедей, записанных монахами, для которых И. их произносил. Собрание писем И. числом 154 (среди них попадаются и адресованные ему) представляется чрезвычайно ценным источником для исследования тогдашних отношений, господствующих как в Церкви, так и во всей Римской Империи. Эти письма относятся к разным периодам жизни И. И. - одна из наиболее выдающихся личностей в истории патристической литературы и истории Церкви, и это не благодаря незаурядным способностям - ибо он не был творческой личностью, - но прежде всего благодаря невероятной работоспособности и необычной, даже для его времени, эрудиции. Знание латинского, греческого, древнееврейского языков, большая начитанность в древних авторах, прилежание и добросовестность при отборе научного материала принесли ему признание современников, а его слава пережила много веков. Как писатель И. является прекрасным стилистом, знакомым с секретами риторического мастерства и умеющий их использовать. Правда, он писал языком своего времени. Однако ориентированным на лучшие образцы. Его сочинения позволяют проследить развитие латинского языка в IV и V вв. н. э. Но И. обладал нелегким характером: он был горяч и самоуверен в споре, не умел забывать обид, хотя бы и был сам в какой-то степени виноват, отличался деспотичностью, не шел на компромиссы даже там, где требовалась сдержанность и некоторая гибкость. Все это все же не уменьшает роли этого великого представителя поздней античности.

ИЗЕЙ

Изей, Isaios, из Халкиды, ок. 420-ок 350 гг. до н. э., греческий оратор. Ученик Исократа, учитель Демосфена (от него Демосфен получил свойственное ему богатство языка), причисленный к канону 10 аттических ораторов, знаменитый юрист, логограф, наследник стиля Лисия. Автор Искусства риторики и 64 судебных речей, из которых сохранилось 12, касающихся дел о наследстве. Речи И., хотя они перенасыщены риторическими фигурами и не могут сравниться с речами Лисия, интересны для историков права с точки зрения тематики и интерпретации афинских законов.

ИОАНН ЗЛАТОУСТ

Иоанн Златоуст, Ioannes Chrysostomos, лат. Johannes, ок. 350-407 гг. н. э., оратор, греческий христианский писатель, Отец Церкви. Родился в Антиохии. После смерти отца получил глубокое образование от матери. Прошел курс обучения риторике у Либания, философии - у Андрагата, а теологии - под руководством Диодора из Тарса. В 386 г. был рукоположен в священники, в 397 г. стал епископом в Константинополе. В 401 г. состоялось его первое столкновения с императрицей Евдоксией, которой он публично поставил в упрек любовь к роскоши и несправедливость, в 403 г. на синоде Под Дубом был снят с должности епископа и осужден на изгнание. Бунт общественности ненадолго возвратил ему епископский престол, но в 404 г. он вновь был изгнан. Умер в изгнании в Крымских горах. - О значимости И.З. свидетельствует тот факт, что сохранились почти все его произведения. Их можно разделить на три группы: речи, трактаты, послания. К первой группе мы причисляем 152 гомилии, поясняющие книги Ветхого Завета (Книги Бытия, Псалмов, Исайи) и 468 сочинений, относящихся к Новому Завету, комментирующие Евангелие от Матфея и Евангелие от Иоанна, Деяния Апостолов, все послания Павла; они имеют огромное значение для толкования Библии. К этой группе принадлежат также речи, касающиеся моральных проблем (об играх, покаянии и др.), речи по поводу церковных праздников, речи на случай (о статуях, о Евтропии и т.д.), панегирики (в честь библейских персонажей, святых и епископов Антиохии). Речи и гомилии И.Х. написанные живо, просто, хотя и с большим риторическим искусством, принесли ему в V в. н. э. прозвище «Златоуст». В трактатах И.З. рассматриваются нравственные проблемы (монашеская жизнь, девство, воспитание, страдание и др.). Сюда же относится знаменитый трактат о священнослужителях Peri hierosynes. Сохранилось 236 посланий И.З. к разным адресатам. Существует также множество сочинений (особенно речей), приписанных ему незаслуженно. И.З. оказал большое влияние на потомков, его даже называли «христианским Демосфеном», а его произведения переводились на многие языки.

ИОН

Ион, Ion, с Хиоса, ок. 490-ок. 421 гг. до н. э., греческий поэт. Часто бывал в Афинах, хотя и не поселился там навсегда. Состоял в дружеских отношениях с Тимоном и Фемистоклом, знал также Эсхила и Софокла. Первую трагедию поставил в 451 г. Нам известны только названия трагедий И., от которых осталось ок. 80 фрагментов, они имеют отношения к мифам, сюжетно связанных с Гераклом или с троянской войной: Алкмена, Агамемнон, Лаэрт, сатирова драма Омфала (фр.). Особого упоминания заслуживает необычное для греческой трагедии заглавие Великая драма. И. писал также элегии, эпиграммы, гимны, энкомии, то есть хвалебные песни, сколии; был он автором прозаического произведения о космогонии, истории основания Хиоса и заметок, содержавших воспоминания И. о знаменитых людях (среди них анекдоты о пребывании Софокла на Хиосе). Стиль И. древние определяли как ровный и совершенный, но лишенный силы воздействия. Александрийские филологи включили И. в канон трагиков.

ИОНИЙСКИЕ ЛОГОГРАФЫ

Ионийские логографы - Логографами древние греки называли авторов, писавших прозой. Современные ученые заимствовали этот термин в его узком смысле, для обозначения группы греческих авторов конца VI и начала V вв. до н. э., занимавшихся историей и географией (понимаемой, однако, как описание не только стран, но и народов, их населяющих) за исключением Геродота и Фукидида. Их называют ионийскими, поскольку они писали на этом диалекте, хотя не все были ионийцами по происхождению. Иония, начиная с конца VII в. до н. э., переживала расцвет культурной жизни, связанный с бурным экономическим развитием греческих городов в этой области, колонизационной деятельностью, контактами с восточными цивилизациями (Египтом, Вавилонией, Лидией, Персией). Людей этой эпохи перестала удовлетворять традиционная картина мира, которую они видели у Гомера, Гесиода и творцов циклических эпосов. Именно тогда первые философы попытались объяснить мир в духе критицизма и рационализма. Логографы не видели принципиальной разницы между сведениями о далеком прошлом, донесенными мифом, и информацией о более близких временах, которую сохранила устная традиция, не оформленная в миф. Они старались упорядочить нагромождение мифических указаний, устранить противоречия, связать между собой различные циклы, ввести хронологию, опирающуюся на генеалогию родов. Некоторые логографы выбрасывали из мифов элементы чудесного. К наиболее значительным логографам принадлежали Гекатей Милетский, Акусилай Аргосский, Ферекид Афинский, логографы, занимавшиеся историей Персидской державы: Харон из Лампсака (сер. V в. до н. э.), Ксанфа Лидийского (сер. V в. до н. э.), автора труда о прошлом Лидии, и Гелланика с Лесбоса. Все произведения логографов утрачены. Насколько можно судить по сохранившимся отрывкам, логографы писали простым языком. У Харона из Лампсака появляются повествования новеллистического типа, известные нам у Геродота. Часть фрагментов, приписываемых Ксанфу, является, вероятно, эллинистическими фальсификациями. Произведения логографов заложили прочный фундамент дальнейшего развития греческой историографии и географии.

ИОРДАН

Иордан, Iordanes, VI в. н. э., римский историк (часто называемый также Иорданий или, ошибочно, Иорнанд), романизированный гот, нотариус, позднее, вероятно, духовное лицо, возможно, даже епископ. Написал в 551 г., уже будучи в зрелом возрасте, два исторических произведения. Происхождение и история готов (De origine actibusque Getarum), порой цитируемое как Гетика (Getica), является пересказом 12 книг Кассиодора о готах, заключенным в 60 разделов. Оригинальным творением И. представляется только заключение, в котором он описал историю готов вплоть до смерти Витига (540 г.). В противоположность Кассиодору, И. поддерживал союз готов с Восточным Римом, а Юстиниана признавал представителем законной власти. По его собственным словам, он написал историю не столько для своего народа, сколько для победителей-римлян. Изложение И. ценно в качестве замены не сохранившегося произведения Кассиодора и часто как единственный источник по готской истории. Произведение И. содержит и сведения о славянах. В другом произведении История или О началах и деяниях римского народа (De summa temporum vel origine actibusque gentis Romanorum), часто цитируемом как Романа (Romana), посвященном некоему Вигилию (которого не стоит идентифицировать с папой в 538-555 гг.), И. представил очерк истории Рима до 551 г. на фоне всемирной истории. Время от Адама до Авраама он воссоздал при помощи хронологии, другие времена - на основании перечня ассирийских, мидийских, персидских царей и даже Птолемеев. И. использовал Хроники Евсевия и Иеронима (древнейшие времена и империя), Флора и Руфия Феста (республика) и Хроники Марцеллина Комеса (эпоха до Феодосия). Компиляция И. не имеет большого значения, поскольку известны источники, где те же события описаны лучше и точнее. И. не имел собственного взгляда на историю, часто он выдает за историю легенды. И выступает как сторонник Юстиниана, законного владыки в империи, история которой для И. равнялась всемирной истории. Сочинения И, написанные на дурной латыни не обладают литературными достоинствами.

ИОСИФ ФЛАВИЙ

Иосиф Флавий, Iosephus Flavius, греч. Iosepos, Иерусалим, 37 г. н. э. - Рим, после 100 г. н. э., еврейский историк, писавший по-гречески. Происходил из почтенной семьи священников. В 64 г. принимал участие в посольстве в Рим в связи с делом об освобождении увезенных в Рим еврейских священнослужителей. Один из руководителей еврейского восстания в 67 г., возглавлял оборону крепости Иотарат. Взятый в плен римлянами, заслужил внимание Веспасиана, и, освобожденный последним, получил римское гражданство и имя Флавий. - Он оставил следующие произведения: Иудейская война (Peri tu Iudaiku polemu; лат.Bellum Iudaicum) в 7 книгах, Древняя история Израиля (часто цитируемая как Иудейские древности; греч. Iudaike Archailogia, лат. Antiquitates Iudaicae) в 20 книгах, Против Апиона (существует несколько греческих версий названия, лат. Contra Apionem) в 2 книгах, Автобиография (греч. Bios, лат. Viota). Содержанием Иудейской войны является восстание евреев против Рима, закончившееся взятием Иерусалима. Автор основывался на собственных заметках, официальных отчетах Тита и Веспасиана и на своих наблюдениях. Произведение было написано по-арамейски и переведено не греческий. Иудейские древности, созданные в 93-94 гг., охватывают период иудейской истории от сотворения мира до 66 г. н. э., то есть до начала восстания против Нерона. Первые 11 книг опираются на Библию и дополнены сведениями из устной традиции. При написании последующих книг И.Ф. пользовался сочинениями эллинистических историков. Сочинение Против Апиона называлось также О древности евреев (Peri tes ton Iudaion archaiotetos) и являлось апологией еврейского народа. Автор доказывает древнее происхождение культуры евреев, отвергает антисемитские упреки и выпады, представляет в идеализированном свете еврейское общество и законы Моисея. Автобиография И.Ф. - род авторской апологии, в которой он излагает свои взгляды и объясняет поступки, подчеркивая свою проримскую ориентацию. Произведения И.Ф. пользовались громкой популярностью среди христиан. Латинская переработка Иудейской войны сохранилась под именем Хигезиппа, ее читали на протяжении всего средневековья. Примерно в VI в. н. э. был выполнен сирийский перевод кн. VI, вошедший в канон священных книг сирийской Церкви. В VIII-IX вв. был создан перевод Хигезиппа на древнееврейский язык, а с него был выполнен и арабский, от которого, в свою очередь, происходит эфиопский.

ИПАТИЯ

Ипатия, Hypathia, ум. в 415 г. н. э., греческий философ. Дочь математика и астронома Феона из Александрии, получила незаурядное математическое и философское образование, комментировала произведения Платона, Аристотеля и других философов, пользовалась большим авторитетом у современников. Ее учеником был Синезий из Кирены. И. была убита христианами во время погромов в Александрии. В XVIII и XIX вв. жизнь И. сделалась темой многочисленных литературных произведений.

ИППОЛИТ

Ипполит, Hippolytos, св., ок. 170-235 гг. н. э., греческий христианский писатель. Ученик Иренея Лионского, пресвитер римской Церкви, затем антипапа. Осужденный Максимилианом Траком на изгнание вместе с папой Понтианом, воссоединился с церковью. Из сохранившихся сочинений полностью до нас дошло Против всяческих ересей (Philosophumena kata pason haireseon elenchos), которое до XIX в. считалось произведением Оригена. Это каталог ересей ранней Церкви. В переводе на старославянский язык и в греческих фрагментах сохранился комментарий к Песне Песней и пророчествам Даниила. В сочинениях Евсевия и Фотия мы находим фрагменты комментариев ко многим книгам Библии, библейских гомилий и нескольких трактатов: Об антихристе (Peri tu antichristu), Хронография и др. И. был энциклопедистом, компилятором -не всегда критичным; однако многие писатели использовали его произведения.

ИРЕНЕЙ

I.

Иреней, Eirenaios, лат. Irenaeus, из Лиона, ок. 140 - ок. 202 гг., греческий христианский писатель. Выдающийся теолог и епископ II в. н. э., ученик Поликарпа, епископа Смирны, один из Апостольных Отцов. Во времена императора Марка Аврелия был священником в Лионе. После мученической смерти епископа Лионского и Венского И. становится его преемником в 177 или 178 г. Совместно с другими епископами он написал письмо епископу Рима Виктору в ходе спора о дате празднования Пасхи. Согласно преданию, он умер мученической смертью во времена преследований, учиненных императором Севером в 202 г. Писал на греческом языке. Оригиналы двух его произведений, сохранившихся в переводном варианте, утрачены. Наиболее значительное сочинение - это Изобличение и отрицание ложного знания (Elenchos anatrope tes pseudonymu gnoseos), часто цитируемое под латинским заглавием Adversus haereses. Сочинение в 5 книгах сохранилось в старолатинском переводе, вероятно, III в. н. э., кн. IV и V известны, кроме того, в армянской версии. Некоторые греческие фрагменты можно восстановить на основании цитат у других церковных писателей. И. написал его между 180 и 185 гг. Самая объемная первая книга излагает гностическую систему, во второй книге предпринята попытка опровергнуть их учение при помощи рациональных доводов, третья книга отсылает к апостольской традиции, в четвертой мы находим изложение истин христианского вероучения и первый образец теологической истории. В кн. V И. рассматривает христианское учение о теле и воскресении из мертвых, поскольку именно эта часть христианского учения более всего оспаривалась гностиками. Сведения о гностиках И. почерпнул у более ранних полемистов, произведения которых пропали. Сам же он стал источником информации для Тертуллиана и Ипполита. В армянском переводе сохранилось сочинение Обоснование истинности апостольского учения (Epideiksis tu apostoliku kerygmatos). Оно представляет собой как бы катехистическое пособие. Другие сочинения, названные Евсевием Кесарийским, исчезли. И. не стремился к славе литератора, он писал пространно, только о том, что сам знал, но несмотря на это оказал значительное влияние на последующие поколения христианских писателей.

II.

Иреней, Eirenaios, лат. Irenaeus Comes, из Тира, ум. ок. 450 г. н. э., греческий христианский писатель. Занимал высокий пост при императоре Феодосии II. Был другом Нестора и последователем его учения. За попытку защиты Нестора был сослан в Петру (Аравия). Впоследствии стал митрополитом Тирским, после чего вновь был вынужден удалиться в изгнание. В несохранившихся 5 книгах истории Церкви детально описал борьбу несториан. Сочинение И. Трагедия можно реконструировать на основе произведения Synodicon adversus traghoediam Irenaei, написанного в VI в. предположительно христианским писателем Рустиком Римлянином.

ИСИДОР

Исидор, Isidoros, из Пелузия, ок. 360-ок. 440 гг. н. э., греческий эпистолограф. Учился в Александрии вместе с Синезием из Кирены, впоследствии стал монахом. Величайший эпистолограф христианской античности: он написал 3000 посланий, из которых сохранилось 2000. Они рисуют образ религиозной жизни того времени. И. рассматривал в них ряд проблем толкования Библии, догматических - полемика с арианами и манихеями - и аскетических вопросов.

ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ

Исидор Севильский (лат. Испанский); Isidorus Hispalensis, ок. 570-636 гг. н. э., латинский христианский писатель из знатной римско-испанской семьи (Карфаген Испанский). После смерти своего брата Леандра стал епископом Севильским (ок. 600-636 гг.). Способствовал организации школ, библиотек и скрипториев. Целью литературной деятельности И. было общее а также аскетическое и теологическое просвещение клира. И. написал множество исторических, драматических, естественнонаучных, теологических произведений. Но не был самобытным автором. Он очень много читал и делал заметки, поэтому большая часть его произведений состоит из выписок и цитат из различных языческих и христианских источников. Многих цитируемых авторов он знал лишь опосредованно. Важнейшим и наиболее известным произведением И. являются Этимологии (Etymologiarum libri XX) в 20 книгах, известные также как Начала (Origines), которые должны были заменить духовным лицам целую библиотеку и в сжатой форме изложить все те сведения, которые должен знать образованный человек. И. начинает каждый раздел с определения или описания этимологии понятия (отсюда название произведения). В кн. I-III он приводит сведения из области грамматики, риторики, диалектики, арифметики, геометрии, астрономии, а также музыки, то есть так называемых семи свободных искусств (septem artes liberales), а в оставшихся рассказывает о медицине, праве, философии, истории, теологии, литературе, театре, развлечениях, а также о различных естественных науках, освещает вопросы других областей знания, частью в алфавитном порядке, частью по тематическому принципу. Это типичная энциклопедия теологических и светских знаний, в течение многих веков, особенно в период каролингского ренессанса, была для Европы сводом программных знаний. Известны и меньшие по объему дидактические произведения И., например, О природе вещей (De natura rerum), трактат о небесных явлениях и о земле, а также Различия (Differentiarum libri II) в 2 книгах, словарь светских и церковных синонимов. Среди исторических произведений И. следует назвать самостоятельно написанное сочинение, прекрасный источник для изучения истории готов до 625 г., предваренное похвальным словом в честь родной Испании, О происхождении готов, царстве свебов и истории вандалов (De origine Gothorum et regno Sueborum et Vandalorum). Небезынтересно историко-литературное произведение О славных мужах (De viris illustribus), являющееся для нас единственным источником биографических данных некоторых писателей, в котором И. следует за произведениями Иеронима и Геннадия, носящими то же название. Из множества других сочинений И., особенно теологических, следует вспомнить небольшую работу Книга о числах в Священном Писании (Liber numenorum qui in sanctis scripturis occurunt), где приводятся аллегорические толкования некоторых чисел, и отдельно упомянуть сочинение из области догматической и нравственной теологии Сентенции (Sententiarum libri III) в 3 книгах. И является автором 23 эпиграмм. Собранное в произведениях И. богатство древних знаний (языческих и христианских) из разных областей жизни при его посредстве переняло средневековье. Главное произведение И. Этимологии долгие века служило - в соответствии с замыслом автора - всеобщей энциклопедией, тем более ценной, что И. никогда не был лишь некритичным компилятором чужих мыслей.

ИСОКРАТ

Исократ, Isokrates, 436-338 гг. до н. э., греческий оратор. Сын владельца ремесленной мастерской, ученик софистов, Сократа и политика Терамена. Литературную деятельность начал в 403 г. с написания судебных речей на заказ. В 390 г. открыл в Афинах школу красноречия, программа которой, кроме риторики, включала также изучение некоторых основ истории, литературы, истории права, и даже в некотором смысле психологии. Школа И. была первой в Европе средней общеобразовательной школой, которая должна была подготовить учеников к исполнению государственных должностей. В ней воспитывались ораторы Демосфен, Гиперид, Эсхин, Ликург, Дейнарх, историки - Теопомп, Эфор и др. И. развил также широкую политическую деятельность; из-за слабого голоса он не выступал публично, свои взгляды распространял при помощи политических брошюр, составленных в форме фиктивных речей, и публицистических листков. Во внутренней политике И. был сторонником олигархии, во внешней - идеей И. было объединение греческих городов для войны с Персией. Одержанная в той войне победа должна была освободить территории для переселенцев из перенаселенных областей Греции. Предводителей этого похода И. искал прежде всего в Афинах и Спарте, затем за пределами Греции; он видел его руководителя в Дионисии, тиране Сиракуз, а после его смерти - в Филиппе II, царе Македонии. Литературное наследие И. включает судебные речи, программные сочинения, политические брошюры и листки. Судебные речи датируются 403-390 гг. Это Против Эвфинуна на процессе без свидетелей (Pros Euthynun amartyros; 403 г.); Против Каллимаха (Pros Kallimachon paragrafe) Против Лойхита (Kata Loichitu epilogos; после 403), речь в защиту Алкивиада от обвинений Лисия; Против банкиров (Trapezitikos; ок. 394 г.), содержащая много интересной информации о торговле Афин с Босфором; Речь перед судом в Эгине (Aiginetikos; 390 г.). Риторическую программу И. представил в двух речах: Против софистов (Kata ton sofiston; 390 г.) и О обмене имуществом (Peri antidoseos; 353 г.); в этих речах И. осуждает ораторов, занятых пустыми делами и не заботящихся о форме и стиле своих речей, и софистов, предлагающих в своих риторических школах готовые образцы для подражания, не уделяя внимания общему образованию воспитанников; действиям противников он противопоставляет собственную программу, давая указания по поводу воспитания и образования молодежи, а также о композиции речей, их стиле и содержании. Особое внимание он обращает на содержание речи, ее нравственную направленность. В других речах И. полемизирует с софистическими декламациями Горгия и Поликрата; он ставит в упрек предшественникам их неумение, указывает ошибки, а затем демонстрирует, как следует выстраивать речи этого типа. 373 годом датируются три сочинения И., посвященные Никоклу, правителю Саламина на Кипре: Никоклея и Никокл или Киприоты, в которых автор дает рекомендации правителю и описывает обязанности подданного, и Эвагор, произведение восхваляющее умершего царя, отца Никокла. Это сочинение имеет существенное значение для истории литературы как самый ранний памятник прозаического похвального слова историческому лицу и образец для всей позднейшей литературы этого типа в Греции. Политические сочинения И. касаются прежде всего внутренней ситуации в Греции и проблемы войны с Персией. Самым ранним из них является знаменитый Панегирик (Panegyrikos; 386 г.), брошюра, написанная в форме речи на олимпийских играх; в ней И. высказывается в поддержку II Морского Союза. Платейская речь (Plataikos;373 г.) и Архидем (366 г.) представляет реакцию на экспансию Фив, призывает Афины прийти на помощь Платеям и Спарте в борьбе против этого города. Послание к Дионисию (367 г.) уговаривает тирана Сиракуз, чтобы он вступил в афинско-спартанский союз против Персии. В речи О мире (Peri eirenes; ок.357 г.) И. вновь агитирует за панэллинский мир и согласие. Проблемы внутренней политики Афин он решает в Ареопагитике (речи перед Ареопагом, после 355 г.). И., сомневавшийся в силе афинской демократии, выражает здесь уверенность в том, что возродить благоденствие и мощь Афин можно только вернувшись к законодательству Солона. С 346 г. И. посвящал все свои силы организации похода на Персию под предводительством Филиппа II Македонского. Этот вопрос затрагиваются в сочинениях Филипп (346 г.), Послания Филиппу (344 г.) и Послания Александру (342 г.). Политическим завещание И. стала Панафеянская речь (Panathenaikos;342-339 гг.), в которой он подводит итог своей политической деятельности, дополняя эти рассуждения литературной полемикой с софистами. Частное дело, просьба о возвращении Агенора из изгнания, содержится в письме И. к правителям Митилены (350 г.). Не сохранилась речь в честь Грилла, павшего под Мантинеей сына Ксенофонта. Не считаются подлинными Послание к Демонику, Послание Антипатру и третье послание к Филиппу (338 г.). И. был создателем теории классической греческой прозы; его главной заслугой было отделение языка прозы от языка поэзии (употребление поэтических выражений он допускал только в фиктивных речах), а также разработка ритмически расчлененного периода. И. предписывал всегда избегать зияний. Он был причислен к канону 10 аттических ораторов.

ИСТОРИИ РИМСКИХ ИМПЕРАТОРОВ

«Истории римских императоров» («Scriptores historiae augustae») - собрание 30 биографий римский императоров, латинское произведение, датируемое различным образом: от конца III до VI вв. н. э. В рукописях названы имена 6 авторов: Элий Спартиан, Юлий Капитолин, Вулкаций Галикан, Элий Лампридий, Требеллий Поллион, Флавий Вописк. До недавнего времени считалось, что биографии 1-21 являются произведениями первых четырех авторов, а биографии 22-30 принадлежат двум оставшимся. Сегодня, однако, превалирует мнение, что весь сборник написан одним, не известным нам автором, не ранее V в. н. э. Сборник включал биографии императоров, узурпаторов и претендентов на престол 117-284 гг. н. э., от Адриана до Нумериана, но его средняя часть, относившаяся к 244-253 гг. н. э., погибла. Некоторые исследователи полагают, что, должно быть, утрачено и начало (жизнеописания Нервы и Траяна), в том случае, если авторы продолжали произведение Светония. Факт этот не доказан, хотя влияние Светония здесь очевидно. Однако Светоний не был единственным образцом, поэтому биографии сборника значительно отличаются по построению от Жизни двенадцати цезарей. Их композиция не так прозрачна. Снабженные вступлением, а часто и эпилогом, они содержат длинные описания, отчетливо выражена морализаторская тенденция. В конце жизнеописаний помещены документы: письма, постановления сената и др. (этих элементов нет у Светония). Документы эти в большинстве своем поддельные. Большие сомнения вызывают также многочисленные литературные источники, на которые ссылаются в сборнике. Из них сохранились очень немногие (как, например, произведение Геродиана Сирийского), и мы часто можем подозревать, что имеем дело с подделкой. Неизвестно, с какой именно целью было написано произведение. Автор (или авторы) выражают свою симпатию Сенату, не одобряя ни наследственной монархии, ни вмешательства армии в политическую жизнь. В последнее время высказывается предположение, что скрыл цели написания произведения, свое имя и даты жизни, чтобы эффективнее нападать на христианство, противопоставляя ему идеализированную толерантность язычников. Несмотря на тенденциозность и несомненные, хотя и трудно доказуемые фальсификации, это произведение имеет для нас большую ценность, ибо является единственным сохранившимся источником сведений о правлении императоров II и III вв. н. э. Оно содержит много важной информации о жизни двора и повседневной жизни, в нем присутствуют многочисленные анекдоты. Написанное в духе сенаторской идеологии, произведение иллюстрирует политическую мысль и религиозные волнения эпохи.

ИСТОРИЯ АПОЛЛОНИЯ, ЦАРЯ ТИРА

«История Аполлония, царя Тира» - роман неизвестного автора II в. н. э. Оригинал был, вероятно, греческим, однако самая старая из сохранившихся его версий - это латинская переработка V или VI вв., рассказ о непростой судьбе Аполлония, царя Тира, который добивается руки дочери царя Кирены, однако потом посреди удивительных приключений теряет и свою молодую жену, и собственную дочь, чтобы после долгих лет благополучно ее найти. С течением лет История Аполлония, царя Тира, где проза перемежалась со стихами, а языческие элементы с христианскими, подвергалась различным изменениям и дополнениям. Этот роман был известен и читался на всех европейских языках вплоть до конца средневековья.

ИТИНЕРАРИИ

Итинерарии - произведения латинской христианской литературы В связи с движением паломников, усилившимся с IV в. н. э., рождается ряд путеводителей, описывающих Святую Землю и ее памятники. К ним принадлежат Бордосский итинерарий - описание путешествия из Бордо (Бурдигалы) до Иерусалима по святым местам (333 г.), Свод сведений об Иерусалиме V/VI вв. О положении Святой Земли (De situ Terrae Sanctae) Феодосия и приписываемый Антонину из Плаценции Итинерарий, представляющий описание паломничества в Иерусалим ок. 570 г. Особое место занимает итинерарий Эгерии. Итинерарии являются важным документом для изучения ментальности того времени и паломнического движения, а также содержат неоценимые сведения по географии, топографии и археологии, в особенности относительно Палестины.

Предыдущая страница Следующая страница