Наши партнеры

Выгодно самая дешевая аренда авто в краснодаре в компании РексРент.

Энциклопедия "Русский балет"
(страница 24)


ИОРДАН Ольга Генриховна [5(18).5.1907, Петербург - 27.5.1971, Ленинград], артистка, педагог. Засл. арт. РСФСР (1939), засл. деят. иск-в Кирг. ССР (1956). По окончании ЛХУ (педагог А. Я. Ваганова) в 1926-50 в Т-ре им. Кирова. Ведущая классич. балерина. Первая исполнительница партий: Дива ("Золотой век", 1930, балетм. В. И. Вайнонен), Жанна ("Пламя Парижа", 1932, балетм. тот же), Одиллия ("Лебединое озеро", 1933, в ред. Вагановой), Зарема ("Бахчисарайский фонтан", 1934, балетм. Р. В. Захаров), Панна ("Тарас Бульба", 1940, балетм. Ф. В. Лопухов), Дева-краса ("Весенняя сказка",

1947, балетм. тот же). Экстравагантная внешность, броская манера придавали исполнению И. остроту и шик даже в акаде-мич. репертуаре: Раймонда, Китри; Царица вод ("Кон„к-Горбунок"), фея Бриллиантов и принцесса Флорина ("Спящая красавица"), Гамзатти ("Баядерка"), Одетта и Лебедь ("Лебединое озеро"), Медора; Заэль ("Ручей"), Нирити ("Талисман"), Сванильда, Эсмеральда. Др. партии: Лаурен-сия; Катерина ("Катерина"), Сме-ральдина ("Пульчинелла"), Тао Хоа; Коломбина ("Медный всадник"). Исполняла также и лирич. партии, но тяготела к ролям драматическим с красками отч„тливыми и сильными. Широта и смелость танца, склонность к гиперболизации привлекали к И. внимание хореографов, часто занимавших е„ в премьерах. Исполнила партию Классической танцовщицы в балете "Светлый ручей" в Ленингр. Малом т-ре. В блокадном Ленинграде И. возглавила небольшую балетную группу, выступавшую в воинских частях и осажд„нном городе. Пост. в Ленингр. Малом т-ре "Итальянское каприччио" на муз. П. И. Чайковского (1945), исполнив в н„м партию Мадлены.

С 1950 педагог классич. танца в ЛХУ; в 1963-69 в МХУ. В 1963- 69 репетитор Большого т-ра. Ученицы - Л. Б. Климова, Л. П. Панова, Г. И. Полюх, Н. Н. Зво-нар„ва.

Соч.: Воспоминания. Библиотека С.-Петерб. СТД (рукопись); Из дневника, в сб.:

Без антракта. Акгеры города Ленинграда в годы блокады, [Л.], 1970.

Лит.: Чернова Н., От Гельцер до Улановой, М., 1979; Розенфельд С., О. Иордан, "Иск-во и жизнь", 1941, ј 5.

Л. Л. Соколов-Каминский.

ИОФЬЕВ Моисей Израилевич (31.8.1925, Москва - 18.10.1959, Москва), балетный критик. В 1950 окончил театроведч. ф-т ГИТИСа (педагоги А. К. Дживелегов, А. М. Эфрос). Преподавал в культпросветшколе в Егорьевске, был внештатным критиком ВТО. Работы И. о балете соединяют рациональность мышления, точность формулировок с психоло-гич. анализом, лит. изысканностью и свободой мысли, вводят балет в контекст общественно-эстетич. проблем времени.

Соч.: Профили искусства, М-, 1965. H. К). Чернова.

ИСАЕВ Станислав Викторович (р. 6.8.1956, Горький), артист. Нар. арт. РСФСР (1990). По окончании Пермского хореогр. уч-ща (педагог Ю. И. Плахт) в 1974-90 в Моск. гос. т-ре балета. Первый исполнитель партий в пост. Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Васил„ва:

Армен ("Гаянэ", 1977), Адам ("Сотворение мира", 1978), Ромео ("Повесть о Ромео и Джульетте", 1981), Бальтазар ("Волшебный камзол", 1982), Солист ("Про-; делки Терпсихоры", 1984), Пушкин ("Пушкин. Размышления о ; поэте", 1986), Тристан ("Лики \ любви", 1987). В танце И. привле- кают соразмерность, чистота линий, свобода парения, мягкость E движений в соединении с ч„тко- стью исполнения, виртуозность. С уч„том его индивидуальности были перенесены на сцену Т-ра "Натали, или Швейцарская молочница" (Освальд; 1980, балетм. П. Лакот, по Ф. Тальони), "Дафнис и Хлоя" (Дафнис; 1983, балетм. М. Мурдмаа), "Арлезианка" (Фредерик; балетм. А. М. Плисецкий, по Р. Пети), "Тема с вариациями" (Солист; балетм. А. А. Прокофьев, по Дж. Баланчину, оба 1985). Был партн„ром Е. С. Максимовой. Снимался в телеэкранизации балета "Сотворение мира" (1982, под назв. "Адам и Ева", Адам), телебалетах: "Синие розы для балерины" (1985), "Лунный вальс" (1986), "Новогодний детектив" (1989). Пр. им. В. Нижинского Парижской академии танца (1984). 1-е пр. Всес. конкурса артистов балета и балетмейстеров в Москве и Междунар. конкурса артистов балета в Варне (оба 1980). С 1990 работает по контракту в "Атлантик сити балле" (США).

Лит.: Ерофеева Е.. Со всем лучшим в человеке, "ТЖ". 1983, ј 4; Л у ц к а я E., На творческом вечере С. Исаева, "МЖ", 1986, ј7; Голуби н В., С. Исаев, "СБ", 1988, ј 6. В. В. Голубин.

ИСАЕВА Галина Ивановна [р. 6(19).4.1915, Петроград], артистка, педагог, балетмейстер. Нар. арт. РСФСР (1960). Училась на вечернем отд. Ленингр. хореогр. техникума (педагоги Е. Н. Гейденрейх, А. Я. Ваганова, А. В. Ширяев). В 1931-63 в Ленингр. Малом т-ре. Дебютировала в роли Служанки ("Арлекинада", 1933). Первая исполнительница партий: в пост. В. А. Варковицкого - Поп„нок ("Сказка о попе и о работнике его Балде", 1940), Гаврош ("Гаврош", 1958); Б. А. Фенстера - Зме-ральдина ("Мнимый жених", 1946;

Гос. пр. СССР, 1948), Даша ("Юность", 1949; Гос. пр. СССР, 1950), Настя ("Барышня-крестьянка", 1951), королева Рената ("Двенадцать месяцев", 1954);

Н. А. Анисимовой - Настенька ("Чудесная фата", 1947), Бурш ("Коппелия", 1949). Др. партии:

Лиза, Сванильда, Фадетта; в опереттах - Маленький разбойник ("Разбойники"), Газетчик ("Цыганский барон"), Маленький генерал ("Жюстина Фавар"). Создательнице амплуа травести в балете, И. особенно удавались образы детей улицы, рано повзрослевших, дерзких и непосредственных. Взрослые героини И. отличались лукавством и озорством. Выступала как балетмейстер. В 1941-42 и 1954-60 худ. рук. Ленингр. Малого т-ра. Пост.:

"Доктор Айболит" И. В. Морозова (1948, совм. с Фенстером, первая исполнительница партии Ванечки), танцы в опере "Джоконда" А. Понкьелли (1956, совм. с К. Ф. Боярским), возобн. балет "Фадетта" (под назв. "Дикарка", 1955; И. - Фадетта). Ставила танцы в опереттах и на эстраде. С 1962 педагог-балетм. Ленингр. эстрады. В 1967-91 худ. рук. отдела оригинальных жанров в Ленконцерте.

Лит.: Г. Исаева, "РиТ", 1935, ј 22;

Кремшевская Г., Г. Исаева - королева (актерские удачи), "Т", 1955, ј 4.

Г. H. Добровольская.

ИСАКОВ Павел Александрович [17(29).8.1823 - 20.1(1.2).1881, Москва], художник т-ра. Занимался у А. А. Роллера в мастерских петерб. имп. т-ров (1838- 43), затем был помощником декоратора (1843-55) и декоратором (с 1855) при Дирекции имп. т-ров. Исполнял декорации по эскизам Роллера и др. художников; участвовал в оформлении спектаклей Большого т-ра в Петербурге ("Пери", 1844; вариант - 1861, Большой т-р, Москва), затем Большого т-ра в Москве. Оформлял балеты "Эсмеральда" (1850, 1866, 1872), "Крестьянка-госпожа", "Мраморная красавица" (оба 1851), "Фламандская красавица", "Любовь и верность" (оба 1852), "Стелла" (1853), "Газельда, или Цыганы" (1854), "Наяда и рыбак" (1857), "Корсар" (1858), "Сварливая жена" (1859), "Сатанилла, или Любовь и ад" (1860, 1870), "Фауст" (1861, 1866, 1875; вариант - 1867, Мариинский т-р), "Два дня в Венеции" (1862), "Пламя любви" (1863), "Мечта художника" (1865), "Катарина" (1866,

1874), "Пахита" (1866), "Валах-ская невеста" (1867), "Парижский рынок" (1868), "Царь Кандавл" (1868, 1874), "Дон Кихот" (1869; вариант - 1871, Мариинский т-р), "Трильби" (1870), "Волшебный башмачок" (1871), "Кащей" (1873), "Ариадна" (1875), "Гитана, испанская цыганка" (1876). Начав творч. путь как продолжатель помпезного "историко-археологи-ческого" стиля Роллера, И. в результате длительного сотрудничества с Малым т-ром (с 1865) и под влиянием живописи передвижников стал одним из первых мастеров рус. реалистич. павильонной декорации. Исполнил занавесы "Вид дворца в Ораниенбауме" (1852) для Михайловского т-ра, "Вид царского дворца" (1853) для Красносельского т-ра, эскиз занавеса и портала театр, зала для петерб. Благородного собрания (1854).

Лит.: Давыдова М. В., Очерки истории рус. театрально-декорац. иск-ва XVIII - нач. XX в., М., 1974; Художники Большого т-ра (Альбом), М., 1976; С ы p к и н а Ф. Я., Костина Е. М., Рус. театрально-декорац. иск-во, М., 1978. В. А. Кулаков. "ИСЛАМЕЙ" ("Восточная фантазия" на сюжет из "Сказок 1001 ночи"), одноактный балет на муз. одноим. фантазии для фп. М. А. Балакирева (в оркестровке А. Казеллы), сцен. и балетм. М. М. Фокин. 10.3.1912, Мариинский т-р, спектакль в пользу Литфонда, худ. Б. И. Анисфельд, дир. И. Н. Черепнин; Царь Черных островов и четыр„х гор - П. А. Гердт, его ж„ны-Т. П. Карсавина, В. П. Фокина, Е. Э. Бибер и др., Негр - Фокин, мальчики-рабы - Г. А. Розай, Н. П. Ивановский, С. Н. Уланов, Б. Г. Романов, С. И. Пономарев. П. Н. Владимиров, Г. Ф. Гольде, В. П. Воронцов.

Г. Н. Добровольская. "ИСПАНСКОЕ КАПРИЧЧИО", одноактные балеты на муз. Н. А. Римского-Корсакова. 1) 9.5.1923, Большой т-р, балетм. Л. А. Жуков, худ. Ф. Ф. Федоровский, дир. Н. С. Голованов;

Изабелла - Н. Б. Подгорецкая, Ангоро-торе-адор - Л. А. Лащилин, Анура - М. Р. Рейзен, Гвидо - Жуков. 2) 7.1.1924, под назв. "Оле Topo", труппа М. М. Фокина, "Метрополитен-опера", Нью-Йорк, сцен., балетм. и худ. Фокин. 3) 23.1.1931, Рус. опера Парижа, Т-р Елисейских полей, Париж, балетм. Б. Ф. Нижинская, худ. Б. К. Билинский; исполнители - Нижинская, Д. Лишин и др. 4) 1932, арт. балета Ленингр. т-ра оперы и балета (на сцене Большого зала филармонии, Ленинград), балетм. Л. М. Лавровский. 5) 4.5.1939, "Балле рюс де Монте-Карло", Монте-Карло, сцен. Л. Ф. Мясин, балетм. Мясин, Архентини-та, худ. М. Андрею (декорации, предназначавшиеся в 1937 для пост. Фокина "Арагонская хота"); исполнители - Архентинита, Мясин, А. Д. Данилова, М. Панаев и др. Экранизирован в кино (под назв. "Spanish Fiesta", "Испанская фиеста", 1941). 6) 7.12.1944, выпускной спектакль ЛХУ (на сцене Т-ра им. Кирова), сцен. и балетм. Л В. Якобсон, худ. Т. Г. Бру-ни, дир. П. Э. Фельдт; исполнители - И. Н. Утрецкая, Т. В. Балтачеев, М. Ф. Камалетди-нов, Ю. Дружинин, Э. М. Михасев, Л. Каплунов и др. 26.2.1952, Ленингр. Малый т-р, балетм. тот же, худ. Н. П. Акимов (декорации), Бруни (костюмы), дир. Г. А. Дониях; солисты - Н. Р. Мириманова, В. Н. Ермолаев; фанданго - Ф. И. Шишкин, Л. Н. Агафонова, А. В. Важнаткина, А. Г. Мирецкий. 7) 4.4.1963, Большой т-р (на сцене КДС), сцен. и балетм. В. Г. Гонсалес, Камалетдинов, худ. Э. Г. Стенберг, дир. А. А. Копылов; Арагонская девушка - Э. С. Костерина, два дуэндес - Г. Т. Бовт, Ю. В. Выренков, Баски-С. Д. Адыр-хаева, В. П. Тихонов, Андалузцы-Л. Д. Трем-бовельская, А. А. Лавренюк. В д р. города х (в скобках фам. балетмейстеров): Пермь (1933, А. Р. Томский; 1949, К. А. Есаулова), Свердловск (1934, С. Н. Сергеев, М. Ф. Моисеев; 1947, Г. И. Цвыбак).

ИСТОМИНА Авдотья Ильинична [6(17).1.1799, Петербург - 26.6(8.7). 1848, там же], артистка. Родилась в семье полицейского прапорщика. В 1815 окончила Петерб. театр. уч-ще (педагоги Е. А. Сазонова, Е. И. Колосова, Ш. Дидло). В петерб. балетную труппу была принята ещ„ ученицей. Дебютировала в балете "Ацис и Галатея" (балетм. Дидло). Со спектаклем "Зефир и Флора" в пост. Дидло связана вся сценическая жизнь И. Маленькой ученицей она исполняла роль Купидона, затем юных нимф Аглаю и Аминту и, наконец, в 1818 станцевала одну из лучших своих партий - Флору. От ролей наивных нимф актриса переходила к мифологич. характерам, е„ образы приобретали трагич. окраску. Партии: Сусанна ("Кар-лос и Розальба", 1817), Зетюльба ("Калиф Багдадский"), Кора ("Кора и Алонзо"), Евхариса ("Евтимий и Евхариса") - все 1820, Альцина ("Роланд и Моргана", 1821), Арисия ("Федра и Ипполит"), графиня Альберт ("Сатана со всем прибором, или Урок чародея") - все 1825, Аль-цеста ("Альцеста", 1830) - все балетм. Дидло. Лучшая комич. партия - Лиза в балете "Лиза и Колен, или Тщетная предосторожность" (1821). С успехом играла в водевилях: роль танцовщицы Зефиретты в пьесе А. А. Шаховского "Феникс, или Утро журналиста" (1821), сразу три разнохарактерные роли во франц. пьесе "Путешествующая танцовщица-актриса, или Три невесты" (переделка П. И. Арапова, 1824). Чарующая красота артистки послужила причиной неск. скандалов в среде многочисл. поклонников, один из к-рых закончился трагически. В нояб. 1817 на дуэли с камер-юнкером А. П. Завадов-ским был убит штабс-ротмистр В. В. Шереметев, близкий друг и покровитель И. Секундантами были А. С. Грибоедов и будущий декабрист А. И. Якубович. Эта драма произвела сильное впечатление на А. С. Пушкина, т. к. все е„ участники были ему хорошо знакомы. Поэт был свидетелем первых триумфов балерины и обессмертил е„ имя в 1-й главе "Евгения Онегина". В нач. 30-х гг. он набросал план повести "Две танцовщицы", где упоминалась эта дуэль. В черновых рукописях историч. романа "Дети Пелама" поэт также обращался к личной и творч. судьбе И. Артистка первой воплотила образы пушкинских героинь на петерб. сцене:

Черкешенка в "Кавказском пленнике" (1823, балетм. Дидло) и княжна Людмила в балете "Руслан и Людмила" (1824, балетм. Дидло и Огюст, по А. П. Глушковскому) - лучшие партии в романтич. репертуаре артистки. Танцевала она и в кордебалетных танцах, пост. Дидло на муз. К. А. Кавоса в трилогии Шаховского "Керим-Гирей - Крымский хан" (1825) по мотивам поэмы "Бахчисарайский фонтан". С 1829 (после отставки Дидло) в творчестве артистки начался сложный период. В мае 1829 во время выступления она сильно повредила себе ногу и была вынуждена перейти на мимич. роли. Одна из последних партий - царица Сумбека ("Сум-бека, или Покорение Казанского царства", 1832, в пост. А. Блаша, занявшего пост Дидло). В этот период живой темперамент танцовщицы с е„ безошибочным чувством стиля,эпохи,национальных мотивов проявился в другом распростран„нном жанре - дивертисменте. Последнее выступление И. (рус. пляска) состоялось на сцене Александрийского т-ра. В апр. 1836 уволена на пенсию. Покинув театр, вышла замуж за драм. акт„ра П. С. Экунина. Умерла во время эпидемии холеры.

Лит.: Борисоглебский М. (сост.), Материалы по истории рус. балета, т. 1, Л., 1938; Красовская В., Рус. балетный т-р от возникновения до сер. XIX в., Л.- М-, 1958; Слонимский Ю., Дидло, Л.- М., 1958; Г о з e н п у д А., Муз. т-р в России, Л., 1959; Эльяш Н., А. Истомина, Л., 1971. Т. Н. Орлова.

"КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК", балет в 3 актах с прологом (по одноим. поэме А. С. Пушкина). Комп. Б. В. Асафьев, сцен. Н. Д. Волков, Л. М. Лавровский, И. С. Зиль-берштейн. 14.4.1938, Ленингр. Малый т-р, балетм. Лавровский, худ. В. М. Ходасевич, дир. П. Э. Фельдт; Черкешенка - Е. Г. Чи-кваидзе. Пленник - С. Н. Дубинин, Нина - Г. Н. Кириллова. 1947, там же, возобн. 20.4.1938, Большой т-р, сцен. Волков, балетм. Р. В. Захаров, худ. П. В. Вильяме, дир. Ю. Ф. Файер; Черкешенка - М. С. Боголюбская, Пленник - М. М. Габович, Полина - М. Т. Сем„нова (затем О. В. Лепешинская). В д р. городах (в скобках фам. балетмейстеров):

Саратов (1938, В. А. Кононович), Свердловск (1939, В. Л. Романовский).

Н. Ю. Чернова. "КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК, ИЛИ ТЕНЬ НЕВЕСТЫ", балет в 4 актах (по поэме А. С. Пушкина "Кавказский пленник"). Комп. К. А. Кавос (в оркестровке Т. В. Жучковского), сцен. и балетм. Ш. Дидло. 15.1.1823, Большой т-р, Петербург, дир. Кавос; Черкешенка - А. И. Истомина, Пленник - Н. О. Гольц. 1838, там же. возобн.; Черкешенка - М. Д. Но-вицкая-Дюр. 4.10.1827, Большой т-р, Москва, дополнит, номера на муз. Н. Е. Ку-бишты, балетм. А. П. Глушковский; Черкешенка - А. И. Воронина-Иванова, Пленник - Глушковский.

Н. Ю. Чернова.

КАВОС Катерино Альбертович [30.10.1775, Венеция - 28.4(10.5). 1840, Петербург], композитор, дириж„р. По происхождению итальянец. Сын венецианского хореографа А. Кавоса. Учился у Ф. Бьянки. С 1799 служил при Дирекции имп. т-ров в Петербурге. С 1806 капельмейстер рус. оперы, с 1822 инспектор придв. оркестров, с 1832 "директор музыки" имп. т-ров. К. вн„с большой вклад в развитие рус. муз. т-ра, способствовал формированию репертуара, воспитанию артистов и музыкантов. К. принадлежит св. 50 произв. для т-ра, в т. ч. балеты:

"Зефир и Флора" (1808), "Амур и Психея" (1809), "Ацис и Галатея" (1816), "Рауль де Креки, или Возвращение из крестовых походов"

(совм. с Т. В. Жучковским, 1819), "Федра и Ипполит" (1821), "Кавказский пленник, или Тень невесты" (по поэме А. С. Пушкина, 1823). Сотрудничал также с балетм. И. И. Вальберхом, поставившим на муз. К. балеты-дивертисменты: "Ополчение, или Любовь к отечеству" (1812), "Торжество России, или Русские в Париже" (1814).

Лит.: Зотов Р., Биография капельмейстера Кавоса, "Репертуар рус. т-ра", 1840, кн. 10; Грачев П. В., К. А. Кавос, в кн.:

Очерки по истории рус. музыки 1790-1825, Л., 1956; Красовская В., Рус. балетный т-р от возникновения до сер. XIX в., Л.-М., 1958;

Сычева О., Кавос и рус. муз. т-р первой трети XIX в., в сб.: Стилевые особенности рус. музыки XIX-XX вв.. Л., 1983; Келдыш Ю. В., К. А. Кавос и рус. опера, в кн.: История рус. музыки, т. 4, М., 1986; Соколова А. М., Балетный т-р. там же.

Н. Ю. Чернова.

КАДЛЕЦ Андрей-Карл Вячеславович (1859-1928), композитор, дириж„р. По нац. чех. Учился в

Парижской и Петерб. коне. В 1887-1907 альтист, в 1910-17 дир. оркестра Мариинского т-ра. Автор оперы, инструм. пьес и балета "Ацис и Галатея" (1896, Мариинский т-р, балетм. Л. И. Иванов; 1906, спектакль Петерб. театр. уч-ща, балетм. М. М. Фокин). Инструментовал "Времена года" П. И. Чайковского для пост. одноим. балета (1909, совм. с А. Клейнике; спектакль Петерб. театр. уч-ща в Мариинском т-ре, балетм. Фокин).

КАЗИНЕЦ (по мужу Шах-А з и з о в а) Марина Ивановна (р. 27.1.1907, Тбилиси), артистка. Засл. арт. Груз. ССР (1943). Училась в тбилисской студии М. И. Перини (1917-22). В 1920-5 (с перерывами) в Т-ре им. Палиашвили. Стажировалась в Москве (1928-29) и Ленинграде (1933- 34). Исполнительница ведущих партий в балетах: "Карнавал", "Коппелия", "Привал кавалерии", "Дон Кихот", "Лебединое озеро", "Малтаква", "Эсмеральда", "Бахчисарайский фонтан" (Мария и Зарема). Преподавала в тбилисской хореогр. студии (1936-43). В 1945-48 солистка Большого т-ра.

Н. Ю. Чернова.

КАЙДАНИ Флора Ганиевна (р. 25.6.1937, Ташкент), артистка, педагог. Нар. арт. РСФСР (1977). По окончании Ташкентского хореогр. уч-ща (педагоги Н. А. Довгелли, Л. А. Засс, М. Тургун-баева) в 1954-61 в Т-ре им. Навои, в 1961-64 в Т-ре им. Айни. С 1964 ведущая танцовщица Новосибирского т-ра. Партии:

Одетта-Одиллия, Аврора, Китри, Жизель, Хозяйка Медной горы;

Ледяная дева ("Ледяная дева"), Ширин и Мехменэ Бану; Клеопатра ("Антоний и Клеопатра").

Танец К. отличала крепкая пальцевая техника, редкая устойчивость позировок и л„гкость вращений, ч„ткость мелких движений. С 1967 преподавала в Новосибирском хореогр. уч-ще, в 1969- 79 педагог-репетитор Новосибирского т-ра. С 1979 балетм.-репетитор Красноярского т-ра.

Лит.: Ромм В., Большой т-р Сибири, Новосиб., 1990.

M. H. Малков.

КАЛЬЦЕВАРО (Calzevaro) Франческо (2-я пол. 18 в.), итал. танцовщик, балетмейстер. В 1756 работал в Вене, затем поступил в труппу Дж. Локателли, с к-рой в 1758 приехал в Петербург. Выступал как деми-характерный танцовщик, известна роль Пьеро в пантомиме "Отец солюбовник сыну своему, или Заворож„нная табакерка" (1758). В 1758 приглаш„н балетмейстером в Ораниенбаумский т-р вел. кн. Петра Ф„доровича и работал одновременно в обеих труппах. Известны следующие балеты К.: "Свойства богини цветов" при опере "Учительница школы" Дж. Кокки у Локателли и балеты при опере "Александр в Индии" Ф. Арайи в Ораниенбауме (оба 1759), "Приношение Ифигении в жертву" при опере "Узнанная Семирамида" В. Манфредини, аллегорический пантомимный балет "Золотая отрасль" на муз. И. Штарце-ра, "Китайская императорская свадьба" (все 1760, Ораниенбаум);

"Прометей и Пандора", "Народные увеселения в Санкт-Петербурге о маслянице" (оба 1761, Ораниенбаум), "Суд Париса" на муз. И. Штарцера при опере "Китайцы" К. В. Глюка у Локателли. Балеты К. на мифологич. темы перемежались аллегорическими, театральный Китай - рус. плясками. Покинул Россию из-за заболевания туберкул„зом в кон. 1761. Владелица Ораниенбаума вел. кн. Екатерина Алексеевна, став императрицей, распорядилась вызвать К. ко двору. Однако его возвращение в Россию не состоялось.

Лит.: Ш т e л и н Я., Музыка и балет в России XVIII в., пер. с нем., Л., 1935; его же, Краткое известие о театральных в России представлениях, "СПб. вестник", 1779, OKT.;

Всеволодский-Гернгросс В., Т-р в России при императрице Елизавете Петровне, П., 1919 (коррект. экз. хранится в ГПБ);

Плещеев А., Наш балет (1673-1899), 2 изд., СПб., 1899; Mooser R. A., Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIII-me siecle, v. l. Gen., [1948].

Г. Н. Добровольская. "КАМАРГО", балет в 3 актах 9 картинах. Комп. Л. Ф. Минкус, сцен. Ж. Сен-Жорж, М. И. Петипа. 17.12.1872, Мариинский т-р, балетм. Петипа, худ. М. И. Бочаров, А. А. Роллер, Г. Г. Вагнер; Камарго-А. Гранцова. 1901, там же, балетм. Л. И. Иванов (по Петипа), худ. О. К. Аллегри, К. М. Иванов, П. Б. Ламбин; Камарго - П. Леньяни (позже М. Ф. Кшесинская, О. И. Преображенская). В этом балете выступала в 1912 А. П. Павлова (па де труа с Г. Г. Кякштом и М. М. Фокиным и вариация "Снег").

"КАМЕННЫЙ ЦВЕТОК", балет в 4 актах 11 картинах с прологом и эпилогом (по мотивам уральских сказов П. П. Бажова). Комп. С. С. Прокофьев, сцен. М. А. Мендельсон-Прокофьева, Л. М. Лавровский. 12.2.1954, под назв. "Сказ о каменном цветке", Большой т-р, балетм. Лавровский, худ. Т. Г. Старженецкая, дир. Ю. Ф. Файер; Катерина- Г. С. Уланова, Данила - В. А. Преображенский, Хозяйка Медной горы - Н. Н. Чкалова (Чорохова), Северьян - А. Н. Ермолаев. 25.4.1957, Т-р им. Кирова, новая ред. в 3 актах, балетм. Ю. Н. Григорович, худ. С. Б. Вирсаладзе, автор муз. ред. и дир. Ю. В. Гамалей; Катерина - И. А. Колпакова, Данила - А. И. Грибов, Хозяйка Медной горы - А. Е. Осипенко, Северьян - А. В. Гридин. 22.2.1991, там же, балетм., худ. и дир. те же;

Катерина - Е. В. Евтеева, Данила - С. М. Бережной, Хозяйка Медной горы - Т. Г. Терехова, Северьян - Н. И. Ковмир. 7.3.1959, Большой т-р, балетм. и худ. те же, дир. Файер;

Катерина - М. В. Кондратьева, затем Е. С. Максимова, Данила - Н. Б. Фадеечев, затем В. В. Васильев, Хозяйка Медной горы - М. М. Плисецкая, затем Н. В. Тимофеева, Северьян - В. А. Левашов. В др. городах (в скобках фам. балетмейстеров): Новосибирск (1959, Григорович), Челябинск (1960, О. М. Дадишкилиани), Горький (1961, Л. А. Сере-бровская, 1985, А. Г. Бадрак). Куйбышев (1963, Н. В. Данилова), Саратов (1964, А. Р. Томский).

Лит.: Карп П. М., Левин С. Я., "Каменный цветок" С. Прокофьева, Л-, 1963.

Г. А. Гуляева. "КАМЕННЫЙ ЦВЕТОК", балет в 4 актах 5 картинах (по мотивам уральских сказов П. П. Бажова). Комп. А. Г. Фридлендер, сцен. И. И. Келлер. 5.8.1944, Свердловский т-р, балетм. К. А. Муллер, худ. В. А. Людмилин, дир. Фридлендер; Данила - Н. Ф. Орешкевич, Хозяйка Медной горы - Н. Ф. Млодзинская. 1947, там же, новая ред., балетм., худ. и осн. исполнители те же, дир. Э. К. Красовицкий. В др. городах (в скобках фам. балетмейстеров): Пермь (1949, Ю. П. Ковал„в), Нар. т-р балета Ленингр. ДК им. Горького (1953, Б. А. Фенстер).

КАМЕРНЫЙ БАЛЕТ, ленингр. труппа, см. "Хореографические миниатюры".

КАМЕРНЫЙ БАЛЕТ под руко водством К. Я. Голейзовского, см.

Московский камерный балет.

КАМЙЛОВА Людмила Павловна (р. 11.11.1937, Ташкент), артистка. Засл. арт. РСФСР (1969). По окончании Ташкентского хореогр. уч-ща (педагог 3. Н. Афанасьев) в 1954-59 в Т-ре им. Навои. Партии: Аврора, Жизель, Сюимбике, Одетта-Одиллия. В 1959-74 в Ленингр. Малом т-ре. Ведущая классич. балерина. Первая исполнительница партий:

Лицеон ("Дафнис и Хлоя", 1960, балетм. Г. И. Давиташвили), Рад-да ("Романтическая песнь", балетм. Н. Петров), Она ("Директивный бантик", балетм. К. Ф. Боярский; обе 1962), Миледи ("Три мушкет„ра", балетм. Н. Н. Боярчиков), Франческа ("Круг ада", балетм. Боярский; обе 1964), Солистка ("Моцартиана", 1970, балетм. Н. А. Долгушин). Участие в пост. разл. хореографов обнаружило пластичность акт„рского дарования К.: от инструментальных форм классич. танца до напряж„нно-драм. и героико-пате-тич. партий. Др. партии: Властительница Ледяного царства ("Сольвейг"), Франциска ("Голубой Дунай"), Медора, Одетта- Одиллия; Беатриче ("Мнимый жених"). Жар-птица; Женщина в ч„рном ("Цветы"), Хлоя ("Дафнис и Хлоя"), Солистка ("Тема с вариациями"), Киконская женщина ("Орфей"), Свобода ("Одиннадцатая симфония")

Лит.: Творчество молодых, "ТЛ", 1964, ј 33; Актер получил роль, там же, 1967, ј 10;

Солистка балета, там же, 1969, ј 36.

А. А. Соколов-Каминский.

КАМЙНСКАЯ Вера Ивановна (Григорьевна) [19.2(3.3). 1907, Петербург - 24.11.1981, Ленинград], артистка, педагог, балетмейстер. В нач. 20-х гг. стала заниматься танцем у А. Я. Вагановой в Школе русского балета А. Л. Волынского; по распоряжению А. В. Луначарского была переведена в ЛХУ. Выпущена по настоянию Вагановой досрочно (1927), на год раньше одноклассников - Г. С. Улановой, Т. М. Вечесловой. В 1927-42 в Т-ре им. Кирова. Среди лучших партий: Зарема (скульптор Е. А. Янсон-Манизер посвятила Зареме - К. серию работ), Лауренсия; Настя ("Партизанские дни"), Флорина ("Утраченные иллюзии"), Тереза ("Пламя Парижа"). Др. партии: Береника ("Египетские ночи"), Одетта-Одил-лия; Уличная танцовщица ("Дон Кихот"), Мирта ("Жизель"). Высокого роста, гибкая и тонкая, К. чрезвычайно эффектно выглядела на сцене. Искренность, одержимость, эмоциональная открытость, нервный темперамент, присущие актрисе в жизни, мешали сценич. карьере, но сообщали напряж„нную духовную жизнь е„ героиням. Масштабный, широкий, волевой танец К. идеально подходил для воплощения героич. патетики и эмоциональных бурь, что было существенно для эстетич. ценностей балета 1930- 40-х гг.

В 1941-42 в блокадном Ленинграде в составе одной из артистич. бригад выступала на фронтах и в госпиталях. Танцевала в Алма-Ате (1942-43), Свердловске (1943-44), Киеве (1944-49), Минске (1949-52).

Преподавала классич. и характерный танец в хореогр. уч-щах Киева и Минска. В 1959-70 балетм.-репетитор и педагог в Т-ре им. Навои и Т-ре им. Лысенко. Позже К. переносила классич. репертуар Т-ра им. Кирова в др. т-ры.

Лит.: Захаров Р., Записки балетмейстера, М., 1976; Чернова Н., От Гельцер до Улановой, М., 1979.

А. А. Соколов-Киминскии.

KAMKOBA Наталья Александровна [8(21). 1.1907, Кременчуг - 10.10.1973, Ленинград], артистка, педагог. Засл. арт. Башк. АССР (1947). По окончании ЛХУ (педагог А. Я. Ваганова) в 1924-30 и 1931-50 в Т-ре им. Кирова. Классич. танцовщица. Партии: Царица вод, Царь-девица ("Кон„к-Горбунок"), Зарема; феи Фл„р де Фарин, Бриллиантов, Сирени и принцесса Флорина ("Спящая красавица"), прелюд, мазурка и вальс ("Шопениана"), Бабочка и Киарина ("Карнавал"), Арсиноя ("Египетские ночи"), Гюльнара и Медора ("Корсар"), Мирта ("Жизель"), Жуанита, Повелительница дриад и Уличная танцовщица ("Дон Кихот"), Натэлла ("Сердце гор"). В сезоне 1930/31 в Т-ре им. Палиашвили. В 1931-63 преподавала классич. танец в ЛХУ. Ученицы: Н. В. Тимофеева, А. И. Сизова, М. Н. Алфимова, В. С. Муханова. В 1963-73 доцент балетмейстерского отд. Ленингр. консерватории. Автор сцен. телебалета "Гамлет" (1969, балетм. В. Е. Камков). и. в. Ступников. КАНДАУРОВА Маргарита Павловна [22.1(3.2).1895, Москва - 28.3.1990, там же], артистка. Засл. арт. Республики (1933). По окончании Моск. театр. уч-ща (педагог В. Д. Тихомиров) в 1912-41 в Большом т-ре. Партии: Одетта- Одиллия, Аврора, Раймонда, Лиза, Эсмеральда, Царь-девица, Жизель, Никия, Сванильда; Балерина ("Петрушка"). Вела конц. деятельность (один из самых популярных номеров - танец "Бабочка" в пост. А. А. Горского). Иск-во К. отличали благородство линий, чистота, изящество и непринужд„нность исполнения.

Лит.: Деревщикова Е., Страницы календаря. [М. П. Кандаурова], "СБ", 1985, ј1; Зарубин В., М. П. Кандаурова, там же, 1990, ј 3.

В. И. Зарубин.

КАНОППИ (Canoppi) Антонио

[1774, Модена - 19.4(1.5).1832, Петербург], художник, архитектор. По происхождению итальянец. Учился в Италии у А. Кано-вы. Работал в качестве декоратора в миланском "Театро Фели-че". Участвовал в нац.-патриотич. движении против наполеоновского нашествия, был приговор„н к смертной казни, бежал в Вену, в 1805 по приглашению гр. А. К. Разумовского приехал в Россию. Расписал Большой зал Дворянского собрания в Москве (росписи погибли в 1812). В 1813 получил от АХ звание "назначенного" в академики. Чл. Академий изящных иск-в в Болонье и Милане. С 1815 декоратор при петерб. Дирекции имп. т-ров. Исполнил занавес "Нарвские ворота, сооруж„нные в честь возвращения из Парижа российских войск" для Большого т-ра в Петербурге. Участвовал в оформлении спектаклей этого т-ра (преим. постановок балетмейстера Ш. Дидло): "Калиф Багдадский, или Приключения молодости Гарун-аль-Рашида" (1818), "Хензи и Тао, или Красавица и Чудовище", "Рауль де Креки, или Возвращение из крестовых походов" (оба 1819), "Альцеста, или Сошествие Геркулеса в ад", "Фе-дра и Ипполит", "Роланд и Моргана, или Разрушение очарованного острова" (все 1821), "Рауль, Синяя Борода" (1823), пантомима

"Месть, или Торжество Амура" (1828), "Сумбека, или Покорение Казанского царства" (1832). Сохраняя преемственную связь со стилем архитектурных перспективных декораций П. Гонзаго, К. стремился к большей живописности, свободе письма, использованию необычных световых эффектов. Один из первых мастеров романтизма в рус. сценографии. Автор трактата о совр. ему театр. архитектуре.

Соч.: Opinion d'Antoine Canoppi sur l'Architecture en general et en specialite sur la construction des theatres modernes. St. Petersbourg, 1830.

Лит.: Давыдова М.В., Очерки истории рус. театрально-декорац. иск-ва XVIII - нач. XX в., М., 1974; Сыркина Ф. Я., Пьетро ди Г. Гонзага. Жизнь и творчество. Соч., М., 1974; Сыркина Ф. Я., Костина Е. М., Рус. театрально-декорац. иск-во. М., 1978. В. А. Кулаков.

КАНЦИАНИ (Canziani) Джу-зеппе (Иосиф) (сер. 18 - 19 вв.), итал. артист, сценарист, балетмейстер, педагог. Работал в Мюнхене (1771-74), Венеции (1775- 77), Болонье и Мантуе (1778), затем в Петербурге в 1779-82 и в 1784-92, прич„м с 1787 замещал уехавшего балетмейстера Анджо-лини. Исполнил партии Адмета в "Адмете и Альцесте" и Октавия в "Клеопатре", его жена Мария К., урожд. Казасси, - Альцесту и Клеопатру. Основные пост.:

"Адмет и Альцеста" и "Клеопатра" К. Каноббио (обе - 1781), "Притворно глухая" (1790); "Пирам и Тизба" Каноббио (1791), "Инесса де Кастро" Буальдье (1792), балеты в операх "Дмитрий" (1779) и "Алкид при распутий" (1780) Дж. Паизиелло, "Храм общей радости" Ф. Торелли (муз. к балетам написана Каноббио;

1780), "Идалида" (1785), "Армида и Ринальдо" (1786), "Кастор и Поллукс" (Канциани осуществил также режиссуру оперы, 1786) - все Дж. Сарти; "Дева солнца" (1788) и "Клеопатра" (1789) - обе Д. Чимарозы, балеты в "историческом представлении" "Начальное управление Олега" Екатерины II на муз. Сарти, Каноббио и В. А. Пашкевича (1790, совм. с Ш. Ле Пиком) и в комедии Мольера "Мещанин во дворянстве" (1789,совм. с Ле Пиком). По сценариям К. поставлены балеты И. И. Валь-берха "Дон Жуан" и "Беверлей" (оба 1802). Как балетмейстер К. был продолжателем Ж. Ж. Новера и тяготел к трагич. балету, хотя обращался также и к комедийным темам. Танцы в операх у К. соответствовали содержанию опер. С 1784 преподавал в Театр. уч-ще. Выдающийся педагог К. обучил в Петербурге около ста учеников, среди них: И. И. Вальберх, С. Ленц (Вальберхо-ва), Н. де Росси (Деросева), О. Каратыгина, Е. П. Гладышева, В. Гладышев. Кроме практич. занятий К. давал также воспитанникам представление о зарубежном балете, в частности о Новере. В 1789, после смерти Марии, К. женился на танцовщице К. Бона-фини. В 1792 вышел на пенсию и уехал в Италию.

Лит.: Архив Дирекции Императорских Т-ров, отд. 1-2, СПб., 1892; Худеков С. Н., История танцев, т. 4, П., 1918; Борисоглебский М. (сост.). Материалы по истории рус. балета, т. 1, [Л.], 1938; К p a-совскаяВ., Западноевропейский балетный т-р. Эпоха Новерра, Л., 1981.

Г. Н. Добровольская.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница