Наши партнеры

https://forum.zaymex.ru/
сцена

Энциклопедия "Русский балет"
(страница 61)


ЧЕНЧИКОВА Ольга Ивановна (р. 17.5.1956, г. Электросталь Моск. обл.), артистка. Нар. арт. РСФСР (1983). По окончании Пермского хореогр. уч-ща (педагог Л. П. Сахарова) в 1974-77 в Пермском т-ре. Классич. танцовщица лирико-драм. амплуа. Партии: Кармен ("Кармен-сюита"), Беатриче ("Слуга двух господ"), Аврора, Китри, Сва-нильда. С 1977 в Т-ре им. Кирова. Партии: Китри, Аврора, Одетта- Одиллия, Зарема; Гамзатти и Никия ("Баядерка"), Мехменэ Бану, Раймонда, Эгина, Медора;

Уличная танцовщица ("Дон Кихот"), Солистка ("Пахита"), Фея ("Фея Рондских гор"), Эсме-ральда ("Собор Парижской богоматери"), Солистка ("Тема с вариациями"). Ч. владеет виртуозной техникой танца, обладает академически строгой манерой исполнения, чувством стиля. Е„ движения естественно складываются в гармоничные композиции, танец становится содержательным и образным. Снималась в телефильмах-концертах "Раймонды многоликий образ" (1983). "Гран па в белую ночь" (1987), телебалетах "Принц и нищий" (1985), "Последняя тарантелла" (1992). Гос. пр. РСФСР (1977), 2-я пр. Междунар. конкурса артистов балета в Москве (1973).

Лит.: Пав л о ц к и и В.. О, Чепчиков;". "МЖ", 1979, ј 21; Расцвет творчества, "ТЛ".

1981. ј 17; M. И., О. Ченчикова, "Т", 1983, ј 6. И. В. Ступников

ЧЕРЕПНЙН Александр Александрович (наст. фам. H у д e л ь, псевд. Ли) (1876-20.12.1927, Москва), балетный критик. Один из первых моек. теоретиков танца нач. 20 в. В 1910-х гг., находясь под влиянием философии Б. Кро-че, пытался рассматривать хореографию с точки зрения культуро-логич., философских идей времени, выступал против драматизации балета, синтеза иск-в, за чистоту балетного жанра. После 1917 резко изменил ориентацию, встав на позицию вульгарного социологизма, утверждая утилитарность в иск-ве танца. В 1918 редактор ж. "Театр". Сотрудничал с ж. "Новый зритель", "Программы академич. т-ров", "Жизнь иск-ва", "Зрелища" (регулярно в„л рубрику "Глядя, как танцуют"). В 1927 вновь вернулся к предрево-люц. теориям, опубликовав статьи об "изобразительном" и "выразительном" началах в танце, соответствии муз. форм формам классич. балета. Поздние работы Ч. обрели актуальность в балето-ведении 60-х гг.

Соч.: Балетные символы, "Театр, газета". 1914,31 авг.; Фокин, там же. 1915.3. 10. 17 мая: Балетная лит-ра. там же, 1914. 30 марта;

Глядя, как танцуктг.... "Зрелища". 1924. ј 89;

От фокстрота к "Яблочку", там же. 1924. ј 75; Шопениана в МГСПС, "Зрелища". 1924. ј 80; Диалектика балета, "ЖИ", 1927, ј 34- 35. H. K). Чернова.

ЧЕРЕПНЙН Николай Николаевич [3(15).5.1873, Петербург - 26.6.1945, Исси-ле-Мулино, близ Парижа], композитор, дириж„р, педагог. В 1906-09 дириж„р Мариинского т-ра. В 1909-14 дирижировал балетными и оперными спектаклями Русских сезонов в Париже, а также спектаклями Русского балета Дягилева в Лондоне, Монте-Карло, Риме, Берлине. С 1921 жил во Франции, концертировал в европ. странах и США с произв. рус. композиторов. В музыке Ч. ощутимо влияние франц. импрессионизма и оркестрового стиля Н. А. Рим-ского-Корсакова, по классу композиции к-рого Ч. окончил в 1898 Петерб. коне. Ч. - автор опер, произв. для симф. оркестра и камерного ансамбля, романсов и фортепианных пьес. Проф. Петерб. коне. (1909-18). Написал балеты: "Оживл„нный гобелен" (2-я картина написанного позже балета "Павильон Армиды", спектакль Петерб. театр. уч-ща на сцене Мариинского т-ра, 1907, ба-летм. M. M. Фокин), "Павильон Армиды" (1907, Мариинский т-р, балетм. тот же), "Нарцисс и Эхо" (1911, Русский балет Дягилева, Монте-Карло, балетм. тот же), "Русская волшебная сказка" (пост. под назв. "Русские сказки", 1923, балетм. Л. Л. Новиков), "Вакх (Dionisys)" (1922), "Роман мумии" (1924, обе балетм. И. Н. Хлюстин) - все три для труппы Анны Павловой, с к-рой выступал также как дириж„р). Ч. аранжировал и оркестровал ряд муз. пьес для балетов, пост. в труппе Дягилева ("Бабочки", "Карнавал", "Клеопатра"), в труппе "Мордкин балле", США ("Золотая рыбка" на музыку соч. для оркестра "Сказка о рыбаке и рыбке", 1937, балетм. M. M. Мордкин), а также музыку оперы M. П. Мусоргского "Сорочинская ярмарка" для одноим. балета (1943, "Метрополитен-опера", Нью-Йорк, балетм. Д. Лишин).

С о ч.: Воспоминания музыканта. Л., 1976. R. B. Banc.we.

ЧЕРКАСОВА Людмила Константиновна [14(27). 12.1917, Москва17.10.1992, там же], артистка, педагог. Засл. арт. РСФСР (1951). По окончании МХУ (педагог Е. П. Гердт) в 1936-59 в Большом т-ре. Партии: Царь-девица ("Кон„к-Горбунок"), фея Сирени;

Повелительница дриад ("Дон Кихот"), Зарема; Мирта ("Жи-зель"). Зима ("Золушка"), подруга Джульетты ("Ромео и Джульетта"), Волшебная дева ("Танцы в замке Наины" из оперы "Руслан и Людмила"), Царица бала ("Медный всадник"). В 1953-70 педагог МХУ, в 1960-63 педагог-репетитор в Египте, в 1970-73 - в Польше, в 1980- 87 - в Венгрии. С 1990 педагог-репетитор труппы ""Большой театр" - студия Юрия Григоровича". В. И. Зарубин.

ЧЕРКАШИН Михаил Викторович (р. 10.8.1958, г. Каменск-Шах-тинский Ростовской обл.), артист. Засл. арт. РСФСР (1989). По окончании Саратовского хореогр. уч-ща (педагог Ю. В. Носков) с 1978 в Саратовском т-ре. Первый исполнитель партий в балетах, пост. АН. А. Дементьевым: граф Резанов (""Юнона" и "Авось"", 1984), П„тр ("Баллада двадцатых годов", 1987). Др. партии: Альберт, Зигфрид; Феб ("Эсмераль-да"), Базиль, Дезире. Техничный танцовщик, обладает л„гким, пол„тным прыжком, мягкой пластикой. Е. А. Гибиева.

ЧЕРМЕНСКАЯ Клавдия Гри горьевна (р. 20.5.1920, г. Аркадак Саратовской обл.), артистка. Засл. арт. РСФСР (1954), засл. деят. иск-в РСФСР (1979). В 1938 окончила Саратовское хореогр. уч-ще, в 1940-44 училась в МХУ (педагоги Е. П. Гердт, M. А. Ко-жухова). С 1938 в Саратовском, с 1944 в Свердловском т-рах. Первая исполнительница партий:

Наташа ("Берег счастья", 1952, балетм. M. M. Газиев), Дуняша ("Левша", 1954, балетм. Я. В. Романовский), Актриса ("Голубой Дунай", 1958, балетм. Г. И. Язвин-ский). Др. партии: Одетта-Одил-лия, Китри, Жизель, Медора, Аврора, Лауренсия, Мария; Вакханка ("Вальпургиева ночь"), Хозяйка Медной горы, Эсмераль-да, Тао Хоа. Ч. - балерина разностороннего дарования, как танцевального, так и драматического; особенно удавались ей характеры страстные, темпераментные, активные. С 1965 педагог-репетитор Свердловского т-ра. 1-я пр. Все-рос. смотра молодых артистов балета в Москве (1946).

Лит.: Зеличснко Б.. Любимые тревоги. "СБ", 1984, ј 3. Л. В. Барыкина.

ЧЕРНЕЦКАЯ Инна Самойловна

(29.8.1894, Москва - ?), танцовщица, хореограф, теоретик танца. В 1910-14 училась в Берлинском ун-те и одноврем. у Э. Дункан (сестры А. Дункан), в Мюнхене у Р. фон Лабана и А. Сахарова, в Хел-лерау у Э. Жак-Далькроза, с 1914 в Москве у M. M. Мордкина и на драм. курсах А. И. Адашева. В

1914 открыла школу-студию, где, стремясь объединить в постановках музыку, живопись и разные виды сценич. движения, создавала танец, к-рый называла "синтетическим". Студия работала в Москве (в 1918-20 в Кисловодске) на протяжении 20-х гг., получив статус гос. и входя в состав разных учреждений (в т. ч. в 1924 Моск. театр. техникума им. А. В. Луначарского), с 1929 в Гос. академию худож. наук (ГАХН). Ч. ставила номера (на муз. С. В. Рахманинова, Ф. Шопена), а также массовые композиции, чаще тра-гич., с философским подтекстом, на основе сочетания танца, пантомимы, драмы: "Танец смерти" на муз. К. Сен-Санса (1917), "Пан" на муз. Э. X. Дохнаньи (1922), "M. Ф." на муз. "Мефисто-вальса" Ф. Листа (1924), танц. эпизод "Сюита из средних веков" на муз. А. К. Глазунова в опере Р. Вагнера "Ри-енци" в Свободной опере Зимина (1923). Выступления студии постоянно освещались в прессе, е„ поддерживал Луначарский. Теоре-тич. работы Ч. печатались в журналах, в т. ч. в зарубежных. Однако к 30-м гг., когда большинству танц. направлений, кроме классических, было отказано в официальной поддержке, деятельность студии прекратилась. Ч. ставила танцы в т-рах (в т. ч. в Моск. еврейском т-ре, ГОСЕТ), была связана с домами нар. творчества, но собств. иск-во развивать не могла.

Со ч.: О танце. "Т-р и студия", 1922. ј 1-2; Основные элементы иск-ва танца, М., 1937.

Лит.: И. Чернсцкая. М.. 1925; Т p v-в и т. Студия И. Чернсцкой. "Зрелища", 1923. ј 43; С у p и ц Е., Пластич. и ритмопластич. танец: его жизнь и судьба в России, "СБ", 19SS, ј 6; M i s 1 e г N.. Designing Gestures in the Laboratory of Dance, в кн.: Theatre in Revolution, N. Y.. 1991. E. Я. Суриц.

ЧЕРНОБРОВКИНА Татьяна Анатольевна (р. 14.8.1965, Саратов), артистка. Засл. арт. Рос. Федерации (1994). По окончании Саратовского хореогр. уч-ща (педагог Н. А. Максимова) в 1983-86 в Саратовском т-ре. Партии:

Мирта ("Жизель"), Актриса ("Голубой Дунай"), Шехеразада ("Тысяча и одна ночь"), Кончитта (""Юнона" и "Авось""), Одетта- Одиллия, Китри. Классич. танцовщица, блестяще владеющая техникой, экспрессивной манерой танца. С 1987 в Т-ре им. Станиславского и Немировича-Данченко. Первая исполнительница партий:

Солистка ("Лебединая песня",

1988. балетм. Д. А. Брянцев), Медора (1989, балетм. тот же), Вакханка ("Вальпургиева ночь",

1989. балетм. Л. М. Лавровский, возобн. Т. Н. Легат), Жизель (1991, возобн. Легат), Маша ("Щелкунчик", 1995, хореогр. В. И. Вайнонена, возобн. М. В. Крапивина). Др. партии: Фл„р де Лис, Эсмеральда ("Эсмераль-да"). Сильфида ("Шопениана"), Девушка ("Скифы"), Солистка ("Пахита"), Одетта-Одиллия;

Китри и Повелительница дриад ("Дон Кихот"), Джульетта; Сильфида ("Сильфида"), Золушка. 3-я пр. Между нар. конкурса артистов балета в Москве (1985).

Лит.: Яковлева Е., Первые роли на моек. сцене, "TM". 198". ј 36.

Е. П. Деревщикови.

ЧЕРНОВА Наталья Юрьевна (р. 6.1.1937, Москва), критик. историк балета, педагог. Канд. иск-ведения (1970). Окончила театровед ч. ф-т ГИТИСа (1960). Работала в ГЦТМ, в ж. "Театр" (зав. отд. муз. т-ра). С 1964 науч. (с 1989 - ст. науч.) сотрудник ВНИИ иск-знания (ныне Рос. ин-т иск-знания). Анализ театр, процесса и конкретных балетных спектаклей соединяет с общими культурологич. проблемами. Автор работ о рус. балетном романтизме, об иск-ве рус. балетмейстеров от К. Я. Голейзовского до Н. Н. Боярчикова, а также об авангардных течениях в мировой хореографии, студийном движении, танцах на видеоэкране. В 1976-80 преподавала историю балета в МХУ. С 1988 - сценарную драматургию балета в ГИТИСе. Обозреватель ж. "Ба-летто эджо" (Франция - Италия).

Соч.: Контрасты, "Т", 197U, ј8; Два героя балетной сцены, в сб.: Вопросы т-ра, М., 1970; На путях к трагедии, "Т", 1973, ј 7; Хосе Лимон и совр. танец Америки, там же, 1974, ј2; Балет. 1927-1947, в сб.: Большой т-р СССР, 1970-1971, 1971-1972, M., 1976; Балет 1930-40-х, в сб.: Сов. балетный т-р, М., 1976;

На современном этапе, в сб.: Вопросы т-ра, М., 1977; Путь "Спартака", в сб.: Муз. современник, М., 1977; Частное собрание Роберта Джоффри, "Т", 1976, ј 1; Панорама танца, там же. 1977, ј 6; Здесь не одно воспоминанье. "Т", 1978, ј 5; В поисках контактов, в сб.:

Музыка и телевидение, М., 1978; От Гельцер до Улановой, М., 1979; Фокин, "МЖ", 1980, ј 6; Уланова, в сб.: Театр, правда, Тб., 1981;

О балетах больших и малых, в сб.: Сов. муз. т-р, М., 1982; Неистовый талант, в сб.: А. Ермолаев, М., 1982; К. Голейзовский, "МЖ", 1982, ј 3; Касьян Голейзовский, сб. (вступит, ст. и сост.), М., 1984; Балет. 1917-1, в кн.: История театроведения народов СССР, М., 1985;

Большой т-р и совр. тема в 1940-1950-х, в сб.:

Музыка и хореография совр. балета. Л., 1987;

В моек. балете щепкинской поры, "СБ", 1989, ј 1; История одного соперничества, там же, 1991, ј 3; А если бы он уехал, "Б", 1992, ј 2;

Век нынешний и век минувший, "Т", 1992, ј 3;

Заметки "очевидца" о рус. модерне и рус. балете, там же. 1993, ј 5; О балете, Варшава, 1986 (на польск. яз.); Сов. балет, Токио, 1987 (на япон. яз.). Г. Н. Добровольская.

ЧЕРНЫШЕВ Игорь Александрович (р. 15.9.1937, Ленинград), артист, балетмейстер. Нар. арт. РСФСР (1987). По окончании ЛХУ (педагог Ф. И. Балабина) в 1956-69 в Т-ре им. Кирова. Первый исполнитель партий: Минский ("Станционный смотритель", 1956, выпускной спектакль ЛХУ, балетм. Ю. Д. Воронцов, М. М. Михайлов); в балетах и миниатюрах в пост. Л. В. Якобсона - Петруха ("Двенадцать", 1964), "Сильнее смерти", "Конькобежцы", "Вечный идол" ("Хореографические миниатюры", 1959). Партии: Данила, Батыр; Арбенин ("Маскарад"), Евгений, Спартак, Тибальд, Гирей, Тарас Бульба; в ряде хореогр. миниатюр в пост. Якобсона - "Прометей", "Слепая", "Птица и охотник".

В кон. 60-х гг. начал балетмейстерскую деятельность. Ученик и последователь Якобсона, Ч.-балетмейстер обладает собств. творч. почерком, сочетающим свободную пластику с системой классич. танца, заново интонирует его, придавая хореогр. языку экспрессионистскую напряж„нность, заостряя линии танца, создавая контрасты его кантилены со сбивчивым ритмом, широту линий с угловатой напряж„нностью, применяя новые изобразит, поддержки. Ч. - художник обнаж„нной трагич. темы, поднимает в своих спектаклях проблему одиночества человека, жажды контактов, стремления к гармонии и невозможности обрести е„ в совр. мире. В 1970-75 гл. балетм. Одесского, в 1975-76 - Кишин„вского т-ров. С 1976 возглавляет балетную труппу Куйбышевского (Самарского) т-ра. Пост.: "Ромео и Юлия" на муз. Г. Берлиоза (одноактный балет, 1969, Т-р им. Кирова; новая ред., в 2-х актах, 1979, Куйбышевский т-р), "Римский карнавал" на муз. Берлиоза (1968, Т-р им. Кирова), "Антоний и Клеопатра" Э. Л. Лазарева (1968, Ленингр. Малый т-р; 1978, Куйбышевский т-р), "Памяти героя" В. А. Успенского (1968, Т-р им. Кирова; новая ред. под назв. "Мужество", 1985, Куйбышевский т-р), "Щелкунчик" (1969, Одесский т-р; 1978, Куйбышевский т-р), "Спартак" (1972, Одесский т-р; 1984, Куйбышевский т-р), "Ангара" А. Я. Эшпая (1977, Куйбышевский т-р; 1981, Рижский т-р;

1986, Прага; 1987, Стара-Загора), "Поэма двух сердец" А. Д. Ме-ликова (1982, Куйбышевский т-р;

1989, Анкара), "Гусарская баллада" Т. Н. Хренникова (1980, Куйбышевский т-р; 1981, Челябинский т-р), "Помните!" Эшпая (1981), "Вечер одноактных балетов" ("Болеро" на муз. М. Равеля, "Скифская сюита" на муз. С, С. Прокофьева, "Рапсодия в стиле блюз" на муз. Дж. Герш-вина, 1988), "Вальпургиева ночь" (1989), "Маленький принц" Е. А. Глебова и "Муха-цокотуха" Д. Ф. Салиман-Владимирова (оба 1990, все Куйбышевский т-р); балет-оратория "Казнь Степана Разина" на муз. Д. Д. Шостаковича (1979, т-р "Эстония", Таллин; 1986, Куйбышевский т-р). Возобновил балеты: "Дон Кихот" (1970) и "Спящая красавица" (1971, оба - Одесский т-р), "Спящая красавица" (1977), "Лебединое озеро" (1978), "Дон Кихот" (1982), "Баядерка" (1986, все - Куйбышевский т-р). Пост. ряд конц. номеров (в т. ч. "Адажиетто" на муз. Т. Альбинони), танцы в мюзикле "Нина и двенадцать месяцев" Р. К. Щедрина (1988, Токио). Снимался в кинофильме-концерте "Хореографические миниатюры" (1960).

Лит.: Чистякова В., И. Чернышев, в сб.: Ленингр. балет сегодня, в. 2, Л.-М., 1968; Ильичева М., Дебют И. Черныш„ва, "Т", 1968, ј 12; Д e м и д о в А., Спорный спектакль, "СМ", 1969, ј 6; Тюрин Ю., Сказать свое слово, "МЖ", 1978, ј 14;

Садовская Н., Дорогу осилит идущий,

"СБ", 1982, ј 1. " " ,.

H. Ю. Чернови.

ЧЕРНЫШЕВА Любовь Павловна (17.9.1890, Петербург- 1.3.1976, Ричмонд, Великобритания), артистка, педагог. По окончании Петерб. театр. уч-ща (педагог М. М. Фокин) с 1908 в Мариин-ском т-ре. В 1911 участвовала в Русских сезонах в Париже. В 1912 уехала из России. До 1929 солистка труппы Русский балет Дягилева, в 1932-52 "Балле рюс де Монте Карло", "Балле рюс дю колонель де Базиль". Танцевала в пост. балетм.: М. М. Фокина - "Шехеразада" (Зобеида), "Клеопатра" (Клеопатра), "Тамара"

(Тамара), "Карнавал" (Кьярина);

Л. Ф. Мясина - "Женщины в хорошем настроении" (Констанца), "Пульчинелла" (Пруденца), "Стальной скок", "Русские сказки"; Дж. Баланчина - "Аполлон Мусагет" (Полигимния), "Боги-нищие"; Д. Лишина - "Франческа да Римини" (Франческа); Б. Ф. Нижинской - "Докучные" (Ор-физа), "Милочки" ("Лоретки"). Вместе со своим мужем С. Л. Григорьевым Ч. возобновляла пост. разл. балетмейстеров, в т. ч. для т-ров "Ла Скала" и "Сэдлерс Уэллс" балеты Фокина "Сильфиды", "Жар-птица" и "Петрушка" (1954-57). С 1938 преподавала (с 1955 в труппе "Сэдлерс Уэллс балле"). Г. М. Шлуглеит.

ЧЕХОВСКАЯ Наталья Михайловна (р. 12.7.1960, Семипалатинск), артистка. Нар. арт. РСФСР (1989). По окончании Алма-Атинского .хореогр. уч-ща (педагоги А. Г. Габитова и Н. Р. Тихонова) с 1978 в Красноярском т-ре. Партии: Одетта-Одиллия, Жизель; Сильфида ("Шопениа-на"), Солистка ("Пахита"), Поповна ("Сказка о попе и о работнике его Балде"), Китри, Фригия; Маша ("Щелкунчик"), Никия и Гамзатти ("Баядерка"), Сванильда, Эсме-ральда; Муза ("Паганини"), Ева

("Сотворение мира"), Джульетта, Мария; Шехеразада ("Тысяча и одна ночь"), Аврора. Ч. обладает уникальными природными данными, эмоциональностью, элегантной пластикой. С 1986 в труппе "Русский балет". 1-я пр. Всес. конкурса артистов балета и балетмейстеров в Москве (1984), 1-я пр. Междунар. конкурса балета (Хельсинки, 1984).

Лит.: Семен H) та И., Я танцую в самом молодом т-ре, "Сов. Союз". 1984. ј 6. Л. В. Kvoameea.

ЧИЖОВА Александра Эммануи-ловна (р. 23.7.1917, Москва), критик, исследователь танц. фольклора. Засл. деятель иск-в РСФСР (1979). Окончила театроведч. ф-т ГИТИСа (1949). В 1949-59 зав. отд. хореографии Всес. Дома нар. творчества. В 1962-83 зав. лит.-фольклорной частью ансамбля "Бер„зка". С 1965 организатор и режисс„р вечеров балета и фольклора. Автор статей по вопросам хореогр. иск-ва.

Соч.: Танцы народов СССР, в. 1-7 (сост.), М., 1954-1959; Танцует "Березка", М., 1967, 1972; "Березка", М., 1969 (на иностр. яз.); Путешествие за танцами, "ТЖ", 1971, ј 10; В пути..., там же, 1976, ј 9;

Когда знакомое становится открытием, там же, 1977, ј 19; Будущее рождается сегодня, там же, 1980, ј 13; Кому достаются победы, там же, 1981, ј21; Прекрасного связующая нить. там же. 1982, ј 22: Сохраняя поэзию русского танца. "СБ". 1982. ј 2; Поэт народного танца, там же, ј 4; Незыблемая формула, "ТЖ", 1983, ј 20; Знакомство со страною, "СБ", 1984, ј 2; Хор умирающего села, "МЖ", 1988, ј 1; Верность традициям, там же. 1989, ј 6; "Проба", там же. 1990, ј 18;

Снимем шляпы перед талантом, "КиЖ", 1991, ј l. H. К). Чернова.

ЧИКВАЙДЗЕ Елена Георгиевна [р. 17(20).! 1.1910, Тифлис], артистка, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1976). Училась в частной студии М. И. Перини (Тбилиси). По окончании ЛХУ (педагоги М. Ф. Романова, А. Я. Ваганова) в 1929-41 в Т-ре им. Кирова (Ха-синта - "Лауренсия", 1939, балетм. В. М. Чабукиани, первая исполнительница). В 1938 одновременно выступала в Ленингр. Малом т-ре (Черкешенка - "Кавказский пленник", 1938, балетм. Л. М. Лавровский, первая исполнительница). В 1941-43 в Т-ре им. Спендиарова. В 1943-57 в Большом т-ре. Ч. обладала акт„рским темпераментом, яркой пластической выразительностью. Партии:

Джульетта, Одетта-Одиллия;

Маниже ("Сердце гор"), Зарема, Фадетта, Тао Хоа. В 1954-56 преподавала в МХУ, в 1956-82 балетм.-репетитор Большого т-ра. Снималась в кинофильме-концерте "Большой концерт" (1951).

Соч.: Воспоминания, в сб.: Л. М. Лавровский, М., 1983.

Лит.: Франгопуло М., Е. Г. Чик-ваидзе - Черкешенка, "ИиЖ", 1938, ј 7;

Федоренко E., E. Г. Чикваидзе, "СБ", 1986, ј2. А. Э. Чижова.

"ЧИПОЛЛИНО", балет в 3 актах (по мотивам сказки Дж. Родари "Приключения Чиполли-но"). Комп. К. С. Хачатурян, сцен. Г. Рыхлов. 8.11.1974, Т-р им. Шевченко, дир. К. Еременко; Чиполлино - Е. В. Косменко, Редисоч-ка-Л. И. Сморгачева. Г. А. Таякина. Магнолия - Т. Г. Литвинова, Вишенка - С. Лукин, принц Лимон - В. В. Литвинов, синьор Помидор - В. Авраменко. 16.4.1977, Большой т-р, балетм. тот же. худ. В. Я. Левенталь, дир. А. А. Копылов; Чиполлино - М. Л. Цивин. затем А. Ю. Кондратов, Редисочка - П. И. Сорокина. Магнолия-М. В. Кондратьева, затем С. Д. Адырхаева, Вишенка - В. С. Лагунов, затем Н. Г. Ф„доров, принц Лимон - С. Н. Радченко. затем М. Э. Лиспа, синьор Помидор - В. С. Ворохобко. затем А. Б. Петров. 6.11Л986, Ленингр. т-р муз. комедии, сцен. и балетм. А. М. Полубенцев, худ. В. И. Костюковский. дир. А. Борейко;

Чиполлино - В. Страмко. Редисочка - Е. Левенталь, Вишенка - К. Матвеев, Земляничка - О. Ионичева, синьор Помидор - С. Ко-шелкин. Горошек - А. Бесков. В д р. г о-р о д а х (в скобках фам. балетмейстеров):

Новосибирск (1975, Г. Д. Рыхлов, А. Сапогов), Свердловск (1990, М. Коган).

Е. Б. Калишникови.

ЧИСТЯКОВА Валерия Владимировна (р. 8.3.1930, Владивосток), балетный критик. Канд. иск-ведения (1976). В 1952 окончила теат-роведч. ф-т Ленингр. театр, ин-та. В 1952-55 зав. лит. частью Ярославского т-ра им. Ф. Г. Волкова. В 1958-87 преподаватель, затем доцент кафедры зарубежного иск-ва Ленингр. театр, ин-та (С.-Петерб. ин-т т-ра, музыки и кинематографии). Подготовила к печати текст кн. Н. А. Тихоновой "Девушка в синем" (1992, также автор послесл. и комментариев); автор предисл. и комментариев в кн.: Григорьев С. Л., Балет Дягилева. 1909-1929, пер. с англ., М., 1993.

Соч.: Танцовщик, спектакль, время. "Т".

1963. ј 11; Возрождение традиций, там же,

1964. ј6; В мире танца, Л.-М., 1964;

Ленингр. балеты, "Т", 1965, ј 5; И. Колпако-ва, "Т", 1966, ј 2; Линия, уходящая в бесконечность, "Т", 1967, ј 2; Будни и праздники Н. Долгушина, "Т", 1967. ј 8; В балете - комедия, "Нева". 1972, ј 3; Молодой балет. там же, 1973, ј 1; И. Колпакова, в сб.:

Ленингр. балет сегодня, в. 1,Л.. 1967; И. Чернышев, там же, в. 2, Л.-М., 1968; Ролан Пети. Л., 1977.

ЧИСТЯКОВА Ирина Александровна (р. 9.4.1957, Ленинград), артистка. По окончании ЛХУ (педагоги Л. М. Тюнтина, А. М. Чернова) с 1975 в Т-ре им. Кирова. Классич. танцовщица лирико-драм. амплуа. Первая исполнительница миниатюры "Старая фотография" ("Хореографические новеллы", 1977, балетм. Д. А. Брянцев) и партии Подруги рабочего ("Страница прошлого", 1982, балетм. тот же). Партии: феи Резвости, Бриллиантов ("Спящая красавица"), Блоха ("Левша"), Огневушка ("Каменный цветок"), Ману и Гамзатти ("Баядерка"). Гюльнара ("Корсар"), Эффи ("Сильфида"), Чертовка ("Сотворение мира"), Китри; Терезина ("Неаполь"), Солистка ("Шотландская симфония"). Снималась в телефильме-концерте "В мире вдохновения" (1989). Лауреат Междунар. конкурса артистов балета в Варне (1983).

И. В. Ступников.

ЧИЧИНАДЗЕ Алексей Висса рионович (26.12.1917, Тифлис - 3.10.1994, Москва), артист, балетмейстер. Нар. арт. РСФСР (1972), засл. деят. иск-в Груз. ССР (1966). В 1941 окончил МХУ (педагог П. А. Гусев), в 1953 балетмейстерское отд. ГИТИСа (педагог Л. М. Лавровский). В 1942-44 в Большом т-ре. В 1944 - 66 в Т-ре им. Станиславского и Немировича-Данченко. Первый исполнитель партий в балетах, пост. В. П. Бурмейстером: Феб (1950), Зигфрид (1953). Др. партии: Поэт ("Штрау-сиана"), Паоло ("Франческа да Римини"), Пастух ("Лола"), Лио-нель ("Жанна д'Арк"), Фентон ("Виндзорские проказницы"), П„тр ("Берег счастья"). Его танц. манере была присуща мужественность, лирич. благородство. В 1955 в Т-ре им. Станиславского и Немировича-Данченко начал балетмейстерскую деятельность (в 1971-84 гл. балетм.). Пост.:

"Дочь Кастилии" Р. М. Глиэра (1955), "Охридская легенда" С. Христича (1958, совм. с Бурмей-стером и Н. Г. Гришиной), "Франческа да Римини"; "Лесная фея" Ю. П. Ефимова (обе 1960), "Дон Жуан" на муз. Р. Штрауса (1962), "Поэма" на муз. С. Ф. Цинцадзе (1964), "Золушка" (1971), сюита из балета "Гаянэ" А. И. Хачатуряна (1972), "Коппелия" (1975), "Степан Разин" Н. Н. Сидельни-кова (1977), "Шакунтала" С. А. Баласаняна (1979), "Дон Кихот" (1981, новая сценич. ред.), "Рива-рес" Цинцадзе (1982). Ставил балеты в т-рах Тбилиси. Кутаиси, Перми, Одессы, Саратова, Якут-ска. В 1967-70 руководил балетной труппой "Т-ра Вельки" в Варшаве. Ставил в Праге, Амстердаме, Берлине.

Как хореограф Ч. утверждал жанр большого сюжетного спектакля с красочной реалистич. образностью, действенными нац.-танц. сценами. Продолжил творч. линию своего предшественника по Т-ру им. Станиславского и Немировича-Данченко Бурмейстера, гл. опорой к-рого был акт„р-танцовщик и хорошо выстроенная драматургия спектакля.

Соч.: М. Дроздова. "Т". 1973, ј1;

Ответственность за наследие. " ТЖ". 1979, ј 2.

Лит.: Л и т в а к Г., Славить жизнь, "ТЖ", 1979. ј 21; e г о ж е. Путешествие в легенду, там же, 19SO. ј К): Ч e л о м-б и т ь к о Г.. Страницы календаря [А. Чичи-надзе]. "СБ", 19Х7. ј 6. Г. fi. Чс.-юмбитько.

ЧКАЛОВА (Ч о p о х о в а) Нина Николаевна (р. 12.11.1918, Москва), артистка, педагог. Засл. арт. РСФСР (1957). Училась в хореогр. техникуме Гос. объединения эстрадных и цирковых предприятий. По окончании МХУ (педагоги Е. П. Гердт, М. А. Кожухова, П. А. Гусев) в 1939-59 в Большом т-ре. Партии: Ассоль ("Алые паруса"), Мария, Параша;

Фадетта ("Фадетта"), Мирандоли-на, Сванильда; Вакханка ("Вальпургиева ночь"). Огненная ведьма (в опере "Сорочинская ярмарка"). С 1960 педагог-репетитор Т-ра им. Станиславского и Немировича-Данченко. В 1975 пост. (совм. с Р. Цулукидзе) "Дон Кихот" в Анкарском т-ре оперы и балета (Турция), вела там пед. работу. Преподавала также в МХУ классич. танец (1963-66), акт„рское мастерство (1971-72).

Лит.: И о ф ь е в М.. Чорохова. в его кн.:

Профили иск-ва. М., 1965. Е. Н. Нидеждини.

ЧУДЙНОВЫ, артисты, педагоги. Василий Алексеевич Ч. [10(22).6.1865, Москва -

12.4.1933, там же]. Засл. арт. Республики (1925). По окончании Моск. театр. уч-ща (педагог И. Д. Никитин) в 1881-1933 в Большом т-ре. Исполнял преим. характерные и мимич. партии: Магдавая ("Баядерка"), Дон Кихот; Владетельный князь ("Жизель"), Стари-нушка и Хан ("Кон„к-Горбунок"), Бургомистр ("Коппелия"), Флоре-стан XIV и Каталабют ("Спящая красавица"), Клопен Трульфу ("Эсмеральда"). В 1905-22 преподавал в Моск. театр. уч-ще, а также бальные танцы в разл. уч. заведениях Москвы. Его сын - Сергей Васильевич Ч. [12(24).8.1889, Москва-2.8.1977, там же]. По окончании Моск. театр. уч-ща (педагог В. Д. Тихомиров) в 1907-49 в Большом т-ре. Исполнял гл. обр. характерные танцы и партии: мазурка и испанский танец ("Лебединое озеро"), мазурка ("Раймонда"), Иванушка ("Кон„к-Горбунок"), принц Фор-тюне ("Спящая красавица"),

Почтальон ("Фея кукол"), болеро (в опере "Кармен"), полонез и краковяк (в опере "Иван Сусанин"), Отец панночки ("Тарас Бульба"). В 1923-32 преподавал характерный танец в Моск. театр. техникуме им. А. В. Луначарского. С 1941 балетм.-репетитор и консультант по бальному танцу в Большом т-ре.

Лит.: Рассказывают мастера, "СМ", 1967, ј 10. Г. M. Шлуглеит.

ЧУЛАКИ Михаил Иванович

[6(19). 11.1908, Симферополь - 29.1.1989, Москва], композитор, педагог, театр, деятель. Нар. арт. РСФСР (1969). В 1931 окончил Ленингр. коне. В 1955-59 директор, в 1963-70 директор и худ. рук. Большого т-ра. Пред. худ. совета по хореографии при Мин-ве культуры СССР. Автор балетов "Сказка о попе и о работнике его Балде" (под назв. "Балда", по А. С. Пушкину, 1940, Ленингр. Малый т-р, балетм. В. А. Варко-вицкий), "Мнимый жених" (по К.

Гольдони, 1946, там же, балетм. Б. А. Фенстер; Гос. пр. СССР, 1948; под назв. "Слуга двух господ", 1978, там же, балетм. Н. Н. Боярчиков; 1976, Пермский т-р, балетм. тот же), "Юность" (по Н. А. Островскому, 1949, Ленингр. Малый т-р, балетм. тот же;

Гос. пр. СССР, 1950), "Русская сказка" (1972, Большой т-р, балетм. Ал. А. Дементьев). Ч. - автор муз. ред. и композиции балета "Иван Грозный" на муз. С. С. Прокофьева (1975, Большой т-р, балетм. Ю. Н. Григорович). Преподавал в Ленингр. (1933-34, 1944-48) и Моск. коне. (с 1948, с 1962 проф.). Автор мн. статей и книг, в т. ч. о совр. музыке и балете. Гос. пр. СССР (1947).

Соч.: Живые в памяти моей, М., 1990;

Я был директором Большого т-ра..., М., 1994.

Лит. : Богданов-Березовский В., Сов. балет и балеты М. Чулаки, "СМ", 1947, ј 4; Ройтерштейн М., Композитор в пути, там же, 1969, ј 2; Слонимский Ю., Семь балетных историй, Л., 1967. А. С. Иванов.

ШАВРОВ Борис Васильевич

[3(16).8.1900, Петербург - 26.10.1975, Ленинград], артист, педагог. Засл. арт. РСФСР (1939), засл. деят. иск-в Тадж. ССР (1964). По окончании Петрогр. театр. уч-ща (педагоги Л. С. Леон-тьев, В. А. Сем„нов, С. К. Андрианов) в 1918-59 в Петрогр. (Ле-нингр.) т-ре оперы и балета. В 1922-23 вместе с E. M. Люком гастролировал за рубежом. Первый исполнитель партий: в балетах Ф. В. Лопухова - Иван-царевич ("Жар-птица", 1921), Принц ("Щелкунчик", 1929), Борис ("Болт", 1931); Кули ("Красный мак", 1929, балетм. Лопухов, В. И. Пономар„в, Л. С. Леонтьев), Фашист ("Золотой век", 1930, балетм. В. И. Вайнонен), Л. В. Якобсон, В. П. Чеснаков), Парис ("Ромео и Джульетта", 1940, балетм. Л. М. Лавровский), Гико ("Гаянэ", 1942, балетм. Н. А. Анисимова, Пермь), Вырин ("Станционный смотритель", 1955 балетм. Ю. Д. Воронцов и М. М. Михайлов, спектакль ЛХУ). Партии:

Альберт, Дезире, Зигфрид, Колен, Жан де Бриен, Солор, Ба-зиль, фея Карабос, Дроссель-мейер. Исполнитель партий в балетах, пост. М. М. Фокиным:

Раб ("Исламей"), Эрос ("Эрос"), Амун ("Египетские ночи"), Арлекин ("Карнавал"). Др. партии:

Пленник ("Кавказский пленник", Ленингр. Малый т-р), Люсьен ("Утраченные иллюзии"), Асак ("Ледяная дева"). Виртуозно владел иск-вом классич. танца, средствами драм. выразительности. Один из крупных мастеров дуэтного танца. С его именем связан пересмотр трактовок многих ролей. В последние годы сценич. деятельности исполнял мимич. партии: Командор ("Лауренсия"), Красе. В 1929-75 преподавал в ЛХУ (в 1931-33 худ. рук.), один из инициаторов создания пед. и балетмейстерского отделений. В 1946-70 репетитор Т-ра им. Кирова. Ученики: И. Д. Бельский, Н. Н. Боярчиков, Б. Я. Брегвадзе, Ю. Н. Григорович, В. Г. Сем„нов, Ю. В: Соловь„в.

Лит.: Немченок Л., Б. Шавров. "ИиЖ". 1938, ј 6; Кремшевская Г.. Актер бе'з дублера, в кн.: Музыка и хореография совр. балета, в. 2, Л.. 1977; Михайлов М.. Молодые годы ленингр. балета. Л.. 197S;

Чернова Н.. От Гельцер до Улановой. М.. 1979; Федоренко Е., Приняв эстафету. "СБ". mi. ј 5. Г. К). Брооскин.

ШАЙКЕВИЧ Андрей Анатольевич (19.10.1903, Петербург - 29.7.1972, Париж), критик, историк балета. Сын А. Е. Шайкеви-ча, брат Н. А. Тихоновой. В 1921 закончил единую трудовую школу в Петрограде и в тот же год с семь„й эмигрировал. Жил сначала в Берлине, а с 1923 в Париже. Получил технич. образование в Сорбонне. Работал по специальности, в последние годы инженером-консультантом в фирме "Ве-стингауз". После 1945 выступал как балетный критик, постоянный обозреватель парижской эмигрантской газ. "Русские новости", где в„л рубрику "Театр - музыка - кинематограф". Дружил с Н. С. Гончаровой, М. Ф. Ларионовым, С. Лифар„м, Ж. Кокто. Ш. внимательно следил за хореогр. иск-вом своей родины, живо откликался на крупнейшие события балетной жизни СССР; в„л переписку с балетове-дами Н. П. Рославлевой, Ю. И. Слонимским, помогал собирать материалы для книги "Мариус Петипа. Материалы, воспоминания, статьи" (1971), проделав для этого большую изыскательскую работу. Идеалом балерины для Ш. была О. А. Спесивцева, о к-рой он написал монографию. Лучшим балетмейстером Ш. считал Б. Ф. Нижинскую, ценил иск-во Л. Ф. Мясина, Дж. Баланчина, Дж. Роб-бинса, Лифаря, творчеству к-рого посвятил книгу.

Соч.: Spessivtzeva Olga, magicienne envon-tee. P., 1954; Serge Lifar et le destin du ballet de L'Opera, P., 1971.

Лит.: Тихонова Н., Девушка в синем. M., 1992. Г E Хуммаева.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница