Наши партнеры

Выгодная аренда https://www.rexrent.ru/city/arenda-avto-sochi-krym/ в компании РексРент.
Купить одежду Вологда.
видеостена

Энциклопедия "Русский балет"
(страница 48)


РЫЖЕНКО Наталья Ивановна (р. 1.3.1938, Москва), артистка, балетмейстер. Засл. арт. РСФСР (1976). По окончании МХУ (педагог С. M. Мессерер) в 1956-77 в Большом т-ре. Партии: Маша ("Щелкунчик"), Фригия (1958, балетм. И. А. Моисеев, первая исполнительница), Эгина (1962, балетм. Л. В. Якобсон, первая исполнительница), фея Карабос, фея Сирени; Придворная танцовщица ("Легенда о любви"), Та-бачница ("Кармен-сюита"), Уличная танцовщица ("Дон Кихот"), Бетси ("Анна Каренина"). Снималась в телебалете "Лунный вальс" (1986). В 1968 с В. В. Смирновым-Головановым дебютировала как балетмейстер и сценарист, поставив телебалет "Ромео и Джульетта" на муз. П. И. Чайковского. С M. M. Плисецкой и Смирновым-Головановым пост. балет "Анна Каренина" (1972, Большой т-р; 1973, Новосибирский т-р), со Смирновым-Головановым - "Озар„нность" А. Н. Пахмутовой (1973, Большой т-р;

1977, Одесский т-р), "Любовь и смерть" на муз. 5-й сонаты А. Н. Скрябина (поев. памяти К. Я. Голейзовского) и "Шутка" В. П. Арт„мова (оба 1974), "Мечтатели" на муз. балетов "Золотой век" и . "Болт" Д. Д. Шостаковича (1976, все Т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко). В 1977-89 балетм. Одесского т-ра, где возобновила совм. со Смирновым-Головановым балеты "Лебединое озеро" (1978), "Спящая красавица", "Дон Кихот" и "Жи-зель" (все 1979). Совм. со Смирновым-Головановым пост.: "Симфонию Революции" на муз. 11-й и 12-й симфоний Шостаковича (1977), "Кон„к-Горбунок" (1980) и "Озорные частушки" на муз. Р. К. Щедрина (1981), "Маскарад" на муз. А. И. Хачатуряна (1982; экранизирован на ТВ в 1985), "Щелкунчик" (1985), "Гамлет", "Ромео и Джульетта", "Буря" на муз. Чайковского (все 1986); телебалеты "Трапеция" на муз. С. С. Прокофьева, "Озорные частушки" (оба 1970), "Белые ночи" на муз. А. Ш„нберга, "Федра" А. Л. Лок-шина и "Московская фантазия" Арт„мова (все 1972). Экранизировала "Гамлет" (1988), "Бурю" (1990). Балетм. телефильма "Шекспириана" и телебалета "Двенадцать" Б. И. Тищенко (оба 1988). С 1989 реж., сцен. и хореограф Всес. производств. творч. объединения "Видеофильм" Госкино СССР (пост. сериал "Волшебный мир балета", 1989-1991).

Соч.: Новое амплуа Терпсихоры, "Сов. радио и телевидение", 1969, ј 3 (совм. со Смирновым-Головановым); Основа мастерства, основа движения, "СБ", 1984, ј 5; "Двенадцать", "ТВ.-Р.", 1988, ј 7.

Лит.: Г e н и н а Л., "Анна Каренина" "СМ", 1972, ј 10; Голуби н В., Устремленность в будущее, "ТЖ", 1974, ј 13:

Сапожников С., Путь к совершенствованию, "СМ", 1978, ј 8; его же. Душа спектакля - музыка, "СБ", 1982, ј 4;

Белова E., Новая встреча с "Маскарадом", "ТВ.-Р.", 1986, ј 6; ее же, Ракурсы танца. Телевизионный балет, М., 1991.

Н. М. Садовская.

РЫЖОВА Людмила Ивановна (р. 12.9.1955, Москва), артистка. Засл. арт. РСФСР (1986). По окончании МХУ (педагог Н. В. Золо-това) в 1973-94 в Т-ре им. Станиславского и Немировича-Данченко. Партии: Снегурочка и Купава ("Снегурочка"), Мария ("Прозрение"), Рената ("Ч„рные птицы"), Одетта-Одиллия; Татьяна ("Мечтатели"), Сванильда, Золушка;

Наташа ("Берег счастья"), Шакунтала ("Шакунтала"), Медо-ра, Франческа да Римини; Жанна д'Арк ("Легенда о Жанне д'Арк"), Ассоль ("Алые паруса", 1984. балетм. Г. А. Майоров, первая исполнительница), Комиссар ("Оптимистическая трагедия"), Сильфида ("Сильфида"), Девица-краса ("Кон„к-Горбунок"), миниатюра "Романс" на муз. Г. В. Свиридова ("Вечер современной хореографии"). Р. много внимания уделяет работе над образом, используя природные данные - высокий и л„гкий прыжок, стремительное вращение. Танцевала гл. обр. в балетах, пост. В. П. Бурмейстером, А. В. Чичинадзе, Д. А. Брянце-вым. С. 1995 работает за рубежом.

Лит*: Литва к Г.. Зеленая улица!, "ТЖ". 1978, ј 23. H. H. Воскресенская.

РЫНДИН Вадим Ф„дорович

[2(15). 1.1902, Москва - 9.4.1974, там же], живописец, художник т-ра. Нар. худ. СССР (1962). Дей-ствит. чл. АХ СССР (1964). Учился в Свободных худож.-тех-нич. мастерских в Воронеже (1918-22) и во Вхутемасе в Москве (1922-24). Был гл. худ. Камерного т-ра, Т-ра им. Евг. Вахтангова, Моск. т-ра драмы, в 1953-74 - Большого т-ра. Оформил балеты: "Паганини" (I960, балетм. Л. М. Лавровский), "Ночной город" (1961, балетм. тот же), "Спартак" (1962, балетм. Л. В. Якобсон), "Икар" (1971, балетм. В. В. Васильев). Для декораций Р. характерны острое чувство стиля и жанра воплощаемого произв., взаимосвязь живописного и конструктивного решений, сочетание единой установки, метафорически выражающей смысловое "зерно" спектакля, с повествовательно-"покартинной" характеристикой места действия. Гос. пр. СССР (1950).

Соч.: Как создается худож. оформление спектакля, М., 1962; Художник и т-р, М., 1966.

Лит.: Костина Е. М., В. Ф. Рындин, М., 1955; Ванслов В. В., В. Рындин. М., 1965; В. Ф. Рындин. Альбом. Сост. и автор вступит, статьи \\. И. Соколова, М., 1971;

Б e резки н В. И., В. Рындин, М-, 1974.

В. В. Ванслов.

РЫХЛЯКОВА Варвара Трофи-мовна (1871-1919), артистка. По окончании Петерб. театр. уч-ща (педагоги X. П. Иогансон, Э. Чек-кетти) в 1890-1910 в Мариинском т-ре. Исполнительница сольных партий в классич. балетах: па де де ("Жизель"), па де катр ("Сильфида"), танец с лентой (совм. с Е. В. Гельцер, "Дочь Микадо"), танец с гирляндой (совм. с М. Ф. Кше-синской, "Своенравная жена"), вариация придворной дамы ("Кот в сапогах"). Участвовала также в спектаклях: "Ацис и Галатея", "Жертвы Амуру", "Наяда и рыбак", "Спящая красавица", "Царь Кандавл", "Пахита", "Тщетная предосторожность", "Пробуждение Флоры", "Лебединое озеро", "Катарина, дочь разбойника". Обладала отточенной техникой танца. Исполняла порученные партии уверенно, в хороших академич. традициях, но без душевного подъ„ма. Технич. сноровка позволяла ей выступать в ансамблях вместе с крупными мастерами балета Кшесинской, О. И. Преображенской, Л. Н. Егоровой, Гельцер. Преподавала в Петерб. театр. уч-ще в младших классах.

Лит. : Борисоглебский М. В. (сост.). Материалы по истории рус. балета, т. 2, Л., 1939; Красовская В. М., Рус. балетный т-р нач. XX в., [ч.] 1-2, Л-, 1971- 72. А. А. Соколов-Каминский.

РЯБЙНКИНА Елена Львовна (р. 21.8.1941, Свердловск), артистка. педагог. Засл. арт. РСФСР (1967). По окончании МХУ (педагог В. П. Васильева) в 1959-81 в Большом т-ре; совершенствовалась под рук. Е. П. Гердт, затем М. Т. Сем„новой. Первая исполнительница партий: Ванина Ванини ("Ванина Ванини", 1962, балетм. Н. Д. Касаткина и В. Ю. Васил„в), Кадича ("Асель", 1967, балетм. О. М. Виноградов). Др. партии: Маша ("Щелкунчик"), Одетта-Одиллия, Раймонда;

Царь-девица ("Кон„к-Горбунок"), Повелительница дриад и Китри ("Дон Кихот"), Мирта ("Жизель"), Вакханка ("Фауст"), Пер-сидка ("Хованщина"), фея Сирени, Зарема, Эгина; Снежная королева ("Снежная королева"), Бетси ("Анна Каренина"). Солировала в танцах в операх М. И. Глинки "Руслан и Людмила" и "Иван Сусанин". К. Я. Голейзовский пост. для Р. конц. номера, в т. ч. "Мелодия" на муз. А. Дворжака, "Мечты" на муз. А. Н. Скрябина, "Печальная птица" на муз. М. Равеля, "Вальс" на муз. И. Штрауса, "Радость" на муз. С. В. Рахманинова.

Снималась в кинофильме-балете "Хрустальный башмачок" (по "Золушке", 1960), в телефильме-концерте "Хореографическая симфония" (1971), в худож. фильме "Цена быстрых секунд" (1962). Окончила театроведч. ф-т ГИТИСа (1984), с 1985 педагог классич. танца МХУ.

Соч.: Глазами сов. балерины, М., 1971;

Чудесный сплав, "ТЖ", 1980, ј 14.

Лит.: Лавровский Л., Испытание "Раймондой", "ТЖ", 1961. ј 1; И л у п и н а А-, Китри и другие, "МЖ". 1964. ј 1;

Бочарникова Э., Красота и поэзия, "КиЖ", 1968, ј 9. Е. Н. Дюкини.

РЯБОВ Владимир Николаевич (р. 25.9.1947, noe. Низовка Тогучин-ского р-на Новосибирской обл.), артист, педагог. Засл. арт. РСФСР (1986). По окончании Новосибирского хореогр. уч-ща (педагог С. Г. Иванов) с 1966 в Новосибирском т-ре. Классич. танцовщик лирико-романтич. плана. Партии:

Зигфрид, Альберт, Дезире;

Принц ("Щелкунчик"), Парис ("Ромео и Джульетта"), Спартак. С 1969 препода„т в Новосибирском хореогр. уч-ще. С 1984 педагог-репетитор балетной труппы т-ра.

Лит.: Ромм В., Большой т-р Сибири, Новосиб-, 1990. M. H. Малков.

РЯБЦЕВ Владимир Александрович [16(28).5.1880, Петербург - 27.1.1945, Москва], артист, балетмейстер, педагог. Засл. арт. Республики (1923), засл. деятель иск-в РСФСР (1934). По окончании Моск. театр. уч-ща (педагог В. Д. Тихомиров) с 1898 в Большом т-ре. Выступал в кордебалете, затем исполнял характерные сольные партии: Негр ("Фея кукол"), Негр ("Корсар"), Кот ("Спящая красавица"). Творч. стиль Р. определился в мимич. партиях: Санчо Панса ("Дон Кихот"), Иванушка ("Кон„к-Горбунок"), Марцелина ("Тщетная предосторожность"), Исаак ("Корсар"). Др. партии: Франт ("футболист"), Пьяный монах ("Комедианты"), Гаспар ("Пламя

Парижа"), Канцлер ("Три толстяка") и др. Пост. балет "Петрушка" (1921, по M. M. Фокину); возобновил балет "Карнавал" (1924, на сб. муз., пост. А. А. Горского). С 1908 балетм. т-ра миниатюр "Летучая мышь", в 1910-17 - т-ра К. Н. Незлобина. В 1920-30 в„л класс мимики и характерного танца в Моск. театр. уч-ще, преподавал в разл. балетных студиях

МОСКВЫ. Н. Ю. Чернова.

САБИТОВА Лилия Рашитовна (р. 12.8.1953, Ташкент), артистка. Засл. арт. РСФСР (1987). Окончила Ташкентское хореогр. уч-ще в 1972. В течение года совершенствовалась в МХУ (педагог Л. С. Меньшова). В 1972-74 работала в Т-ре им. Навои, откуда была вынуждена уйти из-за тяж„лой травмы. В 1974-81 в Москонцер-те. Танцовщица широкого жанрового диапазона, владеет мн. танц. системами. В е„ репертуаре спектакли: "Перезвоны" на муз. рус. комп., "Время, вперед!" на муз. Г. В. Свиридова и др. комп., номера: "Царевна-лебедь" П. И. Чайковского, "Летите, голуби!" И. О. Дунаевского (балетм. В. А. Вар-ковицкий, С. К. Власов; партн„р Власов). Сольные номера: "Умирающий лебедь" К. Сен-Санса (хореография M. M. Фокина), Узбекский танец на нар. муз., "Ковбой" А. Симона, "Пробуждение" на сб. муз. (балетм. Власов). В собств. пост. исполняет "Весну" на муз. Свиридова и танц. сюиты: "Женщина, музыка, танец", "Эхо Дункан" на сб. муз. (пост. совм. с Власовым). С 1980 солистка группы Камерный балет под рук. Власова (с 1991 "Балет России"). Среди партий классич. репертуара: Маша ("Щелкунчик"), Одетта-Одиллия, Жи-зель; Вакханка ("Вальпургиева ночь"). В 1990 создала "Театр танца Лилии Сабитовой". 3-я пр. Всесоюз. конкурса балетмейстеров в Москве (1984).

Лит.: Надеинский Е., Покорение вершин. "МЖ", 1982, ј5; Шереметьевская H. E., Танец на эстраде, M., 1985;

Иноземцева Г., "Танец теней" - спектакль, рожденный в содружестве, "СБ", 1991, ј2. А. И. Веселое.

САДОВСКАЯ Наталья Михайловна (р. 25.11.1928, Москва), театр, деятель, балетный критик.

Родом из акт„рской династии Садовских. По окончании МХУ в 1947-68 артистка балета Большого т-ра. В 1968 окончила теат-роведч. ф-т ГИТИСа. С 1968 худ. рук. групп классич. балета, выезжающих за рубеж, организатор и реж. балетных фестивалей в России, Беларуси, Бурятии, Татарстане, Якутии.

Соч.: "Ромео и Джульетта", "МЖ", 1972, ј 14; "Бахчисарайский фонтан", в сб.: Сегодня на сцене Большого т-ра, M., 1976; Мечта, ставшая явью, "СБ", 1985, ј 4; Имени Шаляпина, "ТЖ", 1985, ј 17; В. Елизарьев, "МЖ", 1976, ј 22; Шаг в неизвестное или путь к познанию, "СБ", 1991, ј 3; Жизнь без конца и без края, там же, 1991, ј 5; "Мои богини, где вы?...", "Балет", 1992, ј 2; "В память и во здравие", "Т", 1993, ј 7.

CAKKO (Sacco), семья итал. танцовщиков. Родом из Венеции. Джованни Антонио С. (3.7.1708, Вена - 19.11.1788), артист, балетмейстер, педагог. Приехал в Петербург во главе балетной труппы с антрепризой Дж. Локателли в 1757 (1758?). Выступал как танцовщик. Известна его роль Панталоне в пантомиме "Отец солюбовник сыну своему, или Заворож„нная табакерка" (1758). У Локателли пост. балеты: "Балет богов морских" и "Балет пастухов" (при опере "Убежище богов" Ф. Цоп-писа, 1757), "Волшебство Арми-ды" и "Балет веселящегося старичья" (при опере "Возвращение из Лондона" Д. Фискьетти), "Балет в английском духе" (при опере "Аптекарь" В. Паллавичини и Фискьетти), "Амазонки-победительницы" (при опере "Лунный мир" Б. Галуппи), "Прощание матросов" (при опере "Сельский философ" Галуппи), "Героический балет Психеи" и "Балет диких" при опере "Мыза, или Сельская жизнь" Д. Сколари, все 1758). С. приписываются балеты

"Аполлон и Дафна", "Орфей и Эвридика", "Дидона и Эней", "Госпожи в серале", "Пандуры", "Возвращение матросов". Поскольку осн. репертуар антрепризы Локателли составляли оперы-буфф, к комедии тяготел и балетный репертуар. Однако С. влекли и серьёзные сюжеты. Будучи в труппе Локателли, он сочинял балеты и для придв. т-ра, а с 23 марта 1759 находился в качестве придв. балетмейстера на месте уволившегося А. Ринальди (до прибытия Ф. Гильфердинга). В 1759 С. с женой был определ„н на придв. службу сроком на 3 года. В дек. 1761 уехал из Петербурга. Позднее работал в Венеции, Копенгагене и в Варшаве.

Танцовщицами труппы Локателли были также жена Сакко, выступавшая под именем Джо-ванны (Анны) Конти де Сале и две его сестры Андреяна и Ли-бера.

Конти де Сале (Conti de Sales) Анна (гг. рожд. и смерти неизв.), артистка. В 1757 (1758?) принимала участие в спектаклях труппы Локателли в Петербурге, в 1759 - в Ораниенбаумском т-ре вел. кн. Петра Ф„доровича и была принята на придв. службу. В 1761 покинула Россию.

Л и б e p а С. (гг. рожд. и смерти неизв.), артистка, ведущая танцовщица труппы Локателли, а также певица. Я. Штелин назвал е„ "лукавой". Прибыла в Петербург в 1757 (1758?). Партии: Психея ("Героический балет Психеи"), Дафна ("Аполлон и Дафна"), Изабелла (пантомима "Отец солюбовник сыну своему..."), участвовала в балетах при опере "Убежище богов". Выступала также в операх с текстом и пением: Лена ("Сельский философ"),

Чекка-крестьянка ("Мыза, или Сельская жизнь"), Чекка - молодая особа, весьма остроумная ("Учительница школы").

Лит.: Ш те л и н Я.. Музыка и балет в России XVIII в.. пер. с нем.. Л.. 1935; его ж е, Сокращ„нные известия о рус. танцах и театр, в России балетах. "СПб. вестник", 1779, окт. ; Балетоман ( С к а л ь к о в -с к и и К.). Балет, его история и место в ряду изящных иск-в, СПб., 1882; Гозенпуд А., Myi. т-р в России, Л., 1959; К p а с о в с к а я В., Западноевропейский балетный т-р. Очерки истории. Эпоха Новерра. Л., 1981;

M о о s e r R. A., Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIII-me siecle, t. 1, Gen., [1948]. Г. Н. Добровольская. "САЛАМБО". балет в 5 актах 7 картинах (по одноим. роману Г. Флобера). Комп. А. Ф. Аренде, сцен. А. А. Горский. 10.1.1910, Большой т-р. балетм. Горский, х\'д. К. А. Коровин, дир. Аренде; Саламбо - Е. В. Гельцер. Мато - M. M. Мордкин, Нарр-Авас - В. Д. Тихомиров. Танит - В. А. Каралли, Рабыня - С, В. Ф„дорова, Гамилькар - И. Е. Сидоров, Бедуинка - А. M. Балашова, Бедуин - А. M. Козлов. Эшмун-Л. Л. Новиков. 15.6.1932, балет в 4 актах (новая ред.). там же, музыка Арендса. дополненная номерами из произв. А. К. Глазунова, В. В. Небольсина, А. Н. Цфасмана. балетм. И. А. Моисеев, худ. П. И. Соколов, дир. Ю. Ф. Файер; Саламбо - Н. Б. Подго-рецкая, Мато - Моисеев, Нарр-Авас - Н. M. Ларионов, Лидийский военачальник - А. M. Мессерер, Гамилькар-А. Д. Булгаков. Г. В. Иноземцева.

САЛИМБАЕВ Вахапжан Ниязо-вич (р. 1.1.1950, Фрунзе), артист. балетмейстер. По окончании Фрунзенского муз.-хореогр. уч-ща в 1969-78 во Фрунзенском т-ре. Партии: Принц ("Щелкунчик"), Голубая птица, Красе; Нурдин и Джин ("Чолпон"), Прометей ("Прометей"), Герой ("Бессмертие"), Отец ("Материнское поле"). В 1982 окончил балетмейстерский ф-т Ленингр. коне. (педагог Н. Н. Боярчиков) и дебютировал в Горьковском т-ре постановкой "Любовью за любовь" Т. Н. Хренникова (1983). В 1983- 89 гл. балетм. Пермского т-ра. Пост.: "Семь красавиц" (1985), "Спартак" (1986), "Каменный идол" Д. С. Суворова, "Холодное сердце" И. В. Ануфриева (оба 1987). Балетмейстерское иск-во С. основано на принципах режисс„рского т-ра, в к-ром действенная природа и драматургич. текст определяют содержание хореогр. композиции. Многозначная и функционально подвижная цепь метафор в постановках С. прида„т образам масштабность и объ„мность развития. В ярко выраженном лексич. почерке С. элементы восточной пластики органично сочетаются с определяющей структуру хореогр. языка классич. европ. традицией. Кон-фликтность драматургич. сюжетов проявляется в сложном, нередко трагич. мировосприятии балетмейстера. 3-я пр. Всес. конкурса балетмейстеров и артистов балета в Москве (1976).

С. Н. Коробков.

"САЛЬТАРЕЛЛО, ИЛИ СТРАСТЬ К ТАНЦАМ" ("Saltarello, ou о maniaco po la danca"), балет в 2 актах. Комн., сцен. и балетм. А. Сен-Леон (на основе его же хореографии в опере-балете "Танцовщик короля" Т. Готье). 29.10.1854, т-р "Сан-Карлуш". Лиссабон. В России: 8.10.1859. Большой т-р, Петербург, балетм. тот же; исполнители - А. И. Прихунова. M. Н. Муравьева. X. П. Иогансон. 28.4.1860, Большой т-р. балетм. тот же. худ. X. Шеньян, Аккерман; Констанция - П. П. Лебедева, Сальтарелло - Сен-Леон.

САМАРСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА, академический (с 1982). Открывался 1 июня 1931 под назв. Средне-Волжская краевая опера, в 1936-91 - Куйбышевский т-р оперы и балета. Балетная труппа начала с постановок хореогр. миниатюр на классич. музыку и танцев в оперных спектаклях. Первые значит, успехи связаны с деятельностью гл. балетм. (1933- 37) и танцовщика А. Р. Томского, ориентировавшегося в основном на рус. и зарубежную балетную классику (как в традиционных редакциях, так и с оригинальной хореографией); "Корсар" (1934), "Тщетная предосторожность", "Шопениана" (оба 1936), "Кон„к-Горбунок" (1937), а также на соч. совр. композиторов: "Красный мак" (1933), "Бахчисарайский фонтан" (1936). Солисты:

А. П. Аркадьев, С. А. Бронский, Н. M. Гончарова, Д. Д. Дмитриев, Н. А. Довгелли, Т. Д. Ку-тасова, А. В. Селезн„в, Н. M. Чеховская. Балетмейстеры: Г. Г. Герн, Б. Ф. Кирхгейм, Л. Я. Леонидов, Е. В. Лопухова, Е. А. Пушкина, M. Н. Шатловский. В годы Вел. Отечеств, войны значит, влияние на творчество балетной труппы оказали мастера Большого т-ра СССР, эвакуированного в Куйбышев (1941).

Спектакль "Дон Кихот" в пост. Н. В. Даниловой (1942) положил начало новому этапу в развитии балета т-ра. Под рук. Даниловой (гл. балетм. в 1944-50 и 1953- 67), художника-новатора, обладающего самобытной фантазией, режисс„рским даром, поэтич. видением мира, балетный коллектив обр„л творч. лицо, сформировал оригинальный репертуар. В основе е„ деятельности было творч. переосмысление классики:

"Лебединое озеро" (1954, новая муз. ред.), "Спящая красавица" (1955), "Раймонда" (1957), "Корсар" (1956) и создание авторских пост.: "Семь красавиц" (1955), "Тропою грома" (1960), "Отел-ло" А. Д. Мачавариани, "Снегурочка" на муз. П. И. Чайковского (оба 1965), "Барышня и хулиган" (1966). Данилова осуществила в т-ре первые пост. балетов: "Легенда о любви" Г. Г. Крейтнера (1958), "Ут„с" Э. Л. Лазарева (1959), "Читра" на муз. Р. Тагора (1960, впервые на европ. сцене; пр. им. Дж. Неру). Обладая выдающимися пед. способностями, Данилова создала сильную, ровную труппу, открыла много акт„рских дарований: Т. А. Бель-ская, В. М. Григорьев, M. H. Жданова, Ю. И. Загатов, A.A. Иль-ницкий, В. И. Кирпичникова, В. Э. Корчаковская, Л. И. Лобо-да, В. С. Лубенец, С. Д. Россет, В. И. Сергеев, Л. С. Статкевич, H. П. Щ„голев, создала хореогр. студию при т-ре (1960). Балетные спектакли ставились при участии дир. Г. В. Беляева, С. С. Берголь-ца, А. H. Волкова, Б. В. Мерцело-ва, худ. Ю. H. Бабичева, А. И. Мазанова, М. А. Мурзина, В. В. Роберга, В. И. Фуфыгина, Б. М. Эрбштейна.

В кон. 60-х гг., после ухода Даниловой из т-ра, происходила частая смена балетмейстеров, отсутствовала единая эстетич. программа. В т-ре работали: А. А. Бер„зова, Р. Ю. Вагабов, Ю. Р. Ковал„в, В. А. Манохин, В. Пяри, В. М. Чабукиани, А. Г. Шевел„ва, С. К. Шеина. В 1967-70 гл. балетм. Э. X. Танн (пост.: "Раймонда", "Спящая красавица",

"Жизель", "Бахчисарайский фонтан"), в 1970-73 - А. Я. Шелест, к-рая проделала большую работу по формированию и воспитанию балетной труппы в духе традиций ленингр. балетной школы. В кон. 60-х - нач. 70-х гг. в т-ре работали дир. И. Ю. Айзикович, В. П. Беляков, В. Л. Невлер, Л. М. Оссовский, А. М. Шпизман, худ. М. А. Виноградов.

С приходом в т-р И. А. Черныш„ва (гл. балетм. с 1976) балетная труппа взошла на новую ступень творч. развития. Худож. принципы Черныш„ва преемственны по отношению к традициям предшественников - бережное отношение к классике и обращение к совр. хореографии. Из классич. балетов он возобновил: "Спящую красавицу" (1977), "Лебединое озеро" (1978), "Дон Кихот" (1982), "Жизель" (1984), "Баядерку" (1986). Новаторские поиски Черныш„ва-хореографа стимулировали расширение стилистич. диапазона балетной труппы, расцвет акт„рских дарований Г. В. Акач„нка, Е. И. Брижинской, С. Е. Воробь„ва, H. М. Гимадеева, О. И. Гимадеевой, М. И. Козловского, В. H. Пономаренко, Т. В. Сергеевой, Л. П. Синцовой, В. H. Тимофеева, H. Д. Шикар„вой. Черныш„в - художник с обостр„нно-экспрессивным восприятием мира, времени, человеческих судеб, воплощаемых в индивидуальной хореогр. манере, к-рая органично сочетает элементы классич. танца и свободной пластики. В его спектаклях соединяются острая публицистичность и притчевая интонация, прозрачная лирика и хл„сткая характерность. Среди пост.: "Ангара" А. Я. Эшпая (1977), "Щелкунчик" (1978), "Антоний и Клеопатра" Э. Л. Лазарева (оба 1978), "Ромео и Юлия" на муз. Г. Берлиоза (1979, одноактный и двухактный варианты), "Гусарская баллада" Т. H. Хренникова (1980), "Помните!" Эшпая (1981), "Поэма двух сердец" А. Д. Меликова (1982), "Спартак" (1984), "Мужество" В. А. Успенского (1985),

"Казнь Степана Разина" на муз. Д. Д. Шостаковича (1986), Вечер одноактных балетов ("Болеро";

"Скифская сюита" на муз. С. С. Прокофьева, "Рапсодия в стиле блюз" на муз. Дж. Гершвина - все 1988), "Вальпургиева ночь" (1989), "Маленький принц" Е. А. Глебова, "Муха-Цокотуха" Д. Ф. Салиман-Владимирова (обе 1990), "Мамины сказки" на муз. "Детского альбома" П. И. Чайковского (1992), "Золушка" (1994). В 80-е гг. в т-ре также ставили спектакли: И. Д. Бельский ("Ленинградская симфония", 1986; "Кон„к-Горбунок" Р. К. Щедрина, 1987), E. M. Шипяцкая ("Бахчисарайский фонтан", 1988), АН. А. Дементьев (""Юнона" и "Авось"" на муз. А. Л. Рыбникова, 1989), С. X. Хантемирова ("Шурале", 1992, по Л. В. Якобсону).

В составе труппы (1994) : Бри-минская, Воробь„в, Гимадеев, Гимадеева, Ю. Г. Гунькина, М. В. Дворянчикова, Козловский, По-номаренко, А. В. Прокофьев, С. А. Прохоров, И. А. Румянцева, О. П. Столяренко, Тимофеев, В. А. Шачнев, Шикарева. Гл. дир. В. Ф. Коваленко. Гл. балетм. Черныш„в. Гл. худ. Г. О. Эллинский. Педагоги-репетиторы - Акаченок, Пономаренко, Сергеева.

Лит.: Куйбышевский оперный, Куйбышев, 1981; Одна любовь на всю жизнь, Куйбышев, 1990. Л. А. Волынкина.

САМОХВАЛОВА Майя Нико лаевна (р. 1.5.1929, г. Кашира Моск. обл.), артистка, педагог. Засл. арт. РСФСР (1964). По окончании МХУ (педагог М. А. Кожухова) в 1948-72 в Большом т-ре. Партии: Повелительница дриад и Уличная танцовщица ("Дон Кихот"), Мирта ("Жи-зель"), фея Сирени и фея Кара-бос, Хозяйка Медной горы; Царь-девица ("Кон„к-Горбунок"), Жар-птица, Зарема; Кадича ("Асель"). С 1972 педагог-репетитор Большого Т-ра. В. И. Зарубин.

САМЦОВА (Самсова, Samsova) Галина Мартыновна (р. 17.3.1937, Сталинград), артистка. Училась в Киевском хореогр. уч-ще, в 1956-60 в труппе Т-ра им. Шевченко. В 1960 вышла замуж за канадского танцовщика А. Урсу-ляка; в 1961-64 в труппе Нац. балета Канады; в 1964-73 в "Лондон Фестивал балле", в 1973-76 в "Нью Лондон балле". Выступала также с труппами Франции, ФРГ, Австралии, Англии, Италии, Юж. Африки и др. В 1980-90 ведущая танцовщица и педагог "Сэдлерс Уэллс Роял балле" (в наст. вр. "Бирмингэм Роял балле"). В 1990-91, рук. труппы "Скоттиш балле" (Шотландский балет, с к-рым приезжала в 1992 в Россию). Выступала во мн. балетах клас-сич. наследия (Китри, Жизель, Одетта-Одиллия и др.), в пост. Дж. Баланчина ("Блестящее аллегро"), А. Тюдора ("Сиреневый сад"), Ф. Аштона ("Тщетная предосторожность"), К. Макмиллана ("Изадора"). Первая исполнительница партий в балетах П. Дар-релла ("Отелло", 1971; "Тристан и Изольда", 1979), Дж. Картера ("Восходящая Пифия", 1973), А. Проковского (е„ мужа в 1972- 1981) ("Веспри", 1973; "Анна Каренина", 1979). Возобновляла в разл. труппах "Лебединое озеро", "Жизель", фрагменты из "Лауренсии", "Раймонды", "Пахиты" и др. Золотая медаль на Парижском фестивале в 1963 (за исполнение заглавн. роли в "Золушке" В. Орликов-ского).

Лит.: Goodman S., Brief Biographies:

Galina Samsova, "uunce Magazine", 1964, April;

М а с a u l a v A., In Ouest of the Muse: The Sad-ler's Wells Royal Ballet, "Dancing Times", 1981, November. Е. Я. Cypuu.

САНГОВИЧ Ядвига Генриховна [p. 28.11(11.12).1916, Петроград], артистка. Засл. арт. РСФСР (1951). По окончании МХУ (педагог В. А. Сем„нов) в 1936-64 в Большом т-ре. Одна из лучших характерных танцовщиц труппы. Партии: Персидка (опера "Хованщина"), фея Карабос; Островитянка ("Золушка"), Испанка ("Мирандолина"), Персидка ("Половецкие пляски"), Килина ("Лесная песня"), Тереза ("Пламя Парижа"). Исполняла характерные танцы в балетах "Лебединое озеро", "Дон Кихот", "Раймонда", в операх. Снималась в кинофильме-концерте "Мастера русского балета" (1953). в. и. Зарубин.

"САНДРИЛЬОНА" (франц. "Cendrillon". англ. "Cinderella"), "Золушка", "Волшебный башмачок", "Хрустальный башмачок" и др., балеты на сюжет сказки Ш. Перро. 1) В 4 актах. Комп. Д. Штей-бельт. 18.5.1815, Большой т-р, Петербург, балетм. И. И. Вальберх, Огюст; Сандрильона

- А. С. Новицкая, Алидор - Вальберх, Ра-миро - Пуаро, Дандини - Андре (Шмит). 2) В 3 актах. Комп. Ф. Сор. сцен. Ф. Альбер, Эть-ен. 26.3.1822, "Королевский т-р", Лондон, балетм. Альбер; Сандрильона - М. Меркан-дотти. В России: 3.6.1824, Большой т-р, Петербург, балетм. Ш. Дидло; Сандрильона- А. И. Истомина (позже Д. С. Лопухина, А. Бертран-Атрюкс и др.). 31.1.1824, Москва, дом Пашкова, балетм. и исполнительница гл. партии - Ф. В. Гюллень-Сор; эта же пост. показана 6.1.1825 в моек. Большом т-ре. 7.11.1835, там же, возобновление. 3) Фанта-стич. балет в 5 актах 13 картинах. Комп. В. К. Мюльдорфер, сцен. К. Ф. Вальц. 14.12.1871, Большой т-р, Москва, под назв. "Волшебный башмачок" ("С андрильон а"), балетм. В. Рейзингер, худ. Вальц, К. Гроппиус, П. А. Исаков. Ф. И. Шеньян и др.; Сандрильона - А. И. Собсщанская, ее отец - В. Ван-нер. Король-В. Ф. Гельцер. Повелительница жучков - П. М. Карпакова. 17.2.1889, там же, возобн., под назв. " Х p у с т а л ь н ы и башмачок" ("Сандрильона") в 5 актах 11 картинах, с добавлением муз. Шимана, балетм. А. Н. Богданов, дир. П. П. Золотарен-ко; Сандрильона -Л. Н. Гейтен. 1899, там же, возобн., балетм. И. Н. Хлюстин; Сандрильона - Л. А. Рославлева (в 1900 Е. В. Гельцер). 4) Фантастич. балет в 3 актах. Комн. Б. А. Фитингоф-Шель, сцен. Л. А. Пашкова. 5.12.1893, Мариинский т-р, под назв. " 3 о -л у ш к а", балетм. М. И. Петипа, Л. И. Иванов, Э. Чеккетти, худ. М. И. Бочаров, Г. Левот, М. А. Шишков, дир. Р. Е. Дриго; Сандрильона - П. Леньяни, принц Шарман - П. А. Гердт, Король - Н. С. Аистов, Камергер - А. Д. Булгаков. 5) В 3 актах. Комп. Ф. д'Эр-ланже, сцен. М. М. Фокин. 19.2.1938, под назв. "Золушка", труппа "Балле рюс дю коло-нель де Базиль", т-р "Ковент-Гарден", Лондон, балетм. Фокин, худ. Н. С. Гончарова; Золушка

- Т. М. Рябушинская, Принц - П. Петров. 6) В 3 актах 7 картинах. Комп. С. С. Прокофьев. См. "Золушка". Г. В. Иноземцева.

