Античные писатели
Статьи на букву "Е"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

ЕВДОКИЯ

Евдокия, Eudokia, ок. 400-460 гг. н. э., греческая христианская поэтесса. Происходила из Афин, была дочерью философа-ритора. Приняв в Константинополе христианство сменила имя Атенаис на Евдокию и стала женой императора Феодосия II, деяния которого прославляла в (утраченной) поэме. Отправилась в паломничество в Святую Землю, где затем, попав в опалу, и поселилась. В поэме Homerokentra воспевала жизнь Христа гомеровскими гекзаметрами (см. Центон); в гекзаметрах описала она и жизнь св. Киприана: Три книги о мученичестве Киприана (Logos eis martyra ton Kyprianon). Е. переложила в стихи «восьмикнижие» (то есть первые восемь книг Ветхого Завета) и книги Даниила и Захарии. Поэзия Е. не обладала значительными художественными достоинствами.

ЕВДОКС

Евдокс, Eudoksos, с Книда, ок. 391- ок. 338 гг. до н. э., греческий писатель, математик, астроном, врач и философ. Изучал математику у Архита, медицину у Филистона, а с 23 года жизни был учеником Платона. Жил в Египте при дворе фараона Нектанеба. Полтора года жил среди жрецов, создавая свое календарно-астрономическое произведение Восьмилетний цикл (Oktaeteris). После пребывания в Кизике при дворе Мавсола в Карии, ок. 368 г., основал в Афинах собственную школу. Читал лекции по теологии, космологии и метеорологии. Писал многочисленные работы, относящиеся к разным областям знания. Е. признан одним из величайших математиков древности. Наиболее выдающимися представляются его достижения в геометрии, прежде всего создание общей теории пропорций, воспроизведенной Евклидом в его Элементах. Большое значение имела попытка математического объяснения движения планет при помощи системы «гомоцентричных» сфер, впоследствии развитой Аристотелем. Из астрономических трудов Е. нам известны по названиям Зеркало (Enormon) и Феномены (Phainomena; досл.: «то, что является взору», то есть описание неба) в 2 книгах, которые Арат переложил в гекзаметры в описательной части своей поэмы под тем же названием. В области географии Е. написал Описание Земли (Periodos ges) в 7 книгах, в котором дал описание всех тогда известных земель, двигаясь из Индии в западном направлении. К описанию он приложил карту. Принимал гипотезу о шарообразном строении Земли и предположительно утверждал, что плывя на запад от Европы нужно дойти в конце концов до Индии. Он опирался на сведения Геродота, Ктесия, Филиста, Ксанфа (см. Ионийские логографы), на устные рассказы и личные наблюдения. Его произведение использовали Аристотель, Дикеарх, Тимей, Агатархид; его знали Эратосфен, Полибий и Страбон.

ЕВКЛИД

Евклид, Eukleides, IV/III в. до н. э., греческий математик. Работал в Александрии во времена Птолемея I (323-282 гг. до н. э.). Основное его произведение Элементы геометрии (Stoicheia geometrias) в 13 книгах является систематическим изложением всех современных ему математических знаний из области планиметрии, стереометрии и некоторых проблем арифметики (теория чисел). Его произведение вытеснило сочинения его предшественников (Гиппократа Хиосского, Леона, Февдия). Комментарии к Элементам геометрии составляли Герон, Прокл, Папп. Элементы Е. благодаря предельной ясности терминологии и языка математических формул, не тлько использовались в качестве учебника геометрии на протяжении всей античности, но служили еще в XIX в. Геометрические вопросы затрагивают кроме того Данные (Dedomena), Ошибочные заключения (Psuedaria), Выводы (Porismata). Из других работ Е. сохранились еще Элементы астрономии (Fainomena), Оптика (Ta optika) и сочинение по теории музыки, цитируемое под латинским названием Sectio canonis.

ЕВНАПИЙ

Евнапий, Eunapios, из Сард, ок.345-ок. 420 гг. н. э., греческий оратор. Учился в Афинах, был неоплатоником, врагом христиан. Написал биографии 23 современных ему философов(среди них Плотина и Порфирия) под заглавием Жизнеописания софистов (Bioi sofiston), следуя таким образом за биографическим сочинением Филострата II. Труд Е. является важным источником исследования культурной жизни времен императора Юлиана Отступника. По совету своего друга Орибазия написал Исторические записки (Hypomnemata historika), продолжающие работу историка III. н. э. Дексиппа из Афин. Его содержание, заключенное в 14 книгах, известно нам по работам византийских компиляторов и историков Церкви, а также по выдержкам, сохранившимся среди прочих у Фотия. Оно излагало события после смерти Клавдия II (270 г.) до 404 г., с более подробным описанием периода правления императора Юлиана.

ЕВПОЛ

Евпол, Eupolis, ок. 445-ок. 410 гг. до н. э., сын Сосипола, афинянин, греческий комедиограф. Вероятнее всего, погиб во время Пелопонесской войны. Вместе с Кратином и Аристофаном принадлежит к тройке выдающихся представителей древнеаттической комедии, сопоставляемой с тройкой трагиков (Эсхил, Софокл, Еврипид). Согласно разным версиям, он поставил 14 или 17 комедий, 7 раз одержав победу. Вначале был другом Аристофана, с которым он сотрудничал (с 424 г.?), впоследствии его противник и соперник. Политически пристрастный, нападал в своих комедиях равно на распущенность аристократической золотой молодежи (например, в лице Алкивиада) и на продажность вождей демократии. Наши сведения о творчестве Е. весьма скудны, только о нескольких комедиях мы знаем несколько больше. В пьесе Марикас (Marikas)Е. высмеивал демагога Гипербола, в Козах (Aiges) - софистов-музыкантов; Льстецы (Kolakes) представляют собой атаку на богача Каллиаса, содержащего толпу паразитов-льстецов (при случае Э. нападал также на Протагора и шурина Каллиаса Алкивиада), в Почитателях (Baptai) он резко нападает на Алкивиада, изображенного почитателем богини Коттито; в комедии Города (Poleis) Е. поднимает проблему афинского морского господства, решительно выступая в защиту союзных городов-государств, которых считали подданными Афин. Лучше всего, благодаря обширным фрагментам папирусов, мы знаем комедию Демы (Demoi), поставленную в 412 г. Ее действие начинается в Гадесе, куда афиняне отправили посольство, чтобы в трудной ситуации вызвать на землю кого-нибудь из умерших политиков. В мир выходят Миронид, Мильтиад, Аристид, Солон и Перикл. Местом действия второй части является афинская Агора. Прибывшие из царства мертвых выступают здесь в эпизодических сценах, поучая, проклиная или карая представителей афинских властей, современных Е. в этой части хор представляли демы, то есть аттические округа (отсюда название комедии). В Гадесе выступал, вероятно, другой хор, складывающийся из старых демов, которые принимали участие в битве под Марафоном. Комедии Е., по оценке древних, отличали обаяние и фантазия.

ЕВРИПИД

Еврипид, Euripides, с Саламина, ок. 485-406 гг. до н. э., греческий трагический поэт. Происходил из состоятельной афинской семьи. Его отец Мнесарх (или Мнесархид) имел какую-то собственность на Саламине, другую - в аттическом округе Флия. Е. получил прекрасное образование (вероятно, он был учеником Анаксагора, знал также Продика, Протагора и Сократа). Был жрецом Зевса во Флии и единожды участвовал в афинском посольстве в Сиракузы. По характеру скорее нелюдим, он наиболее охотно находился в своем жилище на Саламине, посвящая время исследованиям и писательскому труду; там у него была своя библиотека. В 455 г. Е. впервые выступил в трагическом агоне и занял третье место, первый успех к нему пришел в 441 г. Подвергшись нападкам за новизну взглядов, он лишь 5 раз получил первую награду (в том числе одну посмертно). В 408 или 407 г. навсегда покинул Афины. Он удалился в Пеллу, ко двору македонского царя Архелая, где среди прочего написал в честь царя пьесу Архелай (фр.). Умер в Пелле, по легенде, растерзанный сворой гончих псов. Е. был дважды женат, в первый раз на Мелите, второй - на Хорине (или Хориле), с которой прижил 3 сыновей (один из них, Еврипид, тоже трагический поэт, поставил после смерти отца его последние произведения). - Драматическое творчество Е. насчитывало 92 произведения, объединенные в трилогии или тетралогии часто не связанные сюжетно. Целиком сохранилось 17 трагедий и одна сатирова драма, а также свыше 1000 фрагментов. В творчестве Е. различают 3 периода; произведения, написанные в каждый из них, имеют общие черты, роднящие их между собой. Первую группу составляют драмы, которые можно назвать психологическими, так как Е. со знанием дела описывает в них переживания женщин, одержимых сильными страстями. Алкест (Alkestis; 438 г.), самая ранняя из сохранившихся пьес, представляла последнюю часть тетралогии, состоявшей из сатировых драм. Отсюда ее трагически-бурлескный характер. Е. использовал здесь мотив обмана смерти: жена отдает жизнь за мужа, нов награду за добровольную жертву сама вырывается из рук смерти. В драме Медея (Medea; 431 г.) трагический конфликт разыгрывается в истерзанном страстью сердце женщины. Преданная и обманутая варварская царица после тяжелой, мастерски описанной внутренней борьбы убивает собственных детей, чтобы таким способом отомстить их отцу, неверному Ясону. Жертвой страсти представляется также Федра, героиня трагедии Ипполит Увенчанный(Hippolytos stefaneforos; 428 г.), являющей новой обработкой плохо принятой публикой пьесы под названием Ипполит, скрывающий облик (Hippolytos kalyptomenos). Федра старается скрыть и одолеть страстную любовь к своему пасынку Ипполиту. Когда тайна раскрывается, отвергнутая и униженная, она совершает самоубийство, мстя Ипполиту из могилы клеветой. В Гекубе (ок. 425 г.) Е. показал трагедию страдающей матери и царицы уничтоженного народа. Эта удрученная горем, но полная достоинства женщина превращается в жаждущую крови мстительницу. Гекуба - великая трагедия мести, интриг и клеветы. К тому же кругу мифов принадлежит Андромаха (ок. 419 г.; в Афинах не ставилась), представляющая трагедию униженной и брошенной в крайнюю нужду богатой женщины. Другую группу составляют патриотические и политические драмы: Гераклиды (Herakleidai; ок. 429 г.) - история детей Геракла, ищущих в Аттике помощи против врагов. Конфликт двух образов - жестокой силы (Еврисфей) и царского великодушия (Демофон) - должен был по замыслу Е. соотноситься с положением в греческом мире, разделенном началом Пелопонеской войны на два лагеря: Спарты и Афин. Эхо этой войны мы слышим также в Плакальщицах (Hiketides; ок. 420). Главный герой драмы, афинский царь Тесей, который на просьбы матерей аргивянок помогает им отыскать останки погибших сыновей, воплощает здесь высокие идеалы афинского государства. Безумный Геракл (Herakles mainomenos; предположительно, ок. 416 г.) - трагическая повесть о незаслуженном унижении героя, которое настигло его в конце жизни. Геракл на вершине славы в припадке безумия убивает жену и детей. Очнувшись, он хочет покончить с собой, но его удерживает испытанный друг Тесей. Древние называли эту трагедию «хвалой Тесею», мудрость которого символизирует здесь мудрость управляемого им государства. Троянки (Troades; 415 г.) представляют собой ряд трагических картин, рассказывающих о судьбах троянских пленниц после падения города, это одна из наиболее пессимистических трагедий Е., утверждающая, что война приносит тлько несчастье, как побежденным, так и победителям. Третья, самая поздняя группа включает пьесы со сложной интригой и запутанным действием, стержнем которого являются великолепно обрисованные характеры. Электра (вероятно, 413 г.) с точки зрения содержания - это уже известная нам трагедия о матереубийстве Ореста (после трагедий Эсхила и Софокла). У Е. вся история разыгрывается в скромной хижине крестьянина, которому Электра была отдана в жены. В действиях Ореста поэта интересуют прежде всего моральные проблемы. После убийства матери Орест и Электра охвачены чувством вины, от которого нет лекарства. Не помогает даже ссылка на приказ Аполлона, который, отдавая его, сам заслужил осуждение. Пьесой, полной интриг и приключений, окрашенной скорее басенным, чем трагическим настроением, является Елена (Helene; 412 г.). Поэт обработал здесь известную из Палиподии Стесихора версию мифа, согласно которой в Трое находилась лишь тень Елены, подлинная же Елена, как верная и любящая жена ждала Менелая в Египте. После многих приключений поэт соединяет прежде разлученных супругов. В этой легкой пьесе также скрыта критика войны: столько лет греки сражались из-за призрачной тени! Можно увидеть в этой пьесе и подобие изобилующего интригами и чудесными приключениями греческого романа. Развернутой драматической интригой обладает также Ион (Ion; между 413 и 409 гг.), описывающий судьбу героя, сына Аполлона, предка ионийцев. Мотив подкинутого ребенка и взаимного узнавания, наряду со счастливым концом пьесы, приводят к тому, что эта «спокойная трагедия» представляется предвестницей комедий Менандра. Вновь узнавание (на этот раз родителей) и не менее сложная интрига делают из Ифигении в Тавриде (Ifigeneia he en Taurois; между 413 и 409 гг.) необычайно эффектную драму. В Ифигении в Авлиде (Ifigeneia he en Aulidi; 406 г.) главная героиня, вначале пораженная и взволнованная, после тяжкой внутренней борьбы сознательно решает пожертвовать жизнью, чтобы обеспечить удачу грекам, терпящим поражение в войне с троянцами. Драма Орест (408 г.) представляет собой психологическое исследование последствий страшного дела для самого матереубийцы и его окружения. Отвергнутый богами и преследуемый людьми, Орест изо всех сил старается спастись. Приговоренный к смерти, он пытается отомстить Менелаю, от которого тщетно ожидал помощи. Остальные трагедии Е. трудно причислить к одной из вышеназванных групп. К ним принадлежат: Финикиянки (Foinissai; ок. 408 г.), сюжетом которых так же, как и сюжетом Семерых против Фив Эсхила является братоубийственная борьба сыновей Эдипа, содержащие ряд прекрасных сцен: среди них блестящие описание битвы и обзор войска со стен города, и Вакханки (Bakchai; 407 г.) - единственная сохранившаяся «дионисийская» драма. Е. описал в ней историю царя Пенфея, который отважился препятствовать Дионису в его победоносном шествии по миру, и жестокую месть разгневанного бога. Трагедия эта, интерпретируемая различными способами, то как доказательство безбожия Е., то, в других источниках, как свидетельство его обращения, несомненно доказывает, что поэт умел постигать и оценивать иррациональные стороны человеческой натуры. В сатировой драме Циклоп (Kyklops; дата написания не установлена), единственном целиком сохранившемся образце этого жанра, Е. описал приключение Одиссея в пещере Полифема. Е. написал также трагедию Ресос (воссоздающую эпизод из X книги Илиады). Ее место в рукописях Е. заняла трагедия неизвестного автора под тем же названием, созданная, вероятно, в IV в. до н. э. Сюжеты своих произведений Е. брал из мифов, отыскивая их малоизвестные локальные версии, а известные мифы изменял в соответствии с принципами своего искусства и собственными воззрениями. Е. дегероизировал мифологические образы. Из монументальных героев Эсхила он сделал простых людей, которые по-человечески принимают трагическую судьбу. Боги у Е. подвержены тому же нравственному суду, что и люди. Как рационалист, Е. подрывал веру в божественное происхождение государственных институтов и нравственно-правовых норм. Он доказывал, что не существует разницы между свободным и рабом., греком и варваром, признавая, что единственным критерием достоинства человека является его нравственность. Он преследовал любые проявления несправедливости и жестокости, говорил о войне, как о тотальном зле, угрожающем высшим человеческим ценностям. Хороший наблюдатель, Е. старался всегда вскрыть психологические мотивы поступков своих героев. С несравненной прозорливостью и прямотой обнажал он как дурные, так и добрые черты человеческой натуры. Прослывший женоненавистником, он с особой силой описывал их страсти, однако, ему удалось показать и их самоотверженность. Драматическое новаторство Е. столкнулось с критикой современников, которых отталкивал определенный схематизм предваряющих действие прологов (обычно произносимых каким-либо божеством), а более всего - появляющийся в конце deus ex machina (то есть, бог на сценической машине). Он был нужен среди прочего для того, чтобы действие, отошедшее довольно далеко от общепризнанной версии мифа, вернуть в традиционное русло. Хор в драмах Е. играл меньшую роль, чем у его предшественников, связь его выступлений с действием также более произвольна (исключением являются Вакханки, одна из последних пьес Е.) Зато Е. увлеченно вводил сольные арии (монодии). Замечательны у него поэтические споры-агоны, чаще всего по существу трагического конфликта, в которых яснее всего обозначилось влияние софистов. Многие существенные элементы переняла у Е. новая комедия (см. Менандр), а за ней и позднейший европейский театр: Е. первым ввел в своих пьесах мотив узнавания и интригу, разработал монолог, который должен был отразить внутренние переживания героя, а прежде всего отважился представить на сцене любовь. Е. оценили лишь после смерти; о последующей его популярности свидетельствует само число сохранившихся трагедий, многие сцены из которых отражены в живописи и скульптуре. В Риме произведения Е. переводились чаще, чем трагедии Эсхила и Софокла; его влиянию подвергся прежде всего Сенека, переработавший несколько его трагедий.

ЕВСЕВИЙ

I.

Евсевий, Eusebios, из Кесарии Палестинской, ок. 265-ок. 340 гг. н. э., греческий христианский писатель, греческий историк. Начал научную деятельность под руководством Памфила, который на основе библиотеке Оригена основал в Кесарии исследовательскую базу, где занимались уточнением текста Библии. Е. предпринял также научное путешествие в Антиохию и Иерусалим (он пользовался библиотекой, основанной епископом Александром). Собирал материалы о толкованиях Библии, по апологетике и истории Церкви. В знак признательности своему учителю и другу называл себя духовным сыном Памфила и почтил его память биографией (не сохранилась). Когда Памфил принял смерть во время гонений на христиан (309 или 310 г.), Е. бежал в Фиваиду в Египте. Ок. 313 г. был избран епископом Кесарийским. Пытался защитить Ария в споре об арианской ереси, за что был низложен на синоде в Антиохии (325 г.). Впоследствии реабилитированный на Никейском соборе (325 г.), в дальнейшем нападал на Ария, а на синоде в Тире (335 г.) стал причиной преследования и изгнания Афанасия, епископа Александрийского. Е. не принял назначения патриархом Антиохии. Константин Великий ценил Е. как союзника в деле объединения Церкви. Е. восхищался императором, который после долгих столетий кровавых преследований упорядочил отношения между Церковью и государством. Он был первым архивистом и хронистом Церкви, а вместе с тем одной из ключевых фигур в споре об арианстве. - Характерной чертой творчества Е. является многократная переработка произведений и использование более ранних сочинений при работе над новыми. Важнейшие его труды: Исторические: Хронологические таблицы и очерк истории эллинов и варваров (Chronikoi kanones kai epitome pantodapes historias Hellenon te kai barbaron) - об истории халдеев, ассирийцев (вместе с медами. лидийцами и персами). евреев. египтян. греков и римлян, снабженные таблицами (в параллельных колонках) от рождения Авраама датируемого 2016/15 г. до н. э., до 303 г. н. э. с заметками об основных событиях мировой истории, а в особенности «священной истории». Е. хотел показать, что еврейская религия, продолжением которой является христианство, старше других религий. От первоначального греческого текста сохранились лишь отрывки. Вскоре после смерти Е. произведение было бездарно переработано и доведено до 325 г. Этот испорченный текст стал основой армянского перевода в VI в. и латинского перевода (см. Иероним) таблиц дополненных до 378 г. История Церкви (Ekklesiastike historia) не является общей историей Церкви. Е. осветил в ней только некоторые вопросы, касающиеся например, наследия апостолов, христианских учителей и писателей, гностиков и еретиков, наказаний, ожидающих евреев, гонений на христиан и мученичества. История разрослась в последнем издании (ок. 325 г.) до 10 книг. Кроме греческого текста мы имеем сирийский перевод IV в. н. э. (являвшийся основой армянского перевода) и латинское переложение Руфина Аквилейского 403 г.), доведенный до 395 г. В некоторых рукописях к VII книге добавлена реляция о палестинских мучениках 303-311 гг. (другая более полная редакция сохранилась только в сирийском переводе). Произведение содержит исключительно богатое собрание исторических фактов, документов и выдержек из многочисленных раннехристианских трудов. Оно принесло Е. прозвание «отца церковной историографии». Историю Е. продолжили среди прочих Сократ Схоластик, Созомен и Феодорет Кирийский. Апологетические произведения: Предвестник Евангелия (Euanglike propagaskeue) в 15 книгах. Е. борется здесь с языческим политеизмом и доказывает превосходство еврейской религии, которая была подготовкой к восприятию Евангелия. Книги I-III: критика безнравственных языческих мифов и их аллегорической интерпретации; кн. IV-V: языческие пророчества; кн. VI: критика веры в фатум (судьбу); кн. VII-XIII: христиане не случайно отбросили греческую религию и философию и восприняли священные книги евреев, поскольку греческие философы лучшие своие мысли почерпнули из Библии; кн. XIV-XV: перечисление заблуждений и ошибок греческих философских систем. Произведение содержит множество выдержек из утраченных работ, а следовательно представляется важным доксографическим источником. Евангелические доказательства (Euangelike apodeiksis) в 20 книгах. Сохранилось 10 первых книг и часть XV. Книги I-II: Е. объясняет, почему христиане принимают еврейские книги, но отвергают законы Моисея; кн. III-IX: приводят свидетельств пророков о человеческой сущности Христа (кн. III, о его божественности (кн. IV-V), о его вочеловечении и земной жизни (кн. VI-IX); кн. X: муки и смерть Христа. Оба апологетических сочинения формально направлены против язычников и евреев, но в действительности - против Порфирия. Е. часто его цитирует, и даже приводит из его произведения Против христиан некоторые антихристианские выпады. О вочеловечении Бога (Peri theophaneias) в 5 книгах. Целиком сохранилось только в сирийском переводе 411 г. Риторическая апологетика, рассказывающая о божественности Христа и его телесном приходе в мир. Полемическое произведение, направленное против Гиерокла, желавшего доказать превосходство Аполлония Тианского над Христом. Против Порфирия (Kata porphyriu) в 25 книгах, сочинение, опровергающее учение Порфирия. Риторические произведения: Жизнь Константина (Eis ton bion tu makariu Konstantinu basileos; лат.: Vita Constantini) в 4 частях. Представляет собой хвалебную речь, написанную после смерти Константина Великого (долгое время ее авторство оспаривалось). К ней добавлены речь Константина, речь Е. на тридцатилетний юбилей правления Константина (335 г.) и сочинение Е. об освящении храма Гроба Господня в Иерусалиме (335 г.). Догматические сочинения: Защита Оригена (Apologia hyper Origenus) в 6 частях - защита Оригена от обвинения в неправоверности. Части I-V написаны совместно с Памфилом (308-309 гг.). сохранились только часть I в латинском переводе Руфина и краткий пересказ Фотия (см. статью Судьбы античной литературы). Против Маркела (Kata Markellu) в 2 частях и Теология (Ekklesiastike theologia) в 3 частях - сочинения, в которых Е. боролся против Маркелла из Анкиры, обвиняя его в ереси. Спор закончился низложением Маркелла (друга Афанасия) с должности епископа. Библейские сочинения: так называемые Каноны - 10 синоптических таблиц к четырем Евангелиям. Ономастикон - словарь библейских географических названий (кроме греческого текста сохранился латинский перевод Иеронима). Комментарий к Библии, среди прочего к Псалмам и Книге Исайи.

II.

Евсевий, Eusebius Vercellensis, из Верцелле, латинский христианский писатель, епископ Верцелле в 345-371 гг. Происходил с Сардинии, образование получил в Риме. В должности епископа Верцелле был обвинен в антиарианской деятельности и удален в изгнание на Восток. Под именем Е. сохранилось сочинение полемического характера против ариан О Троице (De Trinitate; подлинность под сомнением) и три послания. Мы имеем также 7 писем, адресованных Е.. Согласно традиции, Е. собственноручно переписал знаменитый Codex Vercellensis, содержавший латинский перевод Евангелий.

ЕВТРОПИЙ

Евтропий, Eutropius, IV в. н. э., римский историк. Участник похода Юлиана Отступника против персов (363 г.). При императоре Валенте (364-378 гг.) выполнял обязанности magister memoriae ( начальника одной из важнейших придворных служб). Ему, вероятнее всего, адресованы письма Симмаха, что указывало на поддержку взаимных отношений. По просьбе императора Валента написал очерк римской истории Очерк истории от основания города (Breviarium ab urbe condita) в 10 книгах, описывающий исторический период от Ромула до смерти императора Иовиана в 364 г. Автор ограничился фактами, которые счел важнейшими: для периода республики - войнами, в результате которых сложилось римское государство, для периода империи - краткими характеристиками отдельных императоров. Источником сведений о периоде до императора Августа ему служил прежде всего пересказ книг Ливия, после Августа он использовал биографии Светония и утраченную историю империи, которой пользовался также Аврелий Виктор. Как и другие произведения этого жанра, работа Е. пользовалась огромной популярностью ( в 380 г. она была переведена Пайонием на греческий язык), поскольку излагала в доступной форме необходимый минимум исторических знаний людям, делавшим карьеру в армии или в гражданской администрации, но не имевшим достаточной подготовки. Очерк Е. в более позднее время стал излюбленным школьным учебником. Его использовали: Иероним, Орозий, Кассиодор и средневековые хронисты. Это произведение было продолжено Павлом Диаконом до 553 г. под заглавием Римская история, а Ландольф Сагакс довел ее до 820 г.

ЕЗЕКИЛ

Езекил, Ezekielos, из Александрии или из Самарии, II в. до н. э., еврейский греческий поэт. Автор исторической драмы Исход (Eksagoge), описывающей деяния Моисея и события, связанные с освобождением евреев из египетского плена. В этом сочинении отчетливо видно влияние Еврипида. С точки зрения художественных достоинств оно не представляет большой ценности, но, сохранившись в нескольких больших отрывках, становится важным источником для изучения театра эллинистической эпохи. Весьма вероятно разделение на три акта и ограничение числа актеров до трех. Хор, не отраженный во фрагментах, выступал, видимо, только в антрактах.

ЕПИФАНИЙ

Епифаний, Epiphanios, из Саламины, ок. 315-403 гг. н. э., греческий христианский писатель. Родился в Палестине в городе Элевтераполе, воспитание получил в Александрии, знал 5 языков: греческий, латинский, сирийский, коптский, еврейский. С 367 г. - епископ Саламины на Кипре. В качестве епископа яротно преследовал последователей учения Оригена и всех, кого он подозревал в приверженности ереси. Борьба с ересями составляет содержание сочинений: Ankyrotos (376 г.), Panarion (374-377 гг.). Кроме того, он составил своего рода энциклопедии О мерах и весах (Peri metron kai stathmon), О двенадцати камнях (Peri ton dodeka lithon). Сочинения Е. представляют собой чрезвычайно важный источник исследования религиозной мысли IV в. и взглядов неортодоксальных писателей, произведения которых подверглись уничтожению.

Предыдущая страница Следующая страница