Наши партнеры

https://forum.zaymex.ru/

Энциклопедия "Русский балет"
(страница 10)


БУБЛИКОВ (наст. фам. Б у б -л и ч e н к о) Тимофей Сем„нович (ок. 1748, Малороссия - ок. 1815), танцовщик, педагог, балетмейстер. Учился в театр. школе при Ораниенбаумском т-ре, затем в Петерб. танц. школе, к-рую окончил в 1763 году, и был принят танцовщиком в придворную балетную труппу. Выступал в партии Сатира ("Возвращение Аполлона на Парнас", 1763, балетм. Ф. Гильфердинг), упомянут писателем С. А. Порошиным как исполнитель "Балета с зайцем" (1764). В 1765 для совершенствования в танце командирован за границу, с успехом выступал в Вене. Ведущий танцовщик труппы, выступал не только с рус., но и с иностр. балеринами. В его репертуаре преобладали героич. роли. Осн. партии: Альцинд ("Побежд„нное предрассуждение", 1768), Ренольд ("Армида и Ре-нольд", 1769), Купидон (?) ("Прибежище Купидона" при опере "Антигон", 1770), Ростислав ("Се-мира", 1772; все балетм. Г. Анд-жолини), Персей ("Андромеда", 1772, балетм. П. Гранже), Энди-мион ("Диана и Эндимион", 1775), Пигмалион ("Пигмалион", 1776), Юпитер ("Юпитер и Семела", 1774); солировал с Бурнонвиль в "Балете пастухов и пастушек" и с С. Обри в "Балете греческого народа" при опере "Олимпиада" (1769), участвовал в "Новых аргонавтах" (1770, все балетм. Анджо-лини), а также в балетах Анджо-лини при операх "Ифигения в Тавриде" (1768), "Люцинда и Арми-дор" (1777), "Ахилл в Сцире" (1778); балетах А. Питро при опере "Антигона" (1772), балетах П. Гранже при операх "Купидон и Пси-ша" (1773), "Армида" (1774), "Лу-ций Вер" (1774). Б. приписывается создание балета "Юпитер и Семела" (1774). В 1777 преподавал в Театр. школе, в 1795-99 педагог и балетмейстер при крепостном т-ре гр. Н. П. Шереметева.

Лит.: П о p о lu и н С.. Записки, СПб., 1S44; Ш т с л и и Я., Музыка и оалст в России XVIII в.. Л., 1935; P ы ц а р e в a M., Ич архивов 18 в.. "СБ". 19S9,.V5.

Г. Н. Добровольская.

БУДАРИН Вадим Андреевич (р. 2.8.1942, г. Ковров Владимирской обл.), артист, балетмейстер. Засл. арт. РСФСР (1976). По окончании ЛХУ (педагог А. И. Пушкин) в 1961-83 в Т-ре им. Кирова. Классич. и гротесковый танцовщик. Первый исполнитель партий:

Человек ("Человек", 1966, балетм. А. I". Лифшиц), Лаэрт ("Гамлет", 1970, балетм. К. М. Сергеев), Архонт ("Икар", 1974, балетм. И. Д. Бельский), Иван-царевич ("Жар-птица", 1975, балетм. Б. Я. Эйфман). Др. партии: Пугач„в ("Пушкин"), Гамлет ("Гамлет"), Ч„рт ("Сотворение мира"), Базиль. Фер.хад, Данила, Спартак, Али-Батыр. Щелкунчик; Рыбак ("Берег надежды"), Ясный сокол ("Страна чудес"). Юноша ("Ленинградская симфония"), Осман ("Горянка"). В Т-ре им. Кирова пост. балет "Ангара" (1981). В 1982-90 гл. балетм. Новосибирского т-ра. Пост.:

"Коппелия" (1984), "Пер Гюнт"

(1984), "Степан Разин" H. H. Си-дельникова (1985), "Оживший гобелен" на муз. Р. Шумана (1986), "Repetez!" ("Мольер") Г. Я. Гоберника (1988), "Василиса Прекрасная" А. Берлина (1989), "Женитьба Бальзаминова" В. А. Гав-рилина (1990). Снимался в телеэкранизации балетов "Жар-птица" (1977), "Шурале" (1980, под назв. "Лесная сказка"). 3-я пр. Междунар. конкурса артистов балета в Варне (1970).

Соч.: ДИКТУЮТ все. отвечает один, "СБ". 1989, ј 2.

Лит.: С т у и н и к о в И.. В. Бударин, в кн.: Молодые артисты лснингр. балета. Л., 1969; Сад о в екая Н.. "...начало для новой жизни", "СБ". 1986. ј 3; И н о 's с м ц e в а Г.. Судьба художника, там же, 1989, ј 1.

И. В. Ст\'пников.

БУЛГАКОВ Алексей Дмитриевич [12(24).3.1872, Петербург - 14.1.1954, Москва], артист, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1949). По окончании Петерб. театр. уч-ща (педагоги М. И. Петипа, П. А. Гердт) в 1889-1909 в труппе Мариинского т-ра. Обладал большим мимич. дарованием. Партии: Ротбарт, Дроссельмейер, Дон-Кихот; Брамин ("Баядерка"), Клод Фролло. В 1909-14 участвовал в Русских сезонах. Первый исполнитель в пост. М. М. Фокина: Шахриар ("Шехеразада") и Кащей Бессмертный ("Жар-птица", оба 1910), царь Додон ("Золотой петушок", 1914). В 1911-\9 артист, в 1913-17 гл. реж. балетной труппы Большого т-ра. Партии: Ганс ("Жизель"), Абде-рахман ("Раймонда"), Капитан ("Красный мак"). Последняя крупная роль - Лоренцо ("Ромео и Джульетта", 1946). В 1909-11 преподавал пластику и мимику в театр. школе А. С. Суворина в Петербурге, в 1926-29 - мимику в МХУ.

Лит.: К p a e о в e к а я В ., Рус. балетный т-р нач. XX в., [ч.] 2. Танцовщики, Л., 1972;

Бахрушин Ю., История рус. балета, 3 изд., М., 1977. E. H. Надеждини.

БУРМЕЙСТЕР Владимир Павлович [2(15).7.1904, Витебск - 5.3.1971, Москва], артист, балетмейстер. Нар. арт. СССР (1970). В 1925-29 учился в Моск. театр. техникуме им. Луначарского, одновременно исполнял на эстраде венг., исп. и др. характерные танцы, выступал в спектаклях студии "Драмбалет" под рук. H.C. Греминой. С 1930 в Московском художественном балете, к-рый позже вош„л в состав Т-ра им. Немировича-Данченко (с 1941 Т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко). Партии: Людовик XV ("Карманьола"), Алеко ("Цыганы"), Никез ("Соперницы"), Нурали ("Бахчисарайский фонтан"). В том же т-ре дебютировал как балетмейстер, поставив танцы в опереттах "Прекрасная Елена" (1938) и "Перикола" (1940) Ж. Оффенбаха. балет "Ночь перед рождеством" Б. В. Асафьева (1938, совм. с Ф. В. Лопухо-вым и реж. П. А. Марковым). В 1941-60 и 1963-71 гл. балетмейстер т-ра. Темперамент и изобретательность Б.-хореографа проявились в пост. нар.-героич. балетов: "Лола" (1943, с реж. И. М. Тумановым), "Берег счастья" (1948, с И. В. Куриловым),

"Жанна д'Арк" H. И. Пейко (1957), "Красные дьяволята" на муз. И. О. Дунаевского и В. Н. Кнушевицкого (1967). Динамика режисс„рского построения действия, логика развития драм. событий присущи решениям Б. балетных инсценировок классич. сюжетов ("Виндзорские проказницы" В. А. Оранского, 1942, с Куриловым), постановочным версиям балетов классич. наследия ("Эсмеральда", 1950; "Лебединое озеро", 1953, с П. А. Гусевым), хореогр. интерпретациям симф. музыки ("Штраусиана", 1941;

"Шехеразада", 1944; "Карнавал", 1946; "Снегурочка" на муз. Чайковского, 1963; "Вариации" на муз. Ж. Бизе и "Болеро", 1964;

"Аппассионата" на муз. Л. ван Бетховена, 1970). Пост. также балет "Татьяна" А. А. Крейна (1947, Т-р им. Кирова), за рубежом - "Лебединое озеро" (1960, парижская Опера), "Снегурочка" (1961, труппа "Лондон фестивал балле"). Гос. пр. СССР (1946).

Соч.: Традиции и новаторство, "СМ", 1964, ј 6.

Лит.: Эльяш Н., Власть одной думы, "ТЖ", 1964. ј13; ГоланцеваИ., Камертона чистое звучание, там же, 1980, ј 17;

Вихрева Н., Путь к "Лебединому озеру", "СБ", 1982, ј 6; e e же. Стремясь к правде на балетной сцене, там же, 1984, ј 4; e e же. По особому распоряжению, там же, 1985, ј 3.

В. M. Красовская.

БУТРИМОВИЧ Виталий Нико лаевич (р. 22.5.1940, Минск), балетмейстер. В 1973 окончил балетм. отд. ГИТИСа. Балетмейстерскую деятельность начал в 1969, поставив ряд конц. номеров в Моск. хореогр. уч-ще. В 1975- 80 и с 1991 гл. балетм. Челябинского т-ра. Пост. "Тиль Уленшпигель" Е. А. Глебова (1976), "Кармен-сюита" (1977), "Сотворение мира" А. П. Петрова (1978). В 1980-89 (с перерывами) балетм. Минского т-ра муз. комедии.

БЫЛОВА Мария Владимировна (р. 20.1.1956, Москва), артистка. Нар. арт. Рос. Федерации (1994). По окончании МХУ с 1974 в Большом т-ре. Дебютировала в балете "Шо-пениана" (1975). Партии: Перо ("Подпоручик Киже"), принцесса Флорина ("Спящая красавица"), Фея ("Деревянный принц"), Повелительница дриад ("Дон Кихот"), Хозяйка Медной горы; Люська ("Золотой век"), Эгина; Клеменс, Раймонда ("Раймонда"), Незнакомка ("Эскизы"), Одетта - Одиллия, фея Сирени, Мехменэ Бану; Анастасия ("Иван Грозный"), Тень Никии и Гамзат-ти ("Баядерка"), Жар-птица ("Жар-птица"). Балерина лири-ко-драм. дарования, обладающая виртуозной техникой, точностью пластич. рисунка.

ВАГАНОВА Агриппина Яковлевна'[14(26).6.1879, Петербург-5.11.1951, Ленинград], артистка, педагог, балетмейстер. Нар. арт. РСФСР (1954). Училась в Петерб. театр. уч-ще у А. А. Облакова, Л. И. Иванова, Е. О. Вазем, X. П. Иогансона, П. А. Гердта. В 1897 по его окончании была зачислена в кордебалет Мариинского т-ра. В т-ре совершенствовалась у О. И. Преображенской. Внешность В. не отвечала идеальным меркам: форма тела свидетельствовала не об изяществе, а о крепости и силе. Гл. достоинствами В. были проницательный ум и упрямая воля. Обладала стремительным, летучим прыжком; настойчиво овладевая виртуозным танцем, постепенно поднялась до положения корифейки, а затем солистки и заслужила у критики титул "царицы вариаций" как непревзойденная исполнительница вариаций в "Коппелии", а также партий:

Царица вод ("Кон„к-Горбунок"), Повелительница дриад ("Дон Кихот"). В 1911, незадолго до выхода на пенсию, В. получила гл. роль феи Наилы в балете "Ручей". Затем последовали Одетта- Одиллия, Царь-девица, Жизель. В 1916 оставила сцену в звании балерины.

В 1921 начала преподавать в Петрогр. хореогр. уч-ще (с 1946 проф.). Е„ пед. система дала новое развитие исполнит, принципам классич. танца. Для В.-педагога основа выразительного танца - в осмысленности техники, в строгой постановке корпуса, позиций рук и ног. Ученицы: М. Т. Сем„нова, О. Г. Иордан, Г. С. Уланова, Т. М. Вечеслова, Н. М. Дудинская, Ф. И. Балабина, А. Я. Шелест, А. Е. Осипенко, И. А.

Колпакова. В 1957 ЛХУ присвоено имя В. (с 1992 Санкт-Петерб. академия русского балета им. В.).

В 1931-37 В. худ. рук. балетной труппы Т-ра им. Кирова, где пост. "Лебединое озеро" (1933), трактуя партитуру П. И. Чайковского как "историю молодого человека 19 столетия", в стиле нем. романтиков. Сцена встречи героя с Лебедем на озере была воплощена в танце и сменила прежний пантомимный эпизод; эта сцена вошла во все последующие версии балета. В "Эсмеральде" (1935) воплощала идеи хореодрамы. Школа В. жив„т и развивается в исполнит, и пед. практике е„ учеников, оказывает значит, влияние на зарубежный балет. Методика В. изложена в е„ кн. "Основы классич. танца"

(1934, выдержала 4 изд. и переведена на мн. яз.). Творчеству В. посвящ„н телефильм "Агриппина Ваганова" (1986). Гос. пр. СССР (1946).

Лит.: Б л о к Л., А. Я. Ваганова, "Р и Т", 1937, ј 9; Богданов-Березовский В. М., А. Ваганова, М.-Л-, 1950; А. Я. Ваганова. Статьи. Воспоминания, Материалы, Л.- М., 1958; К p e м ш e в с к а я Г., А. Я. Ваганова, Л., 1981; КрасовскаяВ., Ваганова, Л., 1989. В. М. Красовская.

ВАГНЕР Генрих Герман (Анатолий Яковлевич) [1810, Шлезвиг, Германия - 17(29). 1.1885, Петербург], художник т-ра. По происхождению немец. С 1835 жил в России, учился у А. А. Роллера в Петербурге. В 1835-43 пом. декоратора, затем декоратор при Дирекции петерб. имп. т-ров. Поч„тный вольный общник АХ

(1873). Участвовал в поактном оформлении мн. спектаклхй Большого и Мариинского т-ров в Петербурге (балетм. Ж. Перро, А. Сен-Леон, М. И. Петипа), в т. ч.: "Жизель" (1842), "Пахита" (1847), "Сатанилла, или Любовь и ад" (1848; вариант 1849, Большой т-р, Москва), "Лида - швхйцарская молочница" (1849), "Питомица фей" (1849), "Газельда, или Цыганы" (1853), "Эолина, или Дриада" (1858), "Дочь фараона" (1862), "Корсар" (1863), "Кон„к-Горбунок" (1864), "Флорида" (1866), "Фауст" (1867), "Царь Кан-давл" (1868), "Катарина, дочь разбойника" (1870), "Камарго" (1872), "Наяда и рыбак" (1874), "Бабочка" (1874), "Баядерка" (1877), "Роксана, краса Черногории" (1878), "Млада" (1879), "Дева Дуная" (1880), "Зорайя, мавританка в Испании" (1881; 1883, Большой т-р, Москва), "Пакерет-та" (1882), "Кипрская статуя" (1883), "Волшебные пилюли" (1886). В. - продолжателю традиций Роллера, особенно удавались условно-романтич. пейзажные декорации.

Лит.: [Некролог]. Художественные новости. СПБ. 1SS5. т. 3. ј 3; Д а в ы д о в а М. В.. Очерки истории рус. театр.-декорационного искусства XVIII - нач. XX в.. М.. 1974:

СыркинаФ.Я., КостинаЕ.М.. Русское театр, -декорационное иск-во. М.. 1978.

В. А. Кулаков.

ВАЗЕМ Екатерина Оттовна [12(25). 1.1848, Москва - 14.12.1937, Ленинград], артистка, педагог. В 1857-67 училась в Петерб. театр. уч-ще (педагоги Л. И. Иванов, А. Н. Богданов, Э. Гюге), Была принята в петерб. балетную труппу, где работала до 1884. Талантливая представительница академич. школы, В. довела технику виртуозного танца до совершенства. Среди 22 партий е„ репертуара - героини романтич. балетов: "Дева Дуная", "Жизель", "Катарина, дочь разбойника", "Корсар" и др. М. И. Петипа пост. для В. балеты "Бабочка" (1874), "Бандиты" (1875), "Баядерка" (1877), "Дочь снегов" (1879), "Зорайя, мавританка в Испании" (1881). Мастерство В., являясь образцом классич. танца своего времени, подготовило балетный т-р к воплощению таких муз.-хореогр. полотен, как "Спящая красавица" и "Раймонда". В 1886-96 В. преподавала в Петерб. театр. уч-ще. На уроках развивала музыкальность и пластичность, добивалась мягкости исполнения, вырабатывала выносливость. Ученицы: А. П. Павлова, О. И. Преображенская, М. Ф. Кшесин-ская, А. Я. Ваганова и др. После 1917 продолжала давать частные уроки.написала воспоминания.

Соч.: Записки балерины Санкт-Петербургского Большого т-pt 1867-1884, Л.-М.. 1937.

Лит. : Б о p и с о г e б с к и и М. В. (сост.). Материалы по и тории pvc. балета, т. 1. [Л.]. 1938: К p "i с о в к а я В.. Рус, балетный т-р второй IIO.I. XIX в.. Л.-М., 1963.

В. М. Крисовския.

ВАЙНОНЕН Василий Иванович [8(21).2.1901, Петербург - 23.3.1964, Москва], балетмейстер. Засл. арт. РСФСР (1939). По окончании Петрогр. хореогр. уч-ща (педагог В. И. Пономар„в) в 1919-38 артист, затем (с 1935) и балетм. Ленингр. т-ра оперы и балета (Т-ра им. Кирова), в 194650 и 1954-58 - Большого т-ра. В первые годы артистич. деятельности исполнял характерные и гротесковые партии: Арап ("Петрушка"), Паяц ("Фея кукол"). Сатир ("Времена года"). В 20-е гг. начал выступать как балетмейстер, пост. ряд конц. номеров. В 1930 пост. (совм. с В. П. Чеснаковым и Л. В. Якобсоном) балет "Золотой век" Д. Д. Шостаковича, обнаружив стремление к характерности, гротеску, умение перевести бытовую пластику в танцевальную. воплотить в ней совр. и историч. признаки эпохи. В балете "Пламя Парижа" (1932, Т-р им. Кирова. новая ред. 1936; 1933, Большой т-р; 1947, там же. Гос. пр., 1947:

1960, там же; в 1950 пост. в Будапеште) сочинил танцы разл. районов Франции врем„н Великой франц. революции, ставшие средством характеристики социально-историч. среды, нар. масс, впервые в истории рус. балета занявших ведущее место на сцене. В балете сказалось влияние режиссуры массовых зрелищ первых послереволюц. лет, стремление к сюжетному действию, реш„нному пантомимой, что подготовило эстетику драмбалета.

Теме современности, воплощ„нной средствами сценически обработанного нар. танца и пантоми-мы,*посв. и др. балеты В.: "Партизанские дни" (1937), "Милица" (1947, оба Б. В. Асафьева, Т-р им. Кирова), "Берег счастья" А. Э. Спадавеккиа (1952, Новосибирский т-р). Оригинальная версия балета "Щелкунчик" (1934 и 1954, Т-р им. Кирова; 1939, Большой т-р; 1950, Будапешт), созданная на основе традиций рус. академич. балета, вошла в золотой фонд совр. хореографии. В. также принадлежат новые ред. классич. балетов: "Раймонда" (1938, Т-р им. Кирова), "Арлекинада" (1945, Минский т-р), "Спящая красавица" (1952, Новосибирский т-р). Др. пост.: "Мирандолина" С. Н. Василенко (1949, Большой т-р:

1965, Т-р им. Навои), "Гаянэ" (1957, Большой т-р), танцы в опере "Проданная невеста" Б. Сметаны (1948, Большой т-р; Гос. пр. СССР, 1949). В. принадлежит сценарий балета "Кон„к-Горбунок" Р. К. Щедрина (1960, Большой т-р, совм. с П. Г. Малярев-ским). Ставил танцы в операх, конц. номера.

С о ч.: Заметки с языке xopcoi рафии, " I". 1940, ј 9.

Лит.: С л о н и \\ с к и и Ю .. Вайнонсн. Захаров. Лавровский. "РиТ". 1936. ј 21; Гос. академич. Большой г-р Союза ССР, М.. 1947:

А р м а ш e в с к а я К., Вайнонсн H.. ныйт-р, 1917-1967, M.. 1976. H. Ю. Чернова.

ВАЛИТОВА Набиля Гайтельха-метовна (р. 28.12.1928, дер. Сои-рышбашево Чекмачушевского р-на

Башкирии), артистка, педагог, балетмейстер. Нар. арт. РСФСР (1969). В 1949 окончила ЛХУ (педагог А. Я. Ваганова). С 1944 в Башкирском, в 1961-75 Воронежском т-рах. Первая исполнительница партии Валерии ("Песнь торжествующей любви", 1971, балетм. Д. М. Арипова). Др. партии: Одетта - Одиллия, Китри, Аврора, Зарема, Лауренсия, Раймонда, Жизель, Джульетта; Сари ("Тропою грома"). Балерина ака-демич. стиля ленингр. школы, В. полнее всего выразила себя в классич. балетах. В 1979-84 гл. балетм. Воронежского т-ра. Пост. "Вальпургиева ночь" (1981). С 1963 педагог, в 1977-80 худ. рук. Воронежского хореогр. уч-ща, с 1984 педагог-репетитор Воронежского т-ра. Ученицы: А. Н. Петрина, М. В. Леонькина, Т. В. Хатунцева, Т. А. Фролова. С 1992 худ. рук. балета Воронежского т-ра. Автор либретто "Сказ земли русской" (1982, совм. с Я. 3. Лифшицем).

Лит.: Балашова Н., По крутым ступеням, "ТЖ", 1966, ј 3.

Н. М. Садовская.

ВАЛУКИН Евгений Петрович (р. 19.8.1937, Москва), артист, педагог, балетмейстер. Нар. арт. РСФСР (1988). Канд. иск-ведения (1992). По окончании МХУ (педагог М. М. Габович) в 1958-78 в Большом т-ре (выступал в характерных танцах в "Лебедином озере", "Коньке-Горбунке"). В 1967 окончил пед. отд. ГИТИСа (педагог Н. И. Тарасов). В 1963-67, 1974-78 педагог и балетм. Канадского нац. балета и школы в Торонто; возобн. "Тени" (1967), пост. "Лунный свет" на муз. К. Дебюсси (1964). В 1969-71 работал на кафедре хореографии Чилийского ун-та (Сантьяго); пост.: "Ба-хиниана" на муз. И. С. Баха (1969), "Скрябиниана" (1970), "Класс-концерт" на муз. А. Вивальди (1971). В Королевской академии танца (Великобритания) пост. балет "Лунный свет" (1984), в Австралийской Нац. балетной труппе и школе (Мельбурн) - "Двое" на муз. А. Н. Скрябина (1987), возобн. "Пахиту" (1989); в

Токио в труппе и школе "Мацуяма барэдан" и в балетной академии в префектуре г. Оита - возобн. "Жизель" (1990) и "Сильфиду" (1991). В 1959-74 педагог МХУ, с 1967 преподаватель кафедры хореографии ГИТИСа (с 1978 декан балетм. ф-та, с 1988 проф.). Ученики: Б. Б. Акимов, М. М. Габович, А. Ю. Богатыр„в, В. С. Тедеев, А. А. Николаев, В. Л. Никонов, С. Н. Радченко, А. Н. Фадеечев, Б. Г. Ефимов. Автор статей по вопросам методики школы классич. танца. Титул "Мастер классич. танца" (Сиднхй, 1988; Токио, 1989; Оита, 1991).

Соч.: Мужской классический танец, М.,

1987.

В. И. Уральская.

ВАЛЬБЕРХ Иван Иванович [3(14).7.1766, Москва - 14(26).7.1819, Петербург], артист, балетмейстер, педагог. Первый рус. балетмейстер. Ученик Г. Анджолини и Дж. Канциани. В 1786 окончил Петерб. театр. школу и был принят солистом в балетную труппу имп. т-ров. Выступал в пантомимных партиях: Язон ("Медея и Язон"), Алексей ("Дезертир", пост. В., по Канциани), Ромео ("Ромео и Юлия", пост. В.), Иван ("Русские в Германии, или Следствие любви к Отечеству", пост. В. и Огюста). В 1795 пост. балет "Счастливое раскаяние" (композитор неизв.), затем пост. ещ„ 36 и возобновил 10 балетов др. балетмейстеров. Ставил также дивертисменты на рус. нар. темы, танцы в драм. и оперных спектаклях. Представитель сентиментализма в рус. балете, В., опираясь на традиции действенного балета 18 в., а также под влиянием мелодрамы нач. 19 в. в своих балетах тяготел к сложным конфликтам, напряж„нным ситуациям, столкновению натур возвышенных и низменных, переходу от благоденствия к несчастью. Пост.: "Бланка, или Брак из отмщения" А. Н. Титова (1803), "Граф Кастелли, или Преступный брат" (на сб. муз., 1804), "Клара, или Обращение к добродетели" на муз. И. Вейгля (1806), "Американская героиня, или Наказанное вероломство" (1814), "Генрих IV, или Награда добродетели" (1816). В. ставил балеты на мифологич. сюжеты ("Орфей и Эвридика" на муз. К. В. Глюка, 1808; "Амазонки, или Разрушение волшебного замка" на сб. муз., 1815) и сказочные ("Рауль Синяя Борода, или Опасность любопытства" на муз. А. Гретри - К. А. Кавоса, 1807;

"Сандрильона" на муз. Д. Штей-бельта, 1815). В. обращался и к рус. сюжетам (дивертисменты "Новая героиня, или Женщина-казак", 1810, "Русские в Германии...", 1813). Крупное достижение В. - балет "Новый Вертер" С. Н. Титова (1799), действие к-рого происходило в Москве. К концу жизни В. стал сотрудником и помощником Ш. Дидло. С 1794 преподавал в Петерб. театр. школе. Ученики: Е. И. Колосова, А. И. Тукманова, И. М. Аблец, А. П. Глушковский.

С о ч.: Из архива балетмейстера. Дневники. Переписка. Сценарии, (вступ. ст. Ю. Слонимского), М.-Л., 1948.

Лит. : Слонимский Ю., Балет "Новый Вертер" С. Титова, в кн.: Уч. зап. Гос. научно-исследовательского ин-та т-ра, музыки и кинематографии, т. 1, Л., 1958; К p а с о в -екая В ., Рус. балетный т-р от возникновения до сер. XIX в., Л.-М., 1958; Гозенпуд А ., Музыкальный т-р в России. От истоков до Глинки, Л.. 1959. В. М. Красовскан.

ВАЛЬЦ Карл Ф„дорович (1846, Петербург - 1929, Москва), театр. декоратор, машинист сцены. Засл. арт. Республики (1927). Родился в семье гл. машиниста Мариинского т-ра Ф. К. Вальца. С 1855 учился декор, иск-ву в Германии у О. Рама и К. Гропиуса. По возвращении в Россию был зачислен с 1861 в моек. Большой т-р, где прослужил 65 лет. Один из последних представителей машинистов-декораторов - "магов и волшебников сцены". Не являясь живописцем в строгом смысле слова, В. был талантливым изобретателем, устроителем грандиозных сценич. "пожаров" и фейерверков, пол„тов и превращений, таинств, исчезновений и появлений. Часто бывая за границхй, В. стремился внедрить на рус. сцене новейшую зап. театр. технику. Оформлял' драм., оперные и балетные спектакли в Малом, Большом, а также Мариинском т-рах. Руководил монтировочной частью Русских сезонов в Париже. Автор мемуаров "Шестьдесят пять лет в театре" (1928).

В. М. Паппе.

BAHHEP Вильгельм (1820, Штутгарт - 1889, Москва), артист. Окончил театр. школу в Штутгарте. До 1848 работал в штутгартском придворном т-ре, затем гастролировал в Швейцарии, Эльзасе, Лотарингии, Финляндии, Латвии, Эстонии. В 1851-54 выступал на петерб. сцене. В 1855-89 артист моек. Большого т-ра. Лучшие партии: Бертрам ("Роберт и Бертрам, или Два вора", 1859, балетм. Ф. И. Кшесинский), Школьный учитель ("Прерванное уединение", 1873, балетм. В. Рейзингер); в пост. М. И. Петипа - Дон Кихот ("Дон Кихот", 1869), Слуга ("Дочь фараона", 1862); Ж. Ган-сена - Абулифар ("Арифа, жемчужина Адена", 1882), Коппелиус ("Коппелия", 1882), князь Прев-зыд ("Светлана, славянская княжна", 1886, балетм. А. Н. Богданов). Характерный танцовщик-мим, В. обладал комедийным дарованием, иск-вом гротеска. Пост. танцы в опере "Густав III, или Бал-маскарад" Д. Ф. Обера

(1860), одноактный балет "Сержант-фанфарон" (1874).

Лит.: Бахрушин Ю. А., Балет Большого т-ра, в сб.: Гос орд. Ленина академич. Большой т-р Союза ССР, М., 1947; Кра-совская В., Рус. балетный т-р второй пол. XIX в., Л.-М., 1963. Г. М. Шлуглейт.

BAHCJIOB Виктор Владимирович (р. 16.5.1923, Вятка), критик в области изобразит, иск-ва, музыки, хореографии. Д-р иск-ведения (1965), проф. (1973), действ, ЧЛ..АХ (1988). Засл. деят. иск-в РСФСР (1984). В 1944 окончил лит. ф-т Пед. ин-та в Барнауле, в 1948 теоретико-композиторский ф-т Моск. коне. В 1950-58 старший науч. сотрудник Ин-та философии АН СССР. В 1958-63 лектор по эстетике. С 1963 зав. сектором теории, с 1974 зам. директора, с 1988 директор НИИ теории и истории изобразит, иск-в АХ. С 1981 член редколлегии ж. "Сов. балет".

Соч.: Балет и симфония, "СМ", 1962, ј 2;

Показывает Новосибирск, там же, 1962, ј 4;

Танцы в опере, в кн.: Онера и ее сценическое воплощение. М.. 1963: Изобразительное иск-во и музыкальный т-р. M., 1963; Вадим Рын-дин. M., 19A5; Легенда гор, "CM", 1968, ј 6;

Гастроли ленинградцев, "СМ", 1969, ј 4;

Симон Вирсаладзе, М., 1969; "Лебединое озеро" в Большом т-ре, "СМ", 1970, ј 3; Балеты Григоровича и проблемы хореографии, 2 изд., М., 1971; "Гамлету" в балете быть!, там же. 1974, ј 3; Философско-хореогр. поэма. "СМ", 1975. ј 9; "Легенда о любви", в сб.: Сегодня на сцене Большого т-ра. М., 1976; "Ангара". Балет о наших современниках на сцене Большого т-ра. "МЖ", 1976. ј 12; Балет в ряду других иск-в, в сб.: Музыка и хореография совр. балета, в. 2, Л-, 1977;

История и современность в балете, там же;

Новые черты музыки и хореографии в балетах о современности, там же. в. 3. Л., 1979:

Статьи о балете. Музыкально-эстетические проблемы балета. Л.. 1980:

Большой балет. M.. 1981 (переиздан в США. 1985. в ФРГ. 19Х7); Мировое значение сов. балета, "СБ", 1981. ј 1; Хореография и образ, там же. 1983, ј 1: Новаторство - это традиция и развитие, там же. 1983, ј 5;

Вопрос решается конкретно, там же, 1983, ј 6;

Балет как синтетическая разновидность иск-ва танца, в сб.: Виды иск-ва в социалистич. худож. культуре, М.. 1984; Верность традициям и новаторство, "СБ", 1984. ј 6; Положительный опыт преобладает..., там же, 1986, ј 1; Многогранность таланта (Ю. Т. Жданов). "Т", 1986, ј 8; Театр Д. Ноймайера. "СБ", 1989, ј 4; Малеровский цикл Д. Ноймайера. "СМ", 1990, ј 7: Возрождение шедевра, "Б". 1992, ј 2; Готовить профессионалов, там же, 1992, ј 4; Baletni predstaveni sou casnosti, "Tanecni listi". 1983, ј 9; Balet a literatura, там же, 1986, ј 4; Enwicklung durch Synthese, "Ballet international". 1985. ј 12; Sleeping Beauty. N. J., 1989; Raymonda, N. J-, 1989; Spartacus, N. J., 1990.

ВАРКОВЙЦКИЙ Владимир Александрович [19.12.1915 (1.1.1916), Одесса - 9.10.1974, Москва], артист, балетмейстер, педагог. В 1936 окончил Ленингр. хореогр. техникум (педагог В. И. Пономар„в), в 1940 - курсы балетмейстеров при ЛХУ (педагог Ф. В. Лопухов). В 1936-38 в Т-ре им. Кирова. В 1937-40 педагог ЛХУ. Пост.: "Джанина" на муз. Г. Доницхтти (1937, Ленингр. хореогр. техникум), "Ночь перед Рождеством" Б. В. Асафьева (1938, там же). Уже в первых пост. проявил остроумную хореогр. фантазию, умение использовать возможности классич. и характерного танцев, иногда в комедийном плане ("Сказка о попе и о работнике его Балде" М. И. Чулаки, 1940, Ленингр. Малый т-р). В 1941-43 худ. рук. балетной труппы Ленингр. Малого т-ра, пост.: "Гаврош" Б. Л. Бито-ва и Е. М. Корнблита (1958), "Цветы" на муз. Д. Д. Шостаковича, "Сильнее любви" А. С. Караманова (по рассказу "Сорок первый" Б. А. Лаврен„ва, 1961, сцен. В.). В 1944-53, 1956-9 педагог МХУ. В 1953-55 балетм. Т-ра им. А. А. Спендиарова. Пост.: "Хандут" Спендиарова (1953, Т-р им. Спендиарова), "Лебединое озеро" (1955, там же, возобн.), "Рассвет" В. Г. Загорского (1960, Кишин„вский т-р). Автор и соавтор неск. сценариев. В 1959 пост. на ЦТ первый отечеств, телебалет "Граф Нулин" на муз. Асафьева (сцен. В.), положивший начало развитию нового жанра. Среди спектаклхй В. наиболее значительный - "Сказка о попе и о работнике его Балде", ставший одним из первых сов. сатирич. сказочных балетов, основанных на рус. танц. лексике с элементами акробатики, этнографии и фольклора. Получил известность как постановщик конц. номеров на совр. и историч. темы: "Суворовцы" на муз. С. А. Чернецкого, "Чапаевцы" на муз. 3. Л. Компанейца, "Памятник" на муз. сов. песен, "Царевна-лебедь" на муз. П. И. Чайковского, "Летите, голуби" на муз. И. О. Дунаевского; многие сохраняются в совр. конц. репертуаре.

Лит.: Шереметьевская Н., Молодые балетные т-ры, в сб.: Сов. балетный т-р 1917-1967. М,. 1976: e e ж e. Танец на эстраде. М.. 1985; Смолянская Н., Страницы календаря, [В. А. Варковицкий], "СБ", 1986, ј 1; Б с л о в а Е.. Обращаясь к истокам, там же, 1987, ј 1; с „ же, Ракурсы танца. Телевизионный балет, М., 1991.

Е. П. Белова.

ВАРЛАМОВ Александр Егорович [15(27).11.1801, Москва - 15(27.10.1848, Петербург], композитор. С 1829 учитель пения Петерб. придв. певч. капеллы, в 1832-43 композитор и помощник капельмейстера имп. т-ров в Москве; с 1845 - в Петербурге. Прославился гл. обр. романсами и песнями. Ему принадлежат также два балета - "Забавы султана, или Продавец невольников" (1834, сохранился в отрывках) и "Хитрый мальчик и людоед" ("Маль-чик-с-пальчик" по Ш. Перро; совм. с комп. А. С. Гурьяновым, 1838) - оба пост. в моек. Большом т-ре (балетм. Ф. В. Гюллень-Сор). Их музыка, пронизанная интонациями рус. гор. романса и нар. песни, иногда - итал. кантилены,* отразила мелодич. дар В. и своеобразное сочетание вок. и инстр.-танц. начала.

Лит.: Листова H. A ., А. Варламов, М., 1968; ce же, А. Е. Варламов, в кн.: История рус. музыки, т. 5, M., 1988.

ВАРЛАМОВ Алексхй Алексеевич (29.3.1920, Москва - 3.4.1978, там же), артист, балетмейстер, педагог. Засл. арт. РСФСР (1974). По окончании МХУ (педагог П. А. Гусев) в 1938-59 артист Большого т-ра. Исполнял танцы в балетах и операх, проявив себя как острохарактерный акт„р: Страус ("Аист„нок"), Шалопай ("Алые паруса") и др. В 1959 окончил балетмейстерское отд. ГИТИСа (педагоги Р. В. Захаров, Л. М. Лавровский). В 1959 пост. в Большом т-ре "Вечер одноактных балетов" ("Времена года"; "Петя и волк" С. С. Прокофьева, "Танцевальная сюита" Д. Д. Шостаковича). В

I960-62 работал в Токио в Балетной школе им. П. И. Чайковского, на базе к-рой в 1964 была организована труппа "Токио балет" ("Токе барэдан"). На материале япон. фольклора написал либретто и в содружестве с комп. К. Исии и совм. с С. М. Мессерер создал балет "Маримо" (1962), пост. балет "Принцесса Кагуя" М. А. Мееровича (1978). В 1965- 67 гл. балетм. Моск. т-ра оперетты. Ставил танцы в драм. т-рах Москвы, а также для худож. фильмов. В 1940, 1948-55 и 1971-74 педагог МХУ. С 1946 в„л тренировочный мужской класс, в 1959-67 педагог балета, с 1967 педагог-репетитор Большого т-ра. Ученики: А. Ю. Богатыр„в, В. М. Гордеев. Е. Н. Надеждина.

ВАСИЛЕВ Владимир Юдич (р. 8.2.1931, Москва), артист, балетмейстер, сценарист. Засл. деят. иск-в РСФСР (1984). В 1949 окончил МХУ (педагог Н. И. Тарасов), в 1953 - акт„рский ф-т ГИТИСа. В 1949-70 в Большом т-ре. С 60-х гг. совм. с Н. Д. Касаткиной работает как балетмейстер и сценарист. Ими поставлены балеты:

"Ванина Ванини" (1962, Большой т-р) и "Героическая поэма" ("Геологи"; 1964, там же) Н. М. Карет-никова; "Весна священная" (1965, там же; 1967, Берлин; 1969, Ленингр. Малый т-р; 1979, Моск. классич. балет), "Прелюдия" на муз. И. С. Баха и "Тристан и Изо-льда" на муз. Р. Вагнера (обе 1967, Большой т-р), "Наш двор" Т. Н. Хренникова (1979, МХУ), "Сотворение мира" А. П. Петрова (1971, Т-р им. Кирова; 1976, Таллин, затем Ташкент, Свердловск, Будапешт; 1976, Берлин; 1978, Моск. классич. балет), "Ромео и Джульетта" (1972, Новосибирский т-р; под назв. "Повесть о Ромео и Джульетте", 1981. Моск. классич. балет), "Прозрение" Ю. М. Буцко (1974, Т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко), "Гаянэ" (1977, конц. ансамбль Классич. балет), вокально-хореогр. симфония "Пушкин. Размышления о поэте" Петрова (1979, Т-р им. Кирова; 1986, Моск. классич. балет). В Моск. классич. балете пост.: "Волшебный камзол" Каретникова (1983), "Проделки Терпсихоры" на муз. И. Штрауса (1984), "Лики любви" на муз. разн. комп. (1987), "Петербургские сумерки" на муз. П. И. Чайковского (1987), "Поцелуй феи" И. Ф. Стравинского (1989, экранизирован на ТВ в 1990). "Золушка" (1993); новые ред. балетов "Лебединое озеро" (1988), "Дон Кихот" (1990), "Жизель" (1991), "Щелкунчик" (1994). Были режисс„рами оперных спектаклхй. Пост. телефильм-концерт "Хореографические новеллы" (1973), телефильм-балет "Адам и Ева" (по балету "Сотворение мира", 1982), оригинальный телебалет "Синие розы для балерины" (1985), ряд конц. номеров. С 1977 руководят Конц. ансамблем Классич. балет (с 1992 Государственный театр классического балета). Гос. пр. СССР (1976).

С о ч. и лит. см. при ст. Касаткина Н. Д. В. В. Голубин.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница