Наши партнеры
Глава вторая. ПРИКЛАДНЫЕ МОДЕЛИ КОММУНИКАЦИИ
ПРИКЛАДНЫЕ МОДЕЛИ КОММУНИКАЦИИ
Оле Хольсти совместил общую коммуникативную модель, ведущую свое начало от Клода Шеннона, с интересами контент-анализа. В результате образуется следующая схема:
Как видим, к набору вопросов Лассвела "кто говорит, что, кому, как и с каким эффектом?" Оле Хольсти добавляет вопрос "почему?". Теперь за каждым из этих вопросов стоит определенное направление в контент-анализе.
Оле Хольсти получает следующую модель возможных направлений исследований в контент-анализе (с. 233) [494, р. 26]:
Подробнее контент-анализ рассматривается далее в главе третьей. И на него следует обратить особое внимание, поскольку это достаточно апробированный тип объективного анализа коммуникативных потоков.
Цель |
Раздел семиотики |
Вопросы |
Исследовательские проблемы |
Описать характеристики коммуникации |
Семантика (знак/референт) Синтактика (знак/знак) |
Что? |
Описывать тенденции в содержании коммуникации. Соотносить известные характеристики источников с сообщениями, которые они производят. Сопоставлять содержание коммуникации со стандартами. |
Как? |
Анализировать техники убеждения. Анализировать стиль. |
||
Кому? |
Соотносить известные характеристики аудитории с сообщениями, производимыми для них. Описывать модели коммуникации. |
||
Делать выводы по поводу причин коммуникации (процесс кодирования) |
Прагматика (отправитель/знак) |
Почему? |
Обеспечение политического и военного сбора информации. Анализировать психологические характеристики индивидуумов. Делать выводы о культурных изменениях. Предоставлять юридические свидетельства. |
Кто? |
Отвечать на вопросы по поводу оспариваемого авторства. |
||
Делать выводы по поводу эффектов коммуникации (процесс декодирования |
Прагматика (знак/получатель) |
С каким эффектом? |
Измерять читабельность. Анализировать поток информации. Оценивать ответ на коммуникацию. |