Закон Двенадцати таблиц (лат. Lex или Leges duodecim tabularum или duodecim tabulae), самый древний памятник римского права, созданный в 451-450 гг. до н. э. двумя последовательными комиссиями из 10 человек (decemviri legibus scribundus). Сомнения в подлинности произведения, появившиеся в начале XX в. ныне отброшены. Устав этот, составленный в интересах плебеев, прежде всего уточнял нормы узуального права преимущественно касавшегося мелких землевладельцев. Поэтому его основное содержание - это положения из области частного права, судопроизводство и наказание в гражданских делах, меньше места было отведено общественному праву. Подход к урегулированию этих дел был казуистическим, его отличали примитивизм и суровость, например, посягательство на чужую собственность в некоторых случаях каралось смертью. Устав этот был записан на деревянных табличках и выставлен на Форуме, но в таком виде скоро разрушился. Однако он оставался в памяти народа (еще во времена Цицерона его учили наизусть в школах), всегда почитался и никогда не был отменен формально, хотя отдельные его положения рано утратили актуальность. Его творчески интерпретировали и писали к нему специальные комментарии еще во II в. н. э. Текст не сохранился, остались только разрозненные фрагменты и ссылки на него в правовой и другой специальной литературе, например, у грамматиков для иллюстрации архаических форм языка. На основе этих обрывков в XIX и XX вв. пытались реконструировать его форму и содержание. |
Зенодот, Zenodotos, из Эфеса, ок. 325 - ок. 260 гг. до н. э., греческий философ. Работал в Александрии. Ученик Филета Косского, первый смотритель Александрийской Библиотеки, воспитатель Птолемея II Филадельфа. Систематизируя вместе с Александром Этолийским, Ликофроном из Халкиды и Каллимахом собрания новой Библиотеки, он занялся приведением вы порядок испорченных текстов с целью вернуть им первоначальный вид. Таким образом, З. заложил основы современному анализу текста и стал отцом филологии. Он подготовил первое издание Гомера, в котором для обозначения стихов, прищзнанных не аутентичными ввел знаки, названные критическими (эти знаки должны были при сохранении текста в том виде, в каком он был найден в рукописи, донести до читателя мнение издателя). Сверх этого З. издал Теогонию Гесиода и песни Анакреона и Пиндара. От его многочисленных произведений ничего не осталось. |
Зенон, Zeno, из Вероны, ум. ок. 371 г. н. э., латинский христианский писатель. Родился в Мавритании. С 362 г. до смерти был епископом Вероны. От писательского творчества З. Сохранилось 16 больших и 77 малых проповедей на догматические и нравственные темы. Борясь с арианским влиянием, З. часто затрагивал темы о Св. Троице и Богоматери. В его сочинениях мы встречаем множество реминисценций из Апулея, Тертуллиана, Киприана, Лактанция. |
Зенон Кифеонский, Zenon, IV/III вв. до н. э., греческий философ. Основатель школы стоиков. Родился между 342-334 гг., ум. между 270-262 гг. до н. э. Его отца звали Мнесий, возможно, он был финикийского происхождения. В 312/311 гг. до н. э. З. переезжает в Афины. Завороженный Воспоминаниями о Сократе Ксенофонта, он начал ходить на выступления эпигонов Сократа, принадлежавших к платонической, мегарской и кинической школам, но в особенности его привлекало учение и личность киника Крата из Фив. Под его влиянием он написал трактат О государстве (Politeia), а затем, в подражание Ксенофонту -еосвятил ему отдельное произведение Воспоминания о Крате (Apomnemoneumata Krates). В своем учителе он видел идеал мудреца, которому для счастья хватает добродетели. Но со временем суровые обычаи киников, а также их диалектическая несостоятельность, начали отталкивать З., в то же время он уичлся в мегарской школе, изучая искусство вести дискуссии у Стилпона из Мегары, а затем у платоников Ксенократа и Полемона. Ок. 300 г. до н. э. З. решился основать собственную школу. Возможно, толчком послужило открытие Эпикуром в 307/306 гг. до н. э. знаменитого Сада и популярность его учения, с которым З. не мог согласиться и пытался полемизировать. В результате он начал учить в Портике - Stoa Poikile (отсюда название школы), а затем, подобно Сократу и киникам, в гимнасиях, на улицах и на агоре. В ходе своей сорокалетней деятельности З. послыл самым знаменитым философом Афин. Из всех краев Греции к нему стекались ученики, принадлежавшие к разным общественным слоям; среди его последователей был и македонский царь Антигон Гонат. Когда З. умер на 72 году жизни, благодарные афиняне воздали ему почести, присудив венок и поместив гробницу на Керамике. Учение стоиков систематизировал Хрисипп из Солы. В настоящее время невозможно установить, каков был вклад каждого из этих философов и их последователей. ( Общие принципы стоиизма изложил Хрисипп.) Диоген Лаэртский пирводит 17 названий не сохранившихся произведений З., среди них: О государстве, О жизни в согласии с проиродой (Peri tu kata physin biu), О страстях (Peri pathon), Воспоминания о Крате. |
Зенон Элейский, Zenon, из Элеи в Южной Италии, род. ок. 490 г. до н. э., греческий философ. Самый выдающийся ученик Парменида, вместе с которым он посетил Афины приблизительно в 450 г. до н. э. Согласно легенде, распространившейся в конце III в. до н. э., он участвовал в заговоре против тирана Элеи и погиб мучительной смертью, поскольку отказался назвать имена соучастников. По-видимому, он написал только одно прозаическое произведение О природе (Peri physeos), известное еще в VI в. н. э. Оно состояло из аргументов (logoi), в каждом из которых обозревались все возможные гипотезы. З. ограничивался борьбой при помощи диалектики (изобретателем которой он был) с притвниками элеатской школы, доказыая невозможность множественности и движения, а следовательно - рождения и разрушения. Из 4 парадоксов, в которыхотрицается существование движения, самые известные - Ахилл и Стрела. Ахилл не может догнать черепаху, поскольку он сначала должен достигнуть пункта, из которого черепаха вышла, а пока он это делает, черепаха продвинется вперед и опередит Ахилла. Летящая стрела в действительности не движется, поскольку в кадый момент полета она занимает определенное место в пространстве, то есть отдыхает (при этом предполагается, что время складывается из следующих друг за другом мгновений настояшего). З. является одним из главных героев диалога Платона Парменид. |
Зоил, Zoilos, из Амфиполя, IV в. до н. э., греческий философ и оратор. Киник, учитель Анаксимена из Лампсака и Демосфена, автор исторического произведения (от начала мира до смерти Филиппа II (336 г. до н. э.)) и труда Об Амфиполе (Peri Amphipoleos). Своеобразную известность ему принесли его резкие нападки на Исократа, Платона и прежде всего на Гомера, которому он посвятил произведение Против творчества Гомера (Kata tes Homeru poieseos; фр.). Он нашел в гомеровских произведениях прротиворечия, ошибки, а также такие места, которые в свете рациональной критики демонстрировали смехотворность и абсурдность образов Гомера, а также сообразительность его критика. Например, товарищи Одиссея, превращенные в свиней, плачут, а свиньи плакать не могут. Он критиковал также язык и грамматику Гомера. Эта резкая, уничтожающая критика снискала ему прозвище Бич Гомера (Homeromastiks). Имя З. стало символом въедливого, желчного литературного критика. |
Зосим, Zosimos, V в. н. э., греческий историк. О жизни З. у нас нет сведений, кроме того, что он получил титул комеса и был государственным чиновником. Написал произведение Новая история (Nea historia) в 6 книгах, охватывающее период от правления Августа до завоевания Рима Аларихом (410 г.). После краткого обзора истории до прихода к власти Диоклетиана, повествование становится более подробным. Этот период он описывал на основании языческих источников: произведений Юлиана Отступника и историков Евнапия и Олимпиодора. З. был противником христианства, причины упадка Римской Империи он усматривал в забвении древней религии. Вину за это положение вещей он возлагал в основном на Константина I, кторому противопоставил Юлиана Отступника, сторонника возвращения к традиционной римской религии. Призведение З. носит компилятивный характер. К нему обращались Евагрий и Иоанн Антиохийский. ИвикИвик, Ibikos, из Регия в Южной Италии, VI в. до н. э., греческий лирический поэт. Молодость провел на родине, потом уехал на остров Самос, где находился при дворе тирана Поликрата. Согласно легенде был убит разбойниками, а журавли, ставшие свидетелями смерти И. указали на тех, кто это сделал. И. писал хоровые песни, а также песни, предназначенные для одного исполнителя. Сохранились немногочисленные фрагменты. Возможно, в юности перекладывал эпические предания в лирические метры по образцу Стесихора. Поэтому древние приписывали ему произведения, позднее признанные творениями Стесихора, например, Погребальные игры в честь Пелия (Athla epi Pelia), Взятие Трои (Iliu persis). И. прославился любовными песнями, адресованными юношам. Их отличали сила чувства и тонкое восприятие красоты природы. Многие из них предназначались для одного исполнителя. Самый большой папирусовый фрагмент (ок. 53 стихов), адресованный Поликрату (вероятно, сыну тирана), был ранее включен в хоровую песню, состоявшую из трех частей, прославлявшую прекраснейших героев мифических времен, с которыми можно сравнить красоту Поликрата, столь же достойную бессмертия. Предание о журавлях стало бродячим сюжетом. Его взял Ф. Шиллер для своей баллады Ивиковы журавли (русский перевод В.А. Жуковского). |