Наши партнеры

Выгодная аренда https://www.rexrent.ru/city/prokat-i-arenda-avto-v-moskve-vzyat-avtomobil-naprokat-v-rossii-i-za-rubezhom/ в компании РексРент.
аудиовизуальный система

Энциклопедия "Русский балет"
(страница 28)


КОРНБЛЙТ Евгений Михайлович [6(19).9.1908 - 15.10.1969, Ленинград], дириж„р. Засл. арт. РСФСР (1957). Окончил дириж„рский ф-т Ленингр. коне. (1936). В 1936-41 в Ленингр. т-ре муз. комедии, в 1941-43 гл. дир. Оренбургского т-ра муз. комедии. В 1944-69 дир. Ленингр. Малого т-ра. Участвовал в пост. балетов:

"Мнимый жених" (1946) и "Юность" (1949) М. И. Чулаки, "Доктор Айболит" (1948), "Барышня-крестьянка" Б. В. Асафьева (1951), "Двенадцать месяцев" Б. Л. Битова (1954), "Голубой Дунай" на муз. И. Штрауса (1956), "Сказка о м„ртвой царевне и о семи богатырях" (муз. В. М. Де-шевова на темы А. К. Лядова, 1949), "Коппелия" (1949), "Вес„лый обманщик" К. А. Корчмар„ва (1951), Гран па из балета "Пахита" (1958); "Встреча" (9-я симфония), "Директивный бантик" и "Барышня и хулиган" (все - 1964), "11-я симфония" (1966) - все на муз. Д. Д. Шостаковича, "Круг ада" Л. А. Пригожина (1964). В 1958 в Ленингр. Малом т-ре на муз. К. и Битова пост. балет "Гав-рош" (балетм. В. А. Варковиц-кий). Автор музыки ряда вставных номеров и аранжировок в балетах "Корсар", "Сольвейг" (на муз. Э. Грига), "Голубой Дунай" (на муз. И. Штрауса).

КОРОБКОВ Сергей Николаевич (р. 30.5.1960, Пермь), театр. критик. Канд. иск-ведения (1988). Окончил театроведч. ф-т

ГИТИСа (1982). В 1982-89 комментатор муз. редакции Пермского ТВ. С 1989 пом. худ. рук. Российского т-ра Дружбы народов (с 1993 Театр наций). В 1990-91 читал курс лекций по истории режиссуры муз. т-ра в ГИТИСе. В 1990-91 ред. газеты "Танец" (приложение к ж. "Сов. балет"). Автор работ по вопросам дорево-люц. и совр. т-ра, в том числе оперного и балетного.

Соч.: Путь в Большой балет; Семь уроков в Пермском хореогр. уч-ще, Пермь, 1989;

Мейерхольд в муз. т-ре, "СБ", 1985, ј 5; Л. Шипулина, там же, 1987, ј 3; Уста Эола, там же, 1990, ј 2; Странный театр, "Т", 1990, ј 5;

Осень. Конец феерии, там же, 1991, ј 4.

E. П. Белова.

КОРОВИН Константин Алексеевич [23.11(5.12).1861, Москва - 11.9.1939, Париж], художник т-ра, живописец. Действит. чл. АХ (1905). Учился в МУЖВЗ (1876- 84) у А. К. Саврасова, E.C. Сорокина, А. Д. Поленова, одновременно - в АХ (1882). Участник выставок Моск. т-ва художников, Т-ва передвижных худож. выставок, "Мира искусства" (член объединения), Союза рус. художников. Совершил поездки по России, Франции (1887-89, 1892- 93). В 1885-91 и 1896-98 худ.

Моск. частной рус. оперы С. И. Мамонтова, где вместе с Поленовым, М. А. Врубелем, В. А. Серовым и др. начал обновление сцено-графии рус. муз. т-ра. В 1898- 1919 декоратор при Дирекции имп. (до 1917) т-ров в Москве (в 1910- 19 гл. худ. и худ.-консультант) и Петербурге-Петрограде (190223). Один из крупнейших реформаторов рус. и мирового театр.-декорац. иск-ва, К. создал новый тип декораций "большого стиля" - зрелищных, красочных, эмоционально соответствующих сце-нич. действию. Его лучшие театр. работы, поев. рус. нар. сказке и истории, Испании и Востоку, связаны с муз. т-ром. Постоянно сотрудничал с балетм. А. А. Горским. Оформил спектакли: Большого т-ра - "Дон Кихот" (совм. с А. Я. Головиным и Н. А. Клодтом, 1900 и 1906; 1902, Мариин-ский т-р), "Лебединое озеро" (с ними же, 1901; 1912; 1922), "Кон„к-Горбунок" (1901, 1914; 1912, Мариинский т-р), "Дочь Гудулы" (1902), "Золотая рыбка" (1903), "Дочь фараона" (с др. худ., 1905), "Раймонда" (1908, 1918), "Салам-бо" (1910), "Корсар" (с др. худ., 1912), "Шубертиана", "Карнавал"

(оба 1913), "Любовь быстра!" (с др. худ., 1913; 1918, т-р сада "Аквариум", Москва), "Баядерка" (117, 1923), "Щелкунчик" (1919); Мариинского т-ра - "Аленький цветочек" (1907; 1911, Большой т-р), "Спящая красавица" (1914, 1922). Участвовал в оформлении спектаклей Русских сезонов - дивертисмент "Пир" (1909) и "Ориенталии" (1910). Оформил пост. труппы Анны Павловой - "Осенние листья" (1917-18) и "Часы" (кон. 1910-х гг.), а также спектакли т-ра сада "Аквариум" (все 1918) - "Испанские эскизы", "Пери" и "Ночь на Лысой горе" (вариант - 1924, Петрогр. т-р оперы и балета). Спектакли, оформленные К., неоднократно возобновлялись в т-рах Москвы и Ленинграда (после 1924). Преподавал в Москве в школе-студии E. H. Званцевой (1899-1906), Строгановском уч-ще (нач. 1900-х гг.), МУЖВЗ (1901-18) и Свободных худож. мастерских (1918-19). С 1923 жил за границей (с 1924 в Париже), оформлял спектакли (в осн. варианты прежних постановок) в т-рах Парижа, Турина, Лондона, Копенгагена, Каунаса, Нью-Йорка. Преподавал в Рус. худож. академии в Париже (1929-39).

Соч.: К. Коровин вспоминает, 2 изд., М., 1990.

Лит.: К. Коровин. Жизнь и творчество. Письма, документы, воспоминания. М-, 1963;

КоганД.З-, К. Коровин, М., 1964; Власова Р., К. Коровин. Творчество, Л., 1969;

Пожарская М. H., Рус. театр.-декорац. иск-во конца XIX - нач. XX в., М., 1970;

ГусароваА.П., К. Коровин. Путь художника. Художник и время, М., 1990.

В. А. Кулаков.

"КОРСАР" ("Le Corsaire"), балет в 3 актах 5 картинах (по одноим. поэме Дж. Байрона). Комп. А. Адан, сцен. Ж. А. Сен-Жорж, Ж. Мазилье. 23.1.1856, парижская Опера, балетм. Мазилье. худ. Э. Деплешен, Ш. Камбон, Ж. Тьерри, Мартен; Медора - К. Розати, Конрад - Д. Сегарелли. 21.10.1867, там же, возобн. (добавлена сцена "Pas des fleurs" балетм. А. Сен-Леона на муз. Л. Делиба); Медора - А. Гранцова, Конрад - Фиоретти. В P о с-с и и: 12.1.1858, Большой т-р, Петербург, комп. Адан, Ц. Пуни (вставной номер М. И. Петипа "L'esclave, pas scenique" на муз. П. Г. Ольденбургского), балетм. Ж. Перро, худ. А. А. Роллер, Г. Г. Вагнер, И. Петров, дир. К. H. Лядов; Медора - Е. И. Фридберг (затем Розати), Конрад - Петипа. Сеид-паша - Перро, Исаак Ланкедсм - А. H. Пишо, Бирбанто - Фредерик, Гюльна-ра-Л. П. Радина. 24.1.1863, Мариинский т-р, новая пост., в 4 актах, 5 картинах, балетм. Петипа, худ. Роллер, Вагнер, Медора - М. С. Суровщикова-Петипа, Конрад - Петипа, Сеид-паша - H. О. Гольц, Бирбанто - Фредерик, Гюльнара - А. Д. Кошева, Исаак Ланкедем - Пишо. 25.1.1868, там же, возобн., в 3 актах, 5 картинах (добавлены "Форбан" и "Оживл„нный сад" на муз. Делиба); Медора -

А. Гранцова (затем Е. О. Вазем, Г. Дор), Конрад - Петипа (затем Л. И. Иванов). 30.11.1880, там же, возобн., в 4 актах, 5 картинах, худ. Вагнер, М. А. Шишков, Роллер, М. И. Бочаров; Медора - Е. П. Соколова, Конрад - Иванов. 13.1.1899, там же, возобн. (добавлены вальс и адажио на муз. Р. Е. Дриго), худ. О. К. Аллефи, В. Суреньянц, С. H. Воробь„в, П. Б. Ламбин (декорации), Е. П. Пономар„в (костюмы); Медора -

П. Леньяни (позже Ю. H. Седова, Л. А. Рослав-лева, Э. Гримальди, А. П. Павлова, Л. H. Егорова, Т. П. Карсавина, И. О. Преображенская, О. А. Спесивцева, Е. М. Люком), Конрад - П. А. Гердт. 22.12.1914, там же, возобн.;

Медора - Е. А. Смирнова, Конрад - С. К. Андрианов. 3.11.1858, в 5 актах, Большой т-р, Москва, балетм. Фредерик (по Мазилье и Перро), худ. А. Бредов, Ф. К. Вальц, П. А. Исаков, Форнари, Ф. И. Шеньян; Медоpa - П. П. Лебедева (затем О. Н. Николаева), Конрад - Ф. Монтасю (затем С. П. Соколов, Д. И. Кузнецов), Бирбанто-Фредерик, Сеид-паша - Теодор (Шион). 13.12.1868, там же, новая пост., балетм. Петипа; Медора - Дор (позже П. М. Карпакова), Конрад - Петипа. 3.3.1888, там же, возобн., балетм. А. Н. Богданов (по Петипа), дир. С. Я. Рябов; Медора - Л. Н. Гейтен (позже А. А. Джури, Рославлева, Э. Гримальди). 15.1.1912, там же, новая пост., в 3 актах, 7 картинах (использована муз. Адана, Пуни, А. Г. Рубинштейна, К. Гольдмарка, Э. Грига, А. Дворжака, Делиба, Ф. Шопена, П. И. Чайковского), балетм. А. А. Горский, худ. К. А. Коровин, дир. А. Ф. Аренде; Медора -*- Е. В. Гельцер, Конрад - В. Д. Тихомиров, Бирбанто - И. Е. Сидоров, Сеид-паша - В. А. Чудинов, Исаак Ланкедем - В. А. Ряб-цев, Гюльнара - В. А. Каралли. 15.5.1931, в 4 актах, Ленингр. т-р оперы и балета, балетм. А. Я. Ваганова (по Петипа), худ. Аллегри, Ламбин, дир. М. П. Карпов. 4.7.1973, Т-р им. Кирова, новая пост., в 4 актах, балетм. К. М. Сергеев (отд. сцены и танцы в постановке Петипа), худ. С. М. Юнович, дир. В. Г. Широков; Медора-Е. В. Евтеева, Конрад-Р. Аб-дыев, Сеид-паша-Э. Н. Михасев, Гюльнара- С. В. Ефремова, Бирбанто-Г. Н. Селюцкий. 29.4.1987, там же, новая пост., в 3 актах, муз. Адана, Пуни, Ольденбургского, Делиба, Дриго, балетм. П. А. Гусев, О. М. Виноградов (отд. сцены и танцы в постановке Петипа), худ. Т. Д. Мурванидзе, дир. Е. В. Колобов; Медора - А. А. Асылмуратова, Конрад - Е. А. Нефф, Гюльнара - Л. А. Кунакова, Ланкедем - К. Е. Заклинский, Бирбанто - Г. И. Бабанин, Али - Ф. С. Рузиматов, Сеид-паша - Г. А. Борченко. 31.5.1955, Ленингр. Малый т-р, в 3 актах, 5 картинах, муз. Адана в редакции Е. М. Корнблита, сцен. Сен-Жоржа и Мазилье в ред. Ю. И. Слонимского, балетм. Гусев, худ. С. Б. Вирсаладзе, дир. Корнблит;

Медора - Г. Н. Пирожная, Конрад - В. С. Зимин, Гюльнара-М. П. Мазун, Бирбанто- В. Н. Ермолаев, Али - Ю. В. Малахов. 6.10.1958, Т-р им. Станиславского и Немиро-вича-Данченко, новая пост., в 3 актах, 7 картинах, с муз. Адана и Делиба, инструментовка В. Н. Кнушевицкого, балетм. Н. Г. Гришина, худ. В. А. Людмилин, дир. В. А. Эдельман;

Медора - В. Т. Бовт, Конрад - М. Э. Лиепа, Бирбанто-В. В. Чигир„в, Сеид-паша-В. Н. Ильин, Гюльнара - Э. В. Власова. 11.4.1968, там же, возобн.; Медора - Бовт, Конрад - Ю. В. Григорьев, Бирбанто - Чигир„в, Сеид-паша - А. А. Клейн, Гюльнара - Власова. 29.4.1989, там же, новая пост., в 2 актах, с муз. Адана, Пуни, Дриго и др., балетм. Д. А. Брян-цев, худ. В. А. Арефьев, дир. Г. Г. Жемчужин;

Медора - Т. А. Чернобровкина, Конрад - В. П. Кириллов, Бирбанто - В. В. Лантратов, Гюльнара - М. Г. Иванова, Сеид-паша - В. С. Тедеев. 11.3.1992, Большой т-р, новая пост., балетм. Сергеев (по Петипа), худ. И. К. Тебилова, дир. П. Ш. Сорокин; Медора - Н. А. Грач„ва, Конрад - А. Н. Ветров, Бирбанто - Г. Л. Таранда, Гюльнара - Н. А. Ма-ландина, Зюльма-Е. М. Борисова. 16.2.1994, там же, новая сценич. редакция Ю. Н. Григоровича, балетм. Сергеев (по Петипа), худ. В. Я. Левенталь, дир. тот же; Медора - Грач„ва, Конрад - Ветров, Бирбанто - С. Р. Бобров, Сеид-паша - Ю. Ю. Ветров. В др. г о p о-д а х (в скобках фам. балетмейстеров): Свердловск (1926, М. Ф. Моисеев; 1956, Гришина;

1971, Г. Г. Малхасянц), Саратов (1935, В. И. Вронский; 1956, В. Г. Адашевский; 1968, Г. И. Язвинский), Новосибирск (1962, Гусев), Иркутск (1962, Е. Д. Эджубова), Бийск (1963, Н. 3. Громов), Горький (1965, Язвинский), Челябинск (1969, Л. В. Воскресенская), Воронеж (1969, Д. Арипова), Кемерово (1969, Громов).

Лит.: "Корсар", Л., 1956.

Н. Н. Зозулина.

КОРСЙНИ (Corsini) Доменико (Доминик Антонович) [11.2 (по др. данным - 12.5). 1774, Болонья - 10(22).5.1814, Петербург], художник т-ра. По происхождению итальянец. Учился в АХ в Болонье. С 1802 жил в Петербурге. Оформил балеты Ш. Дидло в Большом т-ре в Петербурге (с П. Гонзаго и др.); "Клара, или Обращение к добродетели" (1806), "Зефир и Флора" (1808), "Амур и Психея" (1809, Эрмитажный т-р, 1810), "Лаура и Генрих, или Трубадур" (1801), "Ацис и Галатея" (1816). Был продолжателем идей Гонзаго, разрабатывал принципы архитектурных перспективных декораций, вводя в них элементы романтич. пейзажа. В 1811 получил звание академика АХ "по известному его искусству в живописи декораций".

Лит.: Глушковский А. П., Воспоминания балетмейстера, Л.-М., 1940;

Гозенпуд А. А., Музыкальный т-р в России. От истоков до Глинки, Л., 1959;

Давыдова М. В., Очерки истории рус. театр.-декорац. иск-ва XVIII -нач. XX в., М., 1974; С ы p к и н а Ф. Я., Пьетро ди Г. Гон-зага. Жизнь и творчество, М., 1974; С ы р-к и н а Ф. Я., Костина Е. М., Рус. театр.-декорац. иск-во, М., 1978; К p а с о в-ская В., Западноевропейский балетный т-р. Очерки истории. Преромантизм, Л., 1983.

В. А. Кулаков.

КОСТРОВЙЦКАЯ Вера Сергеевна [3(16).1.1906, Петербург - 27.9.1979, Ленинград], артистка, педагог. По окончании Петрогр. хореогр. уч-ща (педагоги О. И. Преображенская, А. Я. Ваганова) в 1923-37 в Т-ре им. Кирова. В 1937-65 преподавала классич. танец в ЛХУ. Ученицы: Г. Т. Ком-лева, А. Ашкеловичюте, М. А. Васильева, Ж. Мерени. В 1947-55 ассистент проф. на отд. педагогов хореографии Ленингр. коне. Теоретик и педагог классич. танца.

Соч.: Методика связующих движений, М., 1962; Сто уроков классич. танца. Л., 1972;

Школа классич. танца, 3 изд.. Л., 1986 (совм. с А. А. Писаревым); пер. на англ. яз. Дж. Барке-ра.М.,1978. И. В. Ступников.

KOXHO (Kochno) Борис

(3.1.1904, Москва - 9.12.1990, Париж), театр, деятель, сценарист. С 1922 секретарь С. П. Дягилева; принимал участие в худож. руководстве его балетной труппой. Во 2-й пол. 20-х гг. в основном определял е„ репертуарную политику. Автор сцен. балетов (подписывался Собека): в пост. Б. Ф. Нижинской - "Докучные" Ж. Орика (1924); Л. Ф. Мясина- "Зефир и Флора" В. Дукельского

(1925), "Матросы" Орика (1925), "Ода" Н. Набокова (1928); Дж.. Баланчина - "Пастораль" Орика

(1926), "Кошка" A. Core (1927), "Боги-нищие" на муз. Г. Ф. Генделя (1928), "Блудный сын", "Бал" В. Риети (обе 1929). В 1932-37 (с перерывом в 1933) работал в труппе "Балле рюс де Монте-Карло". Написал для не„ сцен. балетов "Котильон" Э. Шабрие (1932, балетм. Балан-чин) и "Детские игры" на муз. Ж. Бизе (1933, балетм. Мясин). В 1933 совм. с Баланчиным и В. Дмитриевым осн. труппу "Балет 1933". В 1945 написал сцен. балета "Бродячие комедианты" для труппы "Балет Елисейских полей" (принимал участие в е„ организации и был одним из руководителей; распалась в 1949).

Соч.: Le ballet. [Le ballet en France du XV siecle a nos jours]. P.. 1954; Diaghilev et les ballets Russes, P., 1973. E. Я. Суриц.

КРАПИВИН (наст. фам. Г и т-л и н) Михаил Вольевич (р. 5.11.1949, Москва), артист, педагог. Засл. арт. РСФСР (1980). По окончании МХУ (педагог Л. Т. Жданов) с 1968 в Т-ре им. Станиславского и Немировича-Данчен-ко. Первый исполнитель партий:

Карен (сюита из балета "Гаянэ", 1972, балетм. А. В. Чичинадзе), Пульчинелла ("Пульчинелла", 1976, балетм. М. 3. Агатова), Тимошка ("Степан Разин", 1977, балетм. Чичинадзе), Амброзиус ("Ч„рные птицы", 1978, балетм. Т. Шиллинг). Др. партии: Зигфрид; Принц ("Золушка"), Франц, Базиль; Артур ("Риварес"), Иванушка ("Кон„к-Горбунок"). Танец К. отличался элегантностью, л„гким прыжком, артистичностью. В 1985 окончил ГИТИС (по специальности педагог-хореограф). В 1989-90 преподавал в МХУ. С 1989 педагог-репетитор Т-ра им. Станиславского и Немировича-Данченко, где в 1995 возобновил "Щелкунчик" (балетм. В. И. Вай-нонен). Снялся в роли Нижин-ского в худож. фильме "Анна Павлова" (1983). 1-я пр. Между нар. конкурса артистов балета в Москве (1977).

Лит.: С ы к ч и н Н., Трое из одиннадцати, "ТЖ", 1979, ј 14. E. В. Латвийская.

КРАПИВИНА Галина Николаевна (р. 28.4.1950, Калуга), артистка. Нар. арт. РСФСР (1990). По окончании МХУ (педагог Л. К. Черкасова) с 1968 в Т-ре им. Станиславского и Немиро-вича-Данченко. Первая исполнительница партий: Мотя ("Белеет парус одинокий", 1970, балетм. В. П. Бурмейстер), Мария ("Прозрение", 1974, балетм. Н. Д. Касаткина и В. Ю. Васил„в), Ханна ("Ч„рные птицы", 1978, балетм. Т. Шиллинг), Девушка ("Опасная тень", 1985, балетм. С. В. Воскресенская); Розина ("Браво, Фигаро!"), Комиссар ("Оптимистическая трагедия", обе 1985), миниатюры "Романтический дуэт", "Дорога" ("Вечер современной хореографии", 1987), Хозяйка салуна ("Ковбои", 1988), Возлюбленная ("Одинокий голос человека", 1990; все в пост. Д. А. Брянцева). Др. партии: Одетта-Одиллия, Китри, Медора, Сванильда, Золушка; Снегурочка ("Снегурочка"), Джемма ("Риварес"), Шакун-тала ("Шакунтала"), Жанна д'Арк ("Легенда о Жанне д'Арк"), Сильфида, Эсмеральда; Девица-краса ("Кон„к-Горбунок"), Джульетта;

Солистка ("Девять танго и... Бах"). Танец К. отличается отточенной техникой, изяществом линий, богатством лирич. красок, акт„рской выразительностью. В 1987 окончила пед. отд. балетмейстерского ф-та ГИТИСа. Снималась в телеэкранизации балета "Ковбои" (1990). С 1993 педагог-репетитор Т-ра им. Станиславского и Немировича-Данченко.

Лит.: Прохорова В., Ответственность за талант, "ТЖ", 1978, ј 4; М а л е-и н а О., Г. Крапивина, "ТМ", 1980, ј 2.

E. В. Литвинская.

КРАСНОЯРСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА, осн. в 1978, первый в Вост. Сибири. Создатели балетной труппы Н. С. Мар-карьянц (гл. балетм. в 1977-81) и В. И. Бурцев. Труппа была сформирована из выпускников хореогр. уч-щ Москвы, Ленинграда, Перми, Алма-Аты, Воронежа, Новосибирска, Саратова, Киева. Многолетние лидеры труппы - дуэты Н. М. Чеховская - В. С. Полушин, Л. Б. Сыч„ва - А. Э. Куимов. В труппе с года основания: О. В. Акинфеева, Г. В. Боровков, В. Ф. Брагин, Т. И. Мазитова, Л. Е. Максимов, Т. И. Мазитова, Л. Е. Максимов, Н. Н. Михайлова, С. П. Михеева, Е. В. Павленко, М. М. Русин, В. Н. Суровцева, Ю. И. Чуланов. В первые годы пост.: "Лебединое озеро" (1978; новая ред. 1990), "Шопениана", "Пахита", "Жи-зель" (1978-80), "Дон Кихот" (1979; новые ред. 1W, 1991). Редакции балетов Кармен-сюита", "Барышня и хулиган" Д. Д. Шостаковича (оба 1978), "Сказка о попе и о работнике его Балде" М. И. Чулаки (1979), "Спартак" (1980), "Щелкунчик" (1981) осуществлены Маркарьянцем. В 1982-83 труппу возглавляла Т. И. Варламова. В т-ре были пост.:

"Коппелия" (1983, балетм. К. А. Шморгонер, по А. А. Горскому), "Собор Парижской богоматери" Ц. Пуни (1983, балетм. С. В. Дре-чин). Впервые на красноярской сцене поставлена "Одиссея" А. Геворгяна (1983, дипломная работа выпускника ГИТИСа Р. Г. Ибатуллина).

В 1984-91 гл. балетм. В. С. Федянин. Труппа пополнилась выпускниками Красноярского хореогр. уч-ща. Был пост. балет "Паганини" на муз. С. В. Рахманинова (1984, балетм. Л. М. Лавровский, возобн. Я. Д. Сеха). В собственной хореогр. интерпретации пост. Федяниным: "Кон„к-Горбунок" Р. К. Щедрина (1985), "Сотворение мира" А. П. Петрова, "Ромео и Джульетта" (оба 1986), "Белый олень" С. П. Баневича (1987), "Тщетная предосторожность" (1987), "Тысяча и одна ночь" Ф. Амирова (1989), рок-балет "Иисус Христос - суперзвезда" на муз. рок-оперы Э. Л. Уэббера (1989, впервые на рус. сцене). В 1991-92 гл. балетм. Бурцев. Пост.: "Баядерка" (1987, возобн. 1991), "Дон Кихот" (1991), "Спящая красавица" (1992). В 1992 ряд пост. осуществил Б. Аюханов. В труппе (1994): О. О. Андреева, М. А. Грабовский, А. В. Казьмир, А. В. Катунцев, И. В. Климин, О. Ю. Колесников, Н. Д. Хакимо-ва, А. В. Юхимчук. Худ. рук. балета Л. Б. Сыч„ва (с 1993).

Педагоги-репетиторы: С. М. Ку-рьянинов, Л. А. Редкоус. Дириж„ры: А. X. Косинский, А. П. Че-пурной. Спектакли оформляли:

Г. С. Арутюнов, Д. В. Афанасьев, Т. Г. Бруни, Н. И. Котов, Е. Н. Лы-сик, Г. Н. Сотников.

Н. М. Садовская.

КРАСНОЯРСКОЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ, созд. в 1978. Открытие его связано с началом деятельности Красноярского т-ра оперы и балета и Красноярского ансамбля танца "Сибирь". Первый директор И. Г. Шевченко. С 1984 года уч-ще возглавил Я. А. Абидов. Худ. рук. осуществляли: Г. Н. Гурченко, Р. Т. Хакулова, В. И. Бурцев, Б. Г. Федченко. Срок обучения на отд. нар. танца 5 лет, классич. танца - 8. Было выпущено более 150 специалистов, к-рые успешно работают в т-рах и танц. коллективах страны. Уч-ся заняты во всех балетных спектаклях Красноярского т-ра. В 1991 40 уч-ся приняли участие в составе балетной труппы т-ра в гастрольных спектаклях в Москве. Ведущие педагоги: Гурченко, Т. А. Дзюба, Хакулова, Л. В. Вторушина. Уч-ся и выпускники уч-ща - лауреаты всес. и между нар. балетных конкурсов (С. В. Дауранова, А. В. Юхимчук, Е. Кощеева и др.).

Л. Н. Блохин. "КРАСНЫЙ ВИХРЬ", "Большевики", "синтетическая поэма в 2 процессах с прологом и эпилогом". Комп. В. М. Дешевов, сцен. и балетм. Ф. В. Лопухов. 29.10.1924, Петрогр. т-р оперы и балета, худ. Л. Т. Чупятов, дир. А. В. Гаук; Силы революции - Е. П. Гердт, В. А. Сем„нов; Рабочий-большевик - П. М. Бакланов; Мать рабочего - А. П. Константинова; Спекулянтка - Е. Э. Бибер, Мешочник-А. И. Бочаров; "шпана"-О. П. Мунга-лова, В. К. Иванова, М. X. Франгопуло, М. Н. Евграфова, Г. С. Собинова, Л. С. Петров, В. И. Вайнонен, Л. М. Лавровский, П. А. Гусев, А. В. Лопухов, Н. Р. Кобелев, Е. К. Прокофьев, Шпик-П. И. Гончаров, Грабитель- Р. А. Славянинов. Г. Н. Добровольская.

"КРАСНЫЙ МАК", балет в 3 актах, 8 картинах с апофеозом. Комп. Р. М. Глиэр, сцен. М. И. Курилко. 14.6.1927, Большой т-р, ба-летм. Л. А. Лащилин (1-й и 3-й акты), В. Д. Тихомиров (2-й акт), реж.-консультант А. Д. Дикий, худ. Курилко, дир. Ю. Ф. Файер; Тао Хоа - Е. В. Гельцер (позже В. В. Кригер), Капитан советского корабля - А. Д. Булгаков, Ли Шанфу - И. В. Смольцов, Китайский фокусник - А. М. Мессерер, Начальник порта - И. Е. Сидоров. 30.12.1949, там же, новая пост., сцен. Курилко, А. Н. Ермолаев, балетм. Л. М. Лавровский, худ. и дир. те же; Тао Хоа - Г. С. Уланова (затем О. В. Лепешинская), Капитан советского корабля - А. И. Радунский, Ma Личен - Ю. Г. Кондратов (затем М. М. Габо-вич). Ли Шанфу - С. Г. Корень (затем Ермолаев). 24.11.1957, там же, новая пост. (под назв. "Красный цветок"), в 3 актах, 13 картинах, сцен. Курилко и Тихомиров, балетм., худ. и дир. те же; Тао Хоа - Уланова, Капитан советского корабля - Радунский, Ma Личен - Кондратов, Ли Шанфу - Корень. 20.1.1929, Ленингр. т-р оперы и балета, в 3 актах, 9 картинах с апофеозом, сцен. Курилко (в ред. Ф. В. Лопухова), балетм. Лопухов (1-й акт), В. И. Пономар„в (2-й акт), Л. С. Леонтьев (3-й акт), худ. Б. М. Эрбштейн, дир. А. В. Гаук; Тао Хоа - Е. М. Люком (затем О. Г. Иордан), Капитан советского корабля - М. А. Дудко, Кули - Б. В. Шавров, Ли Шанфу -Леонтьев, Китайский фокусник - Ермолаев. 26.12.1949, Т-р им. Кирова, новая пост., сцен. Курилко и Ермолаев, балетм. Р. В. Захаров, худ. Я. 3. Штоф-фер, дир. Е. А. Дубовской; Тао Хоа - Т. М. Вечеслова, Капитан советского корабля - М. М. Михайлов, Молодой кули - A.A. Макаров, Ли Шанфу - Н. А. Зубковский. 2.5.1958, там же, новая пост., в 3 актах, 12 картинах с апофеозом (под назв. "Красный цветок"), балетм. А. Л. Андреев, худ. М. П. Бобышов, дир. тот же; Тао Хоа - Л. И. Войшнис, Капитан советского корабля - Р. А. Славянинов, Ma Личен - Г. Н. Селюцкий, Ли Шанфу - Р. И. Гербек. 1943, "Балле рюсде Монте-Карло", сокращ. версия, балетм. И. А. Швецов. В д р. городах (в скобках фам. балетмейстеров):

Свердловск (1928, М. Ф. Моисеев; 1930, С. Н. Сергеев), Саратов (1928, С. Н. Кеворков; 1949, А. Я. Каменский; 1958, В. Т. Адашевский), Горький (1941, М. Д. Цейтлин; 1950, Г. И. Язвинский), Пермь (1949, Ю. П. Ковал„в);

Куйбышев (1950 и 1961, Н. В. Данилова), Новосибирск (1950, Т. Е. Рамонова, Е. Ефимов), Волгоград (1962, К. В. Ставский).

"КРАСНЫЙ ЦВЕТОК", см.

"Красный мак".

КРАСОВСКАЯ Вера Михайловна [р. 29.8(11.9).1915, Петроград], историк, критик балета. Д-р иск-ведения (1965), проф. (1975). В 1933 окончила ЛХУ (педагог А. Я. Ваганова), в 1951 - театроведч. ф-т Ленингр. театр, ин-та. С 1941 выступает в печати. С 50-х гг. совмещает критич. деятельность с исследоват. работой. Оказала большое влияние не только на развитие эстетич. мысли, но и на практику совр. отечеств, хореографии. К. - автор первой в сов. иск-ведении фундаментальной истории рус. балета и истории зарубежного балета. Подготовлена к печати кн.: Западноевропейский балетный т-р. Романтизм. Труды К. переведены на англ., нем., польск., чеш. и др. языки. Пр. С. П. Дягилева (Пермь, 1991).

Соч.: В. Чабукиани, 2 изд., Л.-М., 1960;

Рус. балетный т-р от возникновения до сер. XIX в., Л.-М., 1958; Рус. балетный т-р второй пол. XIX в., Л.-М., 1963; Рус. балетный т-р нач. XX в., [ч.] 1 - Хореографы, [ч.] 2 - Танцовщики, Л., 1971-72; Балет Ленинграда, Л., 1961; А. Павлова, Л.-М., 1964; Статьи о балете, Л., 1967; Нижинский, Л., 1974 (в пер. на польск. яз., Варшава, 1978; в пер. на англ. язык в США, 1979); История рус. балета, Л., 1978;

Западноевропейский балетный т-р. Очерки истории. От истоков до сер. XVIII в., Л., 1979;

Танцовщики и театр, времена, "Нева", 1980, ј 2; Западноевропейский балетный т-р. Эпоха Новерра, Л., 1981; Наталия Дудинская (буклет), Л., 1982; Балетный портрет, "Нева",

1980. ј 10; Осторожно, классика!, "МЖ",

1981. ј 21; Юность Дудинской, "Т", 1982, ј 9;

Новое об источниках "Нового Вертера", "СБ",

1982. ј 4; Как и почему родилась "Сильфида", там же, 1982, ј 5; Юрий Соловьев, там же,

1983. ј 3; Западноевропейский балетный т-р. Преромантизм, Л., 1983; Созидатель М. И. Пе-типа, "МЖ", 1983, ј 7; Ирина Колпакова (совм. с М. Ильич„вой, буклет), Л., 1984;

Н. Долгушин, Л., 1985; Витязи современного балета, "СБ", 1985, ј 5; Вечер Н. Долгушина, там же, 1985, ј 1; Две жизни Вагановой, "Нева", 1985, ј 9-10; Шекспир в смене балетных эпох, "СБ", 1986, ј 6; Набросок к романтич. портрету, там же, 1986, ј 6; [Страницы календаря, Б. А. Фенстер], там же, 1986, ј 3; А. Я. Ваганова, Л., 1989; Урок Ф. Тальони, "СБ", 1989, ј 1; Чужой среди своих, "Т", 1990, ј 12;

Балет сквозь литературу (Из попутных разысканий), "Искусство Ленинграда", 1991, ј 2;

Нетленное в танце. К 100-летию со дня рождении Е. П. Гердт, "Т", 1991, ј 12; Зубковский и время, в сб.: Николай Зубковский, СПб., 1993;

Росчерки современности, в сб.: Наталья Макарова. Восемнадцать лет спустя, М., 1993; Концерт Михаила Барышникова, "Петербургский театральный журнал", 1993, ј 1; Нижинский в игре времен, там же, 1994, ј 4; [Вступительная статья], Д. Черкасский. Записки балетомана, М., 1994; Marius Petipa and "The Sleeping Beauty", N. Y., 1972; Nijinska's World, "Dancer Chronicle", v. 5, ј 2, 1982; Le Ballet de Leningrad, "Ballet Danse", ј 8, fev.-mai, 1982; An Anatomy of Genius. Diaghilev Ballets Russes. By Lyna Garafola. N. Y. - Oxford, 1989, "Dance chronicle", ј 1, 1990; Ballet Changes, Shakespeare Endures, "Ballet Review", 1991.

Лит.: Т рабски и А. Я., Библиогра-фич. ук. трудов В. М. Красовской, Л., 1980.

Н. Ю. Чернова.

КРЕЙН Александр Абрамович [8(20). 10.1883, Нижний Новгород - 21.4.1951, noe. Старая Руза Моск. обл.], композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1934). Окончил Моск. коне. по классу виолончели (1908). Брал уроки теории музыки у Б. Л. Яворского, композиции у Л. В. Николаева. Автор опер, соч. для хора и оркестра, камерных ансамблей, а также балетов "Лауренсия" (1939, Т-р им. Кирова, балетм. В. М. Чабукиани) и "Татьяна" (соч. 1943, 2-я ред. - "Дочь народа", 1947, Т-р им. Кирова, балетм. В. П. Бур-мейстер).

Лит.: Крейн Ю., Рогожина Н., А. Крейн, М., 1964; Симонова Е., Александр Крейн, "МЖ", 1983, ј 23; К а т о-н о в а С., Музыка сов. балета. Очерки истории и теории, 2 изд.. Л., 1990.

В. В. Ванслов.

"КРЕМЛЕВСКИЙ БАЛЕТ", см

Театр балета государственного Кремлевского дворца.

КРЕМШЕВСКАЯ Галина Дми-триевна [р. 14(27).4.1913, Петербург], артистка, балетный критик. Закончила ЛХУ (педагог А. Я. Ваганова) в 1931, пед. отд. при ЛХУ в 1938, театроведч. ф-т ГИТИСа в 1954. Артистка балета в Ленингр. Малом т-ре (1931-34), Т-ре им. Палиашвили (1934-35), Оперной студии Ленингр. коне. (1935-37), Т-ре им. Кирова (1937-53). Как балетный критик выступает с нач. 1950-х гг. Автор работ о ленингр. балете и его мастерах - исполнителях, а также хореографах, педагогах.

Соч.: Т. М. Вечеслова, Л., 1951;

Н. Дудинская, Л.-М., 1964; А. Я. Ваганова, Л-,1981. В. В. Ванслов.

"КРЕПОСТНАЯ БАЛЕРИНА", хореогр. драма в 4 актах. Комп. К. А. Корчмар„в, муз. ред. А. В. Гаука, Ф. В. Лопухова, инструментовка Гаука, сцен. Д. П. Смолин. 11.12.1927, Ленингр. т-р оперы и балета, балетм. Ф. В. Лопухов, худ. В. А. Щуко, дир. Гаук; Авдотья-Душенька - М. Т. Сем„нова, Роман, брат Душеньки, - В. А. Сем„нов, Егор, жених Душеньки, - П. М. Бакланов, Императрица Екатерина II - Е. Э. Бибер. Фаворит Екатерины - И. Ф. Кшесинский, Учитель танцев - Л. С. Леонтьев, Бурмистр - А. И. Бочаров. Г. Н. Добровольская.

КРЕПОСТНОЙ ТЕАТР, вид частного дворянского т-ра в России, труппы к-рого создавались помещиками из их крепостных крестьян. К. т. получил распространение в 18 в. и просуществовал вплоть до отмены крепостного права.

Несмотря на мн. трагич. страницы в истории К. т., обусловленные крепостничеством (насилие над человеческой личностью, гаремность, барские прихоти и произвол, доходящие у нек-рых помещиков до жестокости), его значение в создании рус. балетной культуры нельзя умалить. В условиях К. т. создавалась прослойка крепостной интеллигенции, много сделавшей для балетного иск-ва: танцовщики, балетмейстеры-педагоги, художники, композиторы. Условием формирования К. т. было предварительное обучение крепостных не только балетному танцу и пению, но и грамоте, иностр. языкам, живописи и музыке. Для обучения крепостных мн. вельможи привлекали крупных театр, деятелей. Так, в К. т. кн. Г. А. Пот„мкина на Украине его "Музыкальную академию" возглавлял знаменитый композитор Дж. Сарти, а преподавали петерб. певцы и музыканты. Ученики специализировались как вокалисты, инструменталисты и танцовщики. Балетным классом руководил Розетти, в н„м обучалось 22 человека, их силами исполнялись балеты "Гишпанский", "Казачий", "Пастушечный". В городе Школва в К. т. генерала С. Г. Зорича крепостные девушки обучались итал. балетмейстером Мариодини балетным танцам, а также чтению, письму, сч„ту, языкам и свободно объяснялись по-французски. Организация К. т. требовала огромных денег. Роскошные балеты, сопровождаемые музыкой громадных оркестров с множеством сценических эффектов, великолепием декораций и костюмов, наглядно свидетельствовали о могуществе владельца К. т. Владельцами крепостных театров, а нередко и воспитателями артистов были видные отечеств. деятели, напр. поэт и драматург M. M. Херасков, полководец А. В. Суворов. В 18 - 1-й пол. 19 вв. насчитывалось более 170 К. т. Из них в Москве 53, в Петербурге 27, в др. городах 52, остальные в поместьях разных губерний.

Одним из самых выдающихся К. т. был т-р, созданный в 70-х гг. 18 в. богатейшим помещиком П. Б. Шереметевым; при его сыне, Н. П. Шереметеве, в конце столетия он не уступал придворному т-ру. В репертуаре имелось более 100 произв., преим. опер и балетов. Танцовщиков рано отнимали от родителей, и они воспитывались все вместе в стенах т-ра в строжайшем режиме балетной школы.

Лучшими танцовщицами были Мавра и Ф„кла Бирюзовы (Урузо-вы) и Т. В. Гранатова (Шлыкова); первые роли танцевали также В. Воробь„в и К. Сердоликов (Де-улин), ставший педагогом и репетитором; балетмейстером и педагогом был Ф. Морелли, а также ученики - последователи реформатора балета Ж. Ж. Новера:

Ш. Ле Пик, А. Чианфанелли и Дж. Соломони. Наряду с др. балетами в шереметевском К. т. были впервые поставлены "Маврин", "Ля Розьер", "Честный вор", "Дафнис", "Тирс", "Ванюшин". Новаторские "балеты-пантомимы", к-рыми особенно увлекался Н. П. Шереметев, добивавшийся действенно-осмысленного танца, оказали влияние на рус. хореографию. Осуществление действенного танца ставило сложные акт„рские задачи, с к-рыми крепостные танцовщики блестяще справлялись, возможно, и потому, что обучались драм. иск-ву у выдающихся рус. акт„ров И. А. Дмитревского, M. С. Синявской, П. А. Плавилыцикова, четы Е. С. и С. Н. Сандуновых.

В числе крупнейших К. т. был и т-р кн. Н. Б. Юсупова в Москве и в усадьбе Архангельское. Его труппа состояла из 20-25 танцовщиц, 10 певчих и 25 музыкантов. Лучшие актрисы - А. Борунова, С. Г. Малинкина, А. Г. Рабутов-ская. В репертуаре кроме балетов на мифологич. сюжеты ("Зефир и Флора" и др.) был оригинальный балет "Севильский цирюльник" и множество "дивертисманов", состоящих из разл. па де де, па де труа, па де шаль, па де гирлянд, пейзажного па, казачка, краковяка и т. п. Балетмейстером и педагогом был Дж. Соломони, а с 1824 - балерина Ф. В. Гюллень-Сор. После смерти Юсупова К. т. перестал существовать, и все взрослые танцовщики были отпущены на волю, в т. ч. и Рабутовская, к-рую пригласил курский помещик И. О. Хорват, поручив ей составить балетную труппу в его К. т. Вскоре в репертуаре К. т. Хорвата наряду с др. балетами появились

"Зефир и Флора" и "Севильский цирюльник", очевидно, они были перенесены Рабутовской со сцены юсуповского т-ра.

К. т. был одним из источников пополнения проф. т-ра. В 1800 Дирекция имп. т-ров приобрела крепостную балетную труппу С. Г. Зорича, его талантливая крепостная актриса Катерина Азареви-чева, а позже е„ дочь Надежда приобрели известность в Петербурге. В 1806 Дирекцией моек. т-ров была куплена большая труппа А. Е. Столыпина (36 танцовщиц и танцовщиков), вошедшая в состав Большого т-ра. В Дирекцию моек. т-ров перешли и крепостные танцовщики гр. Головкиной, подаренные ею Моск. Воспитательному дому. В 1824 Дирекция моек. т-ров купила крепостной балет камергера Г. П. Ржевского, и на каз„нной сцене отличились многие, и особенно талантливая И. Харламова. Эти неоднократные "прививки" иск-ва крепостных танцовщиков проф. балету положит, сказались на его худож. особенностях, характере и стиле исполнительства.

Лит.: Шаликов К. П., Путешествие в Малороссию, ч. 1-2, M., 1803; Г р. Бутурлин M. Д., Театр гр. Каменского в Орле, "Рус. архив", 1869, ј 10; Шереметев С. Д., Т. В. Шлыкова, СПб., 1889;

Голицын А. Л., Из прошлого. Материалы крепостных помещичьих т-ров, Орел, 1901; Всеволодский В. (Гернгросс), История театр, образования в России, т. 1, СПб., 1913; Гарновский И. А., Крепостной т-р помещика И.О. Хорвата, "Наша старина", 1916, ј 4-5; Д p изо н H. В., К истории крепостного т-ра, "Столица и Усадьба", 1914, ј 12-13; Сахновский В. Г., Крепостной усадебный т-р. Л.. 1924;

Кашин Н. П., Т-р Н. Б. Юсупова, М., 1927; Евреинов* Н. Н., Крепостные актеры, 2 изд.. Л., 1925; Бескин Э., Крепостной т-р, M.-Л., 1927; Дынник Т., Крепостной т-р, M.-Л., 1933; Елизарова Н. А., Т-ры Шереметевых, М., 1944;

Красовская В., Рус. балетный т-р от возникновения до сер. XIX в., Л.-М., 1958;

Гозенпуд А., Муз. т-р в России от истоков до Глинки, Л., 1959; Старикова Л., Театр, жизнь старинной Москвы, М., 1988;

Всеволодская-Голушкевич О., Балеты А. Сумарокова, "СБ", 1986, ј 4; ее ж е, "Веселая царица" и русская пляска, там же, 1991, ј2. О. В. Всеволодская-Голушкевич.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница