Античные писатели
Статьи на букву "З"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

ЗАКОН ДВЕНАДЦАТИ ТАБЛИЦ

Закон Двенадцати таблиц (лат. Lex или Leges duodecim tabularum или duodecim tabulae), самый древний памятник римского права, созданный в 451-450 гг. до н. э. двумя последовательными комиссиями из 10 человек (decemviri legibus scribundus). Сомнения в подлинности произведения, появившиеся в начале XX в. ныне отброшены. Устав этот, составленный в интересах плебеев, прежде всего уточнял нормы узуального права преимущественно касавшегося мелких землевладельцев. Поэтому его основное содержание - это положения из области частного права, судопроизводство и наказание в гражданских делах, меньше места было отведено общественному праву. Подход к урегулированию этих дел был казуистическим, его отличали примитивизм и суровость, например, посягательство на чужую собственность в некоторых случаях каралось смертью. Устав этот был записан на деревянных табличках и выставлен на Форуме, но в таком виде скоро разрушился. Однако он оставался в памяти народа (еще во времена Цицерона его учили наизусть в школах), всегда почитался и никогда не был отменен формально, хотя отдельные его положения рано утратили актуальность. Его творчески интерпретировали и писали к нему специальные комментарии еще во II в. н. э. Текст не сохранился, остались только разрозненные фрагменты и ссылки на него в правовой и другой специальной литературе, например, у грамматиков для иллюстрации архаических форм языка. На основе этих обрывков в XIX и XX вв. пытались реконструировать его форму и содержание.

ЗЕНОДОТ

Зенодот, Zenodotos, из Эфеса, ок. 325 - ок. 260 гг. до н. э., греческий философ. Работал в Александрии. Ученик Филета Косского, первый смотритель Александрийской Библиотеки, воспитатель Птолемея II Филадельфа. Систематизируя вместе с Александром Этолийским, Ликофроном из Халкиды и Каллимахом собрания новой Библиотеки, он занялся приведением вы порядок испорченных текстов с целью вернуть им первоначальный вид. Таким образом, З. заложил основы современному анализу текста и стал отцом филологии. Он подготовил первое издание Гомера, в котором для обозначения стихов, прищзнанных не аутентичными ввел знаки, названные критическими (эти знаки должны были при сохранении текста в том виде, в каком он был найден в рукописи, донести до читателя мнение издателя). Сверх этого З. издал Теогонию Гесиода и песни Анакреона и Пиндара. От его многочисленных произведений ничего не осталось.

ЗЕНОН

Зенон, Zeno, из Вероны, ум. ок. 371 г. н. э., латинский христианский писатель. Родился в Мавритании. С 362 г. до смерти был епископом Вероны. От писательского творчества З. Сохранилось 16 больших и 77 малых проповедей на догматические и нравственные темы. Борясь с арианским влиянием, З. часто затрагивал темы о Св. Троице и Богоматери. В его сочинениях мы встречаем множество реминисценций из Апулея, Тертуллиана, Киприана, Лактанция.

ЗЕНОН КИФЕОНСКИЙ

Зенон Кифеонский, Zenon, IV/III вв. до н. э., греческий философ. Основатель школы стоиков. Родился между 342-334 гг., ум. между 270-262 гг. до н. э. Его отца звали Мнесий, возможно, он был финикийского происхождения. В 312/311 гг. до н. э. З. переезжает в Афины. Завороженный Воспоминаниями о Сократе Ксенофонта, он начал ходить на выступления эпигонов Сократа, принадлежавших к платонической, мегарской и кинической школам, но в особенности его привлекало учение и личность киника Крата из Фив. Под его влиянием он написал трактат О государстве (Politeia), а затем, в подражание Ксенофонту -еосвятил ему отдельное произведение Воспоминания о Крате (Apomnemoneumata Krates). В своем учителе он видел идеал мудреца, которому для счастья хватает добродетели. Но со временем суровые обычаи киников, а также их диалектическая несостоятельность, начали отталкивать З., в то же время он уичлся в мегарской школе, изучая искусство вести дискуссии у Стилпона из Мегары, а затем у платоников Ксенократа и Полемона. Ок. 300 г. до н. э. З. решился основать собственную школу. Возможно, толчком послужило открытие Эпикуром в 307/306 гг. до н. э. знаменитого Сада и популярность его учения, с которым З. не мог согласиться и пытался полемизировать. В результате он начал учить в Портике - Stoa Poikile (отсюда название школы), а затем, подобно Сократу и киникам, в гимнасиях, на улицах и на агоре. В ходе своей сорокалетней деятельности З. послыл самым знаменитым философом Афин. Из всех краев Греции к нему стекались ученики, принадлежавшие к разным общественным слоям; среди его последователей был и македонский царь Антигон Гонат. Когда З. умер на 72 году жизни, благодарные афиняне воздали ему почести, присудив венок и поместив гробницу на Керамике. Учение стоиков систематизировал Хрисипп из Солы. В настоящее время невозможно установить, каков был вклад каждого из этих философов и их последователей. ( Общие принципы стоиизма изложил Хрисипп.) Диоген Лаэртский пирводит 17 названий не сохранившихся произведений З., среди них: О государстве, О жизни в согласии с проиродой (Peri tu kata physin biu), О страстях (Peri pathon), Воспоминания о Крате.

ЗЕНОН ЭЛЕЙСКИЙ

Зенон Элейский, Zenon, из Элеи в Южной Италии, род. ок. 490 г. до н. э., греческий философ. Самый выдающийся ученик Парменида, вместе с которым он посетил Афины приблизительно в 450 г. до н. э. Согласно легенде, распространившейся в конце III в. до н. э., он участвовал в заговоре против тирана Элеи и погиб мучительной смертью, поскольку отказался назвать имена соучастников. По-видимому, он написал только одно прозаическое произведение О природе (Peri physeos), известное еще в VI в. н. э. Оно состояло из аргументов (logoi), в каждом из которых обозревались все возможные гипотезы. З. ограничивался борьбой при помощи диалектики (изобретателем которой он был) с притвниками элеатской школы, доказыая невозможность множественности и движения, а следовательно - рождения и разрушения. Из 4 парадоксов, в которыхотрицается существование движения, самые известные - Ахилл и Стрела. Ахилл не может догнать черепаху, поскольку он сначала должен достигнуть пункта, из которого черепаха вышла, а пока он это делает, черепаха продвинется вперед и опередит Ахилла. Летящая стрела в действительности не движется, поскольку в кадый момент полета она занимает определенное место в пространстве, то есть отдыхает (при этом предполагается, что время складывается из следующих друг за другом мгновений настояшего). З. является одним из главных героев диалога Платона Парменид.

ЗОИЛ

Зоил, Zoilos, из Амфиполя, IV в. до н. э., греческий философ и оратор. Киник, учитель Анаксимена из Лампсака и Демосфена, автор исторического произведения (от начала мира до смерти Филиппа II (336 г. до н. э.)) и труда Об Амфиполе (Peri Amphipoleos). Своеобразную известность ему принесли его резкие нападки на Исократа, Платона и прежде всего на Гомера, которому он посвятил произведение Против творчества Гомера (Kata tes Homeru poieseos; фр.). Он нашел в гомеровских произведениях прротиворечия, ошибки, а также такие места, которые в свете рациональной критики демонстрировали смехотворность и абсурдность образов Гомера, а также сообразительность его критика. Например, товарищи Одиссея, превращенные в свиней, плачут, а свиньи плакать не могут. Он критиковал также язык и грамматику Гомера. Эта резкая, уничтожающая критика снискала ему прозвище Бич Гомера (Homeromastiks). Имя З. стало символом въедливого, желчного литературного критика.

ЗОСИМ

Зосим, Zosimos, V в. н. э., греческий историк. О жизни З. у нас нет сведений, кроме того, что он получил титул комеса и был государственным чиновником. Написал произведение Новая история (Nea historia) в 6 книгах, охватывающее период от правления Августа до завоевания Рима Аларихом (410 г.). После краткого обзора истории до прихода к власти Диоклетиана, повествование становится более подробным. Этот период он описывал на основании языческих источников: произведений Юлиана Отступника и историков Евнапия и Олимпиодора. З. был противником христианства, причины упадка Римской Империи он усматривал в забвении древней религии. Вину за это положение вещей он возлагал в основном на Константина I, кторому противопоставил Юлиана Отступника, сторонника возвращения к традиционной римской религии. Призведение З. носит компилятивный характер. К нему обращались Евагрий и Иоанн Антиохийский.

Ивик

Ивик, Ibikos, из Регия в Южной Италии, VI в. до н. э., греческий лирический поэт. Молодость провел на родине, потом уехал на остров Самос, где находился при дворе тирана Поликрата. Согласно легенде был убит разбойниками, а журавли, ставшие свидетелями смерти И. указали на тех, кто это сделал. И. писал хоровые песни, а также песни, предназначенные для одного исполнителя. Сохранились немногочисленные фрагменты. Возможно, в юности перекладывал эпические предания в лирические метры по образцу Стесихора. Поэтому древние приписывали ему произведения, позднее признанные творениями Стесихора, например, Погребальные игры в честь Пелия (Athla epi Pelia), Взятие Трои (Iliu persis). И. прославился любовными песнями, адресованными юношам. Их отличали сила чувства и тонкое восприятие красоты природы. Многие из них предназначались для одного исполнителя. Самый большой папирусовый фрагмент (ок. 53 стихов), адресованный Поликрату (вероятно, сыну тирана), был ранее включен в хоровую песню, состоявшую из трех частей, прославлявшую прекраснейших героев мифических времен, с которыми можно сравнить красоту Поликрата, столь же достойную бессмертия. Предание о журавлях стало бродячим сюжетом. Его взял Ф. Шиллер для своей баллады Ивиковы журавли (русский перевод В.А. Жуковского).

Предыдущая страница Следующая страница