Античные писатели
Статьи на букву "В"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

ВАКХИЛИД

Вакхилид, Bakchylides, с Кеоса, ок. 518-ок. 450 гг. до н. э., греческий лирический поэт. Родился на острове Кеос, поблизости от Аттики. Его дядя, известный поэт Симонид, вероятно, научил его правилам составления хоровых песен и помогал получать заказы. В. писал для представителей могущественных фессалийских родов, для Александра I царя Македонии, для Гиерона I, тирана Сиракуз, для жителей Эгины, Афин и родного Кеоса. Быть может, он совершил несколько путешествий. Наиболее вероятно путешествие на Сицилию ко двору Гиерона. За получение заказов В. соперничал с Пиндаром. Оба создавали песни в честь членов одних родов, а трижды прославляли в одах одну и ту же победу на играх. В конце жизни В., приговоренный к изгнанию, перебрался на Пелопоннес. Последняя из известных нам его песен датируется 452 г. - В. работал во многих жанрах хоровой лирики, но сохранившиеся под его именем эпиграммы не являются подлинными. В эллинистический период творчество В. было разделено на 9 книг в соответствии с жанрами: I. Гимны (фр.; II. Пеаны (фр.); III. Дифирамбы (сохранились 6 из них, некоторые сильно попорченные); IV. Просодии (песни для процессий; фр.); V. Парфении (песни для хоров девушек); VI. Гипорхематы (танцевальные песни; фр.); VII. Энкомии (хвалебные песни) или Сколии (застольные песни; фр.); VIII. Эпиникии (песни в честь спортивных побед; сохранились 14, некоторые попорчены); IX. Эротики (любовные песни; фр.). За счет находок папирусов мы сегодня лучше всего знаем эпиникии и дифирамбы. Эпиникии В. построены по тем же правилам, что и оды Пиндара, от которых они,однако, отличаются по своему характеру. Не блистая оригинальными и смелыми метафорами и не достигая той суровой возвышенности, свойственной Пиндару, они зато проще и полны чисто ионийского изящества. Пышный стиль, присущий хоровой лирике, создается В. за счет нагромождения эпитетов вокруг одного существительного. Он охотно употребляет сложные прилагательные, многие из которых представляют собой неологизмы. В. восхваляет адресатов своих песен и награждает их изысканными комплиментами. Прекрасны и поэтичны повествовательные части его произведений, где представлены сцены из жизни богов и героев, они полны драматического напряжения, даже пафоса. Поэтому выше эпиникиев ставятся дифирамбы В., являющиеся чисто мифологическими повествованиями в балладном стиле. В. использовал менее известные версии мифов, часто обращался к аттической традиции. Наиболее интересен дифирамб под названием Тесей (Theseus), имеющий форму диалога между царем Афин Эгеем и хором. В нем видят стадию перехода от хоровой песни к драме, но так как В. творил уже в период полного расцвета трагедии, то нужно предположить, что именно под ее влиянием он придал такую форму своему дифирамбу. Из других произведений и отрывков В. заслуживает вниааиняч сколион, написанный для Александра I, царя Македонии, великолепно передающий атмосферу пира и легкого опьянения вином. В Александрии В. был причислен к канону 9 лириков, а его произведения собраны и изданы (II в. до н. э.). Были написаны также комментарии к его песням. Больше всего отголосков тыорчества В. мы находим у Феокрита. В позднейшие эпохи в творчестве В. искали не столько поэтических высот, сколько мифологических, географических и др. курьезов. В Риме более всего им интересовался Гораций. Древние теоретики литературы, например, Аноним, автор трактата О возвышенности, были о нем невысокого мнения. Однако, его долго читали, так как он был довольно легким поэтом. Его знал еще Юлиан Отступник, затем его произведения пропали. В 1896 г. Британский музей купил 2 найденных в Египте папирусных свитка, содержащих эпиникии и дифирамбы В. В XX в. появились новые фрагменты папирусов.

ВАЛЕРИЙ АНЦИЙ

Валерий Анций, Valerius Antias, из Анция, II/I вв. до н. э., римский анналист. Автор Анналов, которые иногда цитируются как История, самое малое в 75 книгах, описывающих историю Рима от основания города. Последним событием, о котором упоминается в сохранившихся фрагментах, является смерть оратора Луция Лициния Красса (91 г. до н. э.), но возможно, что повествование было доведено до смерти Суллы (78 г. до н. э.). Истории последних пятидесяти лет В. посвятил почти 50 книг. Пробелы в источниках заполняет буйная фантазия, например, еще у античных историков возбуждали подозрения чересчур точные указания на число павших врагов и слишком детальное описание трофеев. Сомнения вызывали и заведомые фальсификации, например, при описании процесса Сципионов. Причиной не слишком значительного интереса грамматиков к произведению В. была, вероятно, простота его стиля. К этому произведению обращался Ливий; его упоминают также Дионисий Галикарнасский и Плиния Старший.

ВАЛЕРИЙ КАТОН

Валерий Катон, Публий; Valerius Cato, Publius, род. ок. 95 г. н. э., римский поэт и грамматик. Во времена Суллы утратил свою собственность в Галлии и осел в Риме. Там он занимался поэзией и учил грамматике. Его называли отцом и учителем неотериков, поскольку около В.К. собрались самые выдающиеся представители этого нового поэтического направления. Лекции и собственные произведения В.К. в значительной степени способствовали перенесению на римскую почву принципов александрийской поэтики (см. Каллимах). В.К. был автором насыщенного эрудицией эпиллиона Диана и сборника мелких произведений на эротические темы, озаглавленного Лидия. Другое произведение В.К. Возмущение (Indignatio), вероятно, было автобиографическим. Как грамматик, В.К. писал комментарии к древним писателям и занимался подготовкой и изданием сатир Луциллия.

ВАЛЕРИЙ МАКСИМ

Валерий Максим, Марк; Valerius Maximus, Marcus, первая половина I в., римский историк, работавший в правление Тиберия. Автор произведения под заглавием Слова и деяния, достойные памяти (Factorum et dictorum memorabilium libri IX). Это сборник повестей и преданий из римской истории (их больше всего) и истории других народов, особенно греческой, поделенный тематически на 94 разделов (например, I-II рассказывают о добродетелях и верованиях, III-IV - о нравственных категориях, например о дружбе; все они сопровождены примерами противостоящих этим достоинствам пороков). В.М. обращался в основном к произведениям Варрона, Цицерона, Ливия, Саллюстия, Помпея Трога и Диодора. Сочинение В.М., написанное прозой и украшенное риторическим фигурами, служило для практической помощи оратору и использования его для упражнений в риторике. Оно несет в себе также отчетливые морализаторские тенденции.. В.М., предпочитая древние времена новым, выбирает позитивные примеры. Произведение В.М. сохранилось почти целиком, у нас имеются также сокращенные варианты IV в. н. э. онно пользовалось огромным успехом на склоне античности, в средние века и даже в XVI в. К нему обращались Плиний Старший, Геллий, Плутарх.

ВАЛЕРИЙ ФЛАКК

Валерий Флакк, Гай; Valerius Flaccus, Gaius, I в. н. э., римский поэт. Произведение В.Ф., мифологическая эпопея Аргонавтика (Argonautica) в 8 книгах, созданная между 70 и 95 гг. н. э. и посвященная императору Веспасиану. Последняя книга обрывается на половине, в других присутствуют пробелы. Трудно установить, то ли смерть не позволила поэту закончить произведение, то ли поэма сохранилась не полностью.. В.Ф., как до него Варрон Атацинский, повторил сюжет эпоса Аполлония Родосского. Его вдохновили на это войны императора Веспасиана и прежде всего завоевание Британии, которое - как некогда поход аргонавтов - открывало новые морские пути. Книга I описывает приготовления к путешествию, кн. II-V рассказывают о богатом приключениями плавании до Колхиды (перечисляя почти все известные из более ранних авторов события), в кн. VI Юнона и Венера разжигают в сердце Медеи любовь к Ясону, истории которой посвящена кн. VII, наконец, в кн. VIII, мы читаем о добыче Золотого Руна и бегстве аргонавтов. Эпопея прерывается на драматичной сцене, когда в устье Дуная беглецов настигает погоня во главе с братом Медеи, который в угрожающем тоне требует от Ясона выдачи колдуньи. По отношению к своему образцу, Аргонавтикам Аполлония Родосского, В.Ф. выказал большую самостоятельность, здесь даже можно говорить о творческом подходе к теме. Он ввел сцены, неизвестные греческим поэтам, такие как война Эета с братом Персом, или рассказ о смерти родителей Ясона. Он расширил фабулу, например, вставляя легенду о правлении женщин на острове Лемнос или историю Гиласа. Зато в других местах он произвел значительные сокращения. Поэма В.Ф. не так перенасыщена географическими сведениями, как произведение ученого александрийского поэта Аполлония. В композиции прослеживается влияние Вергилия, у которого В.Ф. заимствовал морализаторскую тенденцию. В отличие от своих образцов, В.Ф. отказался от композиционной цельности и последовательности действия в пользу усиления психологических мотивов. На его эпопею непосредственное влияние оказала современная ему риторика: герои получают советы и произносят длинные речи. Язык изысканный, порой нарочито неясный, а затем вновь красочный, как у других современных поэтов (Лукан, Сенека). В стихосложении видно влияние Овидия. В.Ф. получил признание Квинтиллиана, который выражал сожаления по поводу его преждевременной смерти, но кроме этого он не возбудил большого к себе интереса. Некоторые реминисценции поэмы В.Ф. мы находим у Стация.

ВАРИЙ РУФ

Варий Руф, Varius Rufus, ок. 70-15 гг. до н. э., римский поэт. Друг Вергилия, Энеиду которого он издал после смерти автора по желанию Августа. Тесно связанный с Меценатом, вместе с вергилием представил тому Горация. Еще в 40 г. до н. э. В.Р получил признание после входа дидактической поэмы О смерти (De morte), в которой, в духе учения Эпикура, боролся со страхом смерти (ср. Лукреций, Филодем). Трагедия В.Р. под заглавием Фиест, поставленная в 29 г. до н. э. во время игр в честь победы под Акцием, принесла автору славу и большое денежное вознаграждение. Однако большая часть произведений В.Р. (поздняя античность знала уже только Фиеста), а фрагменты сохранились в основном в биографиях Вергилия.

ВАРРОН

Варрон, Марк Теренций; Varro, Marcus Terentius, из Реаты, 116-27 гг до н. э., римский ученый и писатель. Родился, по-видимому, в Риме (или в Реате, в стране сабинян); был учеником Луция Элия Стилона и Антиоха Аскалонского, лекции которого слушал в 84-82 гг. до н. э. На общественном поприще дошел до должности претора; республиканские убеждения сблизили его с Помпеем, рядом с которым он в качестве легата принимал участие в войне с пиратами. В 49 г. до н. э. предводительствовал - но без особого успеха - войском Помпея в Испании. Впоследствии он быстро сблизился с Цезарем, тот доверил ему управление греческой и римской публичной библиотекой. В 43 г. до н. э. был включен в проскрипционные списки Антония; благодаря вмешательству Фуфия Калена он избежал смерти, но при этом была опустошена его книжная коллекция. С этого времени он полностью отдался научной работе. О В. рассказывали, что не было вещи, о которой он бы не писал; его наследие было огромным. На основании неполного каталога сочинений В., которым мы обязаны Иерониму, установлено, что В. написал свыше 74 произведений, по меньшей мере в 620 книгах. К ведущим литературным достижениям В. принадлежат Менипповы сатиры (Saturae Menippae) в 150 книгах. По большей части они были созданы в ранний период творчества В., поскольку последние понятные нам аллюзии в сохранившихся фрагментах относятся ко времени борьбы с пиратами. Свое название они получили от формы, которую В. заимствовал у киника Мениппа из Гадары, перемежая прозу поэтическими вставками, искусно написанными самыми разнообразными метрами. Тематика сатир философско-нравственная. Хотя В. в шутку бранит распространившуюся в Риме тягу к излишествам и призывает к простоте былых времен, он нигде не выступает суровым защитником традиций. Почти в каждом фрагменте сатир виден разумный подход человека, убежденного в правильности своих взглядов, который умеет оценить подлинную культуру, вне зависимости от изменений ее внешней формы. Среди других поэтических творений В. следует назвать еще Псевдотрагедии в 6 книгах. Это были, как указывает заглавие, <как будто трагедии> для чтения, не предназначенные для постановки на сцене. В сборнике философско-исторических работ под названием Логисторики, насчитывающем 76 книг, В. затронул множество интересовавших его вопросов, например, воспитание детей, почитание богов, счастье, мир и т.д. Каждая из этих работ имела двучленное название, состоявшее из имени собственного и обозначения темы, например, Марий, или Об изменчивости судьбы (Marius de fortuna). Обозначенное в заглавии историческое лицо позволяло ему связать повествование с историей Рима, что повышало воспитательные достоинства произведения. Особого упоминания среди сочинений В. заслуживает первое иллюстрированное римское произведение под заглавием Седмицы или Портреты (Hebdomades vel de imaginibus) в 15 книгах. Законченное в 39 г до н. э., оно включало 700 портретов знаменитых людей из разных областей человеческой деятельности, например, царей и вождей, политиков, поэтов, прозаиков и т.д. Каждой группе греческих портретов В. противопоставил семь римлян, чтобы доказать равноправное положение римской культуры. Под портретом помещались две краткие биографические справки, поэтическая и прозаическая, не всегда принадлежавшие В. Игра В. с числом семь, о значении которого он писал в кн. I, свидетельствует о его симпатии к неопифагорейству. Специальным проблемам литературы и театра В. посвятил несколько монографий. В сочинении О поэтических произведениях (De poematis) в 3 книгах он рассмотрел поэтику и базовые вопросы литературного творчества; зато произведение О поэтах (De poetis) скорее носило биографический характер. Глубокий анализ текстов комедий, повсеместно считавшихся произведениями Плавта, позволил В. в произведении О комедиях Плавта (De comoediis Plautinis) выделить 21 несомненно аутентичную пьесу. Зарождение и развитие римских театральных зрелищ он описал в трех книгах О началах театра (De scaenicis originibus); В. писал также о театральных масках в сочинении De personis в 3 книгах. В научных исследованиях В. почетное место занимала история. Основным произведением в этой области были Человеческие и божественные древности (Antiquitates rerum humanarum et divinarum) в 41 книге. Это была энциклопедическая обработка всей истории римской культуры. Первая часть, описывавшая человеческие древности (кн. I-XXV) была создана в пятидесятые годы, а вторую, посвященную божественным древностям (кн. XXVI-XLI) В. осенью 47 г. до н. э. посвятил Цезарю, который в то время стал во главе коллегии понтификов. Содержание второй части нам известно довольно точно, благодаря сообщениям христианских писателей, в основном Августина; В. исчерпывающе описал, по указаниям стоиков, философскую религию образованных людей, мифологическую религию поэтов и государственную религию, однако, уделяя более внимания культу, чем самим верованиям. Дополнением к его произведению был труд О жизни римского народа (De vita populi Romani) в 4 книгах, в которой В. противопоставил простую жизнь предков распространившейся в его время страсти к излишествам; название напоминает о произведении Дикеарха, ученика Платона. Чтобы доказать равноправие греческой и римской культуры и освободить римлян от обвинений в варварстве, В. в работе О происхождении римского народа (De gente populi Romani) в 4 книгах показал вклад римлян в развитие гречекой культуры. Его любви к прошлому обязаны своим появлением также лингвистические труды В, как например, История алфавита (De antiquitate litterarum) в 2 книгах и О происхождении латинского языка (De origine linguae Latinae) в 3 книгах. Существовали труды В., о давнем споре греческих грамматических школ аномалистов и аналогистов и о правильной разговорной латыни. От всех этих произведений уцелели лишь фрагменты, зато сохранилась часть (кн. V-X) работы О латинском языке (De lingua Latina) в 25 книгах, в которой он использовал выводы своих предшествующих исследований и работы своего учителя Стилона. В этом произведении В. изложил (часто понимая их слишком широко) этимологию, учение о склонении и синтаксис; весь материал был подчинен категориям стоического учения о языке. Первые книги (до кн. IV) были посвящены Публию Септимию, остальные - Цицерону, из переписки которого мы знаем, что посвященые ему книги были закончены еще в июне 45 г. до н. э. Сохранилось и написанное в 37 г. до н. э. произведение О сельском хозяйстве (Res rusticae) в 3 книгах, выдержанное в форме диалога, участники которого носят говорящие имена, связанные с сельской жизнью. Восьмидесятилетний В. обратился здесь к обширной специальной литературе как греческой, так и римской, а прежде всего - к собственному опыту. Свои советы хорошего хозяина он адресует жене Фундании, котторая нажила имущество в стране сабинян. В кн. I он пишет о полевых работах, кн. II посвящает уходу за скотом, в кн. III рассказывает о домашнем птицеводстве, пчеловодстве и разведении рыб. Хотя литературные достоинства произведения чрезвычайно низки, все же большое число собеседников и их меткие шутки оживляют диалог и облегчают чтение. Итоги многолетних научных исследований и богатый опыт долгой жизни В. объединил в Книге опыта (Disciplinarum libri; фр.) в 9 книгах. Это было энциклопедическое произведение, оно охватывало грамматику, диалектику, риторику, геометрию, арифметику, астрологию, музыку, медицину и архитектуру. Из этого круга наук на склоне античности были исключены последние две как слишком специализированные, что заложило основы средневековой системы образования (семь свободных искусств - septem artes liberales; см. Марциан Капелла, Кассиодор, Исидор Севильский). В., несомненно, был величайшим римским ученым и оригинальным писателем. Его разносторонность вызывала восхищение современников и снискала ему всеобщее уважение. Произведения В. донесли до потомков сведения о раннеримской культуре, но когда интерес к прошлому снизился, о них очень быстро забыли.

ВАРРОН АТАЦИНСКИЙ

Варрон Атацинский, Публий Теренций; Varro Atacinus, Publius Terentius, ок. 82 - ок. 35 гг. до н. э., римский поэт. Родился в Атаксе в Нарбоннской Галлии. Перевел на латинский язык Аргонавтики Аполлония Родосского. В панегирической поэме под заглавием Война с секванами (Bellum Sequanicum), ориентированной на эпопею Энния, В.А. описал сражения Цезаря в Галлии (58 г. до н. э.). Он был также автором двух дидактических эпосов: географического под названием Хорография (в 3 частях, посвященных Европе, Азии и Африке), который представлял собой обработку или перевод произведения Александра Эфесского, и поэмы о сельском хозяйстве, название которой неизвестно. В.А. писал сатиры по образцу Луциллия. От его творчества остались только разрозненные фрагменты.

ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ

Василий Великий, Basileos, из Кесарии, св., ок. 327-379 гг. н. э., греческий христианский писатель, оратор, Отец Церкви. Родился в многочисленной семье состоятельного учителя красноречия и адвоката в Кесарии Каппадокийской, брат Григория Нисского. Изучал риторику в Кесарии, философию - в Константинополе. Продолжал учение в Никомедии, в Антиохии Сирийской у оратора Либания и в Афинах (вместе с будущим императором Юлианом Отступником). После смерти отца получил в Кесарии кафедру риторики. Приняв христианство посетил пустыни Египта, Палестины и Сирии. Затем был пустынником в Понтийской Неокесарии. Тогда он составил два устава монастрыской жизни и, быть может, написал Филокалии (выборку из произведений Оригена). Ок. 364 г. стал священником, в 370 г. - епископом Кесарийским. Отличился как защитник учения ортодоксальной Церкви, организатор общественной жизни в своей епархии (он строил больницы, приюты, занимался организацией помощи во времена голода, эпидемий и т.д.) и монастырской жизни, благодаря чему он еще при жизни получил прозвание Великого. Пытался достичь примирения римской Церкви с восточными церквями. - его богатое творчество состоит из речей, догматических сочинений, аскетических трактатов и писем. Как автор гомилий, то есть речей на религиозные темы по образцу кинико-стоических диатриб, обнаружил прекрасное знание жизни и человеческой натуры. Он составил также 9 гомилий о 6 днях творения мира (Heksameron), содержащих принципы христианской космогонии, которые оказали значительное влияние на религиозную и философскую культуру Запада (их обрабатывал среди прочих и Амбросий). Сохранились также гомилии В. о псалмах, комментарий к Книге Исайи и 23 другие речи. В двух догматических сочинениях В. боролся с арианами. Его аскетические сочинения Моралии (Ta ethika) и два монастырских устава раскрывают основы аскетической и монашеской жизни на Востоке. В Обращении к юношеству (Sermo ad adolescentes) В. призывал молодых к постижению античной культуры посредством чтения поэтов, историков и ораторов, предупреждая, однако, о соблюдении некоторых правил предосторожности. Это сочинение оказало большое влияние на школьную систему византийской эпохи и Ренессанса. 365 писем (среди которых дружеские письма, послания утешительные, канонические, догматические, литургические; переписка с Юлианом Отступником является апокрифической) становятся ценным источником изучения истории Церкви в IV в. в Восточной Римской империи. Литургия св. Василия, вероятно, на самом деле является произведением В. Труды В., переведенные на славянские языки служили источником знакомства с античными авторами, которых в изобилии цитирует В. Особенно рекомендовал В. чтение Гомера, а затем уже Гесиода, Феогнида, Солона, Архилоха, Еврипида, из прозаиков - Геродота и Плутарха, из философов - Платона. Был в умеренной степени аттицистом.

ВАСИЛИЙ ИЗ СЕЛЕВКИИ

Василий из Селевкии, Basileos, ум. ок. 459 г., греческий христианский писатель. Примерно с 440 г. митрополит Селевкии. Принимал участие в монофизитских спорах, связанных с Халкидонским собором (451 г.); сохранилось его послание к императору Льву I в защиту постановлений этого собора. Оставил после себя сборник гомилий, часто в форме драматизированного диалога (в собрании гомилий, содержащемся в Патрологии Миния не все они подлинные). Внимания заслуживает в особенности произведение, описывающее жизнь и деяния св. Феклы, опирающееся на апокрифические сочинения Павла и Феклы. Оно представляет ценность для изучения религиозной жизни IV и V вв.

ВЕГЕТИЙ РЕНАТ

Вегетий Ренат, Публий (Флавий); Vegetius Renatus, Publius (Flavius), ок. 400 г. н. э., латинский писатель, автор единственного полностью сохранившегося римского пособия по военному искусству под заглавием Заметки о военном деле (Epitoma rei militaris) в 4 книгах. Это пособие было посвящено не названному по имени императору, вероятнее всего, Феодосию I. Книга I рассказывает об отборе и обучении рекрутов, кн. II - об организации армии, кн. III - о стратегии и тактике, кн. IV - о правилах ведения осады и войны на море. Заметки эти представляются достаточно произвольной компиляцией сведений из разных эпох, и не всегда следует верить В., когда он ссылается на авторов вроде Катона Старшего, Цельса или Фронтина, которых он, по-видимому, никогда не читал. Сам В. не был сведущ в военном деле, однако, несмотря на это, его Заметки служили учебником вплоть до XIX в. и были широко известны (они сохранились в 140 рукописях!). С начала XV в. его много раз переводят: на французский, немецкий, итальянский, английский и испанский языки. В. занимался также разведением коней, и хотя не был ветеринаром, написал произведение О лечении животных (Digestorum artis mulomedicinae libri) в 4 книгах. Книги I-III посвящены лечению животных вообще, кн. IV - лечению скота. Это сочинение также является компиляцией, В. ссылается в ней на произведения Колумеллы, Пелагония.

ВЕЛЛИЙ ПАТЕРКУЛ

Веллий Патеркул, Velleius Paterculus, род. ок. 20 г. до н. э., римский историк. Все сведения о жизни В.П. известны из его произведения. Он родился в Кампании, в богатой семье эквитов. Как и его отец и дед, служил в армии. В 1-4 гг. н. э. участвовал в походе на Восток, а затем до 12 г. н. э. сражался под знаменами Тиберия в Германии и Паннонии. Произведение В.П. под (вероятно, не аутентичным) заглавием Римская история (Historia Romana) в 2 книгах, охватывающее всю историю Рима, автор посвятил консулу 30 г. н. э. Марку Виницию, который был сыном его прежнего военачальника. У кн. I (начинавшей историю Рима от Троянской войны) погибло начало и часть, описывавшая период от Ромула до 168 г. до н. э. (сражение под Пидной). Эта книга заканчивается 146 г. до н. э., разрушением Карфагена и Коринфа. Книга II посвящена 146 г. до н. э. - 30 г. н. э. Повестоваание становится все более детальным по мере приближения к современности. В.П. включил в книгу два исторических экскурса: о римской колонизации и о провинциях - и три литературных. Говоря о Гомере и Гесиоде, упоминая трагиков и комиков, ораторов и философов, он выказывает хорошее знакомство с греческой литературой, но в качестве источников своего руда называет только Катона и Гортензия. Между тем вероятно, что материалы для кн. I он черпал у Непота. При написании кн.II В.П. обращался к трудам Ливия и документам из государственных архивов. Он описывал также события, очевидцем которых был сам. Знал он и Светония. Значительные части произведения остаются под влиянием риторической школы, где учили истории на примерах знаменитых и выдающихся людей; отсюда биографический характер его труда. Сторонник нового строя (в котором он видел продолжение республики) и воин Тиберия, В.П. исполнен восхищения императором и его политикой. Этот льстивый тон заслужил порицание Тацита.

ВЕРГИЛИЙ МАРРОН

Публий Вергилий Маррон, Publius Vergilius Maro, 70-19 гг. до н. э., римский поэт. Родился в деревне Андес близ Мантуи в Южной Италии, где его отец имел небольшой участок. Учился в Кремоне, Медиолане (Милане) и Риме. В 41 г. до н. э. семейное имущество В. подверглось конфискации (в пользу новых ветеранов). Быть может, благодаря вмешательству влиятельных друзей (Азиния Поллиона, Галла) В. и получил какое-то пожалование, но он всегда тосковал по краю своего детства. По-видимому, Азиний Поллион ввел его в дома Августа и Мецената. В свою очередь, В. уже весной 38 г. до н. э. представил Меценату Горация, с которым его до самой смерти связывала живая дружба. Произведения, незаслуженно приписываемые молодому Вергилию, сохранились в сборнике Appendix Vergiliana. В 42-39 гг. до н. э. В. написал 10 Буколик, которые также называют Эклогами (от греч. слова ekloge - произведение, поэма), которые сразу принесли ему славу. В Буколиках В. взял за образец идиллии Феокрита, перенеся этот жанр на римскую почву. Однако он не переводил дословно, но свободно выбирал элементы произведений Феокрита и объединял их в новое целое. Местом действия Буколик являются сказочная, условная страна Аркадия и италийская родина В. В идиллических сценах мы находим любовные жалобы несчастного Корридона на юношу, который пренебрегает дарами и любовью крестьянина (2), певческие состязания двух пастухов (3, 7); повесть о трагической смерти Дафниса и его апофеоз (5). Эти основные сюжетные линии автор перемежает аллюзиями на собственные переживания и современные события в Италии. Пастухи говорят на языке просвещенных классов. Идиллия В. не реалистична, но носит придворный, аллегорический, а порой и философский характер. Эклоги 4 и 8 посвящены Азинию Поллиону, эклога 6 - Альфину Вару, который в трудные дни пришел на помощь В. В эклоге 4, обращаясь к пророчествам Сивиллы, В. предсказывает начало новых времен, возвращение Золотого Века Сатурна. Изменение мира связано с рождением ребенка, которого напрасно старались каким-то образом определить еще в древности и в новое время. Выдвигалась гипотеза, что это дитя - лишь символ нарождающегося нового миропорядка. Некоторые христианские писатели отнесли содержание эклоги к рождению Христа, благодаря чему В. в средние века был признан пророком. В науке нового времени эклога 4 имела множество различных интерпретаций. Эклога 10 посвящена поэту Галлу, скорбь которого после утраты возлюбленной Ликоры пытаются смягчить сами боги: Аполлон, пан и вся природа. Соединяя греческие и латинские элементы, идеальную Аркадию с современной ему историей В. создал нечто совершенно новое. Он уже не был только подражателем александрийских поэтов, а стал оригинальным римским поэтом. В эклогах В. мастерски использует различные формы изложения (монолог, диалог, певческий агон), а его гекзаметр чрезвычайно мелодичен. В 29 г. до н. э. В. закончил поэму Георгики (Georgica) в 4 книгах, посвященную Меценату, который, вероятно, склонил поэта написать это произведение, подав ему мысль, отвечавшую текущей политике Августа, который стремился возродить разрушенное войной сельское хозяйство. Поэма должна была пробуждать любовь к земле и показать преимущества труда земледельца. В. снова обратился к греческим литературным образцам (Гесиод, Эмпедокл, Арат, Никандр из Колофона), но за ним стояли представители римской специальной литературы (Катон Старший, Варрон Реатинский). Георгики описывают сельские работы, сохраняя традиционное их разделение: землепашество, садоводство и огородничество, разведение животных, бортничество. Этим содержанием последовательно заполнены 4 книги поэмы, рассказывающей о жизни и труде италийского крестьянина, который, сражаясь с враждебными силами природы, получает собственную силу, обеспечивая римскому народу мощь и благоденствие. Чтобы показать тесную связь между природой и человеческой жизнью с ее стремлениями, В. обратился к философской поэме Лукреция. Поэт пытается убедить современников, что каждый человек (не только крестьянин) должен работать и развивать свои творческие способности, должен постигать божественные законы, управляющие миром, и воплощать их в себе. Только сельская жизнь носит надвременной характер и сохраняет добродетели Золотого Века, от которых мир так далеко отошел. Поэтому чтобы оздоровить Рим, нужно привлечь внимание римлян к труду земледельца. Эти идеи хорошо согласовывались с программой Августа, желавшего возродить древние добродетели и обычаи. В Георгиках заслуживают внимания многочисленные, часто далеко отклоняющиеся от основной темы отступления, которые разнообразят и умножают поэтические достоинства поэмы: Юпитер, который изобрел труд, прекрасное описание бури, воспоминания о грозных и необычных небесных явлениях, предвещавших смерть Цезаря, похвала Италии, чарующее описание весны, восхваление счастья земледельца, описание бегов и боя быков, похвала садоводству. Георгики, поэма, славящая труд италийского крестьянина, с точки зрения стихосложения, языка и композиции является самым совершенным произведением В. Последние 10 лет своей жизни (29-19 гг. до н. э.) он посвятил работе над Энеидой (Eneis), которую задумал еще много лет назад. Энеида представляет собой героический эпос в 12 книгах, воспевающей странствия бежавшего после разрушения Трои Энея, которые закончились его прибытием в Лациум, а затем борьбы, котрую тот должен был вести с Турном, царем рутинян, чтобы спокойно осесть в Лациуме после свадьбы с дочерью царя латинян Лавинией. Однако В. не ограничился изложением истории Энея, ибо целью поэмы было прославление Рима, а также рода Юлиев, к которому принадлежал Август. В. дал римлянам блестящую генеалогию, возводя их происхождение к троянцам (эта легенда возникает впервые в греческой литературе в Александре Ликофрона), а сонователем рода Юлиев он сделал Юла-Аскания, сына Энея и внука богини Венеры. Связывая легенду с историей, прошлое с настоящим, поэт вводит в повествование отступления, в которых проявляется главная мысль поэмы: в кн. I Юпитер описывает Венере, матери Энея, великое будущее Рима, а в кн. VI отец Анхиз показывает Энею в Гадесе души великих римлян и указывает Риму его путь. В кн. VIII Эвандр описывает землю, на которой в будущем должен стоять Рим, а Вулкан изображает на щите Энея важнейшие события римской истории. Композиция произведения ориентирована на Илиаду и Одиссею Гомера, причем кн. I-VI соответствуют скитаниям Одиссея (путешествие Энея), кн. VII-XII - сражениям Илиады (война в Лациуме). В кн. IV (любовь Дидоны и Энея) прослеживается влияние Аполлония Родоссского. Многим В. обязан греческой трагедии. Царство мертвых в кн. VI уже был описан у Платона. Чисто гомеровскими являются некоторые элементы стиля (эпитеты, сравнения, образы) и композиционные связки (последовательность эпизодов, описание минувших событий жизни героя через его воспоминания, общие черты некоторых персонажей: Дидона - Калипсо). Действие Энеиды, начавшись с бегства Энея из Трои, в дальнейшем развивается в соответствии с замыслом, представляя некую пра-историю Италии и Рима. Главная мысль поэмы неуклонно ведет от Энея к Августу, а цель, обозначенная в кн. I, достигается после долгой борьбы через преодоление невероятных трудностей. Знание цели, следование великому предназначению и способность приносить жертвы характеризуют идеального героя. Эней, испытываемый судьбой, преодолел все. в той войне, что он вел, и в конечной победе должно было отразиться историческое деяние Августа, установление нового правления и долгого мира. Эта мысль и целостная концепция сделали Энеиду великим римским национальным эпосом. Язык Энеиды ориентирован на возвышенный язык древних эпиков, но не обладает архаической суровостью. В., объединяя традиционно эпические элементы с новыми достижениями неотериков в области техники стиха, довел гекзаметр до совершенства. Поэт умер, оставив Энеиду неоконченной. Она была издана посмертно, вопреки желанию поэта, по приказанию императора Августа. Позднейшие эпики (Силий Италик, Стаций) оставались под влиянием В., произведения которого очень быстро стали частью школьного чтения. В средние века В. считали величайшим поэтом, а также чародеем и магом. Данте в Божественной комедии избрал его проводником по Аду и Чистилищу.

ВЕРРИЙ ФЛАКК

Веррий Флакк, Марк; Verrius Flaccus, Marcus, I в. до н. э./I в. н. э., римский грамматик. Был вольноотпущенником. Ему, как выдающемуся ученому, император Август доверил обучение своих внуков. В.Ф. писал много, но ни одна из его работ не дошла до нас в оригинале. Главным его произведением был лексикон О значении слов (De verborum significatu), рассматривавший значения неупотребительных и малопонятных в его время слов и поясняющий их. Именно эти пояснения, как и цитаты из различных авторов, были источником информации о древних культах, обрядах и обычаях, ценным антикварным и лингвистическим материалом для ученых последующих веков. Этот лексикон сохранился только частично в неполном варианте Помпея Феста, а кроме того - в полностью сохранившемся сокращенном варианте вышеназванной обработки, созданном в VIII в. Павлом Диаконом. О широте интересов В.Ф. свидетельствует упоминание древними его трудов, посвященных, например, этрусской сакральной культуре, паремиографии, орфографии и т.д. В.Ф. комментировал римский календарь праздников с точки зрения сакрального права, а обработка этого произведения сохранилась в записях из Пренесты.

ВИВАКУЛ

Вивакул, Марк Фурий, Bibaculus, Marcus Furius, из Кремоны, I в. до н. э., римский поэт, один из главных представителей неотериков. Автор эпиграмм, написанных различными стихотворными размерами и с разной интонацией, например, язвительной эпиграммы на Цезаря и на Октавиана (см. Август). Из творчетсва В. ничего не сохранилось. Плиний Старший называет прозаическое произведение В. Lucubratio. Иногда ему приписываапют эпические Хроники Галльской войны (Annales belli Gallici), но язвительный характер эпиграммы о Цезаре делает авторство В. сомнительным, если не допустить изменения отношения поэта к предводителю в Галльской войне.

ВИКТОР

I.

Виктор, Victor, из Виты, ум. после 484 г. н. э., латинский христианский писатель, историк. Был священником в Карфагене, где провел большую часть своей жизни под властью царей вандалов Гензерика и Гуннерика. Один из первых религиозных писателей, которые творили в правление вандалов. После смерти Гуннерика (484 г.) он издал произведение О вандальских гонениях в Африке (Historia persecutionis Africanae provinciae). Сочинение В. является ценным свидетельством времен оккупации Африки вандалами и борьбы Церкви с арианством. В. был скорее агиографом, чем историком.

II.

Виктор, Клавдий Марий; Victor, Claudius Marius, из Массилии (совр. Марсель), ум. между 425 и 455 гг. н. э., латинский христианский писатель. Автор сохранившейся поэмы Истина (Aletheia) в 3 книгах, содержащей пояснения к Книге Бытия, в которой отчетливо видны заимствования из классических и христианских поэтов. При описании сотворения мира В. ориентируется на Амбросия.

III.

Виктор, Секст Аврелий; Victor, Sextus Aurelius, IV в. н. э., датинский историк. Происходил из Южной Африки, достиг высоких постов: в 361 г. был наместником в Паннонии, в 389 - префектом Рима. Опубликовал (по-видимому, в 360 г.) сочинение Цезари (Caesares) - историю (в форме коротких биографий) римских императоров от Августа до Констанция. На это произведение, литературная ценность которого ничтожна, опирались авторы сборника биографий Записки об императорах (Epitome de Caesaribus), ошибочно приписываемого В. и рассказывающего о времени от Августа до Феодосия (до 395 г.). Однако отношение В. к Историям римских императоров по сей день представляется неразрешенным вопросом. Неизвестный редактор поздней античности присоединил к Цезарям еще два малых неаутентичных сочинения. Это Начала истории Рима и О славных мужах, биографии времен Империи и Республики.

ВИКТОРИН

Викторин, Гай Марий (по прозвищу Афр); Victorinus, Gaius Marius, ок. 300-ок. 363 гг. н. э., римский грамматик, ритор и философ. Происходил из Африки, работал в Риме. Приблизительно в 355 г. стал христианином (обращение В. описал Августин). Написал Грамматику (Ars grammatica) в 4 книгах. Значительная часть которой была впоследствии включена в учебник метрики Элия Феста Афтония; вероятно, только вступление является оригинальным произведением В. О философских интересах В. свидетельствуют переводы неоплатонических сочинений, комментарии и собственные труды. Он перевел на латиский язык некоторые сочинения Аристотеля и, возможно, труды других философов (Плотина?). Написал (не сохранившееся) комментарии к Категориям Аристотеля и Топикам Цицерона. Уцелел комментарий В. к трактату Цицерона О содержании. Из собственных сочинений В. до нас дошло сочинение по логике О дефинициях (De definitionibus), зато сочинение о силлогизмах утрачено. Остальные труды В. носили теологический и антиарианский характер. К ним принадлежат комментарии, толкования и гимны. В. комментировал послания Павла. К этому периоду также относится сочинение О Святой Троице против Ария (De Trinitate contra Arium) в 4 книгах. В. сохранил для потомков философские мысли платоников и неоплатоников (влияние которых очевидно у Боэция и Августина), создал новый философский язык - новые определения абстрактных понятий, одним из первых латинских авторов занялся метафизикой. Его труды имели большое значение для истории западноевропейской культуры.

ВИКТОРИН МАКСИМИН

Викторин Максимин (или Максимиан, или Максим); Victorinus Maximinus (Maximianus, Maximus), даты его жизни неизвестны, римский ритор. Автор школьного учебника метрики De ratione metrorum). Иногда без достаточных оснований его идентифицируют с грамматиком Викторином Марием.

ВИНЦЕНТИЙ

Винцентий, Vincentius, из Лерина, ум. до 450 г. н. э., латинский христианский писатель. Происходил из Галлии. После бурной жизни, укрылся в монастыре на острове Лерин, где умер, прославившись своими познаниями и святостью. Под псевдонимом Перегрин В. написал два Памятных послания (Commonitoria; ок. 434 г.). сохранилось только первое из них с пересказом обоих, составленным В. в этом произведении В. собрал основные принципы распознавания ортодоксального учения Церкви. Эти послания имели большое значение для истории развития католических догматов. В написал также Цветник мыслей св. Августина (Excerpta e S. Augustino), который включал тексты о Христе и Св. Троице, направленные против несториан. Утрачено произведение В., опровергающее учение Августина о благодати.

ВИТРУВИЙ

Витрувий (возможно, Витрувий Поллион?); Vitruvius, I в. до н. э., римский инженер и архитектор. Единственным источником сведений о жизни В. является его произведение. В. получил пркрасное образование в своей области. В армии Цезаря, а позднее и Августа, он руководил военно-инженерными работами. В Colonia Iulia Fanestis В. спроектирвал базилику, он также ввел ряд инноваций в строительстве водопроводов. От Августа он получил постоянную пенсию, что обеспечило ему возможность спокойно работать над произведением Об архитектуре (De architectura libri X), посвященном Августу. Сочинение В. является единственым сохранившимся античным трактатом о строительстве и механике. В. писал его на протяжении многих лет, вероятно, до 33 г. до н. э., а издал приблизительно в 25-23 гг. до н. э. Отдельные книги трактата: I - область знаний и умений архитектора, планирование городов; II - строительные материалы, их свойства и применение; III и IV - принципы стротиельства храмов, их архитектоника и пропорции; V - проектирование общественных зданий, в том числе базилик, бань, театров; VI - принципы частного строительства; VII - внутренний декор; VIII - строительство водопроводов; IX - геометрия, метрология, астрономия; X - машины, применяемые на войне и в мирной жизни. Каждая книга представляет собой отдельное целое, предваренное предисловием, в котором излагается содержание предшествующих книг и намечается содержание будущих. Не сохранились помещенные автором в тексте рисунки, планы и иллюстрации, что во многих случаях затрудняет его понимание. В. в своем произведение связал теоретические сведения, содержащиеся в специальной литературе, особенно греческой, с собственным практическим опытом. Источниками для В. послужили Гермоген, Ктесибий, Посидоний, Варрон, Лукреций. Язык В. непростой, в предисловиях преобладает риторический стиль, технические описания чрезвычайно лаконичны. Наряду с архаизмами появляются формы, которые встречаются только в поздней латыни, что явилось причиной датирования произведения В. III или IV вв. н. э. К В. обращались Плиний Старший, Фронтин, Марк Гетий Фавентин, который в III в. н. э. составил пересказ его произведения, использованный Палладием. Его цитировали Сервий, Аполлинар, Сидоний, Кассиодор. В эпоху Ренессанса это произведение часто переоценивали, ища в нем идеальной архитектуры. С ним были знакомы Леонардо да Винчи и Микеланджело. Трактат В. много раз издавался и переводлися на другие языки: английский, французский, испанский, голландский, немецкий, итальянский.

ВОЙНА МЫШЕЙ И ЛЯГУШЕК

«Война мышей и лягушек», «Batrachomyomachia», греческая героико-комическая поэма VI или V вв. до н. э. Шуточная эпическая поэма (в 303 гекзаметрах) представляет собой пародию на героический эпос типа Илиады. Торжественная форма (язык и стих героической эпопеи) составляют явное противоречие с содержанием, что служит созданию комического эффекта. Мыши объявляют войну лягушкам. Ее судьбами, как и в Илиаде, распоряжается сонм богов. Поединки героев также напоминают описания их у Гомера. Война в конце концов заканчивается победой лягушек, с подкреплением к которым приходят раки. Еще во II в. до н. э. «Б.» приписывали Гомеру, другая древняя традиция усматривает автора в Пигрете Галикарнасском. Поэму, чрезвычайно известную и в новое время, много читали, она нашла множество подражателей. В Европе под влиянием «Б.» стали создавать эпос о животных и героико-комический эпос.

ВОЛКАЦИЙ СЕДИГИТ

Волкаций Седигит, Volcacius Sedigitus, II/I вв. до н. э., латинский поэт. Написал историко-литературную дидактическую поэму, назваине которой О поэтах (De poetis) и фрагмент из 13 стихов донес до нас Геллий. Этот отрывок содержит канон 10 латинских комедиографов. Не первое место В.С. ставит Цецилия Стация, на второе - Плавта, на третье - Невия, не шестом месте находится Теренций, на седьмом - Турпилий, а на последнем - Энний. Критерием оценки, несомненно, был vis comica, то есть юмористический потенциал отдельных авторов. Также от Геллия мы узнаем, что В.С. занимался вопросом аутентичности комедий Плавта. Три следующих фрагмента трактата О поэтах, сохранившиеся у Светония, касаются Теренция; В.С. рассказывает в них о жизни и творчестве последнего.

ВРАЧИ

Врачи (гр. iatroi, лат. medici) - Самым древним из известных нам медицинских сочинений является Гиппократов корпус. В его составе сохранились некоторые теоретические труды представителей прославленных еще в V в. до н. э. медицинских школ на острове Кос и в городе Книд. С III в. до н. э. центром развития медицины становится Александрия. Естественнонаучные исследования Аристотеля и Теофраста привели к развитию медицинских специализаций. Врачи Герофил из Халкедона и Эрасистрат Кеосский занимались в основном анатомией и физиологией, придавая большое значение теоретическим исследованиям, но опираясь и на данные вскрытий. Они были представителями рационалистического направления в медицине, как и Эвдем Александрийский. Их противниками были эмпирики (Филин Косский), которые под влиянием философии скептиков отрицали всякую теорию, основывая свою деятельность прежде всего на наблюдениях в ходе медицинской практики. Эмпирикам мы обязаны развитием фармакологии и токсикологии. Достижения в этих областях продемонстрировали нам Гален и Диоскорид. В I в. до н. э. медицинским центром стал Рим. В основе медицинских систем лежала разработанная Асклепиадом Прусским атомистическая теория (см. Демокрит, Лукреций). Основываясь на ней, Фемизон из Лаодикеи дал начало школе методиков, которые считали болезненное состояние следствием чрезмерного расширения или сужения пор тела. Самым талантливым представителем направления методиков был Соран. В I в. н. э. в Риме работал Атеней из Атталеи, основатель школы пневматиков, согласно которым жизненное начало заключалось в дыхании (пневме). Самым выдающимся врачом этого времени был Гален. Позднейшая медицинская литература представляет собой прежде всего обработку более ранних произведений (например, Орибазий).

Предыдущая страница Следующая страница