САНКОВСКАЯ Екатерина Александровна [11(23).11.1816, Москва - 16(28).8.1878, там же], артистка. Первая танцовщица моек. сцены, освоившая преромантич. и лирико-романтич. стили зап.-европ. балета, давшая им нац. окраску. Окончила Моск. театр. уч-ще в 1836. Ученица Ф. В. Гюллень-Сор, по драматич. классу - М. С. Щепкина. Начиная со школы (с 1826) с успехом выступала не только в балетных, но и в драм. спектаклях на сцене Малого т-ра, вместе со Щепкиным, Л. П. Никулиной-Косицкой, П. С.

Мочаловым. С 1835 в Большом т-ре. В 1836 с Гюллень-Сор ездила в Париж, где познакомилась с иск-вом М. Тальони, К. Гризи, Ф. Эль-слер. Славу балерине принесло выступление в балете "Сильфида" (1837). С этого времени С. начала выступать сначала в репертуаре М. Тальони ("Дева Дуная", 1838;

"Восстание в серале", 1840; "Морской разбойник", 1841; "Влюбл„нная баядерка", 1841), продолжая при этом танцевать и прероман-тич. репертуар, позже - в партиях, прин„сших славу Эльслер, Гризи ("Жизель", 1845; "Мечта художника", 1849; "Катарина, дочь разбойника", 1850). Е„ партн„рами были ведущие танцовщики моек. сцены 30-50-х гг. - И. Ришар, Т. Герино, Ф. Монтасю. Новая танц. техника, идеи и образы романтич. балета привлекли к иск-ву С. симпатии интеллигенции Москвы, особенно молод„жи (студенты Моск. ун-та увенчали е„ золотым венком). Е„ танцем восхищались В. Г. Белинский, А. И. Герцен, С. Т. Аксаков, M. E. Салтыков-Щедрин назвал С. "душой московского балета". Выступая в лирико-романтич. балетах, С. вносила новые интонации в стилистику танца и в трактовку образов в соответствии со своими природными данными и традициями моек. школы танца. Хрупкая, маленького роста, она акцентировала в своей исполнительской манере л„гкость, изяще ство, невесомость танца.

После ухода Гюллень-Сор из Большого т-ра С. начала выступать и в качестве постановщика, ввела в репертуар балеты Ж. Ма-зилье - "Своенравная жена" ("Сумбурщица") А. Адана (1846), Ж. Перро - "Мечта художника" Ц. Пуни (1853). Последняя партия балерины - Эсмеральда в пост. Перро (1853).

Покинув сцену в 1854, преподавала бальные танцы в гимназии, давала частные уроки, в т. ч. в семье К. С. Станиславского.

Лит.: Красовская В., Рус. балетный т-р от возникновения до сер. XIX в., Л.- \i., 195S; Бахрушин Ю., История рус. б;1-'1СТс1. 3 изд.. М., 1977; Чернова Н., В моек. б;1.чете щепкинской поры, "СБ", 1989, .V. 4. Н. Ю. Чернова.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ РУССКОГО БАЛЕТА им. А. Я. Вагановой (до 1991 Ленинградское хореографическое училище, с 1961 - академическое), одна из старейших балетных школ мира; первая рус. танц. школа. Осн. в 1738 по указу имп. Анны Иоанновны франц. танцмейстером Ж. Б. Ланде. Первоначально располагалась в двух комнатах старого Зимнего дворца. Первыми учениками были 6 девочек и 6 мальчиков из семей дворцовых служащих. У истоков балетного образования в России стояли представители двух европ. школ. "Серьёзный" танец на основе менуэта преподавал Ланде, затем его ученики; "танцу комическому" обучали итальянец А. Ринальди (Фоссано) и его жена Дж. Ринальди. Строгие каноны франц. школы и гротесковая виртуозность итальянской органично слились в рус. исполнительстве. Лучшие среди первых учеников - А. Сергеева, А. Тимофеева, А. Топорков - не уступали в мастерстве иностр. артистам. В 1755-62 в Ораниенбауме, при дворе Петра III, существовала ещ„ одна балетная школа, из к-рой вышел Т. С. Бубликов. Сотрудничество рус. и европ. танц. культур в 18-19 вв. было постоянным. Идейная и эстетич. новизна постановок Ф. Гильфердинга и его последователя Г. Анджолини, работавших в 1750-х гг. в Петербурге, требовала освоения технич. при„мов, совершенствования пластики и мимики.

В 1779 балетная, муз., драм. и живописная школы объединились в Театр. школу, размещ„нную в быв. казармах Преображенского полка на Миллионной улице. Здесь обучалось 50 детей. В уч. программу входили рус. грамота, математика, франц. и итал. языки и спец. предметы. На школьной сцене устраивались концерты, ставились драмы и балеты. Заметный подъ„м балетного образования обозначился со вторым приездом в 1784 итал. хореографа Дж. Кан-циани. Результатом его пед. деятельности стал выпуск рус. артистов, занявших ведущее положение в труппе. Среди них первый рус. балетм. И. И. Вальберх. В 1792 была принята уч. программа, согласно к-рой воспитанники обучались всем театр, профессиям для последующего использования по надобности театр, дирекции. Не согласный с деспециализацией обучения, Канциани уш„л в отставку. Его место унаследовал Вальберх, ежедневно дававший урок сразу всем ученикам. В то же время Вальберх занимался отдельно с наиболее одар„нными детьми. Среди его учеников:

И. М. Аблец, А. П. Глушковский, Е. И. Колосова, А. И. Тукманова. К нач. 19 в. школа разделилась на школу театр, танцев и муз. уч. заведение. Помогали Вальберху танцовщик Гульельми и быв. фигурант Г. Клишкин.

В 1801-11 и 1816-29 в Петербурге работал Ш. Дидло. Выдающийся танцовщик и хореограф направил внимание прежде всего на проф. подготовку. При н„м танц. класс стал считаться наиважнейшим, по его настоянию в 1805 было построено новое здание школы на Екатерининском канале близ Большого (Каменного) т-ра. К 1809 число воспитанников возросло до 120. Дидло привл„к свежие пед. кадры. Немало нового в преподавание танца внесла Колосова; подготовит, класс девочек вела Е. И. Сазонова, с мальчиками занимались танцовщики П. Н. Артемьев и А. Ф. Спиридонов. Первые выпускники Дидло, выступившие на сцене Большого т-ра, - Глушковский, М. И. Данилова, М. И. Иконина, Я. Люстих, А. С. Новицкая, Ж. Сен-Клер. В 1809 появился первый законодательный документ - "Образование театральной шко-лЫ", разработанный членом репертуарного комитета кн. А. А. Шаховским. Он определял задачи учреждения, правила при„ма, организацию и программу обучения и воспитания. Однако школа была по-прежнему целиком подчинена интересам общетеатр. практики, и потому Дидло приходилось вести с Дирекцией борьбу за своих учеников, к-рых распределяли то в драму, то в оперу, а то и в "гардеробную часть". Гордостью рус. балета стали выпускники школы Дидло - И. О. Гольц, А. И. Истомина, Е. А. Телешова, И. А. Шемаев. Сохраняя высокие критерии, заложенные Дидло, в школе преподавали Артемьев и А. А. Лихутина.

Положение об уч-ще 1829 разделяло его на мужскую и женскую половины, на два разряда "по предмету учения": первый - драм., оперный и музыкальный и второй - балетный. В 1830-е гг. труппу и балетную школу возглавили А. Блаш и А. Титюс. Среди новых педагогов выделялись танцовщики франц. школы К. Лашук и Фредерик, отводившие заметное место сценич. практике. В 1834 Лашук поставил один из первых публичных спектаклей уч-ща - одноактный вариант балета Ф. Бернаделли "Волшебная флейта". В 1836 Театр. уч-ще переехало в более просторное здание, построенное по проекту К. Росси, с большими танц. залами, классами, дортуарами и миниатюрным т-ром, где ставились драм. и балетные спектакли.

Во 2-й пол. 1840-х гг. преподавали В. П. Волкова, Е. Гюге, Ж. Петипа, Д. С. Ришар, воспитавшие Л. И. Иванова, М. Н. Муравь„ву. В 1855 преподават. деятельность начал М. И. Петипа, эсте-тич. взгляды и худож. принципы к-рого определяли рус. исполнительскую школу кон. 19 в. Ведущим педагогом с 1869 стал X. П. Иогансон - виртуозный танцовщик, воспитанный по системе О. Вестриса и А. Бурнонвиля. Он прививал будущим рус. танцовщикам ценные качества датской школы - чистоту формы, технику пируэтов и прыжков, к-рые, однако, не становились самоцелью. Иогансон исповедовал индивидуальный подход и воспитал множество прекрасных артисток. Композиции его экзерсиса не раз вдохновляли Петипа. В 1886-96 средние классы учениц вела Е. О. Вазем, также стремившаяся подчинить технику выразительности.

К нач. 1880-х гг. Театр. уч-ще состояло из балетного и драм. отделений. К его 150-летию был издан новый устав, согласно к-рому обучение велось 7 лет, с двумя подготовит, классами. К тому времени петерб. школа танца выпустила 891 артиста для имп. т-ров Петербурга и Москвы. В 1880-х гг. в школе преподавали П. А. Гердт, П. К. Карсавин, Е. П. Соколова. Педагоги постоянно возобновляли и ставили маленькие балеты для школьных спектаклей, развивая в детях акт„рские способности и сценич. навыки. Немало балетов для учеников пост. Петипа и Иванов. В 1892 был введ„н новый предмет - теория записи танцев, к-рую преподавал танцовщик В. И. Степанов, разработавший систему фиксации балетных движений. Ученики записывали по этой системе и разучивали отд. танцы и целые балеты. Особенно активно пользовался ею педагог и танцовщик А. А. Горский, начинавший постановочную деятельность. Тогда же Степанов составил и программу обучения классич. танцу по годам (1895). Прежде преподавание велось спонтанно, непоследовательно. Программа нашла применение прежде в Моск. театр. уч-ще и лишь потом в петербургском.

Большое влияние на рус. школу оказали итал. гастрол„ры, выступавшие в Петербурге в 1880-90-х гг. В. Цукки подала пример простоты и естественности акт„рской игры, К. Брианца, П. Леньяни и Э. Чеккетти блистали новыми технич. достижениями - заноска-ми, пируэтами, фуэте. В кон. 19 в. уч-ще окончили А. Я. Ваганова, Л. Н. Егорова, Т. П. Карсавина, М. Ф. Кшесинская, Н. Г. и С. Г. Легаты, В. Ф. Нижинский, А. П. Павлова, О. И. Преображенская, Ю. Н. Седова, В. А. Трефилова. Та же школа подготовила и хореографов-новаторов, ниспровергателей академизма - Горского, М. М. Фокина, дебютировавших спектаклями, поставленными для уч-ща.

После Окт. революции имп. Театральное (балетное) уч-ще переименовано в Гос. Петрогр. театральное (балетное) уч-ще, к-рое перешло в подчинение Театр. совета при Комиссаре просвещения. Усилия уч-ща в те годы были направлены на повышение уровня общего образования. Вначале оно стало семилеткой, с 1928 - ср. спец. уч. заведением - хореогр. техникумом (до 1937), где преподавали Преображенская (до 1921), Л. С. Леонтьев, Н. П. Петров (до 1925), В. И. Пономар„в, М. Ф. Романова, В. А. Сем„нов, Е. П. Снеткова-Вечеслова, А. И. Чек-рыгин, А. В. Ширяев. С 1927 началась пед. деятельность Вагановой. Как и прежде, возобновлялись балеты классич. наследия - "Сильфида", "Талисман", "Ручей", "Арлекинада". В первые по-слереволюц. годы уч-ще окончили Д. М. Баланчивадзе (Баланчин), В. И. Вайнонен, П. А. Гусев, Л. М. Иванов (Лавровский), О. П. Мун-галова, Б. В. Шавров, в 1925 - М. Т. Сем„нова, в 1926 - А. Н. Ермолаев, О. Г. Иордан, будущие балетм. Н. А. Анисимова, Р. В. Захаров, Л. В. Якобсон. В 1923 открылись вечерние курсы, давшие балету замечательных исполнителей: Ф. И. Балабину, 3. А. Васильеву, Р. И. Гербека, С. Г. Кореня, К. М. Сергеева, В. М. Чабукиани. В эти годы созда„тся и утверждается на практике методика Вагановой, на принципах к-рой воспитывались Т. М. Вечес-лова, Н. М. Дудинская, Сем„нова, Г. С. Уланова. "Основы классического танца" Вагановой были опубликованы в 1934 и выдержали множество переизданий на разных языках. Методич. работа Вагановой дала толчок исследованиям в области др. спец. дисциплин. Ширяев, А. И. Бочаров, А. В. Лопухов выпустили "Основы характерного танца" (1939), Н. П. Ивановский - "Бальный танец XVI-XVIII веков" (1940).

В 1934 было создано пед. отд., к-рое окончили будущие педагоги уч-ща Н. П. Базарова, Н. В. Бал-тачеева, Е. Н. Гейденрейх, Н. А. Камкова, В. С. Костровицкая, Л. М. Тюнтина, Е. В. Ширипина. В том же году открылось нац. отд., готовившее кадры для т-ров союзных республик. Многие его выпускники стали ведущими артистами, крупными балетмейстерами, рук. нац. балетных трупп. В 1937 Ф. В. Лопухов организовал при уч-ще балетмейстерское отд., где преподавали Захаров и Лавровский. Его выпускники - К. Ф. Боярский, В. А. Варковицкий, Б. А. Фенстер. В 1930-е гг. ЛХУ окончили Дудинская, Н. А. Зубковский, Г. Н. Кириллова, А. Я. Шелест, начинают преподавать С. С. Каплан, А. И. Пушкин, Сергеев, В. В. Фидлер, Шавров. Ряд конц. номеров и балет "Тиль Эйленшпигель" создал для уч-ща Якобсон.

В день объявления Вел. Отечеств. войны состоялся очередной выпускной спектакль. Гл. партию в балете "Бэла" В. М. Дешевова исполняла выпускница Н. Б. Ястребова, к-рой суждено было пережить все тяготы блокады. Педагоги А. П. Бажаева, Костровицкая и Л. И. Ярмолович, оставшиеся в Ленинграде, в условиях блокады продолжали занятия и проводили при„м новых учеников. За время войны уч-ще потеряло 9 своих воспитанников, ушедших на фронт. Основной коллектив уч-ща был эвакуирован на 3 года в Пермь, где под худож. руководством Ивановского продолжалась работа: его окончили И. Д. Бельский, Л. И. Войшнис, М. П. Мазун, А. А. Макаров, Н. А. Петрова, В. Д. Ухов. Мн. выпускники были заняты в поставленных Якобсоном балетах "Испанское каприччио" на муз. Н. А. Римского-Корсакова и "Ромео и Джульетта" на муз. П. И. Чайковского, показанных уже в Ленинграде в 1944. После возвращения школы в Ленинград на Урале осталась группа педагогов под рук. Гейденрейх для продолжения занятий с местными учениками. Так было основано Пермское хореографическое училище.

В кон. 1940-х гг. школу окончили Б. Я. Брегвадзе, И. Г. Генс-лер, Ю. Н. Григорович, Н. А. Кургапкина, О. Н. Моисеева, Г. Н. Пирожная, Л. Н. Сафроно-ва, К. В. Шатилов, занявшие видное положение в балетных труппах Ленинграда. Пед. состав 1940-50-х гг. включал крупных мастеров - Ваганову, Пономар„ва, Романову, Снеткову, Шаврова. Начали преподавательскую деятельность Балабина, Т. В. Бал-тачеев, Бельский, Е. Э. Бибер, Иордан, А. Л. Кумысников, М. М. Михайлов, А. А. Писарев, Н. Н. Серебренников, Б. В. Соловь„в, М. Б. Страхова, И. А. Трофимова. Выпуски 1950-х гг. дали немало талантливых артистов: С. Д. Адырхаеву, Н. Н. Боярчикова, О. М. Виноградова, Н. А. Долгушина, И. А. Колпакову, Г. Т. Комлеву, С. П. Кузнецова, Н. Р. Макарову, Р. X. Нуреева, А. Е. Осипенко, В. М. Панова, В. Г. Сем„нова, А. И. Сизову, О. Г. Соколова, Ю. В. Соловь„ва, Н. В. Тимофееву, К. И. Федичеву. С 1951 силами учеников традиционно ставится балет "Щелкунчик" в пост. Вайнонена. Среди школьных спектаклей выделялись "Станционный смотритель" А. П. Петрова (1955, балетм. Ю. Д. Воронцов, Михайлов), "Листиана" (1958, балетм. К. Я. Голейзовский).

В 1960-70-х гг. началась пед. деятельность Дудинской, И. Б. Зубковской, Н. В. Беликовой, Т. И. Шмыровой, Брегвадзе, Шатилова, Сем„нова, Г. Н. Селюцкого, А. Г. Нисневича, Ю. И. Умрихи-на. В уч-ще проводятся всес. и все-рос. семинары по проблемам воспитания артистов балета. Подготовлен ряд методич. работ: "Азбука классич. танца" Базаровой и В. П. Мей (Л., 1964), "Школа классич. танца" Костровицкой и Писарева (Л., 1967), "Поддержка в дуэтном танце" Серебренникова (Л., 1967), "Принцип оформления урока классич. танца" Л. И. Ярмолович (Л., 1968). В эти годы окончили уч-ще и заняли ведущее положение в т-рах страны Р. М. Абдыев, А. А. Асылмурато-ва, М. Н. Барышников, С. М. Бережной, Н. Д. Большакова, В. А. Бударин, М. А. Бурханов, В. М. Ганибалова, В. Н. Гуляев, Е. В. Евтеева, С. А. Ефремова, К. Е. Заклинский, Н. И. Ковмир, Г. С. Мезенцева, В. Б. Островский, М. А. Сабирова, Л. И. Семеняка, А. М. Сидоров, Т. Г. Терехова, Т. И. Фесенко, Л. В. Филина, Т. Я. Хярм. Многие из них - лауреаты конкурсов артистов балета. Д. А. Брянцев, В. Н. Елизарьев, А. М. Полубенцев стали известными балетмейстерами. Поддерживая давнюю традицию, уч-ще продолжало создавать оригинальные одноактные балеты: "Праздник в Сарагосе" на нар. муз. (1964, балетм. X. Виано), "Времена года" А. К. Глазунова (1974, балетм. Сергеев), "Прерванная песня" на муз. А. Калниньша (1977, балетм. Б. Я. Эйфман). У воспитанников балетной школы богатейшая сценич. практика.

В 1980-е гг. уч-ще окончили Ж. И. Аюпова, С. Г. Вихарев, И. А. Зеленский, Ю. В. Махалина, Ф. С. Рузиматов. Преподавали М. А. Васильева, Гербек, В. С. Десницкий, Л. В. Ковал„ва, Саф-ронова, Н. С. Солдун, Т. А. Уда-ленкова, Умрихин, Н. С. Янанис.

В 1957 уч-щу присвоено имя Вагановой. После 1917 худ. рук. уч-ща были А. А. Облаков (1919), Шавров (1930-36), Ф. В. Лопухов (1936-40), Ивановский (1940-52, 1954-61), Вечеслова (1952-54), Балабина (1962-73). В 1991 преобразовано в Академию русского балета им. А. Я. Вагановой. Ныне пед. отд. с 4-годичным обучением готовит педагогов спец. хореогр. дисциплин с высшим образованием. Созданы науч.-методич. и науч.-издат. отделы. Первым проз. Академии (до 1992) был Сергеев (худ. рук. с 1973). С 1992 худ. рук. Бельский. Уч-щу поев. телефильм-концерт "Рождение танца" (1991).

Лит.: Всеволодский (Г e p н-r p о с с) В., История театр, образования в России, т. 1 (XVII-XVIII вв.). СПб., 1913;

Б о p и с о г :i с о с к и и М. (сост.). Материалы но истории р\с. балета, г. 1-2, Л., 1938-39; Ленингр. Гос. хореогр. уч-ще, Л.- М.. 1940; П а и т ю х о в а Л., Ленингр. Гос. хореогр. уч-ще. Л.-М,. 194S: К p а с о в-с к а я В., Рус. балетный т-р от возникнсжс ния до сер. XIX в.. Л.-М., 1958; e e же. Р\с. балетный т-р второй пол. XIX в., Л.-М.. 1%3:

e e ж e. Pvc. балетный т-р нач. XX в.. [ч. 1- 2. Л., 1971-72; Ленингр. гос. хореографическое училище имени А. Я. Вагановой. Л., lSiS. М. А. Ильичей.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница